Луг - природное сообщество.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

На данном  уроке  используется технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lug-prirodnoe_soobshchestvo..docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Луг – природное сообщество.

Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.

Задачи:

  1. актуализировать знания  учащихся о природном сообществе – луг;
  1. показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы;
  2. рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга;
  3. развивать логическое, аналитическое  мышление, наблюдательность;
  4. развивать у школьников критический подход к получаемой информации;
  5. способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.

Дидактический материал и оборудование:

  1. компьютер, проектор, экран;
  2. презентация;
  3. учебник: А.А.Плешаков  Е.А.Крючкова «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 – Москва: Просвещение, 2004. – 182 с.
  4. рабочая тетрадь: А.А.Плешаков  Е.А.Крючкова «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. в 2 ч. Ч. 1 –  Москва: Просвещение, 2011.
  5. листочки для графического диктанта;
  6. листочки с номерами вопросов.

 Ход урока.

Слайд 1

I. Организационный момент.

 

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

Слайд 2

а) Графический диктант.

- Запишите знак +, если утверждение верное, знак  -, если неправильное.

1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2. Средний ярус – это мхи и лишайники.

3.  В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ:                                                                                            дуб® гусеница ® птица ®микробы.

4. На дереве обитают кроты и землеройки.

5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

6. Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.

7. Лесная – подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.

9. Бурый медведь – хищник.

10. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Слайд 3

Ответ:

 1.+

2. –

3.-

4.-

5. +

6.-

7.-

8. +

9. –

10. –

Займемся самопроверкой. Взяли в руки карандаш. Ставим 5 если все верно, если 2 ошибки -4, если до 4-3, если 6 и меньше -2.

Молодцы! Я вижу, что к уроку вы готовились.

III. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место.

Дети слушают звуки луга и смотрят слайд-шоу.

Слайд 4

Учитель:  Кто уже догадался, куда мы отправимся? (На луг)

Учитель: Правильно. Это луг.

Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре слайдов? Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

По щелчку появляется название темы урока.

Учитель: Послушайте цели нашего урока?

Слайд 5

Учитель: Нам необходимо выяснить, что такое луг? 

Растения луга?

Животные луга?

Является ли луг сообществом?

Луга и человек.

IV. Актуализация знаний. Стадия «вызов»

Учитель: Что вы знаете о луге? (ответы детей). Смотрю знаний у вас недостаточно, что бы ответить на все наши вопросы, поэтому предлагаю вам начать работу со статьей «Луг–природное сообщество».

 Приём ТРКМ «Инсерт»

Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях текста отмечайте во время чтения новые сведения – «V», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Читать будем по абзацам.

(Коллективная работа с текстом учебника)

V. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»

 

Слайд 6

(После прочтения первого абзаца учитель задает вопросы.)_

Учитель: Что такое луг? (Луг – это безлесный участок земли, покрытый травянистой растительностью)

Учитель: В каких природных зонах встречаются луга? (В лесной зоне, в степи, в горах)

Учитель: Как называют верхний слой луговой почвы? (Дёрн)

(Читаем 2 абзац.)

Учитель: Какие растения можно встретить на лугу?(травянистые)

Учитель: А растут ли цветы на лугах? (Да)

 Слайд 7

Учитель: Выберите из предложенных вариантов цветов те, которые, как вы считаете, растут на лугу. Попробуйте определить их названия.

После того, как дети определят названия, щелчок,  появляются эти названия. Второй щелчок и исчезают тюльпан и крокусы, а на их месте появляются гвоздика, травянка и тысячелистник. 

Учитель: А все ли луговые травы цветущие?(Нет)

Слайд 8

Учитель: Назовите неяркие травы. (мятлик, тимофеевка, ежа сборная). 

После того, как дети называют травы, появляются 3изображенияи 3 надписи. Если щелкнуть по названию, то они встанут под нужное изображение.

Читаем 3 абзац текста

Слайд 9

Учитель: Какие насекомые обитают на лугу?

Учитель: Посмотрите, какие они все красивые. Есть ли среди этих насекомых те, названия которых вы не знаете?

Если щелкнуть по фото с насекомым, появляется его название. При втором щелчке по фото, название исчезает.

 Слайд 10

Учитель: Кто ещё обитает на лугу? (Звери)

Учитель: Каких зверей там можно встретить?

Учитель: Назовите тех зверей, которые не живут на лугу.

По ответам детей учитель щёлкает по фото животных. Те, которые названы неверно – исчезают.

Учитель: Почему на лугах не живут крупные животные?(им негде прятаться)

Учитель: Почему мелкие грызуны обосновались в этом сообществе? (Из – за обилия пищи)

Читаем 4 абзац текста

Слайд 11

По щелчку появляется объект – птицы.

Учитель: Какие птицы обитают на лугу?

Учитель: Почему окраска птиц такая неброская? (Чтобы лучше прятаться в траве)

Читаем 5 абзац текста

Учитель: Как связаны между собой обитатели луга?

Учитель: Итак, вы уже достаточно много узнали о луге. Можно ли назвать луг  природным сообществом? (Да, потому что все обитатели связаны между собой и зависят друг от друга)

Учитель: Молодцы!

VI.. Физминутка

 

2. Работа с текстом учебника «Как человек использует луга»

Приём ТРКМ «Верите ли вы»

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите « -.». Работайте в парах.

 Слайд 12

Вопросы:

  1. …луга не имеют значения для людей.
  2. …животноводы ухаживают за полями.
  3. …люди подсевают на лугах травы.
  4. …на лугах растут ядовитые растения.
  5. …луг может однажды превратиться в пустырь.
  6. …нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла.

 Приём ТРКМ «Инсерт»

Учитель: А правильно ли вы ответили на все вопросы, мы сможем проверить после того, как вы познакомитесь с ещё одной статьёй «Луга и человек» . Не забудьте делать пометки на полях уже знакомыми вам знаками (V, +, ?).

(Дети работают с текстом в паре)

Учитель: Итак, я повторяю вопрос, вы отвечаете на него и обосновываете свой ответ, опираясь на сведения, полученные из учебника.

Учитель: Кто при ответах не допустил ни одной ошибки? Молодцы!

VII. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»

Слайд 13-18

Приём ТРКМ «Кластер»

Учитель: Что такое луг? (Луг – это безлесный участок земли, покрытый травянистой растительностью)

По щелчку появляется первый объект кластера – луг.

Учитель: Как называют верхний слой луговой почвы? (Дёрн)

По щелчку появляется срез почвы, дёрн, по щелчку исчезает.

Учитель: Что мы в первую очередь представляем себе, когда говорим о луге? (Растения и животные)

По щелчку появляется объект кластера – растения, животные.

Учитель: Почему лесные луга не зарастают деревьями и кустарниками? (Из – за сплошного травяного покрова)

По щелчку появляется объект кластера – травы.

Учитель: А растут ли цветы на лугах?

По щелчку появляется объект – цветы.

Учитель: На какие группы можно разделить животных луга? (Насекомые, звери, птицы)

По щелчку появляется объект – насекомые, звери, птицы. 

Учитель: Можем ли мы добавить в кластер, что луг очень важен для человека? (Да)

По щелчку появляется объект – значение для человека.

Учитель: А чем он так важен? (Даёт корм домашним животным)

По щелчку появляется объект – корм для домашних животных.

Учитель: Как тогда называют травы, которыми кормят домашних животных?

По щелчку появляется объект – кормовые.

Учитель: Почему люди уничтожают некоторые растения на лугах? (Они ядовиты)

По щелчку появляется объект – ядовитые растения.

Учитель: Посмотрите на эти растения. На какие группы их можно разделить? (Кормовые  и ядовитые растения)

По щелчку появляются объекты: кормовые, ядовитые.

Слайд 19

Учитель: Назовите кормовые растения.

Учитель: Назовите ядовитые растения.

При щелчке по фото название растения перемещается в соответствующую колонку.

Учитель: Вы молодцы!

Слайд 20

VIII. Домашнее задание:

Тетрадь стр 59-62

Слайд 21

Спасибо за работу!