Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Геращенко Светлана Григорьевна.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, г Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования. Начальная школа. Начальное общее образование. МОРФ 2004 г.; примерной программой по окружающему миру и на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Федотовой  О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир»  образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой., обязательным минимумом содержания образования . Окружающий мир.;  Базисным  учебным планом – 2004 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progrgramma_po_okr._miru_4_klass.docx159.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, г Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования. Начальная школа. Начальное общее образование. МОРФ 2004 г.; примерной программой по окружающему миру и на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Федотовой  О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир»  образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой., обязательным минимумом содержания образования . Окружающий мир.;  Базисным  учебным планом – 2004 г.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному  постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

   Изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе  направлен на достижение следующих целей: 

  1. 1.формирование целостной картины мира;
  2. осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
  3. приучение детей к рациональному постижению мира.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Основные учебно-воспитательные задачи курса - это прежде всего:

  1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на осно ве учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с есте ственно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками инфор мации.
  2. Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализи ровать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой.
  3. Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений.
  4. Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности че ловека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ре бенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дис циплин.
  5. Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологиче ской культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.
  6. Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

   В курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.  

   Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных  связей всех дисциплин начальной школы.  Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ним приучая детей рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. В рамках  данного предмета  благодаря интеграции естественно-научных  и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника  решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

   Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

   Ведущими технологиями обучения в данном классе по признаку взаимодействия учителя и ученика является технология сотрудничества, а по форме организации обучения – индивидуальная, групповая и коллективная. Этот вид работы помогает раскрыть творческие способности ребёнка, развивает умение отстаивать свою точку зрения, развивает мышление, самостоятельность, взаимовыручку и желание помочь другим. Также на уроках используются: игровая технология, проектная деятельность, ИКТ.

 Разнообразны формы взаимодействия между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, особое внимание уделяется коллективным формам работы,  работе в парах, группах, группах сменного состава, а также индивидуальным формам работы, требующим ответственного отношения и удобным для организации контроля и самоконтроля.

   Методы, которые используются на уроках окружающего мира : репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение

   Данная программа содержит темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.

   Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются:

Методические пособия для учащихся:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.

Программа по курсу «Окружающий мир»:

Авторская  программа по окружающему миру  О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой  «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

   УМК отражает интересы и потребности современного ребенка, т.к. УМК решает основные задачи начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

  УМК учитывает возможности сельских начальных школ, где имеется возможность более широкого ознакомления детей с окружающим миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

   В данном классе обучаются дети одного возраста, но с разным уровнем владения русским языком. В классе средний уровень развития учащихся. В связи с этим  я выбрала УМК, так как он помогает мне раскрыть общие познавательные способности детей, индивидуальные особенности каждого ребёнка. Данный УМК направлен на оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраст, интересы, склонности, разный уровень владения русским языком, разный уровень развития детей в классе) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках окружающего мира с обучающимися ведется работа с адаптированными научными источниками, справочной литерату рой, наглядными пособиями, хрестоматией, они развивают познавательные способности за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированны ми взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, эко логами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение по средством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).

  Учитывая все возможности  УМК  «Перспективная начальная школа», мною и был выбран этот учебно-методический комплекс для реализации учебной программы.

Планируемые результаты изучения курса

«Окружающий мир»  4 класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в  4 – м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих умений:

  1. объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  2. применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  3. называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  4. объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  5. объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  6. находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
  7. оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  8. доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  9. по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  10. отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  11. объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
  12. объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  13. замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу          

  « Окружающий мир» к концу 4 года обучения.

По курсу «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:

  1. Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие пред ставления о влиянии на земную жизнь);
  2. климат как характерная погода данной местности в разные се зоны года;
  3. строение тела человека, название важнейших органов орга низма человека;
  4. основы личной гигиены;
  5. влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  6. способы сохранения и укрепления здоровья;
  7. даты важнейших событий в истории в соответствии с про граммой.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. устно описывать объекты природы;
  3. вести наблюдения в природе и устно и письменно формулиро вать выводы;
  4. в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, при роды и человека;
  5. пропагандировать знания о природе, об отношении к ней че ловека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической ра боте по охране природы;
  6. устанавливать зависимость между поведением людей в при роде и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
  7. соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  8. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе;
  3. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол.ч.

Дата провед.

Прак.раб.

Тест

Выпол.

1

История Отечества.

20

5

3

2

Земля – планета Солнечной системы.

2

1

3

Родная страна – Россия. Путешествие по природным зонам.

22

8

2

4

Человек – часть природы.

19

3

1

5

Страны и народы мира.

5

1

6

Подведение итогов Повторение.

2

1

7

Итого

70

17

8

Планируемые результаты по стержневым линиям учебного предмета

1.История Отечества – 10 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. даты важнейших событий в истории в соответствии с про граммой;
  2. историю Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические события;
  3. государственные праздники России, государственные символы России;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. работать с картами исторических событий;
  3. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

2.Земля – планета Солнечной системы- 3 часа

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие пред ставления о влиянии на земную жизнь);
  2. климат как характерная погода данной местности в разные се зоны года;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. вести наблюдения в природе и устно и письменно формулиро вать выводы;
  2. в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, при роды и человека;
  3. пропагандировать знания о природе, об отношении к ней че ловека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической ра боте по охране природы;
  4. устанавливать зависимость между поведением людей в при роде и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе;

3.Родная страна – Россия. Путешествие по природным зонам-12 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны иметь представление:

  1. об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в различных природных зонах России;

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. климат как характерная погода данной местности в разные се зоны года;
  2. о роли леса в природе и жизни людей;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. устно описывать объекты природы;
  2. находить на карте природные зоны России;
  3. вести наблюдения в природе и устно и письменно формулиро вать выводы;
  4. в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, при роды и человека;
  5. пропагандировать знания о природе, об отношении к ней че ловека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической ра боте по охране природы;
  6. устанавливать зависимость между поведением людей в при роде и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе;
  3. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

4.Родная страна – Россия. Родной край – часть великой России-10 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны иметь представление:

  1. об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в родном крае;

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. климат как характерная погода данной местности в разные се зоны года;
  2. о роли леса в природе и жизни людей родного края;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. устно описывать объекты природы;
  2. находить на карте родной край как часть России;
  3. вести наблюдения в природе и устно и письменно формулиро вать выводы;
  4. в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, при роды и человека;
  5. пропагандировать знания о природе, об отношении к ней че ловека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической ра боте по охране природы;
  6. устанавливать зависимость между поведением людей в при роде и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе;
  3. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

5.Человек – часть природы. Человеческий организм-14 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. строение тела человека, название важнейших органов орга низма человека;
  2. основы личной гигиены;
  3. влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  4. способы сохранения и укрепления здоровья.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. называть и показывать на макетах различные органы человека, рассказывать о них;
  3. соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе.

6.Человек – часть природы. Изучаем органы чувств. - 6 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. строение тела человека, название важнейших органов орга низма человека;
  2. основы личной гигиены;
  3. влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  4. способы сохранения и укрепления здоровья;
  5. даты важнейших событий в истории в соответствии с про граммой.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. называть и показывать на макетах различные органы человека, рассказывать о них;
  3. соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе.

7. Страны и народы мира. Путешествие по странам мира.- 5 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. сухопутные границы России;
  2. название стран, с которыми граничит Россия;
  3. даты важнейших событий в истории в соответствии с про граммой.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  2. работать с картой;
  3. показывать расположение стран на карте, их столицы;
  4. называть основные достопримечательности.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. рассказывать об изученных странах мира, о родном крае, родной стране, столице.

8.История Отечества. Москва как летопись истории России.- 4 часа

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. даты важнейших событий в истории в соответствии с про граммой;
  2. историю Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические события;
  3. государственные праздники России, государственные символы России;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. работать с картами исторических событий;
  3. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

9. Человек – член общества. Мы – граждане России. - 6 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. государственные праздники России, государственные символы России;
  2. основной закон страны - Конституцию;
  3. свои права и обязанности;
  4. даты важнейших событий в истории в соответствии с про граммой.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе;
  3. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По курсу «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:

  1. Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие пред ставления о влиянии на земную жизнь);
  2. климат как характерная погода данной местности в разные се зоны года;
  3. строение тела человека, название важнейших органов орга низма человека;
  4. основы личной гигиены;
  5. влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  6. способы сохранения и укрепления здоровья;
  7. даты важнейших событий в истории в соответствии с про граммой.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. устно описывать объекты природы;
  3. вести наблюдения в природе и устно и письменно формулиро вать выводы;
  4. в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, при роды и человека;
  5. пропагандировать знания о природе, об отношении к ней че ловека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической ра боте по охране природы;
  6. устанавливать зависимость между поведением людей в при роде и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
  7. соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  8. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе;
  3. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Закон «Об образовании»
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утвержде нии федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образова ния».
  3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стан дартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего об разования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утвержде нии федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего обра зования».
  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образова ния.
  7. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
  8. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Кур ган, 2005.
  9. Программы четырехлетней начальной школы:  Проект «Перспективная начальная школа»/ Сост.  Р. Г. Чуракова. – 5-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 204 с.
  10. Федотова О. Н., Трофимова Г. В., Трофимов С. А. Окружающий мир. 4 класс.Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2009.
  11. Федотова О. Н., Трофимова Г. В., Трофимов С. А., Кудрова  Л. Г.Окружающий мир. 4 класс.Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М: Академкнига / Учебник, 2009.
  12. Федотова  О. Н., Трофимова  Г. В., Трофимов С. А., Кудрова Л. Г.Наш мир. 4 класс.Ме тодическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2009.


Календарно- тематическое планирование.

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Оборудо- вание

Вид контроля

пр.раб

Вид контроля

тест

Выполнение

1.  История Отечества

20

1.1 История Отечества

15

1

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники.

1

Уч.стр.7-9

2

Древние славяне: территория расселения, жилища, охота, земледелие

1

Уч.стр.10-14

Р.т.2-3

Практическая работа № 1 с картами, помещенными в учебнике

3

Верования древних славян

1

Уч.стр.14-17

4,5

Времена Древней Руси. Хозяйственная деятельность древних славян

2

Уч.стр.18-19

Р.т.4

Тест

6

Возникновение древнерусских городов

1

Уч.стр.19-20

7

Первые русские князья

1

Уч.стр.20-24

8

Былинные герои Древней Руси

1

Практическая работа №2 «Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.»

9

Крещение Руси.

1

Уч.стр.25-28

Р.т.6

10

Ярослав Мудрый.

1

Уч.стр.28-29

11

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Уч.стр.30-33

12

Александр Невский.

1

Р.т.7

Практическая работа №3 « Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.»

13

Возникновение Москвы.

1

Уч.стр.34

Р.т.8

14

Первые московские князья.

1

Уч.стр.35-38

Р.т.8-9

15

Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию.

1

Уч.стр.39-48

Р.т.10

Тест

2. Земля – планета солнечной системы

2

16

Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи.

1

Уч.стр.49-53

Р.т.11-12

17

Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете.

1

Уч.стр.54-58

Р.т.13-15

Тест

3.  Родная страна – Россия

22

18

Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.

1

Уч.стр.59-64

Р.т.16-18

19

Зона арктических пустынь Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира.

1

Уч.стр.65-70

Р.т.19

 Практическая работа №4 «Работа с гербариями – классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания.»

20

Деятельность людей в зоне арктических пустынь Охрана природной зоны.

1

Уч.стр.70-73

Р.т.20-21

21

Зона тундры Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира 

1

Уч.стр.74-79

Р.т.22-23

Практическая работа №5 «Работа с гербариями – классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания.»

22

Деятельность людей в зоне тундры. Охрана природной зоны.

1

Уч.стр.80-83

Р.т.24-25

23

Зона лесов Положение на карте, состояние неживой природы, растительного мира.

1

Уч.стр.84-87

Р.т.27-29

Практическая работа №6 «Работа с гербариями – классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания.»

24

Животный мир зоны лесов

1

Уч.стр.90-91

25

Деятельность людей в зоне лесов. Охрана природной зоны.

1

Уч.стр.92-94

Р.т.30-31

Тест

26

Зона степей. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира 

1

Уч.стр.95-100

Р.т.32-34

Практическая работа №7  «Работа с гербариями – классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания.»

27

Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны

1

Уч.стр.101-103

28

Зона пустынь. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира 

1

Уч.стр.104-109

Р.т.35-36

Практическая работа №8: работа с гербариями – классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания.

29

Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны

1

Уч.стр.110-111

30

Субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира 

1

Уч.стр.112-117

Р.т.37

31

Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны

1

Уч.стр. 118-122

32

Красная книга и ее назначение.

1

Практическая работа №9 «Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций»

33

Родной Край – часть великой России. Положение на карте

1

Уч.стр.123-127

Р.т.38

34

Состояние неживой природы. Полезные ископаемые, поверхность и водоемы  Ростовской области.

1

Уч.стр.129-135

Р.т.41-42

Тест.

35

Растительный мир и животный мир Ростовской области

1

Уч.стр.136-137

Р.т.43

Практическая работа №10 «Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.»

36

Наблюдение за результатом воздействий человека на природу и их оценка.

1

Уч.стр.138-139

Практическая работа №11 «Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных)»

37,38

Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства. Уважительное отношение к своему народу и другим народам

2

39,40

Деятельность людей. Народные промыслы

2

Уч.стр.140-143

Р.т.44

4. Человек – часть природы.

19

4.1. Человек – часть природы.

16

41

Человек – часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека.

1

Уч.2 стр.9-11

Р.т.2-3

Тест

42,43

Строение клетки. Кожа. Личная гигиена и укрепление здоровья.

2

Уч.2 стр.12-16

Р.т.4-7

44

Системы органов: опорно-двигательная. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц

1

Уч.2 стр.17-20

Р.т.8-9

45

Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека.

1

Уч.2 стр.21-24

Р.т.10-12

46

Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека.

1

Уч.2 стр.25-28

Р.т.13-14

47

Дыхательная система. Ее роль в жизнедеятельности человека.

1

Уч.2 стр.29-33

Р.т.15-17

48,49

Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека.

2

Уч.2 стр.34-35

Р.т.18

Практическая работа №12 «Изменением пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки».

50

Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека.

1

Уч.2 стр.36-37

Р.т.19

51

Нервная система. Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы

1

Уч.2 стр.38-42

Р.т.20-21

Практическая работа №13 « Составление режима дня ученика 4-го класса»

52

Органы чувств. Нос – орган обоняния

1

Уч.2 стр.43-48

Р.т.22-23

53

Органы чувств.  Язык-орган вкуса

1

Уч.2 стр.49-51

Р.т.24

54

Органы чувств. Глаза.

1

Уч.2 стр.52-56

Р.т.25-27

55

Ухо – орган равновесия

1

Уч.2 стр.57-61

Р.т.28-30

56

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

1

Уч.2 стр.62-66

Р.т.31

Практическая работа №14 «Оказание первой медицинской помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок»

 

5.    Страны и народы мира

4

57

Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран.

1

Уч.2 стр.69-79

Р.т.32-33

Практическая работа №15 с картой мира.

58

Расположение США на карте, ее столица, главные достопримечательности.

1

Уч.2 стр.80-83

Р.т.34-35

59

Расположение Великобритании на карте, ее столица, главные достопримечательности.

1

Уч.2 стр.84-86

Р.т.36-37

60

Расположение Франции на карте, ее столица, главные достопримечательности.

1

Уч.2 стр.87-89

Р.т.38-39

1.  История Отечества

1.2 Москва как летопись истории России

5

61

Москва как летопись истории России.  День Народного единства (К.Минин и Д.Пожарский).

1

Уч.2 стр.93-95

Р.т.40-41

62

Отечественная война 1812 года

1

Уч.2 стр.96-99

Р.т.42-43

Практическая работа №16 с картами, помещенными в учебнике

63

Великая Отечественная война

1

Уч.2 стр.100-103

Р.т.44

64

Освоение космического пространства

1

Уч.2 стр.104-107

Практическая работа №17 «Выступление с докладами по истории отечества»

65

Важнейшие события, происходящие в современной России

1

Уч.2 стр.108

Тест

4. Человек – часть природы.

4.2 Человек – член общества

3

66

Человек – член общества. Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок

1

Уч.2 стр.109-111

67

Основной Закон страны – Конституция России. Права и обязанности ребенка.

1

Уч.2 стр.112-114

Р.т.45

68

Государственная власть в России. Президент России.

1

Уч.2 стр.115-116

69-70

Подведение итогов за год.

2

Итоговый тест



КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Контрольная работа по окружающему миру за I полугодие, 4 класс

Вариант 1

Задание 1

Используя оглавление  учебника «Наш мир» укажи страницы, на которых находится параграф «Природные зоны нашей страны».

Задание 2

Назови природную зону, в которой находится твой край.

Задание 3

Укажи страницы, на которых находится параграф, где говорится о твоей природной зоне.

Задание 4

        Перечисли животных своей природной зоны.

Задание 5

        Выпиши названия словарных статей, которые раскрывают строение Вселенной.

Вариант 2

Задание 1

Используя оглавление  учебника «Наш мир» укажи страницы, на которых находится параграф «Природные зоны нашей страны».

Задание 2

Назови природную зону, в которой находится твой край.

Задание 3

Укажи страницы, на которых находится параграф, где говорится о твоей природной зоне.

Задание 4

        Перечисли растения своей природной зоны.

        

Задание 5

        Выпиши названия словарных статей, которые раскрывают вопросы истории.


ЕДИНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

II полугодие

БЕЛЫЙ  МЕДВЕДЬ

   Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может  прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц.  Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г.


III. Тест по окружающему миру

1. В какой природной зоне обитают белые медведи?

а)  в арктической пустыне;                        б)  в  Северном Ледовитом океане;

в) на острове Врангеля;                        г) в тундре

2. В какой природной зоне расположен город Воркута

а) в тундре;                б) в лесной зоне;           в) ледяной зоне;          г) в степи

3. К каким группам относятся животные, упоминающиеся  в статье?

            а) звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся;

б) млекопитающие, птицы, рыбы;

в) звери, птицы, рыбы, земноводные

4. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания?

а) хищник;                                      б) всеядный;             

в) растительноядный;                            г)  насекомоядный

5. Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений,  которые никогда не цветут и не имеют семян (при необходимости воспользуйся словарем учебника)

а) мхи, водоросли, лишайники;                б) мхи, водоросли;

        в) мхи, водоросли, грибы;                        г) мхи, водоросли, грибы, лишайники


IV. Тест по русскому языку

1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных;                б) вопросительных

2. Восклицательное предложение находится:

а) в начале текста;                б) в конце текста

3. Вопросительное предложение находится

а) в начале текста;                б) в конце текста

4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами;                        б) однородными членами предложения

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения;                б) II спряжения

6. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени;        б) будущего времени;        в) прошедшего времени

7. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа;                б) множественного числа

8. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица;                б) 2-го лица;               в) 3-го лица;              г) нельзя определить лицо

9. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.;        б) м.р.;        в) ср.р.;        г) нельзя определить род

10. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными  существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму. У тебя получилось:

а) два слова;                б) три слова  

11. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж.  Этот падеж:

а) Р.п.;                        б) В.п.


АНАЛИЗ  ТЕКСТА

I. Литературное чтение и развитие речи

Проверяемые  умения:  

задания  1-13 –    сформированноесть умения поиска необходимой информации в тексте;

задания 8, 9, 10, 11, 12, 13  –  сформированность умения выявить при чтении главную  мысль;

задание 14  –  навык различения художественного и научно-популярного текста.

Правильные ответы:  1) а;     2) б;      3) а;        4) б;      5) в;       6) а;      7) б;    

8) г;     9) а;     10) б;       11) в;     12) б;     13) г;     14) б  

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

14

5

11 – 13

4

8 – 10

3

0 – 7

2

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Иванов

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

11

4

II. Математика

Номер

задания

Правильный

ответ

Содержание задания

1

а

 Измерение с помощью линейки

Таблицы умножения и деления

Понятие «скорость движения»

Вычисление времени движения

2

б

Единицы измерения длины (м, дм, см)

Сравнение трехзначных чисел

3

а

Понятие части величины

Деление на однозначное число

Единицы измерения времени (мин, ч)

4

а

Таблица умножения

Умножение на двузначное число

Свойства умножения

5

б

Единицы измерения массы (кг)

Сравнение трехзначных  чисел

Решение задач на разностное сравнение

Вычитание трехзначных чисел

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

5

5

4

4

3

3

0 – 2

2

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

Иванов

1

0

1

1

0

3

3

III. Окружающий мир

Все задания предусматривают сформированность умения школьников при необходимости использовать учебник. Задание 5 рассчитано на то, что школьник «заглянет» в словарь учебника.

Номер

задания

Правильный

ответ

Содержание задания

1

а

 Определение природной зоны по представителю животного мира

2

а

Умение работать с картой природных зон

3

б

Понятие «группа животных»

4

б

Понятия: способ питания, всеядное животное

                5

                       б

Выделение лишайников из группы травянистых растений.  

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

5

5

4

4

3

3

0 – 2

2

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

Иванов

1

0

1

1

1

4

4

IV. Русский язык

Номер  задания

Правильный  ответ

Содержание заданий и проверяемые умения

1

а

 Различение предложений по цели высказывания

2

б

Различение предложений по интонации. Умение просматривать текст и находить нужное место

3

а

Различение предложений по цели высказывания. Умение просматривать текст и находить нужное место

4

б

Плавают и ныряют белые медведи отлично.

Сформированность представлений об однородных членах предложения. Синтаксический анализ простого предложения с однородными членами (сказуемыми).

5

а

 Различение спряжений глаголов

6

а

 Различение времен глаголов

7

б

 Различение ед.ч. и мн.ч. глаголов

8

в

 Различение форм лица глаголов настоящего и будущего времени.

9

г

 Представление о том, что «род» нельзя определить у глаголов настоящего и будущего времени (это характеристика глаголов прошедшего времени, стоящих в форме ед.ч.)

10

б

Медведь,  медведица,  медвежонок

Представления о родственных словах и о начальной форме существительных. Различение родственных слов и разных падежных форм слова

11

б

Словосочетание «видели медведей».

Понятие словосочетания, различение падежей.

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

11

5

9 – 10

4

6 – 8

3

0 – 5

2

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Иванов

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

1

7

3



 

Комментарии

Медведева Елена Валерьевна

Огромное спасибо за рабочие программы.