Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 2-4 кл. УМК "перспективная начальная школа"
    рабочая программа по окружающему миру (2,3,4 класс) по теме

    Голыгина Лия Ивановна

    Рабочая программа является дополнением к рабочей программе для у класса, опубликованной ранее. В программу включен краеведческий материал, учтены местные условия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc133 КБ

    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир

    2 класс (68 часов)

    Человек и природа (40 ч)

    Звезды и планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля, источник тепла и света для всего живого на планете Земля. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.  Обращение Земли вокруг Солнца — причина смены времен года. Смена времен года в нашем крае на основе наблюдений.

     Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

    Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

    Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

    Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть).

    Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух).  Дыхание и питание растений. Роль растений в жизни человека.

    Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

     Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений (семенами, усами,  листьями, клубнями). Продолжительность жизни растений.

    Растения родного края: Вологодской области, Кичменгско-Городецкого района Верхнеентальского поселения. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

    Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы Кичменгско-Городецкого района и Вологодской области.

    Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края: Вологодской области, Кичменгско-Городецкого района: их краткая характеристика на основе наблюдений.

    Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Знакомство с разделами Красной книги России. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников.

    Человек и общество (24ч)

    Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

    Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.

    Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

    Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

    Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

    Родной край – частица России. Родное село (Верхняя Ентала): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки Верхняя Ентала; основные достопримечательности.

    Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование,  на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

    Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

    Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

    Экскурсии: по родному селу,  встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны Верхнеентальского поселения.

    Правила безопасного поведения (4ч)

    Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья. Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

    Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

    Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

    Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2 года обучения

    В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

    1. характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
    2. обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
    3. объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
    4. сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
    5. группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие (животные);
    6. сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
    7. называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
    8. характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
    9. группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние – многолетние растения; цветковые – хвойные – папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
    10. характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
    11. ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
    12. наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
    13. на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
    14. выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
    15. использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
    16. обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе Кичменгско-Городецкого района;
    17. определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира Кичменгско-Городецкого района, занесенных в Красную книгу России;
    18. понимать необходимость здорового образа жизни;
    19. находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
    2. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
    3. соблюдать правила экологического поведения в природе;
    4. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
    5. выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

    В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

    1. оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
    2. называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
    3. различать государственную символику России;
    4. ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
    5. описывать достопримечательности Московского Кремля;
    6. использовать дополнительные источники информации;
    7. работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
    2. проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
    3. использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете;
    4. проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
    5. оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

    В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

    1. понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
    2. понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
    3. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
    4. работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
    2. соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
    3. выполнять правила безопасного поведения в природе.

    3 класс (68ч)

    Человек и природа (52ч)

            Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус_ модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

            Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно - Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).

            Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

            Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то,  что создано человеком). Природные тела (тела живой природы)- человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др. ) искусственные тела - предметы. Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

            Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды - твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода - растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

            Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

            Круговорот воды в природе.

            Воздух - это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.

            Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

            Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

            Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

            Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

            Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек - защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер - шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

    Человек и общество (12ч)

            Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации : гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых  монетах).

            Лента времени. Последовательность смены времен года.  Лента времени одного года:  зима (декабрь, январь, февраль )-  весна (март, апрель, май) - лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь).  Век - отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век - деревянный,  XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

            Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).

            Город  Санкт- Петербург. План – карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург - морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

    Правила безопасного поведения (4ч)

    Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

    Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

    Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде ( учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

    Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

    Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

    Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.

    Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения

    В результате изучения раздела «Человек и природа»

    обучающиеся научатся:

    1. характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
    2. находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
    3.  определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
    4.  сравнивать и различать формы земной поверхности;
    5. находить на географической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
    6.  моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
    7.  проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;
    1. называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото);
    2. находить на географической карте разные водоемы и определять их  название;
    3. характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
    4. ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
    5. приводить примеры веществ;
    6. сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
    7. исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
    8. извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о свойствах воды, о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
    9. сравнивать свойства воды и воздуха;
    10. следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
    11.  характеризовать круговорот воды в природе;
    12. исследовать в группах состав почвы;
    13. характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
    14. обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
    15. извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
    16. исследовать в группах свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
    17. различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
    18. извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
    19. характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема)
    20. проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
    21. характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
    22. извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу, у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
    23. фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
    24.  опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
    25. Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
    26. определить характер взаимоотношений человека и природы, находить

       примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

    называть представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу России;

    1. понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах  в леу, на луг и в поле;
    2. использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений и выявления свойств объектов;
    3. использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
    2. извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет)  о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
    3. осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

    * обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

    1. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
    2. выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях..

    В результате изучения раздела «Человек и общество»

    обучающиеся научатся:

    1. описывать достопримечательности Московского Кремля;
    2.  различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить  исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
    1. находить место изученного события на ленте времени;
    2.  находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
    3. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
    4. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
    5.  находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами

       правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

    1. находить на ленте времени место изученного исторического события;
    2.  проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,

       связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;

    *использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).

    В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

    обучающиеся научатся:

    1. понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах,   у водоемов, во время ледохода, купания летом, при переправе через водные  пространства;
    2. понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
    3. пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования

       своего самочувствия при простуде.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования

       своего самочувствия для сохранения здоровья;

    1. соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах,  у водоемов во время ледохода, купания летом, при переправе через водные пространства;
    2. соблюдать правила безопасности в гололед;
    3. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее

       сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

    Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – м классе является формирование следующих умений:

    1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
    2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

    в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
    2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
    2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
    3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
    5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
    6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
    7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД:

    1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
    3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
    4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
    5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    6. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

    в 3-ем классе является формирование следующих умений: 

    1. приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
    2. приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
    3. объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
    4. приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
    5. перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
    6. животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
    7. доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
    8. узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
    9. отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
    10. объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
    11. по году определять век, место события в прошлом;
    12. отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
    13. учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

    4 класс (68ч)

    Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

    Человек и природа (40ч)

            Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

            Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

            Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

            Родной край-часть великой России. Карта Вологодской области. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

            Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

    Человек и общество (24ч)

            Наша родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения - Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

            Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык - государственный язык Российской Федерации. Родной край - часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико - административной карте России. Карта Вологодской области. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

            Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией.  Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

            Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

            Терроризм - международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).

            История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).

            Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане  (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

            Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-  панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

    Правила безопасного поведения (4ч)

            Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

            Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

            Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

            Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

    Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:

    В результате изучения раздела «Человек и природа»

    Обучающиеся научатся:

    -  находить на карте природные зоны России, Вологодскую область и Кичменгско-Городецкий район;

    -  читать условные обозначения карт;

    -   использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;

    - находить общие и отличительные признаки природных зон  России  (климат, растительность, животный мир);

    -  понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;

    -  понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

    -  характеризовать основные функции систем органов человека;

    - измерять температуру, вес, рост человека;

    -  понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

    - извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций  

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    -  осознавать ценность  природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

    -  использовать знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

    - выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

    В результате изучения раздела «Человек и общество»

    Обучающиеся научатся:

    -  рассказывать с использованием информации из Интернета о государственной символике России;

    -  самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;

    -  обмениваться сведениями о событиях в стране;

    - готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;

    - находить на политико – административной карте России местоположение Вологодской области и Кичменгско-Городецкого района;

    - работать с глобусом и картой;

    - пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с  историей Отечества;

    -  определять последовательность событий на ленте времени;

    -  рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;

    - рассказывать об особенностях труда людей родного края: Вологодской области и Кичменгско-Городецкого района.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    -  научатся определять часовой пояс своего края: Вологодской области;

    - находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и Вологодской области в Интернете;

    - составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.

    В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

    Обучающиеся научатся:

    -  понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

    -  понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

    - понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (вред курения, наркотиков, громкой музыки)

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    -  соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

    -  соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

    - заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения своего физического и нравственного здоровье.

     Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4 года обучения

     

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в  4 – м классе является формирование следующих умений:

    1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
    2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

    в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
    2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
    2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
    3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
    5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
    6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
    7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД:

    1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
    3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
    4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
    5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    6. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

    в 4-м классе является формирование следующих умений:

    1. объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
    2. применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
    3. называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
    4. объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
    5. объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
    6. находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
    7. оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
    8. доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
    9. по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
    10. отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
    11. объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
    12. объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
    13. замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса  УМК "Перспективная начальная школа"...

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса - УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Программа вклю...

    Рабочая программа по окружающему миру ФГОС 3 класс УМК"Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа составлена  в соответствии с ФГОС  на 2014-2015  учебный год....

    Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

    рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"

    представлена рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"...

    Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе ( УМК " Перспективная начальная школа")

    Пояснительная записка. Содержание. Тематическое планирование. Требования к результату. КТП....

    Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе:концепции «Перспективная начальная школа»;авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой,...