Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Семенова Алена Сергеевна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса  УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okr_miru.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Собинского района

  основная общеобразовательная  школа № 3 г. Собинки

Рассмотрена                                                                         Утверждена

На заседании школьного МО                                                приказом  по школе №

протокол №                                                                 от «___» ___________ 2011г.

от «___» ___________ 2011 г.  

                                                                                                            Директор _______________

Рассмотрена                                                                                                        (подпись)         Ф.И.О.

На заседании методического совета

протокол №      

от «___» ____________ 2011 г.

Рабочая программа

по

окружающему миру

для 1 класса

начального общего образования

                     

  1. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе  программы начального общего образования ФГОС второго поколения, авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова.(ПНШ)

Данная программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для четырехлетней начальной школы любого типа.

Особое значение этой образовательной области состоит в формировании целостно взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

 Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие исторические знания и дает обучающемуся необходимый материал для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

 «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  2.  осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

         Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

       В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

        В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа — растения — животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) — труд человека — образцы поведения в природе.

      Однако во 2-м классе школьники уже изучают, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли вокруг своей оси и ее движением вокруг Солнца.

         Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

        Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка * (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежит реализация следующих принципов: интеграции (соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений); принцип, определяющий  отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; культурологический (обеспечение широкого эрудиционного фона обучения); экологизация (социальная значимость решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром); принцип поступательности (постепенность, последовательность и перспективность обучения); краеведческий.

В программе  представлены следующие ведущие содержательные линии:

  1. человек как биологическое существо;
  2. человек и другие люди;
  3. человек и мир природы;
  4. человек и общество;
  5. история родной страны.

«Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  1. сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
  2. различать предметы и выделять их признаки;
  3. проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
  4. объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
  5. сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
  6. называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  7. проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
  8. называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
  9. описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
  10. наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
  11. приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
  12. приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
  13. проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
  2. называть органы чувств человека и их основные функции;'
  3. называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
  4. проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
  5. оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  1. проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
  2. различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
  3. оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
  4. называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
  5. называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
  6. узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
  7. выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
  2. подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
  3. называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
  4. называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
  5. узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
  6. рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  1. называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
  2. использовать мобильный телефон для связи с родителями;
  3. выполнять правила перехода проезжей части улицы;
  4. называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
  5. называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
  6. приводить примеры распространенных щдяпочных несъедобных грибов своего края;
  7. рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
  2. использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
  3. соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
  4. соблюдать правила безопасного поведения на улице;
  5. соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего cyгpoба) приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
  6. соблюдать правила сбора лекарственных растений;
  7. оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

Универсальные учебные действия

Личностные

  1. Сбор материала на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города.
  2. Обмен данными сведениями  с одноклассниками.
  3. Коллективное обсуждение необходимости соблюдения правил здорового образа жизни. 
  4. Сравнение государственной символики Российской Федерации и своего региона.
  5. Описание достопримечательностей столицы и родного края.  
  6. Работа с картой

(находить на карте  Российскую Федерацию,  Москву — столицу России, свой регион  и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых
зарубежных стран).

Регулятивные

  1. Проблемные вопросы для обсуждения учениками  и выводы для проверки правильности и эффективности действий (школьники учатся высказывать своё предположение (версию)  и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.).
  2. Организация бесед с учащимися, в результате чего школьники учатся работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник).
  3. Реализация технологии проблемного диалога (в каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,  высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки).
  4. Сравнение своего вывода с авторским (главный вывод параграфа, позволяющий школьникам учиться вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы).
  5. Оценка конкретных примеров поведения в природе.

Познавательные

  1. Нахождение сведений о прошлом страны и родного края, известных людях в справочной литературе.
  2. Сравнение и группировка предметов (найди общие черты и различия в каждой паре рисунков).  
  3. Наблюдение и самостоятельные  выводы.
  4. Нахождение и выбор нужной информации (извлечение информацию, представленной в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  5. Проверка правильности своей работы с помощью вывода в рамке.
  6. Подготовка сообщений.
  7. Моделирование формы  поверхности из песка, глины, пластилина.
  1. Классификация

(группировка) объектов природы по признакам (домашние – дикие животные, культурные – дикорастущие растения, объекты живой или неживой природы).

Коммуникативные

  1. Описание случаев  из собственной  жизни, свои наблюдения и переживания.
  2. Подготовка рассказов о семье, профессиях членов семьи, заботы о младших членах семьи, престарелых, больных.
  3. Групповые наблюдения во время экскурсий.
  4. Обсуждение в группах и составление рассказов об экскурсии.
  5. Работа в группах  (объяснение правил поведения в различных ситуациях : в парке, в лесу, на реке, в общественном транспорте).
  6. Проигрывание учебных ситуаций по соблюдению правил уличного движения.

Программу обеспечивают:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир

1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир

1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/

Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/ Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС.......

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...