Проект "Природная зоны России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Проектная работа учащихся 4 класса для  обобщающего урока окружающего мира по теме "Природные зоны России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_prirodnye_zony_rossii.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

         общеобразовательная средняя школа № 1 имени Г. К. Нестеренко

                                                                                                                                                 

                       

           Проектная работа

                                                 

                       Тема: «Природные зоны России»

                         (урок-обобщение)

                                      Учитель: Логвиненко И. И.

                                                  4 «Г» класс

                   

                                                 27.12. 2010г

                                                ст. Каневская

         ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

  1. повторение и обобщение изученного материала;
  2. получение дополнительной информации по теме;
  3. овладение информационными, коммуникативными, познавательными и общекультурными компетенциями.

ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:

  1. сообщение, проиллюстрированное на бумажном или электронном носителе

      (презентация в программе Power Point);

  1. декламация стихов;
  2. загадывание загадок, ребусов, кроссвордов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. карта «Природные зоны России»;
  2. м/м  (1. «Экологические ситуации»; 2. «Природные зоны России»);
  3. карточки «Помогайки»;
  4. накопительные папки: «Арктика», «Тундра», «Леса России», «Степи», «Пустыни», «Субтропики».

ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ТЕМЫ:

  1. Это интересно знать: «Люблю берёзу русскую…»;

            « Рожь золотая»;

                                               «Вечнозелёный лавр».

  1. Викторина «Я знаю растения всех природных зон».

      Загадки о животных.

  1. Кто где обитает? («Рассели животных»).
  2. Экологические задачи.
  3. Тест: «Экологические ситуации».
  4. Поэты о природе.
  5. Кроссворды, ребусы.

     Вступление

      Мы продолжаем работу по проекту: Природные зоны России». Вы много и хорошо работали в течение месяца, помогали друг другу.

 - Кому было интересно искать, собирать материал?

 - Трудно ли это было?

 - Что вас удивило?

 - Кто сделал «открытие» для себя?

 - А кто за время поисков полюбил природу России?

     Слайд 1.

    Я тоже очень люблю природу! Арктика привлекает своей загадочностью. Вызывает сочувствие суровая Тундра. Лес – одно из прекраснейших явлений на свете! Бескрайние степи, привольные, широкие… Интригуют коварные пески, дюны пустынь. Удивителен климат и природа Субтропиков. И всё это наша необъятная страна -  Россия.

    Основная часть

  1. БОТАНИКИ

  * Наша группа подробно изучала флору всех природных зон. И сейчас мы расскажем

     о наиболее интересных фактах.

     (Выступают с сообщениями 3 школьника.)

       

                                                         ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЙ ЛАВР

               Вы, конечно, видели сухие листья этого растения. Они продаются в магазинах и являются приправой для супов, мясных и рыбных блюд, маринадов. Свежие листья лавра тёмно-зелёные, жёсткие, блестят, будто покрыты лаком.

               В далёкие времена венки из лавровых листьев были символом славы, победы, величия. В Древней Греции этими венками увенчивали победителей спортивных, поэтических, музыкальных состязаний. В наше время лавровыми венками по-прежнему награждают чемпионов мира по плаванию, бегу, фигурному катанию и другим видам спорта.

               Мы часто слышим о лауреатах – учёных, артистах, художниках, писателях. А знаете ли вы, что означает слово «лауреат»? Это латинское слово. Лауреат – «увенчанный лаврами». Это звание присуждается за выдающиеся заслуги, достижения в области искусства, науки и другие.  Когда вы услышите, что о ком-то говорят «почивает на лаврах», то поймёте: речь идёт о человеке, который успокоился на достигнутом. О человеке, который завидует успехам другого, говорят: ему чужие «лавры не дают покоя» или чужие «лавры спать не дают». 

                 Вот сколько различных выражений возникло благодаря вечнозелёным листьям лавра!

                                                                 РОЖЬ ЗОЛОТАЯ.

                                                                                                    Ветерок спросил,

                                                                                                    Пролетая:

                                                                                                   - От чего ты, рожь,

                                                                                                    Золотая? –

                                                                                                    А в ответ

                                                                                                    Колоски шелестят:

                                                                                                   - Золотые руки растят!

                                                                                                                                               Е. Серова

            Рожь, как и пшеница, - хлебное растение. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает. Поэтому её сеют там, где короткое лето, - на севере.

            У ржи высокий стебель. Поэтому её не мешают расти сорняки: она их перерастает. Её стебель выше человеческого роста.

            В России рожь растёт лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля.

            Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают чёрный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного. Все мы любим  вкусный ржаной хлебушек.

            Иностранцы с удивлением глядят на наш чёрный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии чёрный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых.

           Кроме муки, из ржи получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят домашних животных.

           А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

                                                           ЛЮБЛЮ БЕРЁЗУ РУССКУЮ.

                                                                     Люблю берёзу русскую,

  То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике,

      С платочками в карманчике,

  С красивыми застёжками,

                                                                     С зелёными серёжками,

                                                                     Люблю её заречную,

  С нарядными оплечьями,

                                                                      То ясную, кипучую,

  То грустную, плакучую.

                                             А. Прокофьев

              Красавицу берёзу можно встретить в лесу и в поле. Она украшает городские парки. Берёза – любимое дерево русского народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о берёзе.

             Берёзу любят не только за красоту. Очень давно, когда люди не научились изготовлять бумагу, на бересте (берёзовой коре) писали. Эти берестяные грамоты, пролежав в земле 700 – 800 лет, дошли до нас и учёные прочитали их.

             Из древесины берёзы изготовляют мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины, делают мётлы и веники. Берёзовый веник в бане все хвори выгоняет из больного человека. Из берёзовых почек приготовляют лекарства. Сжигая берёзу люди обогреваются, а из остывших углей делают активированный уголь, для очистки воды и воздуха.

             И сок у берёзы вкусный и полезный.

             А сколько грибов растёт в берёзовом лесу!

             Как видишь, берёза людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.

             Стройная, с тонкими поникшими ветвями, нарядной листвой берёза вызывает восхищение и служит символом всего самого светлого. В коре берёзы есть особое вещество – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет, а белый цвет отражает солнечные лучи, вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

             Берёза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Её сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков.

  * Мы приготовили для вас викторину. Проверим, насколько хорошо вы изучили

     растения всех природных зон. Необходимо назвать растение и показать на карте,

     где оно произрастает.

     ( Ученик проводит викторину)

                 

                   Викторина: «Я знаю растения всех природных зон»

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?
  2. Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза?
  3. Какие лесные кустарнички не знают листопада?
  4. Какое дерево в лесу весной дятла поит?
  5. Основная пища северных оленей?
  6. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?
  7. У какой лесной ягоды семена снаружи?
  8. Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах?
  9. У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы?
  10. Это травянистое растение с корнем «метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками?

  1. ЗООЛОГИ

  * Наша группа с интересом изучала фауну природных зон России. Насколько

     разнообразен животный мир нашей Родины!

     Предлагаем вам загадки. Отгадав, расскажите о том, как это животное

     приспособилось к условиям жизни в данной природной зоне.

     (3 ученика читают загадки, отгадки показывают в рисунках)

Бегает среди камней,                                

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах!              

Удрала, а хвост в руках

Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко

Пышный хвост торчит  с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко…

Весной лесной петух начинает токовать.

Ходит по земле, распустив хвост веером.

Когда поёт, то ничего не слышит.

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

Хозяин Арктики.

  *  «Рассели животных» по зонам их обитания.

        (Ученик читает задание)

        Слайд 2

  1. ЭКОЛОГИ

 * Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим

    за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень

    давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел

    строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения.

    Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живём в современных

    многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а всё равно нашим настоящим домом

    остаётся природа.

    Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал:

   «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими

    сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку

    нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

    Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники,

    сохранены от полного уничтожения многие виды животных. Человек многим обязан

    природе. Не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные

    сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей.

    Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша

    задача и долг.

  * Экологические задачи.

     (2 ученика читают задачи)

  1. Кавказский улар из семейства фазановых весит 2кг, а крупная птица дрофа в 6 раз тяжелее. Определите вес10 дроф?

  1. Розовый пеликан в сутки поедает 1кг рыбы. Определите рыбное меню 5 пеликанов в течение недели.

  1. Одногорбый верблюд может развить скорость до 16км/ч. Сколько километров пройдёт он за 5 часов?

  1. Скорость волка в случае опасности – 55км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой скоростью за 2ч?

     Презентация в программе Power Point.

  *  Тест: «Экологические ситуации»

  *  Памятка от «Экологов»                 

*  Дерево, трава, цветок и птица                  * Всем известно, что жуки

     Не всегда умеют защищаться.                     Жужжат с досады и тоски,

     Если будут уничтожены они,                       Но в кругу друзей жуки

     На планете мы останемся одни.                   Чудаки и добряки.

       

*   Нор звериных,                                            * Покормите птиц зимой!            

     Птичьего гнезда                                            Пусть со всех концов

     Разорять не будем                                         К вам слетятся как домой,

     Никогда!                                                        Стайки на крыльцо.

     Пусть птенцам                                              Сколько гибнет их – не счесть,

     И маленьким зверятам                                 Видеть тяжело.

     Хорошо живётся                                           А ведь в нашем сердце есть

     С нами рядом!                                               И для птиц тепло:

                                                                             Приучите птиц в мороз

*   Прекрасна, прекрасна                                   К своему окну,

     Родная Земля.                                                Чтоб без песен не пришлось

     Прекраснее мне не найти                             Нам встречать весну.

     Никогда!

     Зелёные долы, леса и поля                         * Всё-таки на свете все нужны!

     И синяя в море вода!                                     И мошки не меньше нужны,

                                                                              Чем слоны.

 *  Давайте, люди, любить планету,                  Нельзя обойтись без чудищ

     Во всей Вселенной  на всех одна,                Нелепых

     Что будет делать без нас она?                      И даже без хищников злых

     Люби цветы, леса, простор полей -              И свирепых.

     Всё, что зовётся Родиной твоей!                  Нужны все на свете!

  1. ЛИРИКИ

  * Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Наша группа

     изучила много произведений различных авторов о природе всех зон России.

     Из произведений видно, что всё богатство русской природы принадлежит русскому

     народу.

     (Ученики читают стихи, рассказывают сказки)

                          Стихи о природе нашей Родины.

                                                                                             А. Антонова

                                            Звалась ты родиной метелей,

                                            Землёй нетающих снегов,

                                            Страной навьюченных оленей,

                                            Неугасающих костров.

                                            И нет предела снежным снам,

                                            Но не осталась она прежней –

                                            Другой она досталась вам.

                                            Ночей полярных взгляд холодный

                                            Пронзает душу, а снега

                                            Невытканным цветным узором

                                           Ласкают сердце иногда.

                                           Её ранимость, тягу к свету

                                           Ценила каждая душа,

                                           И вот простую мудрость эту

                                           Мы жили, медленно круша.

                                           По быстрым рекам покорённым

                                           Струится мутная вода,

                                           Не зарастает мхом зелёным

                                           Следов машинных борозда.

                                           Притихших ив тугие ветки

                                           Обвила ржавая струна.

                                           Цивилизации отметки,

                                           Увидев, хмурится луна.

                                           И вот, отбросив дух кочевный,

                                          Сижу на камне у огня.

                                          Бросая в пламя жир олений,

                                          Я говорю с тобой, Земля!

                                                                                     В. Шефнера

                                  Забывчивый охотник на привале

                                  Не заметал, не растоптал костра.

                                  Он в лес ушёл, а ветки догорали

                                  И нехотя  чадили до утра …

                                  А утром ветер разогнал туманы,

                                  И ожил потухающий костёр.

                                  И, сыпля искры посреди поляны,

                                  Багровые лохмотья распростёр.

                                  Он всю траву с цветами вместе выжег,

                                  Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

                                  Как вспугнутая стая белок рыжих,

                                  Он заметался со ствола на ствол.

                                  И лес гудел от огненной метели,

                                  С морозным треском падали стволы,

                                  И, как снежинки, искры с них летели

                                  Над серыми сугробами золы.

                                     ЗЕЛЁНЫЙ ДЕНЬ

                                                                               Л. Кудрявская

                        Я в лес вошла июльским днём.

                        Зелёный дуб качался в нём.

                        Зелёный мох на пне лежал,

                        Зелёный жук над ним жужжал.

                        Висела сонно стрекоза

                        Зелёная-зелёная.

                        Она таращила глаза

                        Такие удивлённые.

                        Темнела зеленью река,

                        Спокойная, покатая,

                        И в ней купались облака,

                        Слегка зеленоватые…

Лес – наше богатство.

Лес – воздух для лёгких, благо и тень.

Лес – дом для зверей и птиц.

Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои плоды и дары.

Лес – наш друг: он задерживает влагу, помогает человеку наращивать

          хороший урожай.

Лес – зелёный наряд нашей планеты.

    «РУССКИЙ ЛЕС»

                         С. Никулина

   Нет ничего милее

   Бродить и думать здесь.

   Излечит, обогреет,

   Накормит русский лес.

   А будет жажда мучить –

   То мне лесовичок

   Средь зарослей колючих

   Покажет родничок.

   Нагнусь к нему напиться –

   И видно всё до дна

   Течёт вода-водица,

   Вкусна и холодна.

   Нас ждут в лесу рябина.

   Орехи и цветы,

   Душистая малина

   На кустиках густых.

 

   Ищу грибов поляну

   Я, не жалея ног,

   А если и устану -  

   Присяду на пенёк.

   Лес очень любит пеших,

   Для них совсем он свой.

   Здесь где-то бродит леший

   С зелёной бородой.

   Жизнь кажется иною,

   И сердце не болит,

   Когда над головою,

   Как вечность, лес шумит.

        Д Ж У З Г У Н                                       /сказки/

Надоело пескам лежать в пустыне. Надоело им видеть над собой раскалённое добела небо, а у горизонта  - призрачные озера воды и призрачные рощи. Захотелось им настоящих озёр  и  настоящих деревьев с прохладной тенью и птичьим щебетом.

              -  Жизнь не идёт к нам, жизнь боится пустыни, - сказали они, - мы сами пойдём к ней. Мы пойдём навстречу жизни.

              И пески поднялись, и волна за волной пошли вперёд. Долго шли они, пока не пришли к лугу. Он лежал перед ними весь в цветах и травах. Над ним порхали и пели птицы. В ручье купался  воробей – оляпка.

Первый раз за всю свою жизнь пески видели перед собой настоящий луг и непризрачный настоящий ручей. И думали: сейчас разольются они по лугу, и прорастут сквозь них травы.

               - И перестанем мы быть жёлтыми, - говорили пески, растекаясь по лугу горячими струйками. Скоро мы зазеленеем  и не будем  задыхаться от зноя.

Слой за слоем растекались они по лугу, и умерли присыпанные ими цветы, перестал  бормотать ручей, улетели птицы и унесли свои песни. Вокруг стало душно и жёлто, как в пустыне. У горизонта опять заплескались озера призрачной воды и закачались деревья призрачного леса.

             Тогда поднялись пески, и пошли дальше. Долго шли они, и пришли к роще молодых осинок. На опушке прыгали зайцы, в тени от овода прятался лось. Где-то за деревцами тоскливо и нудно кричал кобчик:  

- Би-ить, би-ить...

Только неизвестно было, кого он собирался бить и когда. Пески  лежали и слушали. Они первый раз в своей жизни видели перед собой настоящую рощу с настоящими, не призрачными деревьями.

- Сейчас мы войдём в неё, и будут раскачиваться над нами молодые осинки, - сказали пески и жёлтыми ручейками втекли в рощу.

Слой за слоем улеглись они между деревьями, и деревья умерли, задохнулись в их зное. И стало вокруг так же душно и жёлто, как в пустыне. И пески опять пошли дальше. Они подходили к озёрам. Разгорячённые, погружались в них и  умирали озера. Они входили в леса. И леса падали, умирали. Всё дальше и дальше шли пески по земле, и всё дальше и дальше  следом за ними шла пустыня. И кричали пески, задыхаясь от зноя:

- Мы хотим быть лугами! Мы хотим быть рощами!  Мы хотим жизни!

А несли с собой смерть.

И заволновались тогда озёра, задумались рощи: что если пески пройдут по всей земле и всю её усыпят жёлтыми сыпучими барханами? Что если по всей земле растечётся пустыня?

И тогда подал свой голос Джузгун. Размахивая упругими веточками, он сказал:

- Надо остановить их. Они ищут жизни, надо дать им её.

И, рассеивая семена свои, он пошёл навстречу пескам. Выставляя навстречу им свои  зелёные ветви, он говорил:

- Стойте, Вы хотите жизни? Я буду жить среди вас. Я уже иду, а следом за мной придут и поселятся среди вас другие кустарники, и даже цветы.

Он кричал изо всей силы, но что его голос перед криком обезумевших от зноя песков! Они надвигались на него, слепые в своём отчаянии, готовые подмять его под себя и сломать.

Но не сломали. Крепко держался Джузгун за землю, и всё рассеивал и рассеивал свои семена. Он говорил прорастающим сквозь пески кустарникам:

-  Дети мои, нам трудно, но мы должны устоять. Мы должны остановить пески. Они обезумели от солнца и сами уже не видят, что делают.

И всё сеял и сеял свои семена.

И чем шире разрастался Джузгун, тем всё медленнее текли пески, а  однажды и вовсе остановились. Оглянулись вокруг и воскликнули:

- Жизнь! К нам пришла жизнь! Мы перестали быть пустынными.

А Джузгун покачивался  немного усталый, но счастливый и слышался его голос:

- Я говорил  вам - стойте! - а вы были глухи. Смотрите, к вам уже идёт, покачивая    пурпурными бомбошками, Астрагал, помаргивая голубыми глазками, идёт Вероника, а вон, размахивая пушистой метёлкой, шагает Мятлик. Идёт к вам жизнь.

  И говорили пески, счастливые:

              - Оказывается и среди нас может быть жизнь. Мы тоже можем быть зелёными, как луга, просто никто раньше не догадался засеять нас добрыми семенами.  

Братья Бондаренко

        П О Ч Е М У  У  Д Ж Е Й Р А Н О В    П Е Ч А Л Ь Н Ы Е  Г Л А З А ?

Далеко – далеко в пустыне стоял  красивый город Мерв. У правителя города была красавица дочь Джейран. Принцесса любила пустыню, любила её закаты и восходы, любила, когда небосвод переливался множеством ярких необычных красок. Ей нравилось сочетание жёлтого и голубого: жёлтые пески под ногами и жёлтое небо над головой. Вода, как и везде в пустыне, ценилась на вес золота и береглась жителями города. Все относились к ней бережно, с нежностью. Летом высыхали ручьи и озёра и капли дождя испарялись, не успевая долететь до желтого огненно-раскалённого песка.

Принцесса Джейран больше всех времён года любила весну. Ведь именно в это время года в пустыне наступал праздник. Сотни тысяч видов крохотных растений зажигали свои маленькие огоньки. Каждая маленькая травинка стремилась весной, как можно раньше, быстрее, до жары, отцвести. Вот такой цветущей весной и познакомилась красавица-Джейран с молодым  горшочником Нисом и полюбила его. Долго правитель города не  хотел давать согласие на их свадьбу, но, видя, как молодые люди любят друг друга, согласился. Джейран с Нисом уже готовились к свадьбе, когда Бархатный Хан – колдун и повелитель пустынь увидел красавицу-принцессу и захотел взять её в жёны. Хан запугал правителя города, что если он не отдаст девушку ему в жёны, то он накажет жителей города Мерв. Испугался отец принцессы и решил отдать Джейран в жёны Бархатному Хану. Но влюблённые не захотели расставаться и поклялись друг другу, что лучше умрут, чем будут жить в разлуке друг от друга. И рано утром, пока весь город ещё спал, сели они на верблюдов и отправились в путь. Два дня шли они не останавливаясь, шли без отдыха по бескрайним пескам. Труден был путь через пустыню, хотелось пить, спать, но они шли вперёд и вперёд. Им нужно было быстрее покинуть владения Бархатного хана, где он уже не имел власти над ними, где  не действовала его сила.

И вдруг...о, чудо! Вдали влюблённые отчётливо увидели берег, а дальше – безбрежное море, волны накатывались одна за другой, и кажется, что у самого горизонта скользит парусник. Нис оживился и начал быстрее погонять верблюдов: скорее, скорее! Но, увы, это был только мираж, какие часто бывают в пустыне.

А в это время  Бархатный Хан обнаружил пропажу Джейран и Ниса. Он долго искал принцессу, проверял каждый дом в городе, выпытывал у горожан в какую сторону убежали влюблённые, но ему никто ничего не сказал. Разозлился Хан, закрыл солнце чёрными тучами и наступила кромешная тьма, и посыпалась на город песчаная пыль. Она сыпалась до тех пор, пока полностью не засыпала город Мерв. Бросился вдогонку Бархатный Хан. Он бежал, летел, гудел, поднимал в воздух массы песка. Она падала безостановочно и на сотни километров появлялись новые владения Бархатного Хана – барханы. На своём пути он засыпал всё – селения, оазисы, колодца, речушки.

А Джейран с Нисом всё шли и шли вперёд. Но вот на горизонте на горизонте показались зелёные верхушки деревьев. Это был оазис. Верблюды прибавили ходу, у них открылось второе дыхание. Оазис был небольшой, со всех сторон зажат песком,  но на нём росли деревья, стояли домишки. А рядом из-под земли бил родник. Влюблённые бросились к нему напиться воды. Затем они присели отдохнуть и заснули. Тут и нагнал их Бархатный Хан. Рассердился он и превратил Ниса в песок, развеяв по всей пустыне. А красавицу Джейран превратил в красивую грациозную антилопу с большими и грустными глазами. Взгляд её остался навсегда печальным. Она бегает по пустыне и ищет своего возлюбленного Ниса и нигде не может его найти в море песка.

        И С Т О Р И Я   О   М А Л Ь Ч И К Е   А Л Ё Ш Е

И      Б О Ж Ь Е Й     К О Р О В К Е

Эта история произошла летом, в деревне, где отдыхал мальчик Алёша. Алёша жил в городе, а сегодня уезжал в деревню к бабушке на всё лето. Сидя в машине, он представлял себе, как будет плескаться в чистой прозрачной реке, ходить за грибами с местными ребя тишками и есть спелые душистые ягоды с сада. Он помнил, как учительница на последнем уроке просила их бережно относиться к природе и беречь растения и животных.

Бабушку Алёша застал в огороде. Она собирала  каких-то жуков.

- Совсем одолели, - говорила бабушка. Не знаю, как от них и избавиться!

Алёша решил помочь бабушке избавиться от вредителей огорода. На следующие утро, пока не было бабушки, мальчик пошёл в огород. Он внимательно разглядывал кустики смородины, клубники, свёклы, гороха и, наконец, увидел божьих коровок.

- Ах, вот кто губит наш огород. Я обещал учительнице охранять природу и своё обещание я сдержу!

- И  Алёша тщательно  стал  собирать божьих коровок. Собрав, их  всех до одной, он

бросил их в стеклянную банку, закрыл её плотно и понёс в лес на ближайшую поляну. Там он высыпал божьих - коровок  из банки и громко, на весь лес, крикнул:

- Вот и живите здесь, вредные букашки, а к нам  в огород не прилетайте!

 От этого крика вспорхнула стайка воробьёв с берёзы и полетела в деревню. А Алёша  помыл  банку в ручейке, полюбовался свежей зеленью леса и не спеша, пошёл домой.

Так прошла неделя. Но однажды бабушка пришла с огорода растроеная. Она гово рила, что букашки поедают все цветы, растения и что, наверное, не будет уже в этом году урожая, так как куда-то исчезли её  помощ ники божьи коровки. Алёша удивился:

- Бабушка, а разве не божьи коровки губили наш урожай? – спросил удивлённо мальчик.

- Что ты, внучок, совсем наоборот. Божьи коровки помогают бороться с тлёй, ко торая губит урожай на огороде.

-  Пойдём, я покажу тебе этих жуков.

              Бабушка привела Алёшу к кустикам гороха. И наклонившись, мальчик увидел  медленно ползущих, нерешительных зелёных жучков. Они еле-еле переставляли свои то ненькие, как волоски ножки. Казалось, будто они застыли в нерешительности, и не знают, что им делать.

-  Как же такие малыши могут вредить растениям? – спросил Алёша.

-  Ещё как,  внучок! У этих жучков нет ни зубов, ни челюстей, зато у них есть  хобо ток, которым тля прокалывает кожицу листа и сосёт из него сок. Но они не только сосут сок, но ещё и выделяют в месте укола ядовитую слюну. Конечно, Алёша, одно насекомое не по губит растение, но если их соберётся много на растении, то оно погибнет. Тля бывает разная: злаковая, гороховая, свекловичная. Отличается она друг от друга окраской и величиной. Но эти вредные букашки очень быстро размножаются. Одна тля за лето выводят миллиарды бу кашек. И справиться с ней может только божья коровка. За сутки божья коровка съедает до двухсот тлей, а её личинки вдвое больше. Вот мы и стараемся заманить её на свои огороды, нашу помощницу-кормилицу.

 Алёша посмотрел на огород. Он пытался найти хоть одну божью коровку, но никого не увидел. Ему стало стыдно, что он, не разобравшись, отнёс всех божьих коровок в лес на поляну.

-  Что же теперь делать? Как вернуть их обратно?

                 Алёша пошёл на дорогу, собрал с листьев несколько насекомых и принёс их в ого род. Но, едва коснувшись листвы, божьи коровки вспорхнули и улетели. Так Алёша бегал несколько раз и приносил их снова, но они не оставались на бабушкином огороде, они уле тали.

-  Почему же они улетают? Почему они не хотят уничтожать тлей на нашем огороде? – рассуждал Алёша вслух.

-  Всё очень просто! – ответили воробьи.

-  Они всё видели и наблюдали за мальчиком и за всем происходившим. Они обиде лись на тебя и больше не вернуться на ваш огород. Ведь ты приказал им не появляться.

-  Но разве они всё понимают? – удивился мальчик.

-  Дело в том, что ты выпустил их на волшебной поляне, где многие желания испол няются. На эту поляну прибегают многие звери и прилетают птицы попросить помощи у леса. Вот лес и исполнил твоё желание.

-  Что же теперь делать? Помогите, мне воробьишки? Я ведь хотел как лучше.

-  Иди назад на лесную поляну, найди божьих коровок и попроси у них прощение.

-  Может, они простят тебя, и прилетят опять бороться с тлёй.  

  Алёша бегом побежал  в лес. Он видел, как любила бабушка свой огород, как про водила на нём  большую часть дня, как лелеяла каждый кустик, каждое растение. И мальчику стало стыдно, что он взял и погубил её труд. Правильно говорит русская пословица: « Не зная броду, не суйся в воду».

-  Зачем я поспешил, не разобравшись! Буду теперь сначала думать, а потом делать. А то если так все будут охранять природу, то от неё, пожалуй, ничего не останется.

             Так, рассуждая, Алёша дошёл до той лесной поляны, где он выпустил из банки божьих коровок. На этом месте ещё сидело несколько насекомых. Но Алёше показалось, что они не хотят на него смотреть и отворачиваются, пытаются уползти  в другую сторону.

-  Не уползайте от меня, милые насекомые, - произнёс жалобно Алёша. Я пришёл попросить у вас прощение. Я ведь не знал, что вы приносите пользу, уничтожая вредную для растений тлю. Простите, простите, меня, пожалуйста! Я обещаю больше ничего не делать, не подумав и не убедившись в верности принятого решения. Прилетайте к нам снова на огород, помогите нам спасти урожай.

Мальчику показалось, что божьи коровки  кивнули своими головками и простили его. Довольный Алёша побежал домой. Первым делом он заглянул в огород и увидел, как множество божьих –коровок ползает по листьям. Бабушка была довольна:

  1. Наконец-то вернулись наши спасительницы! Теперь мы будем с урожаем.

 Алёша улыбнулся и подумал:

-  Расскажи эту  историю в школе – ведь никто не поверит.

А вы, ребята,  верите, что это было на самом деле?

Берюхова Е. К.

Р А З Н О Ц В Е Т Н А Я    Р Е Ч К А

Текла по равнине речка с чистой – пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на её берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды – вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается,  по другой обратно выливается. Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка  стала здесь словно от стыда за творимые безобразия алее мака!

Ниже по течению построили ещё один завод  -  резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьёт, сбрасывая по трубе обратно грязную отработанную воду. И стала речка здесь словно от досады чернее сходящих с заводского конвейера чёрных резиновых сапог.

Ещё дальше вырос на берегу третий завод - ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой – пестрее самого пёстрого ситца.

Так - вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной - Разноцветной. Была  многоводной – стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!

Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы – это, говорит, хорошо, но и про людей и окружающую их природу тоже нельзя забывать. Куда это годится, что кое-где речку курица вброд перейдёт?! Разве можно смериться с тем,  чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями?! Как это так – людям в речке не умыться, ни постирать, ни жажду утолить, ни рыбы наловить? И приказал: срочно построить на всех трёх заводах «водочистки». Пусть испачканная в цехах вода там же «чистится – отмывается» и за дело принимается. Снова пачкается, снова «отмывается» и опять за дело принимается. И так без конца. Тогда в речке и воды больше станет, и будет она там всегда чистой.

Послушались на всех трёх заводах доброго совета, и красно-чёрно-зелёно-жёлтые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С той поры речка Разноцветная вновь стала речкой Прозрачной, чистой, хочешь  жажду  утолить –  утоляй, хочешь стирать – стирай, можешь и покупаться, и рыбы наловить, и ухи наварить.

                       А. Дитрих,  Г. Юрмин  

                           

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ

  * Наша группа подготовила занимательные ребусы, кроссворды.

                                                       

                                      СТЕПИ

  1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт

      в тундре и лесной зоне.

  1. Вроде сосны, вроде ёлок,

      А зимою без иголок.

  1. Хозяин лесной

      Просыпается весной.

      А зимой под снежный вой

      Спит в избушке снеговой.

  1. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самым душистым.
  2. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим шишечкам на ветках.

1

2

4

5

3

                           ТУНДРА

  1. Короткое название ледяной зоны.
  2. Птица с необычным красным клювом.
  3. Название острова, на котором расположен заповедник.
  4. Арктика – царство снега и … .
  5. Растения, живущие в толще воды.
  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.          

5

1

3

4

2

6

                   

                                 АРКТИКА

  1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары».
  2. Близкий родственник тюленя.
  3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.
  4. Это животное бывает добычей белого медведя.
  5. Растение полярной зоны.
  6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
  7. Пища рыб северных морей.

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

                                   

                      ЛИСТВЕННИЦА

  1. Хвойное дерево, около него встречают Новый год.
  2. Лиственное дерево-медонос.
  3. Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны парами или по пять штук в пучке.
  4. Дерево с мягкой хвоей.
  5. Лиственное дерево: плакучая …
  6. Лиственное дерево с белой корой.
  7. Лиственное дерево, их бывает три вида: остролистный, американский и татарский.
  8. Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра.
  9. Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды.
  10. Растущий в скверах и парках лиственный кустарник со стреляющими стручками.
  11. Лиственное дерево с мягкими пуховыми серёжками.

   Итог урока

        

  Приложение

                              КАРТОЧКА - «ПОМОГАЙКА»  1.

           Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звёзды и Северное сияние.

Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до  - 60. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

         Растения.  На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений водорослей. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зелёные льдины»

        Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

         Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных (белый медведь, морж, промысловые рыбы), ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. На острове Врангеля расположен заповедник «Остров Врангеля». На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку. На острове обитает овцебык, завезённый из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

                                     КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА»  2.

        Тундра  находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. Туда попадают косые солнечные лучи. Суров климат: зима продолжается дольше, чем учебный год

 в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Снег и лёд, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остаётся. Поэтому в тундре много болот и озёр, почва влажная или просто мокрая. 

               Растения.Растут: мох ягель – похож на маленькие деревца или кустики (пища северных оленей); морошка, голубика, брусника; карликовая берёза, карликовая ива – растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. Все растения низкорослые.

               Животные. Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, лебеди, кулики, много комаров, мошек. У птиц густое оперенье и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.

               Человек.  Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. Экологические проблемы: 1) нарушается поверхность почвы от тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время её добычи; 3) незаконная охота – браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Под особую охрану взяты: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

                                   КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА»   3.

           Леса России – зона находится южнее зоны тундры, расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года. Холодная зима и тёплое лето. Это самая большая природная зона. В ней три части: самая большая часть – тайга, вторая – смешанные леса, третья – широколиственные леса.

                   Тайга – это хвойный лес. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

                   Смешанный лес к югу от тайги. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

                   Широколиственные леса ближе к югу зоны лесов. Здесь растут дубы, липы, клёны, ясени, вязы. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

                   Животный мир лесной зоны разнообразен. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

        Значение леса: место отдыха; аптека; источник чистой воды и пищи; источник древесины; источник топлива; дом для растений, животных, грибов; защитник воздуха, водоёмов, почв.

                  Проблемы леса: вырубка; пожары; незаконная охота (браконьерство)

                                       КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА»  4.

                Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. Эта зона по площади небольшая, меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе. Здесь тёплое, продолжительное, засушливое лето. Горячие ветры (суховеи) иногда перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко.

                        Растения степи все травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному – корни- клубни, длинные корни, корни-пучки, узкие или мясистые листья

 ( чтобы сохранить питательные вещества, влагу) Это тюльпаны, ирисы, траволга, ковыль, типчак.

                        Животные. В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Гнёзда устраивают прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. Хищники степи: степной орёл,  степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под свет растительности.

                       Человек. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. На нераспаханных участках степей  пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. Ещё одна проблема – это браконьерство. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орёл, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.

                                       КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА» 5.

           Пустыни  расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днём до плюс 70, а в тени выше 40. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до  минус 12, и длится 2-3 месяца.

                  Растения. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, который проникает на глубину 20м, а листья в виде колючек, что позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое. Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвтжений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк. В пустыне встречаются и деревья. Саксаул – это низкое дерево, не более 4-5м, и растут на небольшом расстоянии друг от друга (из-за недостатка влаги). В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами.

                 Животные пустыни (большинство) некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-кругловка, лисичка-корсак, ушастый ёж, тушканчик, песчанка. Крупные животные – сайгаки и верблюды. Насекомые – скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. В пустыне почти нет птиц, так как они плохо переносят жажду.

                  Человек. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах  стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. Для сохранения природы был создан заповедник «Чёрные земли»

                                   

                              КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА» 6.

                       Субтропическая зона (Черноморское побережье Кавказа) занимает маленькую территорию. Эта удивительная зона расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Зона расположена в умеренном поясе, но ещё ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Субтропики – «тропики» (это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора); «суб» ( в переводе с латинского значит «под») Субтропики – территория под тропиками.(точнее, вблизи тропической зоны)

                    Растения. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан, кипарисы, магнолии, пальмы. Много фруктовых деревьев – персики, абрикос, инжир, грецкие орехи. Много растущих виноградников, плантаций чая.

                   Животные. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это косули, медведи, кабаны, барсы, шакалы, цикады, хищный богомол, олеандровый бражник (бабочка), ящерицы, змеи. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

                 Человек. Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникают экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Занесены в Красную книгу: жужелица кавказская, тис ягодный, самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы создан Сочинский национальный парк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"

Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...