Какие бывают растения
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Колина Инна Валерьевна

Урок окружающего мира, интегрированный с математикой, литературным чтением, музыкой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakie_byvayut_rasteniya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Какие бывают растения.

Урок окружающего мира, интегрированный с математикой, литературным чтением, музыкой.

2класс.

Цель:

  1. расширять представление о природном окружении как среде жизнедеятельности человека, используя межпредметные связи на уроке.

Задачи:

  1. познакомить с различиями между деревьями, кустарниками и травами;
  2. развивать вычислительные навыки, познавательный интерес к изучению живой природы;
  3. воспитывать коммуникативные способности, нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.

Оборудование:

  1. гербарий;
  2. рисунки растений;
  3. мультимедийное оборудование;
  4. проигрыватель дисков формата МР3;
  5. карточки с разрезанными строчками из стихов.

Пояснительная записка к уроку. Приложение №3.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приложение №2, слайд №1.
  2. Актуализация знаний.

- Вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться?

- Ребята, я хочу вас пригласить с собой, вы не против? А вот куда – это мой маленький секрет.

 Звучит  музыкальный фрагмент из  альбома «Волшебные голоса природы». Приложение №1.

- Как вы думаете, где можно услышать такие прекрасные голоса птиц? (Ответы детей: на природе, в лесу)

III. Работа над изучением новой темы.

- Конечно, такие чудесные звуки можно услышать только в лесу. Представьте, что мы идём по лесной тропинке. На каждом шагу нас приветствуют лесные жители. А вот кто они, мы узнаем из загадок. (Работу над загадками можно продолжать под звуки музыки.) Приложение №2, слайд №2 – отгадки появляются по щелчку.

к

р

а

п

и

в

а

р

о

м

а

ш

к

а

с

о

с

н

а

л

и

с

т

в

е

н

н

и

ц

а

е

ж

е

в

и

к

а

о

д

у

в

а

н

ч

и

к

о

с

и

н

а

я

с

е

н

ь

  1. Злая, как волчица.

Жжётся, как горчица!

Что ж это за диво?

Это же…(крапива).

  1. Белая корзинка,

Золотое донце,

        В ней лежит росинка

        И сверкает солнце. (Ромашка.)

  1. У меня длинней иголки,

Чем у ёлки,

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви -  только на макушке. (Сосна.)

  1. Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (Лиственница.)

  1. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,

Вот и назван…(ежевика).

  1. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

  1. Что за дерево стоит:

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

  1. Он шумит своей листвой,

Будто говорит со мной.

        И приветлив он, и ясен.

        Ну, конечно, это …(ясень).

Каждый ученик, отгадавший загадку, выходит к доске и получает рисунок с изображением угаданного им растения.

-Как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках? (Растения)

-На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

-Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже – ярусе? (Деревья.)

-Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники.)

-Что находится на нижнем этаже? (Травы.)

- Помогите, пожалуйста, расселить наши растения по этажам.

  1. Ученик класса называет растение, объясняя на каком ярусе его можно встретить. За правильный ответ  ему предлагается, выбрать вырезанный из бумаги лист дерева  красного, жёлтого или зелёного цвета.  
  2. Дети  с рисунками деревьев встают на приготовленные  стулья, с  рисунками трав – приседают, а  с изображением кустарников – находятся  в обычном положении.

-Чем деревья отличаются от других растений? (У дерева в течение всей жизни  имеется один ствол, растущий в длину, и толщину быстрее других ответвлений – сучьев и ветвей, которые составляют крону.)

-Чем кустарники отличаются от деревьев? (У кустарников формируется несколько стволиков.)

-Чем травы отличаются от деревьев и кустарников? (У травянистых растений – мягкие и сочные стебли.)

IV. Практическая работа (по группам).

Во время работы по расселению растений по ярусам, каждый ученик класса получил листик определённого цвета.

 Ученикам с рисунками трав  и  листочками красного цвета предлагается сесть за «красный» стол. (Прикреплён шарик.)

Ученики с рисунками кустарников и жёлтыми листочками садятся за «жёлтый»  стол.

Ученики с рисунками деревьев и зелёными листочками садятся за «зелёный» стол.

Каждая группа получает гербарии, среди которых образцы травянистых растений, кустарников и деревьев.

  1. Задание  первой группе: выбрать из предложенных образцов  травянистые растения, привести свои примеры.
  1. Задание  второй группе: выбрать  образцы кустарников, привести свои примеры.
  2. Задание  третьей  группе: выбрать  образцы деревьев, привести свои примеры.

За правильные ответы выдаются фишки, соответствующие цвету данной группы.

V. Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (Дети свободно передвигаются по классу)

За природой наблюдали. (Смотрят по сторонам, поворачивая  голову в разные стороны)

Вверх на солнышко смотрели (Поднимают голову вверх)

И их всех лучи согрели. (Поднимают вверх руки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (Приседают)

А потом все дружно встали, (Встают)

Великанами мы стали. (Встают на носочки)

VI. Закрепление изученного.

 Викторина «Маленькие тайны природы». Приложение №2, слайд №3.

Продолжается работа по группам. Ученики читают вопрос викторины, который появляется на экране; за определённое время обсуждают его  и на пронумерованных  карточках своего цвета записывают ответ. Затем сдают его учителю и проверяют. Во время обсуждения следующего вопроса, учитель проверяет ответы групп, выдаёт фишки.

1. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Чёрная смородина, шиповник.) Приложение №2, слайд №4.

2. Какое дерево в благоприятных условиях может дожить до 1000 лет, а отдельные экземпляры – до 2000 лет? (Дуб.) Приложение №2, слайд №5.

3. Древесина какого дерева идёт на изготовление лыж? (Берёза.) Приложение №2, слайд №6.

4. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожник.) Приложение №2, слайд №7.

5. Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа.) Приложение №2, слайд №8.

6. Какое дерево – прекрасный «пылесос», один из лучших очистителей пыли и сажи? Волокна древесины у него неровные, и топор в ней увязает? (Вяз.) Приложение №2, слайд №9.

VII. Воспитательная беседа.

-Молодцы, вы очень старались во время викторины, работали дружно. А теперь очень простой вопрос: «Человек для леса друг или враг?» Объясните ответы.

-Знаете ли вы правила экологически правильного поведения человека в лесу?

(Дети показывают знаки и рассказывают правила.)

VIII. Решение задач экологического содержания. Приложение №2, слайд №10.

На столе каждой группы лежат цифры от 0 до 9. Прочитав задачу, ученики решают её и показывают свой ответ на карточках. Группе, правильно решившей задачу, выдаётся фишка.

1. Один гектар хвойного леса поглощает за год 30т пыли, что на 40т меньше, чем лиственный. От скольки тонн пыли избавит нас один гектар лиственного леса? (70т) Приложение №2, слайд №11.

2. Суточная норма витамина С содержится в 4г свежего шиповника или в 30г чёрной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть чёрной смородины, чем шиповника? (26г)  Приложение №2, слайд №12.

3. 12  видов можжевельника, растущего в нашей стране, не занесено в Красную книгу. Занесено на 8 видов меньше. Сколько всего видов можжевельника растёт в нашей стране? (16 видов)  Приложение №2, слайд №13.

4. Можжевельник в сутки выделяет 30кг ароматных веществ, убивающих бактерии (фитонцидов), а берёза – 2кг. На сколько больше килограммов фитонцидов выделяет можжевельник, чем берёза? (28кг)  Приложение №2, слайд №14.

5. Один гектар леса выделяет 10т кислорода. Это на 5т больше, чем поглощает углекислого газа. Сколько углекислого газа поглощает один гектар леса? (5т) Приложение №2, слайд №15.

IX. Игра «Юные таланты».

Каждая группа получает разрезанное по строчкам  четверостишие известного поэта. Необходимо восстановить произведение, выразительно прочитать его и назвать автора. За каждый правильный ответ группа получает фишку.

  1. Первая группа восстанавливает стихотворение И. Сурикова.

От цветов на полях

Льётся запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

  1. Вторая   группа восстанавливает стихотворение А. Пушкина.

Шумит кустарник... На утес
Олень веселый выбегает,
Пугливо он подножный лес
С вершины острой озирает…

  1. Третья группа восстанавливает стихотворение А. Плещеева.

Деревья весело шумели,

Когда вернулась к ним весна,

И только ель одна меж них

Была безмолвна и мрачна.

- Ребята, я тоже хочу прочитать вам стихотворение С. Погореловского. Приложение №2, слайд №16.

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий, до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес!

X. Заключение. Подведение итогов.

- К сожалению, время урока истекает и наше путешествие заканчивается. Подведём итоги работы каждой группы. (Учитель сообщает, сколько фишек получила каждая группа и выставляет оценки, поощряя не только членов группы- победителя, но и активных учеников из других групп.)  

XI. Рефлексия.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а теперь знаете?

-Какие задания вам  показались  наиболее  интересными?

-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

- Дайте оценку своей работе и работе своей группы.

-Что помогло вам определить пути бережного отношения к природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Тест по окружающему миру 2 класс...

"Растения леса. Какие бывают растения?"

Цель: Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе...

«Какие бывают растения, разнообразие растений»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о представление о растениях, как отдельном царстве природы, о значении растений в живой природеЗадачи урокаДидактич...