«Лес – наш друг»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

 

Урок окружающего мира в 1 классе

УМК «Школа России»

 «Лес – наш друг»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc44.5 КБ
Package icon novaya_papka.zip2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным                               изучением отдельных предметов №3 города Алексеевки Белгородской области

 

Урок окружающего мира в 1 классе

УМК «Школа России»

 «Лес – наш друг»

 

        

        Разработала: учитель первой

                                                         квалификационной категории

                                                               Шургинова Юлия Александровна

           

                                       апрель,   2010

Урок окружающего мира в 1 классе по  теме: «Лес – наш друг».

                           (УМК «Школа России»)

Цели:  

- Изучить  основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов;

-  Выяснить значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

- Прививать навыки коммуникативного мышления, работы в группе, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе.

Задачи:

- Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию понятий «лес – природное сообщество», «этажи (ярусы) леса;

- Создать условия для формирования предметной компетентности по распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой), межпредметных умений классифицировать объекты природы леса, устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);

- Презентовать материал об объекте природы леса в публичном выступлении;

- Создать условия для понимания необходимости бережного отношения к лесу как части природы, его обитателям, важности рационально использовать богатства леса.

Учащиеся должны уметь :

- Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Основные понятия: «лес – природное сообщество», «ярусы леса», «экологическое равновесие».

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры; рисунок большого дуба с приклеенными листочками, на которых написано задание.

                                       Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

   - Здравствуйте, юные исследователи! Рада, что мы снова вместе.

Серьезные проблемы сегодня

Будем мы решать,

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Лес – наш друг – это важно или нет?» (Слайд 1, 2.)

  1. Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. ( Дети распределяются по группам путём отрыва листочков с картинки дуба)

В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

  1. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

  1. Формулирование темы и целей урока.

- сегодня мы с вами собрались для того, чтобы рассмотреть очень важную проблему. Я предлагаю принять участие в проекте «Лес – наш друг». Давайте вспомним особенности проектной деятельности.

Отличие проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.

 В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учётом нового распределения на группы. Слайд 3

       На доске план:

                  Действия в группе:

  1. Обсуждение задания (коллективно).
  2. Выполнение практического задания ( «экспериментаторы»).
  3. Оформление задания ( «иллюстраторы»).
  4. Формулирование выводов ( «аналитики»).
  5. Применение результатов ( «исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

- Давайте обсудим цели урока. Слайд 4.

В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле. Слайд 5.

                                       Правила работы в группе

  1.  Уважайте мнение каждого, выслушивайте все аргументы.
  2. Работая над проектом, четко следуйте инструкциям по работе с оборудованием. Соблюдайте правила техники безопасности!
  3. Для поиска необходимой информации используйте все возможные средства: Интернет, справочную и научную литературу, учебники, газеты, журналы.
  4. Обменяйтесь информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями).
  5. Обсудите результаты работы в группе и создайте на основе вашего материала доклады, презентацию или буклет.
    Выберите докладчиков по теме своего исследования.
  6. Отрепетируйте выступления участников.
  7. Будьте готовы представить свой материал на научной конференции.
  8. Вперёд! Удачной работы!

III. Подготовительный этап.

  1. Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма». ( «Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта.)

   В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

Слайд 6.

  1. Распределение заданий.

  1.  Физкультминутка.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

                                    Весною мы выше и выше растем,

    И тянемся к солнышку ночью и днем.

      А осенью листья стряхнем постепенно.

     И кружит, и кружит их ветер осенний.

IV.  Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

( Проект выполняется на разных листах ватмана, в результате получается книга о лесе.)

 V.   Подготовка и защита презентации. (Дети докладывают о результатах своей работы.)

 VI. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.  Какие цели были достигнуты на уроке? Какие цели мы не достигли?

 VII. Домашнее задание.

Рассказать родителям о создании книги. Посоветоваться с ними: какой еще материал может содержать книга.

 VIII. Рефлексия.

 - Продолжите фразу: «Я сегодня на уроке научился…»

                                  «Мне было интересно ….»

                                  « Мне было непонятно…..»



Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Лес – наш друг». (УМК «Школа России») Учитель: Шургинова Ю. А.
- Изучить основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; - Выяснить значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.- Прививать навыки коммуникативного мышления, работы в группе, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе.
- Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию понятий «лес – природное сообщество», «этажи (ярусы) леса;- Создать условия для формирования предметной компетентности по распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой), межпредметных умений классифицировать объекты природы леса, устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);- Презентовать материал об объекте природы леса в публичном выступлении;- Создать условия для понимания необходимости бережного отношения к лесу как части природы, его обитателям, важности рационально использовать богатства леса.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Распределение детей по группам. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.Формулирование темы и целей урока. Подготовительный этап.Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.Подготовка и защита презентации. (Дети докладывают о результатах своей работы.) VI Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Обсуждение задания (коллективно).Выполнение практического задания ( «экспериментаторы»).Оформление задания ( «иллюстраторы»).Формулирование выводов ( «аналитики»).Применение результатов ( «исследователи»).Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.
Уважайте мнение каждого, выслушивайте все аргументы.Работая над проектом, четко следуйте инструкциям по работе с оборудованием. Соблюдайте правила техники безопасности!Для поиска необходимой информации используйте все возможные средства: Интернет, справочную и научную литературу, учебники, газеты, журналы.Обменяйтесь информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями).Обсудите результаты работы в группе и создайте на основе вашего материала доклады, презентацию или буклет.Выберите докладчиков по теме своего исследования.Отрепетируйте выступления участников.Будьте готовы представить свой материал на научной конференции.Вперёд! Удачной работы!
Страница 1
Виды лесов:
Хвойные
Лиственные
Смешанные
«Этажи леса»
Древесный – ярус высоких деревьев (дуб, сосна, ель, тополь, береза)Кустарниковый – ярус низких деревьев (яблоня, рябина, черемуха)Кустраничковый – ярус кустарников, молодого подроста (смородина, шиповник)Травянистый – ярус травянистых растений(мхи, грибы, папоротник. Подорожник…)
Страница 3
Значение леса
Место отдыха
Аптека
Источник чистой воды и пищи
Источник топлива
Источник древесины
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв
Красота
Страница 4правила поведения в лесу:
Не рубить живые деревья;Не разводить костры под деревьями;Не рвать цветы;Не разорять гнезда;Не брать детенышей зверей домой;Не кричать, не пугать диких животных;Не ловить ради забавы бабочек, муравьев и других животных;Не сорить в лесу. Убирать за собой мусор и стеклянную посуду.
Страница 5Опасно для здоровья :
Пищевые отравления (грибы, ягоды);Переохлаждение;Солнечные ожоги (нельзя долго находиться на солнце);Клещи (необходимо одевать защитную одежду);Аллергия (возможна непереносимость пыльцы растений);Ветки и ямыОпасность заблудиться;Гроза или пожар в лесу
Страница 6Красная книга
Растения:Береза МаксимовичаКолокольчик персиколистныйЛандыш майскийПодснежник И др. Животные:Черный коршунСерая цапляЖук-оленьЕвропейский благородный оленьЛесная мышовкаИ др.
«Я сегодня на уроке научился…» «Мне было интересно ….» « Мне было непонятно…..»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...

Как мы обращаемся друг к другу

Данное внеклассное мероприятие обогатит опыт детей в ведении диалога, расширит знания о правилах хорошего тона. Подобранный материал даст возможность применить теоретический материал на практике....

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

День Семьи. Праздник "Поймем друг друга!"

Ежегодно отмечаем праздник "День Семьи". Придумываем много интересных поздравлений, конкурсов. Читаем стихи, поем песни....

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."

1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали?   (Ответы детей) Га...