Исследовательская деятельность младших школьников
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Антипова Елена Робертовна
Мой мастер-класс в рамках МО город Новый Уренгой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2011.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Занятие №1. «Организация исследовательской деятельности на уроке»

Занятие №2. «Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся»

Занятие №3. «Как построить урок - исследование»

Занятие №4. «Создание проблемной ситуации на этапе мотивации урока - исследования»

Занятие №5. «Что важно знать об обучении в малых группах»

Занятие№6. «Формирование исследовательских умений учащихся начальной школы в процессе освоения программы «Окружающий мир»

Занятие№7.«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе средствами ИКТ»

Занятие№8«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе средствами ИКТ»

Занятие №9.  «»


Мастер – класс

Занятие №1. «Организация исследовательской деятельности на уроке»

      Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Цель мастер - класса:

Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

 • Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;

 • Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся;

 • Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.

Ход мастер – класса.

1. Знакомство с участниками.

 - Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

 (Представление участников)

 Поработайте с вашим соседом, выберите имя и придумайте качества людей на каждую букву имени!

 Подберите работу с именами, которая имела бы исследовательский характер. (Назвать художественные и литературные произведения, где бы использовались имена. Провести исследования «Самое популярное имя в школе?», «Влияет ли имя на характер человека?»)

2. Теоретический аспект.

 Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Поэтому именно на первой ступени обучения необходимо активно приобщать школьников к исследовательской деятельности.

Объект исследования: личность младшего школьника.

Предмет исследования: организация исследовательской деятельности младшего школьника.

 Предпосылкой формирования исследовательской деятельности является способность мышления давать ответы, далеко отклоняющиеся по степени оригинальности, нестандартности, неожиданности от других (стандартных) решений. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина, подвижность. Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска.

 Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик взаимодействовал с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности:

 1) познание объектов окружающего мира;

 2) создание учеником личностного продукта образования;

 3) самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

 1) когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира;

Формы организации занятия когнитивного типа: наблюдение, эксперимент, исследование объекта, конструирование понятий (правил, закономерностей, гипотез, теорий, картины мира) и т.д.

 2) креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности;

Формы организации занятия креативного типа: диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа; занятие-противоречие, парадокс, фантазия; поисковое занятие, постановка проблем и их решение; изобретательство, моделирование, эвристическая ситуация, сочинение, деловая игра, урок наоборот (ученик в роли учителя), защита творческих работ.

 3) методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика.

Формы организации занятия оргдеятельностного типа: целеполагание, нормотворчество, разработка и защита коллективных и индивидуальных проектов, рецензирование, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия; конференция, творческий отчет; рефлексия.

 Ведущим средством развития детей является создание эвристической образовательной ситуации. Эвристическая образовательная ситуация характеризуется образовательным напряжением, возникающим спонтанно или организуемым учителем, требующим своего разрешения через эвристическую деятельность всех ее участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.

 Цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию, проблематизацию деятельности, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.

Методы обучения:

 - метод вживания – ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира;

 - метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

 - метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с культурно-историческими аналогами;

 - метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;

 - метод эвристического исследования. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;

 - метод конструирования понятия. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт;

 - метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все окончания в словах или сами слова, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну.

3. Практическая работа «Ромашка» (учащиеся в группе выбирают метод и придумывают работу).

В привлечении младших школьников к правильно организованной и содержательно насыщенной исследовательской деятельности, использовании исследовательских моделей обучения педагогический коллектив начальной школы видит решение одной из важнейших задач современного образования – формирование активной жизненной позиции личности.

4. Знакомство с формами работы мастера.

 Метод вживания.

Пример описания ученицы о её "вживании" в свечу: "Я лежала в коробке. Вместе с такими же свечами, как и я. Вдруг нас стали брать, ставить на стол, зажигать спичкой, а потом друг о друга. Как и у других свечей, у меня появилось пламя, мое тело стало нагреваться и плавиться там, где ближе к пламени. Вокруг меня светло, я отражаюсь в поверхности, на которой стою. Вокруг меня летают пылинки и, попадая в мое пламя, сгорают. Если бы я не горела, то, сколько было бы пыли! Но почему я не могу зажечься и погаснуть, когда захочу, а не тогда, когда на меня подует ветер или человек?".

 Метод эвристических вопросов.

 Тема: Для чего нужен компас?

 Цель: научить пользоваться компасом.

 - Подумай и скажи: в каком приборе применяется магнит?

 - Как пройти через лес и не заблудиться?

 Тема: Поверхность нашего края.

 Цель: Научить определять различные формы поверхности на карте.

 - Рассмотрите изображения суши на карте полушарий.

 - Почему она пестрит разным цветом?

Метод эвристических наблюдений.

 Книга «Выращиваем растение».

 Метод эвристических исследований.

 Метерлинк «Синяя птица», Маршак «12 месяцев».

5. Рефлексия.

 - Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

 Метод эмпатии  (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную.

 Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

 Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики уже не будут относиться к данному методу как экзотическому и примут его в разряд действительно учебных методов.

 Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: "Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова - это цветок, туловище - стебель, руки - листья, ноги - корни ... ". В моменты наилучшего "вживания" ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, которому удаётся отождествить себя с объектом.

Приведём примеры заданий на использование метода "вживания".

- Напишите рассказ о том, что вы чувствовали во время "вживания" в изучаемый объект, что наиболее ярко удалось представить, что удивило вас, что понравилось.

- Повторите метод "вживания" к любому другому объекту. Найдите слова, которые вы мысленно будете проговаривать, чтобы ощутить себя этим объектом. Метод будет освоен вами тем лучше, чем более вам удастся почувствовать внутреннее состояние и строение объекта.

- В момент наилучшего "вживания" задайте вопросы как бы самому себе. Например: "Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?"

- Запишите главные результаты познания, полученные вами методом "вживания". Подумайте, благодаря чему они вам удались. Запомните свои действия и ощущения.

 Приведём пример описания ученицы о её "вживании" в свечу: "Я лежала в коробке. Вместе с такими же свечами, как и я. Вдруг нас стали брать, ставить на стол, зажигать спичкой, а потом друг о друга. Как и у других свечей, у меня появилось пламя, мое тело стало нагреваться и плавиться там, где ближе к пламени. Вокруг меня светло, я отражаюсь в поверхности, на которой стою. Вокруг меня летают пылинки и, попадая в мое пламя, сгорают. Если бы я не горела, то, сколько было бы пыли! Но почему я не могу зажечься и погаснуть, когда захочу, а не тогда, когда на меня подует ветер или человек?". Ученики обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

 Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку задействует неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их "очеловечивания".

   Метод эвристических вопросов (разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом). Заключается данный метод в том, чтобы отыскать сведения о каком-либо объекте, задавая семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Можно рассматривать и парные сочетания вопросов, и при этом будут порождаться новые вопросы, например, как-когда? Ответы на вопросы и их разнообразные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

   Метод символического видения основывается на том, что символ есть образ реальности, содержащий ее смысл, и он может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Задания могут носить следующий характер: описать и построить связи между объектом и его символом. После выяснения характера отношения символа и его объекта - пронаблюдать какой-нибудь объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

   Метод эвристического наблюдения предполагает наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учениками различных объектов. При этом ребенок учится самостоятельно находить источники знаний, способ их добывания из реального бытия. Результат его деятельности, или образовательный продукт при данной методике включает три основных пункта:

   а) информационный результат наблюдения;

   б) примененный способ наблюдения;

   в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение.

   Степень творчества определяется новизной полученных результатов по сравнению с ранее имевшимися. Основная цель метода - научить детей конструировать знания с помощью наблюдения.

Метод эвристического исследования. Заключается в том, что выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный, и т.д. - например, растение, картина, часть речи. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать этот объект по плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы.

Метод гипотез. Учащимся предлагается задание сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Первоначальная задача при этом - выбрать основную для конструирования версию. Учащиеся предлагают исходную позицию или точки зрения на проблему, усваивают разноплановый подход, учатся конструировать гипотезы. Затем - полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопросы, опираясь на логику и интуицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...