Экологическая сказка «Гостинцы из Сибири»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Экологическая сказка «Гостинцы из Сибири», для внеклассной работы 4 класса коррекционной школы- I, II вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yakovleva_e.a._ekologicheskaya_skazka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологическая сказка «Гостинцы из Сибири»

Цель: Изучение основных обитателей Сибири.

Задачи: I.Образовательные:

1) Изучить особенности обитателей Сибири.

2)  Способствовать расширению кругозора детей.

II. Воспитательные:

1) Способствовать воспитанию творческих способностей у детей.

2) Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

III. Развивающие:

1) Способствовать развитию фантазии.

2) Способствовать развитию чувства товарищества.

3) Способствовать развитию самостоятельности.

Форма проведения: комбинированный урок.

IV. Коррекционные:

  1. Формировать словесную речь.

Оборудование: таблица «животные», таблица «Птицы», открытки с изображением животных и птиц, географическая карта.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Какой сейчас урок?

Спросите меня, что мы будем делать.

Учитель. Встаньте, хорошо слушайте. Здравствуйте!

Дети. Здравствуйте.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Речевая зарядка

Работа ведется фронтально.

Послушайте знакомые словосочетания (за экраном учитель произносить речевой материал, бывший в слуховой тренировке на прошлых уроках).

Экология

Вредные привычки

Учащиеся повторяют слова и словосочетания по одному, вместе с учителем.

Послушайте новое.

Экологическая сказка (учитель произносит словосочетание).

а) за экраном,

б) слухо - зрительно,

в) за экраном после того, как его повторят учащиеся.

III. Объяснение нового материала.

Сейчас я прочитаю вам Экологическую сказку, а потом ответите на вопросы.

Сказка «Гостинцы из Сибири».

-Пока, ты уезжаешь? – спросил Ваня.

-Да.

-Куда?

-В Сибирь! Что тебе из Сибири привезти?

-Что-нибудь очень вкусное! – заказал Ваня.

-Хорошо, - пообещал я.

Прилетел я в Сибирь, много путешествовал, собирал камни – минералы. Пришла пора домой ехать. Стал искать самое вкусное в Сибири для сына Ванечки, а как найти – не знаю. Решил у всех спрашивать.

Пошел в тайгу, а навстречу мне заяц. Спрашиваю:

-Что в Сибири самое вкусное?

-Травка сочная душистая, - отвечает заяц.

Попробовал травки – не понравилось. Иду дальше. Вижу волк бежит.

-Волк, волк, что в Сибири самое вкусное?

-Зайцы! Не видел ли ты, куда тут зайчишка серенький побежал?

-Вон туда! – отвечаю. А сам в другую сторону показываю – не хочу, чтобы волк зайчика съел. Убежал волк, а из-за кустов лиса выходит.

-Обманул серого! А ведь врать не хорошо! – говорит лиса. – Я все волку расскажу. Он тебя тогда съест.

-Не расскажешь! Это только в сказках волк с лисой дружит, а на самом деле волк тебя разорвет на куски при первой же встречи. Так что не пугай! Скажи лучше, что здесь самое вкусное.

-Самое вкусное, - хитро усмехнулась лисица,- это рыбка в речке.

-Как же ты ее ловишь? – спросил я.

-Хвост опущу, она на хвост сама и цепляется, - засмеялась лиса, убегая.

-Обманула рыжая! – сказал я, обидевшись и сел передохнуть на пенек.

-Пи! – пропищал кто-то рядом.

Оглянулся, а рядом мышка, выбежала на солнышко погреться, говорит мне:

-Противная лиса! Обманула она тебя. Лисы нас, мышек, больше всего любят, есть, часто и ягоды едят, птиц ловит, гнезда разоряют, иногда ящериц едят, лягушек и рыбу.

-А что же самое вкусное в Сибири, мышка?

-Самое вкусное – зернышки, - ответила мышка и убежала в норку.

Пожевал я зернышки. Есть можно, но вкусными не назовешь. Решил для сына поискать что-нибудь получше. Пошел дальше, а навстречу лось.

-Лось, что самое вкусное в Сибири?

-Мухоморы!

-Глупая шутка! Я серьезно спрашиваю.

-А я серьезно говорю, - отвечает лось. – Я ел ветки, траву, грибы, но больше всего люблю лакомиться мухоморами.

Поблагодарил я лося и пошел дальше. Мухоморы в подарок сыночку собирать, конечно, не стал. Шел, задумавшись, и в чью-то нору оступился. Поднялся, а из норы барсук вылезает:

-Ты что, - говорит барсук, - в мою нору лезешь?

-Ой, прости, - отвечаю. – Я случайно.

Хожу по тайге, ищу, что здесь самое вкусное.

-Самое вкусное – это лягушки!

-Лягушки?!- удивился я.

-Не нравится лягушки, можешь попробовать улиток, червей, а лучше личинок жуков налови.

Поблагодарил я барсука, но червей и личинок жуков  ловить не стал, пошел дальше. Подошел к речке, а там выдры рыбу ловит.

Выдра, что самое вкусное в Сибири?

-Везде, а не только в Сибири, - поучает выдра, - самое вкусное – это рыба. Лови! Здесь ее много.

-Спасибо, выдра, но мой сынок рыбу не любит, - ответил я и пошел дальше. Забрел в самую чащу. Вижу – рысь. Спрашиваю:

-Что в Сибири самое вкусное?

-Зайцы отвечает рысь. – Лови, если сможешь!

Как же зайцев ловить голыми руками? Пошел дальше. Пригляделся, а за деревом росомаха прячется.

-Росомаха, - спрашиваю, - что здесь самое вкусное?

А росомаха голову опустила и молча уходит, не хочет отвечать.

-Куда же ты уходишь, росомаха? – кричу - я только спросить хочу.

А она так и ушла некультурная. Не успел я обидеться, а с дерева меня соболь успокаивает:

-Не расстраивайся! Росомахи подбирают остатки пищи волков, а сами ловят  больших зверей. Ей все равно, что есть, а вот я бы тебе не советовал мясо больших зверей есть. Можешь еще  и заразиться чем-нибудь.

-Спасибо, соболь. А что все-таки в Сибири самое вкусное?

-Мыши, кедровые орехи. Можно, конечно, ягодами, жуками и лесными птицами питаться, но мыши и орехи вкуснее всего.

Поблагодарил соболя кедровые орехи собирать. Вкусными они оказались! Тут медведь подходит.

-Что, - говорит, - решил, что самое вкусное в Сибири – это орехи?

-Да, - отвечаю.

-Не спорю, но попробуй малину, бруснику, чернику, собери грибы, - посоветовал медведь. – А хочешь, я тебе мед в сотах достану?

-Хочу, - ответил я.

Набрал я орехов, ягод, грибов, захватил мед в сотах, что медведь принес, и повез домой сыну Ванечке. Это действительное самое вкусное в Сибири.

VI. Закрепление учебного материала.

Вопросы к ученикам.

1. Какие животные живут в Сибири? А какие животные обитают в наших лесах?

2. Что ест лиса?

3. Какой зверь питается мухоморами?

4. Чем питается барсук?

5. Кого ловит рысь?

6. Что едят росомахи, соболи, медведи?

В конце занятия учащиеся делятся своими впечатлениями. А учитель должен сделать вывод о том, почему животные живут  в суровой Сибири.

Кроме этого учитель акцентирует внимание на то, что все животные – и травоядные, и хищники,  гадальщики – одинаково важны и нужны природе. Нет плохих и хороших организмов!

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Дома составить маленькую экологическую сказку.

Молодцы ребята, все сегодня работали хорошо. Выставление оценок за работу на уроке.

Какую тему изучали?

Чем занимались на уроке?

Всем спасибо, до свидания.

Использованная литература:

1. География материков и океанов/Под. Ред. В.А. Коринской – М.: Просвещение, 1991.-320с.

2. Шиков Е.В. Экологические сказки// Биология в школе №3.-2000.-с.32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "У лесовика"

Инсценировка экологической сказки. Разработана для учеников 3 класса, расчитана на 30 минут...

Экологическая сказка "Сказка о Лучике"

Разработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию....

Чтение экологической сказки. Сказка про репку.

Чтение экологической сказки.Сказка про репку....

Экологическая сказка для учащихся начальных классов. "На лесной полянке".(Инсценировка сказки о грибах)

Увлекательная сказка унесет ребят в царство грибов. Много  интересных заданий предстоит выполнить ребятам - зрителям. Они будут вместе с героями решать определенного рода задачи, которые приведут...

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...