Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Лес и человек.
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

     

    Тема:Лес и человек.

    Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

    2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

    3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_prirodovedeniya_v_4_klasse.doc52 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_les_i_chelovek.ppt1.39 МБ

    Предварительный просмотр:

    Зебзеева Инна Станиславовна. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33» п. Яйва г. Александровска Пермского края.

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России», учебник «Природоведение 4 кл.» А.А. Плешаков.

    При составлении урока были использованы материалы:

    методическое пособие  «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;

    Тема: Лес и человек.

    Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

    2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

    3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

                                   Ход урока.

    1. Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)  

    -Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?

    2. Сообщение темы и целей урока.

    -Тема нашего урока «Лес и человек». Мы поговорим о роли леса в природе и жизни людей ( Слайд 1).

    3. Проверка знаний и умений.

    -Прежде чем  перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о растениях и животных  лесной зоны.

               Блицтурнир «Я знаю лес»

    -Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный. )

    -Назовите  дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.» (Сосна.)

    - Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

    - Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

    - Какое дерево является символом России? (Берёза.)

    - Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

    - Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

    - У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

    - Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

    - Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)

    -Какой бывает лес? Соотнесите названия деревьев и лес, в котором они произрастают (Слайд 2.):

    4. Работа над новой темой.

    - Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик):

    Нет ничего милее

    Бродить и думать здесь.

    Излечит, обогреет,

    Накормит русский лес.

    А будет жажда мучить-

    То мне лесовичок

    Средь зарослей колючих

    Покажет родничок.

    Нагнусь к нему напиться-

    И видно всё до дна.

    Течёт вода-водица,

    Вкусна и холодна.

    Нас ждут в лесу рябина,

    Орехи и цветы,

    Душистая малина

    На кустиках густых.

    Ищу грибов поляну

    Я, не жалея ног,

    А если и устану-

    Присяду на пенёк.

     

    Лес очень любит пеших,

    Для них совсем он свой.

    Здесь где-то бродит леший

    С зелёной бородой.

    Жизнь кажется иною,

    И сердце не болит,

    Когда над головою,

    Как вечность, лес шумит.

    - Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его самостоятельное чтение по карточкам.

    - Так чем же является лес для человека? Приготовьте в тетради таблицу для заполнения (Слайд 3.):  

    (Далее работа построена следующим образом:

    чтение строчек стихотворения на слайде презентации,

    рассматривание иллюстрации,

    вывод- заполнение пункта в таблице).    

    - Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…» (Слайд 4.)

     ( Слайд 5.)

    - А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)

    - А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)

    -Значит, лес для человека- это источник топлива. ( Слайд 6.)

    -Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес- это источник древесины. ( Слайд 7.)

    - В лесу человек находит себе пищу- это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес- это источник пищи. (Слайд 8.)

    -« А будет жажда мучить…» Лес- это источник чистой воды. (Слайд 9.)

    - А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

    - Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) Чем для них является лес? ( Это их дом.)

    - Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)

    - Значит, лес- это ещё и дом для растений, животных, грибов. (Слайд 10.)

    - Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» и вы узнаете, какую ещё роль играет лес.

      (Чтение вслух.)          

    - Какие роли выполняет лес? ( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

    - Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)

    - Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.) (Слайд 11.)

    - Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

    - Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

    - Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Слайд 12.)

    - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

    - Приготовьте для заполнения таблицу (Слайд 13.) :

    5. Самостоятельная работа                                      

     - Вам предстоит самостоятельно выяснить  какие экологические проблемы

    угрожают лесу. Работаем по схеме « Консультант» (Слайд 14.) и заполняем таблицу. ( «Консультант» - это работа в группах со сменой мест. Информация закреплена за местом. Каждая группа оставляет «консультанта», который следит за ходом работы в группе, в случае затруднений направляет работу в нужное русло, затем сам становится членом этой команды. » Консультантом становится другой .)

    Работа по карточкам:

    Карточка №1:

    Плакала Саша, как лес вырубали,

    Ей и теперь его жалко до слёз.

    Сколько тут было кудрявых берёз!

    Там из-за старой нахмуренной ели

    Красные гроздья калины глядели.

    Там поднимался дубок молодой,

    Птицы царили в вершине лесной,

    Понизу всякие звери таились.

    Вдруг мужики с топорами явились.

    Лес зазвенел, застонал, затрещал.

    Заяц послушал- и вон убежал.

                                     Н. Некрасов

    О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении? (Слайд 15.)

    Карточка №2:

               «Стыдно перед соловушкой»

    Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

    - Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

    - Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

                                                В.Сухомлинский

    Чьё поведение в лесу вы считаете  правильным?  О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе? (Слайд 16.)

    Карточка №3:

                                                            В. Шефнер

                      « Лесной пожар»

    Забывчивый охотник на привале

    Не заметал, не растоптал костра.

    Он в лес ушёл, а ветки догорали

    И нехотя чадили до утра…

    А утром ветер разогнал туманы,

    И ожил потухающий костёр.

    И, сыпля искры посреди поляны,

    Багровые лохмотья распростёр.

    Он всю траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

    Как вспугнутая стая белок рыжих,

    Он заметался со ствола на ствол.

    И лес гудел от огненной метели,

    С морозным треском падали стволы,

    И, как снежинки, искры с них летели

    Над серыми сугробами золы.

    Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

    О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?( Слайд 15.)  

                                                 

    (После самостоятельной работы подвести итог и заполнить таблицу (Слайд 17.).

    6. Продолжение работы над новой темой.

    - О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?

    ( О незаконной охоте- браконьерстве.)

    -Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

    - жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;

    - растения - женьшень, венерин башмачок;

    - птицы - филин, утка-мандаринка;

    - звери - зубр, амурский тигр.

    (Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных, занесённых в Красную книгу)

    - В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав дома рубрику « Баргузинский заповедник».

    - А что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

    - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Впрочем, сами они о себе лучше расскажут.

    ( Выступление ребят из «ЮНЭКОСа» с рассказом об экологических проблемах и о своей работе сопровождается показом слайда 18.). Они раздают детям памятки « Как разводить костёр».)

    7. Итог урока.

    Рефлексия:

    -Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

    ( Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют. )

    - Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема- это значит, что вы будете искать пути её решения.

    - А теперь вновь обратимся к строчкам из стихотворения (Слайд 19).

    8. Домашнее задание.

    - К следующему уроку прочитайте в учебнике стр.70-75 и выполните творческие задания в тетради на стр.23-24 .


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лес человек и Зебзеева Инна Станиславовна МБОУ «СОШ №33» п.Яйва г.Александровска Пермского края Урок окружающего мира в 4 классе

    Слайд 2

    ЛЕСА Тайга Смешанный лес Широколиственный лес пихта берёза кедровая сосна липа ольха сосна лиственница дуб клён пихта сосна лиственница

    Слайд 3

    Значение леса . . . . . . . . .

    Слайд 4

    Нет ничего милее Бродить и думать здесь… Место отдыха

    Слайд 5

    АПТЕКА Излечит…

    Слайд 6

    … обогреет… Источник топлива

    Слайд 7

    Источник древесины

    Слайд 8

    Накормит русский лес… Источник пищи

    Слайд 9

    Источник чистой воды А будет жажда мучить- То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок.

    Слайд 10

    Дом для растений, животных, грибов Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног…

    Слайд 11

    Защитник воздуха, водоёмов, почв

    Слайд 12

    Значение леса место отдыха аптека источник чистой воды и пищи источник древесины источник топлива дом для растений, животных, грибов защитник воздуха, водоёмов, почв

    Слайд 13

    Проблемы леса

    Слайд 14

    Консультант к к к

    Слайд 15

    Вырубка леса Лесные пожары

    Слайд 16

    Свалка мусора

    Слайд 17

    Проблемы леса вырубка незаконная охота свалка мусора лесные пожары

    Слайд 18

    "юнэкос"

    Слайд 19

    Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.

    Слайд 20

    Использованные ресурсы: 1.лес http://fotki.yandex.ru/users/ekaterina-koglumova/view/217410/?page=0 2. ромашка http://fotki.yandex.ru/search/ромашка%20лекарственная/users/natali-calim/view/315589?page=0&how=week&type=image 3. древесина http://fotki.yandex.ru/search/лесозаготовка/users/exspert51/view/320265?page=0&how=week&type=image 4. ягоды грибы http://fotki.yandex.ru/search/ягоды%20грибы/users/irin-ionova/view/156518?page=0&how=week&type=image 5.родник http://fotki.yandex.ru/search/родник%20в%20лесу/users/verunshik1973/view/483919?page=4&how=week&type=image 6. белка http://fotki.yandex.ru/search/лес%20/users/elenagukp/view/387080?page=9&how=week&type=image 7.водоём http://fotki.yandex.ru/search/водоём%20в%20лесу/users/albertozavr/view/455685?page=0&how=week&type=image 8.вырубка леса http://fotki.yandex.ru/search/лесоповал/users/lybawa-w/view/351911?page=2&how=week&type=image 9.лесной пожар http://fotki.yandex.ru/search/лесные%20пожары/users/fotookay/view/18599?page=0&how=week&type=image 10. мусор http://fotki.yandex.ru/search/мусор%20/users/userrrname/view/470144?page=4&how=week&type=image 11.радуга http://fotki.yandex.ru/search/радуга/users/olg-rusanowa2010/view/858853?page=0&how=week&type=image 12.лес http://fotki.yandex.ru/search/лес/users/tehnokom72/view/400973?page=2&how=week&type=image 13. лес http://fotki.yandex.ru/search/лес/users/rockster2/view/435653?page=4&how=week&type=image Слайды № 6 и 18-фото из архива автора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Тема урока: «Мастера печатных дел»

    Сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья....

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.

    Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.              Познакомить с растительным и животным миром пр...

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Пустыни

    Цели урока:            Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её о...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Петр царь и человек"

    В 17 лет Петр стал во главе России. Он хорошо знал 14 видов ремесел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным строителем, артиллеристом и академиком, мореплавателем, талантливым военачальник...

    разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО

    В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...

    Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе (УМК "Школа России")

    Развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

    Отечественная война 1812 года .Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

    Урок насыщен историческими  материалами  о событиях, сведениями о полководцах и героях войны. Направлен на формирование чувства патриотизма....