УРОК ЗДОРОВЬЯ КАК ИЗБЕЖАТЬ БОЛЕЗНИ
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Шамурзаева Аминат Мухтаровна

 

Цели: познакомить детей в игровой форме с инфекционными болезнями, методами их лечения; развивать внимание, память, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование:кроссворд на магнитной доске; деревья, грибы, цветы; аудиомагнитофон с кассетой; костюмы; белые халаты.

“Путешествие в Волшебную страну” (инсценировка).

Действующие лица:Ведущий, Лиса, Ворона, Ёж, Лягушонок, Белка, Микроб, доктора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zdorovya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок здоровья

как избежать болезни

Цели: познакомить детей в игровой форме с инфекционными болезнями, методами их лечения; развивать внимание, память, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: кроссворд на магнитной доске; деревья, грибы, цветы; аудиомагнитофон с кассетой; костюмы; белые халаты.

“Путешествие в Волшебную страну” (инсценировка).

Действующие лица: Ведущий, Лиса, Ворона, Ёж, Лягушонок, Белка, Микроб, доктора.

                                     Действие 1

Ведущий. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами сможем попасть в Волшебную страну, где узнаем много нового и интересного о болезнях, об их признаках и способах лечения, но чтобы попасть в эту страну, необходимо сначала разгадать кроссворд и достать ключ (то есть отгадать слово, зашифрованное в выделенных клетках).

Кроссворд.

1. На ветке не птичка,

    Зверек-невеличка,

    Мех теплый, как грелка.

    Кто же это?..   (Белка.)

2. Смел и зол разбойник серый.

    Чуть козу вчера не съел он.

    К счастью, Тузик и Трезорка

    За отарой смотрят зорко.

    Еле ноги уволок

    От собак матерый… (волк).

3. Сидит Матрёна намокрёна,

    Не говорит – еще терпима,

    А как речь начнет,

    Всех досада возьмёт.   (Лягушка.)

4. Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.

    На меня они глядят, молока они хотят.   (Ёж.)

5. Маленький, беленький,

    По лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык.   (Заяц.)

6. Вот этот случай очень редкий –

    На голове растут две ветки.   (Олень.)

7. Эта рыжая плутовка всех обманывает ловко.

    И коварна, и хитра. Называется…   (Лиса.)

Ключевое слово к путешествию – болезни. 

Ведущий. Ключ к путешествию у нас уже есть, осталось произнести заклинание, и мы окажемся в Волшебной стране. Но заклинание не простое. Его нужно произносить только с закрытыми глазами, иначе не подействует. Приготовились, закрыли глаза и повторяем за мной:

Я хочу попасть в сказку,

Раз, два, три.

Я уже лечу в сказку,

Раз, два, три.

Я уже в сказке,

Раз, два, три.

Открываю глазки,

Раз, два, три.

Действие 2

Звучит песня “Одну простую сказку…” (из мультфильма “Пластилиновая ворона”). На пеньке сидит Ворона. Мимо проходит Белка, здоровается с Вороной, спотыкается.

Белка. Ой, ой! Моя нога! (Уходит, прихрамывая на больную ногу. Теряет книгу.)

Ворона (поднимает эту книгу). Такс, такс, почитаем. Кар, кар! “Медицинская энциклопедия”. О чем же тут пишут? (Открывает книгу и читает.) “Болезни – это…”, а, о болезнях, значит, зачем нам это? Мы здесь не болеем. И болезней у нас никаких нет, они нам не нужны.

Действие 3

Вбегает, прихрамывая на перевязанную ногу, Белка.

Белка.  Помогите, помогите! За мной гонится… Умираю, помогите!

Ворона. Кто? Кар! Что? Да остановись ты, милок! Объясни, что случилось.

Белка. За мной гонится чудовище. Оно вот такое страшное-престрашное!

Действие 4

Звучит песня разбойников из мультфильма “Бременские музыканты”.

Микроб (вбегает). А, не ждали меня! Я возбудитель всех болезней. Вы все в моей власти. Я проникну сейчас в вас, и вы заболеете. Нас микробов много, и все мы разные: те, которые покрупнее, – бактерии, а те, что поменьше, – вирусы. Я-то, как видите, маленький, значит, я…

  Белка.  Ви-ви-вирус!!!

Микроб. Точно, вирус! Какой ты хорошенький (к Белке, который прячется за Ворону), сейчас я буду в тебе.

Ворона. Постой-ка, вирус! Сейчас разберемся, как это ты в нас проникнешь.

Микроб. Да вы и не заметите как! Я все могу! Попаду в организм, начну быстро размножаться и выделять яды. От этих ядов и возникают инфекционные, или заразные, болезни. Вот какой я всемогущий! Я все могу!

 

 Я вот в больном организме был, а теперь собрался переместиться на новое место. Иду, вижу сидит  Белка и собирается есть, а руки-то перед едой не помыла. А я тут как тут. Я люблю таких, которые не моют руки, не чистят зубы, одеваются не по погоде, на холоде мороженое едят.

 

Действие 5

Заходит Лягушонок, громко чихает, кашляет.

Ворона. А что это ты сегодня тихо квакаешь? Обычно орешь на весь лес, хоть уши затыкай.

Лягушонок. Горло болит, температура поднялась.

Белка.  А какая у тебя температура?

Лягушонок. 38,2 °С. Ой, я горю, мне жарко! (Чихает, кашляет.) А теперь холодно, я мерзну! Помогите! У меня кашель и насморк, я ничего не хочу есть, не хочу играть, ничего не хочу.

Ворона. Посмотрим, посмотрим в нашей книге. У тебя:

– повышенная температура,

– тебя знобит,

– кашель,

– насморк,

– испортилось настроение.

– пропал аппетит,

– тебе не хочется играть.

У тебя признаки простудного заболевания. Это может быть грипп или ангина. А где ты мог переохладиться?

Лягушонок. Да вот нырял вчера.

Белка.  В ноябре-то?

Лягушонок. Ну да, купаться очень хотелось. Мама сколько раз говорила: не ныряй, а я все равно нырял. Теперь вот болею.

Ворона. Что ж, будем лечить. У нас в лесу все должны быть здоровы. Найдем-ка (читает). “Если больного знобит, его нужно тепло укутать, надеть ему шерстяные носки…”

Белка.  На, своими жертвую. Выздоравливай только.

Ворона. “…напоить чаем с малиной”.

Белка. Вот тебе чай, осторожно, очень горячо!

Ворона. А вообще-то, Лягушонок, иди домой к маме и ложись в постель, так тут пишут: “Любому больному нужен покой”. (Лягушонок  уходит.)

Действие 6

Звучит песня “Две ладошки”.

Входит Лиса, вся в красных пятнах.

Ворона. Лиса, кума! Ты чего это в пятнах красненьких каких-то? Макияж, что ль, теперь такой?

Лиса. Ты чего это, старая? Где пятна? Где вы видите пятна? (Берет зеркало.) Помогите! Что такое?

Ворона. Помнится, у меня в детстве такое было. Мама моя, Каркунья Карковна, говорила, что это ветрянка.

Белка.  Ага, вот и в энциклопедии написано: “Если у вас по телу пошли красные маленькие пятна, то это ветрянка”. Лиса, у тебя температура есть?

Лиса. Я не знаю. А как узнать, есть ли у меня температура?

Белка.  Поставь градусник.

Ворона. Еще можно попробовать твой лоб ладошкой или губами, ведь губы – самый чувствительный орган.

Лиса. Температуры нет. Но я вся чешусь.

Ворона. Давай тебя лечить. Ветрянка лечится зеленкой. Чтобы вылечить ветрянку, нужно каждое пятнышко смазать зеленкой, чтобы пропал зуд. Давай смазывать, Белка., неси зеленку.

Лиса. Ну, уж нет. Буду я еще по лесу зеленая ходить, как елка.

Ворона. Ходи красная, как помидор.

Лиса. Дайте, я лучше дома сама смажу. (Уходит.)

Действие 7

Звучит песня “Улыбка”.

Входит Ёжик, с яблоками.

Ёж. Угощаю вас яблоками. (Все хотят съесть.) Стойте, стойте! Сначала нужно помыть.

Все. Зачем?

Ёж. Чтобы не заболеть.

Все. Чем это?

Ёж. Дизентерией.

Ворона. А, помню. Заяц из соседнего леса ел немытую морковку, потом долго в больнице лежал. У него и рвота была, и живот болел, и высокая температура.

Все. Мы не хотим болеть.

Ёж. Тогда вы должны знать правила личной гигиены.

– Где-то тут я оставил помогайки- запоминайки. (герои читают правила личной гигиены на шарах)

Правила личной гигиены

1. Тщательно мыть руки перед приготовлением пищи, перед едой, после туалета.

2. Овощи, ягоды, фрукты перед едой хорошо промывать проточной водой и ошпаривать кипятком.

3. Соблюдать чистоту, бороться с мухами. Мусорные ведра держать закрытыми.

4. Воду, взятую не из водопроводного крана, перед употреблением обязательно кипятить.

5. При первых же признаках желудочно-кишечных заболеваний – боли в животе, тошноте, рвоте, слабости, повышение температуры – немедленно обращаться к врачу.

6. Не заниматься самолечением.

Ёж. Выполнение этих правил поможет вам избежать заражения кишечными инфекциями и сохранить здоровье.

Белка.  Еще нельзя есть зеленые, недозревшие фрукты и овощи. А то вон поросенок Пятачок наелся, так у него потом долго живот болел. 

Действие 8

Звучит песня “В траве сидел кузнечик”.

Вбегает Лягушонок.

Лягушонок. Ура, ура! Я выздоровел! Ребята, давайте поиграем. Мне так хочется поиграть!

Ворона. Ну, Лягушонок, ну, молодец! Вылечился! (Начинает говорить громко, затем хрипнет.)

  Белка. Ну вот, докаркалась!

Лягушонок. Ворона, что с тобой?

Ворона показывает жестом, что не может говорить.

Белка.   Посмотрим в энциклопедии, как называется твоя болезнь. У тебя симптомы:

– першение в горле (Ворона кивает головой);

– кашель (Ворона кашляет);

– голос пропал.

Точно, вот она, эта болезнь – ларингит.

Лягушонок. Как же нам Ворону вылечить?

Белка.   Напоим молоком с медом, напоим чаем, напарим ей ноги, вот и вылечим; сделаем отвар из лекарственных трав и прополощем горло.

Лягушонок.        Идем, Ворона, лечиться.

Ведущий           Давайте послушаем рекомендации докторов.

Доктор1                   Ты от врача ничего не скрывай,

                                 Я помогу обязательно, знай!

 Доктор2                  Всем вам, ребята, напомнить хочу:

                                Что-то болит – обращайтесь к врачу,

                             

 Доктор3 Всё о болезни ему расскажите,

Доктор4. Врач вам поможет – вы это поймите!

                             

Доктор5. Может быть, боль и придётся терпеть –

Доктор6. Только затем, чтоб потом не болеть.

Доктор7. Уважаемые коллеги! Давайте предложим ребятам нашу любимую игру!

Доктор1

Постоянно нужно есть
Для зубов, для ваших
Фрукты, овощи, омлет
Творог, простоквашу.
Если наш совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.

Доктор2

Не грызите лист капустный
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный ответ?
Отвечайте хором…

Доктор3

Не грызите ногти, дети,
Не тяните пальцы в рот.
Это правило поверьте,
Лишь на пользу вам пойдет.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Доктор4.

Навсегда запомните,
Милые друзья.
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Доктор5.

Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку,
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?...

Доктор6.

Сливы, яблоки и груши
Не спешите сразу кушать.
Не кладите сразу в рот,
Чтобы не болел живот.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Доктор7. 

Вы зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь -
Это так поможет вам!
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Обещание (хором, вместе)

                               Будем правила мы чтить

                               И здоровьем дорожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Окружающий мир. 4 класс.Что нужно знать о болезнях.

Предмет: окружающий мирТип урока:урок обобщения и систематизации знанийГлавная дидактическая цель урока:Обобщить единичные знания о болезнях и их симптомах, привести их в системуОбучающие цели: обеспе...

Презентация занятия по внеурочной деятельности "Уроки о здоровье. Причины болезни"

Как помочь детям стать здоровыми?Ответы на этот вопрос помогут педагогам и родителям найти решение многих проблем в деле воспитания здорового ребенка.Представленное  занятие по внеурочной д...

Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"

Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...

Разработка урока по теме "УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ" 3 класс по учебнику А.А. Плешакова Окружающий мир

тип данного урока -изучение нового материала.На данном уроке можно использовать и дополнительный материал....

презентация внеклассного мероприятия урок здоровья "От болезней всех полезней"

презентация внеклассного  мероприятия  "От болезней   всех  полезней"  урок здоровья, на котором  идёт разговор с учащимися 2 класса  о разных видах закаливан...

"Как избежать болезни"

инсценированное мереприятие по внеурочной деятельности про то , как избежать бболезни....

Проект урока "Умей предупреждать болезни"

Проект урока окружающий мир с использованием современного цифрового лабораторного оборудования...