Конспект обощающего урока по окружающему миру "По лесным тропинкам"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Мареева Ольга Николаевна

Данный урок может быть использован в любом УМК при закреплении материала по теме "Лесная природная зона". Урок проводится в форме соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mareeva_okr.mir_.docx61.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект обобщающего урока – соревнования по окружающему миру.2 класс.

Тема: «По лесным тропинкам»

2011

Учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ №2

Мареева Ольга Николаевна


Цели урока:

  1. Расширение знаний по теме «Лесная природная зона», формирование умений самостоятельно находить учебный материал в познавательной литературе;
  2. Воспитание бережного отношения к природе;
  3. Формирование умения работать в группе, проявлять толерантность, формирование чувства коллективизма и ответственности.

На доску вывешиваются плакаты:

«Лес – богатство и краса, береги свои леса»

«Рощи да леса всему краю краса»

«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

«Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу».

Учитель.

Здравствуй, лес, зелёный лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды: «Березка» и «Ёлочка». Сейчас мы отправимся в путешествие «По лесным тропинкам».

Представление команд:

«Ёлочка»

Под широкой тёмной елью

Прошлогодней пахнет прелью.

Подойдёшь ты к ней – иголки

По подошвам заскользят,

Ведь в обычае у ёлки

Круглый год менять наряд.

  1. Ель знакома нам с детства. Без нарядной ёлки и праздника нет.

  1. Круглый год ель зеленая. А почему? Да потому что листок-иголка живёт 2 – 3 года.

  1. Опадают иголки не сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут.

  1. Ель любят птицы. И медведь чаще всего строит свою берлогу под елью. Растёт ель 150 – 200 лет.

«Берёзка».

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

  1. Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней!

  1. Береза – одно из самых красивых деревьев в лесу. Белый ствол березы даже в самые жаркие дни остается холодным.

  1. До 40 литров березового сока одно дерево дает до распускания почек.

  1. Из березы делают фанеру, мебель. А береста, кора березы, готовая природная бумага.

КОНКУРС 1. «Разминка команд».

Белые горошинки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Дает время молодцу

Ежегодно по кольцу. (Дерево)

Стоял на крепкой ножке –

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Маленькая, легонькая,

А за хвост не поднять. (Ящерица)

Нос долго,

Голос тонок,

Все его боятся,

Все от него стонут. (Комар)

КОНКУРС 2. «Угадай животное».

  1. Эта птица известна всем. Её оперение контрастное -  черно-белое. Она приспособилась к жизни по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище «воровка». Пробравшись на чердак, таскает голубиные, куриные яйца. (Сорока)

  1. Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные чёрные кисточки. (Рысь)

  1. Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Продвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить количество прошедших животных. (Волк)

  1. Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает под водой из веток и земли хатки. (Бобёр)

  1. А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 кг. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота, хорошо плавает. (Лось)

Учитель. А теперь музыкальная пауза: девочки мяукают, а мальчики пролают известную песню «В лесу родилась ёлочка».

КОНКУРС 3. «Гонка за лидером».

Каждой команде дается одна минута. За это время надо ответить на максимальное количество вопросов.

  1. Дикое хищное животное с рыжим хвостом. (Лиса)
  2. Птичий домик. (Гнездо)
  3. Дерево – символ нашей родины. (Береза)
  4. Ночная птица. (Сова)
  5. Нос птицы. (Клюв)
  6. Ребенок кошки. (Котенок)
  7. Курица мужского рода. (Петух)
  8. Кто спит под своими ушами? (Заяц)
  9. Какую траву знают даже слепые? (Крапива)
  10. Зимнее логово медведя. (Берлога)
  11. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
  12. Колобок, обросший иголками. (Ёжик)
  13. Кто из обитателей болота стал женой Ивана-Царевича? (Лягушка)
  14. Из какого дерева делают спички? (Осина)
  15. Что снесла курица? (Яйцо)
  16. В воде купался, сухим остался. (Гусь)
  17. Какая рыба на праздник надевает шубу? (Селедка)
  18. У кого на ногах уши? (Кузнечик)
  19. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  20. Двоюродные братья зайцев. (Кролики)
  21. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  22. Кто может пить ногой? (Лягушка)
  23. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево)
  24. Маленькая, легонькая, за хвост не поднимешь. (Ящерица)
  25. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
  26. У кого самый чуткий «нос»? (Бабочка)

Учитель. Много разных животных населяют лес. Они чувствуют себя в лесу как дома. А хотите узнать, о чем они разговаривают?

(Выступают дети).

Сорока. Медведь, спишь что ли?

Медведь. Уснешь с такой! Что тебе, стрекотуха?

Сорока. Да вот не пойму, почему тебя медведем зовут? Ну, заяц-беляк, ну, птица-глухарь – это понятно. А вот медведь… Что такое медведь?

Медведь. Охо-хо! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мед ведающий». Понятно? Окаянная птица. Покоя нет. Только сладкий сон стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И  никто про то не ведает, только я, медведь, ведаю.

Снегирь. Заяц белый, куда бегал?

Заяц. На деревню

Снегирь. Для чего?

Заяц. Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капусты найти.

Снегирь. И нашел?

Заяц. Как бы ни так. Сено – под снегом, зелень – под снегом, а в огороде кусачие собаки.

Снегирь. А теперь куда?

Заяц. Осинку глодать.

Снегирь. Да ведь она, поди, горькая?

Заяц. Сладкая. Вчера не поел, сегодня не поел, куда как осинка сладкой покажется.

Дятел. Ты чего, кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?

Кукушка. Каким там волоском? Целая волосатая гусеница в горло попала.

Дятел. Ах ты, бедная! Как тебе не повезло!

Кукушка. Это почему не повезло? Я их, волосатых, уже три десятка проглотила. Вот 31-ю заглатываю. Вкусненькая, лохматенькая!

КОНКУРС 4. «Знатоки леса».

3

5

1.

2.

4.

1. Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц)

2. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

3. По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица. (Белка)

4. Думал, кошка, крикнул: «Брысь!»

Оказалось, это… (Рысь)

5. Хвост пушистый, мех золотистый. (Лиса)

(В выделенной строке появляется слово «звери»).

КОНКУРС 5. «Птицы – наши друзья».

Так весело в нашем лесу.

На ветках птички распевают.

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание: выбрать из иллюстраций перелетных птиц – «Березка», зимующих птиц – «Ёлочка».

Учитель. Пауза для любознательных. «А знаете ли вы?»

«Ёлочка»

  1. Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог? Сам весом 14 граммов может тащить груз в 1кг 580г.
  2. Знаете ли вы, что сова за лето уничтожает до 100 мышей и этим спасает до 1000 кг зерна.
  3. Знаете ли вы, что 1 гектар леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.

«Березка»

  1. Знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.
  2. Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда нужно облететь 1 миллион цветков.
  3. Знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь 200 малярийных комаров и этим спасает людей.

Учитель. Леса России… Широко раскинулся на карте России зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березняки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате: окна, пол, мебель, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради.

Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите. Именно от того, как мы ведем себя в лесу, в парке, на лугу, у реки зависит судьба растений и животных. Ведь часто так бывает: едва люди войдут в лес, сразу начинают рвать, а часто вырывать с корнем цветы. Они быстро вянут, и люди их выбрасывают. Те же люди снова собирают букеты и снова их выбрасывают. А между тем растений становится все меньше и меньше, особенно красивых. На растительном и животном мире лесов отрицательно сказывается хозяйственная деятельность человека – вырубка лесов, вспашка степей, осушение болот. Страшнейшим врагом леса является пожар. А ведь большинство лесных пожаров возникает по вине человека.

Сегодня мы нарисуем знаки, которые могли бы висеть в лесу, предупреждающие человека, предписывающие правильное поведение.

Команда «Березка» иллюстрируют правила:

 «Не ломай ветки деревьев и кустарников».

«Не сбивай грибы, даже несъедобные».

Команда «Ёлочка» иллюстрирует правила:

«Не рви в лесу, на лугу цветов».

«Не оставляй в лесу мусора».

Заключение.

1 ученик.

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

2 ученик.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое.

И твой таинственный язык,

Ка что-то близкое, родное.

3 ученик.

Будь здоров, зеленый лес,

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

4 ученик.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, зеленый лес!

Подведение итогов. Вручение наград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Лесные опасности" 2 класс

Урок разработан с учетом инновационных технологий...

Самоанализ урока по окружающему миру "лесные опасности" 2 класс УМК "Школа России".

Анализ учителем урока по окружающему миру во 2 классе.В анализе отражены основные цели и задачи урока и методы достижения результата , с  анализом каждого этапа урока....

Урок по окружающему миру: "Лесная зона России"

Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознако­мить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: смешанным и широколиственным лесом; познакомить с расти­тельным и ж...

Конспект урока по окружающему миру "Лесная аптека"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру...

Презентация к уроку письма "Путешествие по лесной тропинке. Заглавная буква Х. Закрепление изученного".

Презентация урока  письма имеет  экологическую направленность. Содержит различные виды работ: орфографические разминки, работу по каллиграфии, развитию речи....

Технологическая карта урока-викторины "Путешествие по лесной тропинке" 4 класс, окружающий мир

Урок-викторина . Закрепление знаний. Цель урока: Познакомить с ярусами леса, формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество»....