Урок по окружающему миру "Лесные опасности" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Савостина Ольга Владимировна

Урок разработан с учетом инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_oznakomleniyu.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство с опасностями, подстерегающими в лесу 

       Задачи:

        Развивающие

1.Развить познавательные способности;

2.Развить навыки самостоятельности;

3. Развить логическое мышление, восприятие, память, наблюдательность.

      Обучающие

1.Расширить знания учащихся  о ядовитых  растениях; о съедобных и несъедобных грибах ;

2.Сформировать знания об экологической целостности природы;

3.Развить коммуникативные навыки по ответам в группах.

         Воспитывающие

1.Воспитывать  основы экологической культуры;

2. Вызвать интерес к познанию тайн природы.

          Оборудование:

          Демонстрационный:

1. Иллюстрации с изображением  предметов домашнего обихода.

2. Мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийная установка.

3. Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков, Просвещение, 2010 г.

Раздаточный:

 1. Карточка с изображением бабочки

          2.Рабочая тетрадь «Лесные опасности»

         3. Сигнальные карточки

1. Оргмомент

Всем говорю я «Здравствуйте»!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный.
Потому что в нём вы и я.

- Предмет, которым мы займёмся сейчас, называется окружающий мир. А что такое окружающий мир? Что включает в себя это понятие «окружающий мир»? А как вы думаете, вы много знаете об окружающем мире? Сегодня я предлагаю Вам расширить ваши знания об окружающем мире и его законах. Возможно, на уроке мы совершим ряд открытий.

- Мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

2. Закрепление знаний.

-На прошлом уроке мы с вами говорили об опасностях, которые нас подстерегают дома.

- Вы видите на доске на первый взгляд обычные предметы, которые встречаются в каждом доме

- Давайте поговорим о каждом из них.

- Выберите один из предметов, который, на ваш взгляд, таит в себе опасность для человека.

- Почему ты выбрал именно этот предмет?

Полилог.

3.Актуализация новых знаний, умений.

-  Я предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма «Маленький Мук – скороход». Скажите, а куда попал главный герой мультфильма? Хорошо, молодцы. А что произошло с Муком? А почему у него выросли уши и нос?

- Потому что он съел незнакомый ему плод. А могут ли незнакомые плоды составить опасность в лесу?

-Ребята, а вы знаете какие плоды, произрастающие в наших лесах, можно употреблять в пищу?

А теперь, давайте мы проверим сейчас, насколько хорошо вы знакомы со съедобными грибами и ягодами Мичуринского района. Сейчас на слайдах я покажу изображения плодов. Если вы считаете, что плод съедобный, то вы поднимаете – зелёную карточку, если несъедобный – красную.

Полилог.

- Сегодня мы с вами познакомимся с двумя видами ягод, представляющих опасность для человека в наших лесах

Ученик:

Волчник, или волчье лыко в народе называют волчьей ягодой. Это кустарник или мелкие деревца с ярко-красными ягодами, похожими на облепиху. Сок этого ядовитого растения, попавший на кожу, может вызвать боль, красноту, отек, и даже пузыри и язвы (глубокие дефекты кожи, после их заживления остаются рубцы). ( слайд)

Учитель: 

При попадании ягод или сока в желудок, признаки отравления будут такими: жжение во рту и глотке, затруднение глотания, слюнотечение, боли в желудке, рвота.

Ученик:

Вороний глаз - ядовитое растение
Этот цветок и в самом деле напоминает глаз какой-то птицы. Сидя на верхушке невысокого стебелька, смотрит он прямо вверх, в центре его - блестящий темно-фиолетовый шарик завязи, а по краям - "ресницы» Когда цветок отцветает, из завязи получается крупная черно-синяя ягода, тоже похожая на глаз, только уже без ресниц

Учитель:

Растет на влажной почве, в лесах, среди кустарников, в тенистых местах. Все растение очень ядовито, особенно много яда в ягодах. При отравлении ягодами возникает тошнота, рвота, боли в животе.

- Ребята, перед вами лежат тетради. Откройте их. Обратите внимание на первое задание. Вам необходимо обвести красным карандашом  ядовитые растения.

- А теперь взаимопроверка в парах  Проверьте правильно ли выполнил ваш сосед задание.  Кто – нибудь допустил ошибки? Сверьте правильность выполнения задания с заданием на экране. Хорошо. Молодцы. Обменяйтесь тетрадями.

- А теперь ребята, давайте немного отдохнём…………

Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте) 
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперёд) 
Положил их в кузовок

- Внимание на экран, давайте посмотрим какие грибы мы с вами собрали……(слайд корзина с грибами)

- Скажите, все ли грибы из этой корзины мы будем употреблять в пищу?

- А почему? Правильно, ребята. Грибы делятся  на съедобные и несъедобные грибы.

- А какие вы знаете ядовитые грибы? Правильно. А что может стать с человеком, если употребить в пищу ядовитые грибы .

( видео фрагмент про грибы)

- А теперь откройте свои тетради, давайте выполним второе задание. Выберите только съедобные грибы. Соедините их линией с корзиной. А теперь давайте проверим все ли съедобные грибы вы сложили в корзину.

- Ребята, а если вы встретите мухомор в лесу, вы будете его сбивать палками? Нет, потому что ими питаются животные. Правильно.

- Ребята, а животные в лесу могут представлять опасность для человека?

- Хорошо. А какие животные живут в лесах Тамбовской области?

- А сейчас я предлагаю послушать небольшое сообщение Немчиновой Кати, которая занимается в школьном научном обществе «Совёнок», о животных обитающих на территории Мичуринского района.

Обратите внимание, что крупные животные могут представлять опасность, но они не нападают на человека сами, если человек не вторгается в их пространство, не разоряет их жилища, не приносит им вреда.

-Итак,  мы идём дальше, наслаждаемся чистым воздухом, тишиной и вдруг………. (звук)

- Ой, ребята, кто это?

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее ….            Пчела.

- Пчела и в лесу? А какая же связь может быть между пчелой и лесными опасностями? А каких жалящих насекомых вы ещё знаете?

( Слайды с жалящими насекомыми)

Я предлагаю поиграть в игру  «Хлопки», если жалящее насекомое – хлопаем в ладоши.

Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень.

- А какие насекомые ещё могут доставить неприятности в лесу?  (Муравьи, клещи)

Ученик: Клещ коричневатого цвета с серым оттенком имеет 4 пары членистых ножек, 2 крючковатых коготка и острый хоботок, усаженный многочисленными мелкими зубчиками. Зубчики, направленные назад создают сложность при попытке освободиться от клеща. Оборвавшись, хоботок останется застрявшим в нашей коже. (слайд)

Ученик: Муравьи длиной около 7—14 мм, красно-бурого цвета, имеют крупную голову, половину брюшка занимает кислая ядовитая железа, окружённая мощным мускулистым мешком. При сокращении мышц яд выбрасывается на расстояние до нескольких десятков сантиметров. Поэтому в лесу нельзя попадать в муравейники. Это очень опасно.

4. Закрепление новых знаний, умений, навыков.

А сейчас мы поработаем в группах У нас будет 3 группы. Каждая группа должна приготовить предупреждающий знак, на котором будут изображены  лесные опасности. Первая группа создаёт знак «Осторожно! Ядовитые растения!». Вы выбираете из предложенных вам  растения ядовитые и создаёте знак, вторая группа «Осторожно! Ядовитые грибы!». Вы выбираете грибы, третья группа «Осторожно! Опасные насекомые!». Вы выбираете насекомых. В вашем распоряжении 5 минут.    Пожалуйста, принимайтесь за работу. А сейчас расскажите о своём знаке.

-Молодцы, ребята. Вы все очень хорошо поработали. Но самыми активными на уроке были…………..Они получают оценку отлично. ………….тоже очень хорошо работали на уроке, проявляли свою смекалку и остроумие. Эти ребята получают оценку «хорошо». А этим ребятам сегодня на уроке необходимо было быть поактивнее, но я думаю на следующем уроке они себя смогут проявить  лучше. Мне хотелось бы вам вручить удостоверения помощников леса.

5. Итог урока.

- А сейчас ребята перед вами изображение  леса. У вас на партах бабочки, урок наш подошёл к концу, кому на уроке было интересно, кто работал активно, можете прикрепить бабочку к дереву. Кому на уроке было интересно, но работали малоактивно, можно прикрепить к кустикам, а кому совсем не понравилось на уроке, прикрепите на травку, пожалуйста.

Используемая литература:

 

1.Окружающий мир. 2 класс. Автор А.А. Плешаков. Москва  «Просвещение» 2001г.

2.Энциклопедия « Чрезвычайные ситуации» под  общей редакцией С.К. Шойгу. Благотворительный фонд  « Спасатель» Москва 2006.

3.Нестандартные и интегрированные уроки по курсу « Окружающий мир».

4.Зеленый ресторан. Б.П. Брусилов. Москва 2003г.

5.Досуг в школе.2003г.  № 6

(картинки в приложении на сайт не закачаны – редактор библиотеки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...