Технологическая карта урока-викторины "Путешествие по лесной тропинке" 4 класс, окружающий мир
материал по окружающему миру (4 класс)

Милованова Фяридя Хусаиновна

Урок-викторина . Закрепление знаний. Цель урока: Познакомить с ярусами леса, формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога: Милованова Фяридя Хусаиновна

Предмет/ класс: окружающий мир/ 4 класс. Урок –викторина "Путешествие по лесной тропинке"

Тема урока

Путешествие по лесной тропинке

Цель урока

Познакомить с ярусами леса, формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

Задачи

Образовательные:

Создать условия для формирования понятия «Природное сообщество леса», познакомить с растительным и животным миром леса.

Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение

Развивающие:

Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.

Развивать воображение, речь.

Воспитательные:

Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип занятия

Закрепление знаний

Оборудование

Мультимедийный проектор , экран, компьютер, презентация к уроку, толковый словарь русского языка, рисунки ярусы леса

 

Методы и формы работы

Частично-поисковый; Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Технологии достижения

Проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная

Планируемый результат

Предметныеумения:

(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные умения: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные умения:формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе закрепления темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт много цветов, порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения.

Настраиваются на урок.

Актуализация знаний, мотивация

Стихотворение о лесе.

( Читает ученик )

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна:

Течёт вода – водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябины,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если я устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших-

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною

И сердце не болит,

Когда над головою

Как вечность лес шумит.

Определение темы урока. Постановка цели урока.

О чём будем говорить на уроке?

Какова тема?

А цель какая?

Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в путь по лесной тропинке. Узнаем, что у леса есть свои этажи, что растительный и животный мир в лесу связан невидимыми нитями и составляет природное сообщество. Слайд 1

 Отвечают на вопрос

Включение в систему знаний и повторение

Изучение нового материала

Физминутка

1. Знакомство с «лесными этажами».

Лес- это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к его жизни, к его красоте не будут успешными ни охрана, ни  воспроизводство богатства, которые хранятся в нём.Любоваться  красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья! Слайд 2

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.)

Итак, отправимся в путешествие.

Торопливая тропинка

Держит путь издалека

Вьется по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка

Викторина.

Конкурс 1. «РОМАШКА»

(За каждый правильный ответ- 1 балл.

-Мы на цветочной поляне. Каждой команде отрывать по лепестку, внимательно прочитать вопрос и ответить на него.

(Вопросы записаны на лепестках ромашки, команды поочерёдно отрывают лепестки и отвечают на вопросы. ) ( приложение: конверт 1.)

-Ребята! Все эти вопросы о чём? ( О лесе)

-Давайте мы с вами мысленно отправимся  в лес и посмотрим, как и в каком порядке расположились в лесу деревья.

Конкурс 2. «Наблюдательный»

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

1) Какие растения в лесу самые высокие? Слайд 3

2) Назовите, какие деревья растут в наших лесах?

Слайд 4

3) Какие леса в нашей местности? Слайд 5

4) На что похож наш лес?

Слайд 6

(Каждый ответ сопровождается рисунком. Конверт 2)

Этажи- это ярусы. Самые верхние ярусы образованы деревьями.

Давайте все вместе рассмотрим каждый этаж – ярус.

- Что растёт под деревьями? (Кусты)

Кусты – это следующий ярус. Он ниже яруса деревьев.

- Что растёт под кустами? (Трава, цветы, мох.)

Это  ребята, самый нижний ярус.

ЗАПОМНИТЕ!

В лесу есть молодые деревца. Их называют – подрос. Мы их не относим ни к какому ярусу. Это будущий лес.

Конкурс 3. «Загадка»

(Каждой команде загадываются загадки. Правильный ответ - 1балл.)

1.Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная  зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это ….

Слайды 7,8

2.Она живёт в большом лесу,

Все знают хитрую куму,

А про её проказы

Есть сказки и рассказы.

Слайды 9,10

3.Днём спит,

Ночью летает

И прохожих пугает.

Слайды 11,12

4.дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Слайды 13,14

5.Посеред деревьев

Кузнецы куют.

Слайды 15,16

6.Ни зверь,

Ни птица,

А нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет - молчит.

Кто его убьёт,

Свою кровь прольёт.

Слайды 17,18

-Где живут все эти животные? (В лесу)

Вывод

Весь лес – от  верхушки деревьев до земли – заселён животными.

Конкурс 3. «Грибник»

Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу.

Выбраться сможет та команда, которая ответит на мои вопросы. За правильный ответ команда получит 1- балл.

1. Ложные опята, бледная поганка – съедобные или несъедобные грибы. Слайд 19

2. Рыжик, лисичка - …

Слайд 20, 21.

3. Может ли гриб вырасти на дереве? Слайд 22

4. Животные едят несъедобные грибы?

Слайд 23

5. Какой гриб в народе называют «царём грибов».

Слайд 24

6  Какой гриб можно найти в берёзовой роще.

Слайд 25

Как вы думаете, ребята, нужны лесу грибы? ( Нужны)

А какую роль в жизни леса играют грибы мы узнаем из учебника.

(Чтение текста. Стр 72.)

Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня обобщали. ( Ответы детей)

Вывод.

В природе всё взаимосвязано.

Всё живое образует сообщество.

Справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи. Стоим на тропинке, по которой нужно пройти.

Конкурс 5. « Лесная тропа»

На доске висит большая таблица. В овалах – вопросы и два предполагаемых ответа.

Нужно правильно выбрать ответ, обратить внимание на выделенные буквы. Стрелочка с этой буквой поведёт вас в нужном направлении.

Зашифровано предложение: «Берегите лес от пожара».

Человек должен беречь лес от огня, от загрязнения, от безумного уничтожения зверей, птиц, растений. Если не позаботиться о защите природы, то погибнет планета.

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья,

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Это всё моё, родное,

Это Родина моя –

Всех люблю на  свете я.

7. Итоги викторины.

Дадим слово жюри.

Подведение итогов.

Дети выполняют действия

Работают в группах

Подведение итогов урока

- Наше путешествие подошло к концу.

- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали?

- Что нового узнали на уроке?

- Чем понравилось заниматься на уроке?

- Что особенно получилось?

- Над чем ещё нужно поработать?

- Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей -

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Все, что зовется Родиной твоей.

 

Домашнее задание

К следующему уроку вы должны хорошо знать:

1. Название организмов, составляющих природное сообщество - лес;

2. Ярусы леса.

Должны уметь:

1. Различать растения и животных лесной зоны.

2. Устанавливать взаимосвязь в природе.

3. Всегда бережно относиться к окружающему миру.

- Дома вам надо будет подготовить сообщение, о каком- либо растении или о животном нашего края.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия деятельности

Ребята, какое настроение у вас оставил урок, сравните его с полетом бабочки. У меня очень хорошее настроение и моя бабочка взлетела высоко. А куда взлетят ваши бабочки?

Спасибо за работу!

Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Литература

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2015г.

Поглазова О.Т.Методические рекомендации по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – Ассоциация 21 век 2014г.

Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2014г.

Поглазова О.Т. Окружающий мир 4 класс. Ассоциация 21 век 2014г.

Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.; Просвещение, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Письменность" 4 класс Окружающий мир УМК "21 век"

В данной работе представлена разработка урока по теме "Письменность" 4 класс...

Технологическая карта урока "Грибы", УМК "Перспектива", 2 класс, Окружающий мир.

Технологическая карта соответствует ФГОС. На уроке применяется технология развития критического мышления...

Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию пер...

Технологическая карта урока интенсивности умственной деятельности учащихся по окружающему миру. Тема урока: Как живут животные Класс: 1 (первый)

Тип урока: открытие нового знанияЦели по содержанию:обучающие: познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;способствовать развитию связной речи, оперативной ...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

Окружающий мир. Технологическая карта урока "В мире птиц" 1 класс (ЗПР)

Технологическая карта урока окружающего мира "В мире птиц"...