Главные вкладки

    Технологическая карта урока-викторины "Путешествие по лесной тропинке" 4 класс, окружающий мир
    материал по окружающему миру (4 класс)

    Милованова Фяридя Хусаиновна

    Урок-викторина . Закрепление знаний. Цель урока: Познакомить с ярусами леса, формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx27.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    ФИО педагога: Милованова Фяридя Хусаиновна

    Предмет/ класс: окружающий мир/ 4 класс. Урок –викторина "Путешествие по лесной тропинке"

    Тема урока

    Путешествие по лесной тропинке

    Цель урока

    Познакомить с ярусами леса, формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

    Задачи

    Образовательные:

    Создать условия для формирования понятия «Природное сообщество леса», познакомить с растительным и животным миром леса.

    Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение

    Развивающие:

    Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

    Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.

    Развивать воображение, речь.

    Воспитательные:

    Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.

    Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

    Тип занятия

    Закрепление знаний

    Оборудование

    Мультимедийный проектор , экран, компьютер, презентация к уроку, толковый словарь русского языка, рисунки ярусы леса

     

    Методы и формы работы

    Частично-поисковый; Индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Межпредметные связи

    Литературное чтение

    Технологии достижения

    Проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная

    Планируемый результат

    Предметныеумения:

    (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    Метапредметные умения: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Личностные умения:формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Универсальные учебные действия (УУД ):

    Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе закрепления темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

    Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

    Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    Организационный этап

    Здравствуйте, ребята! Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт много цветов, порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения.

    Настраиваются на урок.

    Актуализация знаний, мотивация

    Стихотворение о лесе.

    ( Читает ученик )

    Нет ничего милее

    Бродить и думать здесь.

    Излечит, обогреет,

    Накормит русский лес.

    А будет жажда мучить,

    То мне лесовичок

    Средь зарослей колючих

    Покажет родничок.

    Нагнусь к нему напиться-

    И видно всё до дна:

    Течёт вода – водица

    Вкусна и холодна.

    Нас ждут в лесу рябины,

    Орехи и цветы,

    Душистая малина

    На кустиках густых.

    Ищу грибов поляну

    Я, не жалея ног,

    А если я устану-

    Присяду на пенёк.

    Лес очень любит пеших-

    Для них совсем он свой.

    Здесь где-то бродит леший

    С зелёной бородой.

    Жизнь кажется иною

    И сердце не болит,

    Когда над головою

    Как вечность лес шумит.

    Определение темы урока. Постановка цели урока.

    О чём будем говорить на уроке?

    Какова тема?

    А цель какая?

    Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в путь по лесной тропинке. Узнаем, что у леса есть свои этажи, что растительный и животный мир в лесу связан невидимыми нитями и составляет природное сообщество. Слайд 1

     Отвечают на вопрос

    Включение в систему знаний и повторение

    Изучение нового материала

    Физминутка

    1. Знакомство с «лесными этажами».

    Лес- это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к его жизни, к его красоте не будут успешными ни охрана, ни  воспроизводство богатства, которые хранятся в нём.Любоваться  красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья! Слайд 2

    Ветер сильный налетал,

    Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

    Ветки гнутся взад-вперёд,

    Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

    Будем вместе приседать —

    Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

    Мы размялись от души

    И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.)

    Итак, отправимся в путешествие.

    Торопливая тропинка

    Держит путь издалека

    Вьется по лесу тропинка,

    Словно нитка из клубка

    Викторина.

    Конкурс 1. «РОМАШКА»

    (За каждый правильный ответ- 1 балл.

    -Мы на цветочной поляне. Каждой команде отрывать по лепестку, внимательно прочитать вопрос и ответить на него.

    (Вопросы записаны на лепестках ромашки, команды поочерёдно отрывают лепестки и отвечают на вопросы. ) ( приложение: конверт 1.)

    -Ребята! Все эти вопросы о чём? ( О лесе)

    -Давайте мы с вами мысленно отправимся  в лес и посмотрим, как и в каком порядке расположились в лесу деревья.

    Конкурс 2. «Наблюдательный»

    (За каждый правильный ответ – 1 балл)

    1) Какие растения в лесу самые высокие? Слайд 3

    2) Назовите, какие деревья растут в наших лесах?

    Слайд 4

    3) Какие леса в нашей местности? Слайд 5

    4) На что похож наш лес?

    Слайд 6

    (Каждый ответ сопровождается рисунком. Конверт 2)

    Этажи- это ярусы. Самые верхние ярусы образованы деревьями.

    Давайте все вместе рассмотрим каждый этаж – ярус.

    - Что растёт под деревьями? (Кусты)

    Кусты – это следующий ярус. Он ниже яруса деревьев.

    - Что растёт под кустами? (Трава, цветы, мох.)

    Это  ребята, самый нижний ярус.

    ЗАПОМНИТЕ!

    В лесу есть молодые деревца. Их называют – подрос. Мы их не относим ни к какому ярусу. Это будущий лес.

    Конкурс 3. «Загадка»

    (Каждой команде загадываются загадки. Правильный ответ - 1балл.)

    1.Пышный хвост торчит с верхушки,

    Что за странная  зверюшка?

    Щёлкает орехи мелко.

    Ну, конечно, это ….

    Слайды 7,8

    2.Она живёт в большом лесу,

    Все знают хитрую куму,

    А про её проказы

    Есть сказки и рассказы.

    Слайды 9,10

    3.Днём спит,

    Ночью летает

    И прохожих пугает.

    Слайды 11,12

    4.дружно маленькие точки

    Строят дом себе на кочке.

    Слайды 13,14

    5.Посеред деревьев

    Кузнецы куют.

    Слайды 15,16

    6.Ни зверь,

    Ни птица,

    А нос как спица,

    Летит – кричит,

    Сядет - молчит.

    Кто его убьёт,

    Свою кровь прольёт.

    Слайды 17,18

    -Где живут все эти животные? (В лесу)

    Вывод

    Весь лес – от  верхушки деревьев до земли – заселён животными.

    Конкурс 3. «Грибник»

    Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу.

    Выбраться сможет та команда, которая ответит на мои вопросы. За правильный ответ команда получит 1- балл.

    1. Ложные опята, бледная поганка – съедобные или несъедобные грибы. Слайд 19

    2. Рыжик, лисичка - …

    Слайд 20, 21.

    3. Может ли гриб вырасти на дереве? Слайд 22

    4. Животные едят несъедобные грибы?

    Слайд 23

    5. Какой гриб в народе называют «царём грибов».

    Слайд 24

    6  Какой гриб можно найти в берёзовой роще.

    Слайд 25

    Как вы думаете, ребята, нужны лесу грибы? ( Нужны)

    А какую роль в жизни леса играют грибы мы узнаем из учебника.

    (Чтение текста. Стр 72.)

    Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня обобщали. ( Ответы детей)

    Вывод.

    В природе всё взаимосвязано.

    Всё живое образует сообщество.

    Справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи. Стоим на тропинке, по которой нужно пройти.

    Конкурс 5. « Лесная тропа»

    На доске висит большая таблица. В овалах – вопросы и два предполагаемых ответа.

    Нужно правильно выбрать ответ, обратить внимание на выделенные буквы. Стрелочка с этой буквой поведёт вас в нужном направлении.

    Зашифровано предложение: «Берегите лес от пожара».

    Человек должен беречь лес от огня, от загрязнения, от безумного уничтожения зверей, птиц, растений. Если не позаботиться о защите природы, то погибнет планета.

    Я узнал, что у меня

    Есть огромная семья,

    И тропинка, и лесок,

    В поле каждый колосок,

    Это всё моё, родное,

    Это Родина моя –

    Всех люблю на  свете я.

    7. Итоги викторины.

    Дадим слово жюри.

    Подведение итогов.

    Дети выполняют действия

    Работают в группах

    Подведение итогов урока

    - Наше путешествие подошло к концу.

    - Давайте вспомним, где мы сегодня побывали?

    - Что нового узнали на уроке?

    - Чем понравилось заниматься на уроке?

    - Что особенно получилось?

    - Над чем ещё нужно поработать?

    - Ты, дружок, смотри не подкачай!

    Правдивым быть и добрым обещай!

    Не покупай для бабочки сачка.

    Люби цветы, леса, простор полей -

    Не обижай ни птахи, ни сверчка,

    Все, что зовется Родиной твоей.

     

    Домашнее задание

    К следующему уроку вы должны хорошо знать:

    1. Название организмов, составляющих природное сообщество - лес;

    2. Ярусы леса.

    Должны уметь:

    1. Различать растения и животных лесной зоны.

    2. Устанавливать взаимосвязь в природе.

    3. Всегда бережно относиться к окружающему миру.

    - Дома вам надо будет подготовить сообщение, о каком- либо растении или о животном нашего края.

    Записывают домашнее задание.

    Рефлексия деятельности

    Ребята, какое настроение у вас оставил урок, сравните его с полетом бабочки. У меня очень хорошее настроение и моя бабочка взлетела высоко. А куда взлетят ваши бабочки?

    Спасибо за работу!

    Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

    Литература

    Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2015г.

    Поглазова О.Т.Методические рекомендации по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – Ассоциация 21 век 2014г.

    Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2014г.

    Поглазова О.Т. Окружающий мир 4 класс. Ассоциация 21 век 2014г.

    Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.; Просвещение, 2016г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока "Как построить дом" по предмету окружающий мир

    Разработка урока окружающего мира с учётом ФГОС + презентация...

    Технологическая карта урока по теме "Письменность" 4 класс Окружающий мир УМК "21 век"

    В данной работе представлена разработка урока по теме "Письменность" 4 класс...

    Технологическая карта урока "Грибы", УМК "Перспектива", 2 класс, Окружающий мир.

    Технологическая карта соответствует ФГОС. На уроке применяется технология развития критического мышления...

    Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")

    ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию пер...

    Технологическая карта урока интенсивности умственной деятельности учащихся по окружающему миру. Тема урока: Как живут животные Класс: 1 (первый)

    Тип урока: открытие нового знанияЦели по содержанию:обучающие: познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;способствовать развитию связной речи, оперативной ...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

    Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...