Как измеряют температуру? Что такое погода?
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Открытый урок в системе ГЭП

«Развивающая среда начальной школы»

Работа со школьной переносной лабораторией Cornelsen

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в системе ГЭП

«Развивающая среда начальной школы»

Работа со школьной переносной лабораторией Cornelsen

Учитель ГОУ Прогимназии №1728 ЗАО г. Москвы

Пилипенко Этери Юрьевна

2 класс

Тема: Как измеряют температуру? Что такое погода.

Цель: Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.

Задачи:1.Познакомить детей с различными видами термометров и     правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. Дать общее представление о погоде. Познакомить с международными обозначениями погоды;

2. Развивать логическое  мышление, внимание, память, речь;

3.Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к себе, к людям, взаимопомощь, дружелюбие, аккуратность.

Оборудование:

1.Различные термометры - комнатный, наружный, медицинский, водный;

2.Мензурки с тёплой и холодной водой;

3.Плакат «Климат и погода»;

4.Демонстрационная модель термометра;

5.Карточки: «Погода», «Температура воздуха», «Облачность», «Осадки», «Ветер», «Стеклянная трубка», «Шкала».

6.Комплект лабораторного оборудования Cornelsen «Наблюдение за погодой».

Ход урока:

I.Организационный момент:

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

-Проверили готовность к уроку. А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания:

-Беседа по вопросам. Слушайте внимательно.

-Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.)

-Приведите примеры живой и неживой природы. (Живая: растения, грибы, животные; неживая: солнце, звёзды, воздух, вода, камни.)

-К какой природе можно отнести человека? (Человека можно отнести к живой природе.)

-Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями.)

-Какие явления называются сезонными? (Явления природы, которые связаны со сменой времён года.)

-Одеваться  надо по сезону, иначе можно заболеть. А что вы должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру тела.)

-Каким прибором измеряется температура? (Температура измеряется термометром.)

III. Сообщение темы урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научимся измерять и записывать температуру воздуха, узнаем, что такое  погода, познакомимся с международными обозначениями погоды.

IV. Работа над новым материалом. Практическая работа.

-Сегодня вы шли в школу. Какая вам показалась погода?

(Сегодня было пасмурно и холодно.)

-В зависимости от погоды, люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дублёнки, либо в рубашки и свитера. Как мы,  находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замёрзнуть или не покрыться потом на улице? (Надо посмотреть на улицу, на термометр за окном или на прохожих.)

-Каким специальным прибором измеряют температуру воздуха?

(Температуру воздуха измеряют специальным прибором, который называется термометр).

-Обратите внимание, слово «термометр» записано на карточке. Температура измеряется в градусах.

Распределимся в группы, чтобы наблюдать за комнатными термометрами. (Ученики садятся группами.)

- Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит?

(Стеклянная трубка наполнена жидкостью, на шкале деления).

-Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите о (нуль) - границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0,показывают количество градусов тепла, ниже 0 -количество градусов холода.

-Как мы можем узнать, какая температура воздуха на улице?

(Поглядев на термометр за окном, мы можем посмотреть, сколько градусов тепла или холода на улице.)

-Посмотрите на эти термометры: комнатный, водный, наружный и медицинский. Что можно о них сказать? (Сходны  по строению, но шкала разная).

-Как вы думаете, почему у  термометров разная шкала? (Разное назначение).

-Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра. (Один ученик помогает учителю проводить опыт.)

Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра в стакане с тёплой водой? (Столбик жидкости поднимается.)

Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана. (Температура воды+40 градусов.)

-Что произошло со столбиком жидкости в стакане с холодной водой? (Столбик с жидкостью опустился.)

 Определите температуру воды? (Температура воды +15 градусов).

-Точно так же работает наружный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.

-А сейчас научимся правильно записывать температуру. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком «+», если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком  «-». Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек. Например, на комнатных термометрах, на ваших партах:+22 градуса, температура кусочков льда 0 градусов и т.д.

В комплекте лабораторного оборудования Cornelsen, с которым мы будем работать есть термометр максимально-минимальный.

(Показ учителем). Рассмотрите внимательно. Чем он отличается от термометров, которые мы сегодня рассматривали? (На этом термометре две шкалы).  

-Он предназначен для измерения максимальной и минимальной температуры (от -25 С до +50 С),  в течение определённого промежутка времени. Измеряющие жидкости термометра - ртуть и спирт. Верхние части обоих колен заполнены спиртом, нижние - ртутью. Над ртутью в обоих коленах - индикаторные иглы из стали. При повышении температуры спирт в левом колене, расширяясь, давит на ртуть, передвигая её в правое колено.  Ртуть в правом колене поднимает индикаторную иглу, показывающую максимальную температуру. Понижение температуры воздуха вызывает уменьшение объёма спирта в левом колене. Ртуть в левом колене поднимается вверх, подталкивая вторую индикаторную иглу, которая укажет минимальную температуру воздуха за время измерения. При этом индикаторная игла в правом колене остаётся на месте, соответствующем максимальной температуре. Устанавливать максимально-минимальный термометр следует в месте, которое  остаётся в тени на всём протяжении дня.

V. Физкультминутка.

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берёт.

Почему же? Почему же?

Потому что дождь идёт.

VI. Беседа «Что такое погода».

-Что же такое погода? Сегодня мы попробуем разобраться вместе с героем нашего учебника - Серёжей. Откроем учебник на 18 странице. Прочитайте шёпотом, приготовьтесь отвечать на вопрос: «Зачём Серёже нужно знать, какая сегодня погода?"

(Чтобы одеться и чувствовать себя комфортно, не заболеть.)

-А вы, собираясь в школу, как узнаёте о погоде?  (Слушаем прогноз погоды, смотрим на термометр за окном, смотрим на прохожих.)

Рассмотрите плакат «Климат и погода». Какими словами можно охарактеризовать погоду? (Погода- это температура воздуха, облачность, осадки и ветер.)

-Вспомните, что вы уже знаете с 1 класса о дожде, ветре?

(Дождь-это охлаждённые капли пара над землёй, а ветер-движение воздуха.)

Прочитаем по учебнику вслух вывод. (Погода-это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.)

-А что такое облачность? (Облачность-это скопление облаков.) Когда небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. Когда небо частично закрыто облаками, говорят облачно. А вот когда всё небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят пасмурно.

-Какие вы знаете осадки? (Дождь, ливень, ливневый дождь, гроза, снег, град, роса, иней, туман.) 

Какие бывают ветры? (Бриз, буря, ураган, смерч.)

-Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часа, день ото дня, месяц от месяца, год от года. Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи. Сегодня мы будем настоящими метеорологами. Я познакомлю вас с международными условными обозначениями, и мы потренируемся обозначать погоду с помощью карточек.

VII. Рассказ и показ учителем международных метеорологических обозначений.  

Степень облачности обозначается соответствующими чёрными долями круга: ясно, облачно на четверть, облачно на половину, облачно на три четверти, пасмурно.

Обозначение осадков мы изучали в 1 классе. Сегодня я показываю новые условные знаки такие, как: моросящий дождь, ливень, ливневый дождь, гроза.

Внимательно посмотрите, как можно обозначить силу ветра от тихого до штормового. Направление, которое указывает обозначение ветра, соответствует направлению, с которого дует ветер.

Некоторые из метеорологических обозначений являются комбинированными (облака, скорость и направление ветра представляются одним обозначением). По-разному можно представить одно и тоже состояние погоды.

VIII. Оформление метеорологических наблюдений учащимися.

-Сейчас мы потренируемся с помощью карточек.

 Обозначим погоду сегодняшнего дня. Обозначим облачность. (Облачно на три четверти.) Покажем осадки. (Осадков нет.) Покажем силу и направление ветра. (Незначительный, северный ветер.) Температура воздуха? (+10С). Поместим рядом различные формы обозначений погоды. 

У доски работают ученики парами.

IX. Закрепление изученного по тетради на печатной основе.

с. 9, №1.Читают задание хорошо читающие дети. С помощью учебника дописывают определение «Что такое термометр».

с. 11, №3. Записать слова числами и числа, обозначающие количество градусов - словами. Взаимопроверка.

X. Итог урока:

-Для чего нужны термометры? (Для измерения температуры.)

 -Как они устроены? (Стеклянная трубка, заполненная ртутью, спиртом, на шкале деления.)

-Что такое погода? (Погода-это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.)

-Как называют людей, которые предсказывают погоду? ( Их называют метеорологи.)

-Какое оборудование нам помогает наблюдать за погодой? (Комплект лабораторного оборудования Cornelsen «Наблюдение за погодой».)

XI. Домашнее задание:

1.Прочитать в учебнике «Как измеряют температуру? Что такое погода?» (с.16-21)

2.Рабочая тетрадь (с.11,№4,№5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Измеряем длину в дециметрах

Ход урока. Организационный момент.Повернёмся к нашим гостям, поздороваемся.Проверьте все ли у вас готово (учебник, тетрадь, линейка, пенал, карточки с цифрами) Ввод в тему урока (постановка ...

Урок математики по теме"Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости".

План  урока по математике     в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости. Тип урока:введ...

Математика. Тема урока: Измеряй и сравнивай.Сантиметр. Схема-конспект урока по УМК "ПНШ".

Конспект двух уроков по математике по УМК "ПНШ". 1 класс. Приложение - презентация....

Самопознание. Тема: Добротой себя измерь.

Разработка урока по самопознанию..Тема урока:  Добротой себя измерь.Цель урока: углубление представления учащихся  об общече  ловеческой ценности «доброта».Задачи:...

Урок "Мерка. Единичный отрезок. Как измерить удава?"

Образовательная система «Школа 2100» Технология проблемно - диалогического обучения...

природоведение 2 класс "Измеряем температуру"

Практическая работа по природоведению, 2 класс  УМК "Школа России""Измеряем температуру"...

Конспект урока математики "Как люди измеряли и измеряют длину. Сантиметр"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКи НА ТЕМУ «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. Класс: 1 система Л.В. ЗанковаУчебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть...