Урок "Мерка. Единичный отрезок. Как измерить удава?"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Мордовина Марина Ивановна

 

Образовательная система «Школа 2100» Технология проблемно - диалогического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon merka.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Гимназия»

г. Протвино

Московской области

УРОК МАТЕМАТИКИ

1 класс

Тема урока: МЕРКА. ЕДИНИЧНЫЙ ОТРЕЗОК.

Имя урока: КАК ИЗМЕРИТЬ УДАВА.

Учитель: Мордовина М. И.

Цели урока: 1) Помочь детям уяснить, что сравнивать отрезки можно при помощи одинаковых мерок;

                       2) Ввести понятие единичного отрезка;

                       3) Сформировать умение:

- сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок;

                       4) Продолжать формировать качества мышления, характерные для математической деятельности; устойчивый интерес к математике.

                       4) Воспитывать уважение к труду другого человека, умение работать в коллективе.

Ход урока.

1.Актуализация знаний .

1) - Ребята, вы сегодня очень нарядные и торжественные. На вас замечательная школьная форма. Она сшита на заказ. А чтобы форма была вам впору, вас заранее портной измерил. Или говорят, снял мерки. Потом записал ваш размер и сшил превосходную форму.

(слова ИЗМЕРИТЬ   МЕРКА   РАЗМЕР напечатаны на карточках на стенде)

- А где ещё в жизни приходится измерять?

(Во время ремонта, когда строишь дом, на уроках труда, когда мастеришь поделку)

- Сегодня на уроке мы будем  учиться измерять отрезки и сравнивать их по длине.

2) – Сравните, какой карандаш длиннее, а какой короче. Как это сделать?

(учитель показывает вырезанный рисунок 2 карандашей: красный и синий)

                                                  

(приложить друг к другу, чтобы один конец совпал)

- Как сравнить длины карандашей на рисунке? Тоже наложить их друг на друга? (нет, нельзя, они нарисованы)

                                       

- Что нам поможет сравнить карандаши?(клеточки)

- Давайте сравним эти карандаши.(учитель показывает карандаши нарисованные на не разлинованной бумаге)

                                           

- Как это сделать?(надо взять какую-то мерку)

(учитель демонстрирует мерку-отрезок)

- Накладываем мерку и узнаём, что отрезки равны.(в каждом карандаше уложилось по 2 мерки))

На доске карточки   2=2

2. Постановка проблемы.

1) – Измерьте длину полоски с помощью мерки(у учащихся на каждом столе полоски одинаковой длины, а мерки разные)

(дети работают в группах,  измеряют полоски и называют свои ответы 2, 3, 4, 5)

полоски разные

- Давайте сравним длину ваших полосок наложением(самую длинную и самую короткую).

полоски одинаковые

- Как же правильно сравнить длины полосок?

3. Совместное открытие знаний.

1)–Сегодня у нас в гостях герои книги Г. Остера попугай, мартышка, слонёнок и удав. Они тоже учились измерять. Только они измеряли не полоски, а удава.

(дети смотрят фрагмент из мультфильма или слушают отрывок из книги, можно посадить детей в круг на коврик)

2) – Как друзья решили измерить удава?

- Кто сначала стал меркой, а потом?

- Какова длина попугая в мартышках, слонах и попугаях?

-Почему же разная получилась длина, ведь удав один и тот же?(потому что были разные мерки)

Ф  И  З  К  У  Л  Ь  Т  М  И  Н  У  Т  К  А

Дружно за руки взялись!

Руки вверх, руки вниз!

Руки быстро в кулачок,

Положили на бочок.

Вправо-влево покачались.

Назад - вперёд, назад - вперёд.

Ну-ка, кто там отстаёт?

Чух - чух, чух - чух!

Мчится поезд во весь дух!

Скоро мы приедем на урок к соседям.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели травушку покушать,

Тишину  послушать.

3) Дети измеряют игрушечного удава, с помощью разных мерок: в слонах и в мартышках.(на доске фиксируются все результаты измерений)

4) – Давайте вернёмся к заданию, которое мы выполняли вначале.

- Почему же одинаковые отрезки вы измерили по-разному?(всё дело в разных мерках)

- Давайте мы возьмём одинаковую мерку и ещё раз измерим полоски.

(дети самостоятельно измеряют полоски одинаковой меркой)

- Что получилось?

полоски одинаковые

- Сделаем вывод: для сравнения отрезков надо брать одну и ту же мерку. Такая мерка называется ЕДИНИЧНЫЙ ОТРЕЗОК.

(на доске карточка ЕДИНИЧНЫЙ ОТРЕЗОК)

4.Первичное закрепление.

1) Индивидуальная самостоятельная работа на карточках.

2) Проверка самостоятельной работы.

5.Итог урока.

Самоанализ урока математики, проведённого в 1 классе  

по теме «Мерка. Единичный отрезок. Как измерить удава»

Мотивационно ориентационный аспект

       Быстро и привычно произошло вхождение учащихся в урок. Был создан положительный эмоциональный настрой на работу. Точно и доходчиво были разъяснены целевые ориентиры учебного занятия. Стараться сделать их личностно значимыми для учеников, чтобы дидактическая цель учителя стала целью учащихся.

Содержательный аспект

       Отобранный учебный материал соответствовал требованиям образовательной программы, целям и задачам урока. Среди учащихся была организована работа в группах. Группы формировались с учётом индивидуальных познавательных возможностей каждого ребёнка.

        На уроке была создана ситуация, побуждающая к формулированию проблемы. Учитель подводил учащихся к осознанию противоречия. Дети выполняли одно и тоже задание, но результаты получили разные. Задавались вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного заметили?», «Почему так получилось?», «Сколько существует мнений?» Учащимся была дана возможность высказывать свои предположения по решению учебной задачи.

         В процессе разрешения проблемы была установлена взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка и использовались различные виды деятельности: практическое задание, наблюдение, проверка факта. Наибольшее внимание учащихся привлёк просмотр фрагмента мультипликационного фильма и практическая работа по измерению игрушечного удава. Достаточно был использован наглядный материал, ТСО, удачно оформлена доска.

         Учитель стимулировал разные способы решения учебной задачи, побуждал учащихся к использованию сравнений, аналогий. Было выделено главное в содержании урока.

          Урок отличается практической направленностью. Реализован принцип «понятно и не скучно».

Разнообразить формы закрепления учебного материала, проводить систематизацию пройденного. Чётче организовывать смену видов деятельности. Организовать работу в группах более продуктивно. Вовлекать в поиск всех учащихся.

Организационный аспект

         На уроке применялись диалоговые и полилоговые формы общения. Создавалась ситуация успеха, т.к. детям предлагалось разноуровневое задание и индивидуальный выбор задания. Учитель проявлял доверие и уважение в учебном взаимодействии, оказывал помощь учащимся.

         Учитывать индивидуальный темп учебной деятельности учащихся.

Оценочно – результативный аспект

          На уроке оценивалась не только правильность ответа, но и его оригинальность и рациональность.

          Следует больше уделять внимания формированию у учащихся личных оценочных суждений, выработке у ребёнка индивидуального стиля познания.

Учитель: Мордовина М. И.      2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 25. Мерка. Единичный отрезок - Презентация

Математика. 1 класс. Урок 25. Мерка. Единичный отрезок - Презентация  Урок 25. Мерка. Единичный отрезок В презентации отображены:    дополнительное задание с интерактивно...

Урок математики в 1 классе (УМК "РИТМ") "Сравнение чисел. Числовые лучи с разными шагами (единичными мерками)"

Урок математики был проведен в 1 классе по УМК "РИТМ" (автор Э.И.Александрова). Учащиеся научились строить числовой луч и с его помощью  сравнивать числа. Дидактическая цель: создать услови...

Конспект урока математики "Как люди измеряли и измеряют длину. Сантиметр"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКи НА ТЕМУ «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. Класс: 1 система Л.В. ЗанковаУчебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть...

Конспект урока по математике "Мерка. Единичный отрезок." ( 1 класс )

Конспект урока "Мерка. Единичный отрезок"Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:-Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок;-Ввести понятие единичного отрезка...

Конспект урока по математике по теме «Мерка. Единичный отрезок»

Предмет: «Математика»Авторы учебника: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.Класс: 1Тема: «Мерка. Единичный отрезок»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: создать условия для формирования умени...

Конспект урока по математике. Мерка. Единичный отрезок

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:-Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок;-Ввести понятие единичного отрезка; УУД:Личностные:1.Формировать эмоциональное ...