Конспект урока по математике по теме «Мерка. Единичный отрезок»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Тимошина Ольга Николаевна

Предмет: «Математика»

Авторы учебника: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Класс: 1

Тема: «Мерка. Единичный отрезок»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для формирования умений сравнивать при помощи единичного отрезка.

Оборудование: «Моя математика» 1 класс (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова …), рабочая тетрадь к учебнику математика. Раздаточный материал (рисунки куклы, по 4 красных и 4 синих треугольника, рисунки бантиков красного, синего, жёлтого цветов, мерки разной длины), числовой веер, числовые карточки, опорные сигналы на доске, презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_timoshinoy_o.n.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО  МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ

Тимошина Ольга Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории  школа–интернат № 3 ОАО «РЖД» г. Ртищево Саратовской области.

Предмет: «Математика»

Авторы учебника: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Класс: 1

Тема: «Мерка. Единичный отрезок»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для формирования умений сравнивать при помощи единичного отрезка.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать представление о мерке и единичном отрезке;

- развивающая: развивать мыслительные операции, вычислительный навык, коммуникативные универсальные учебные действия (в т.ч. диалог ученик – ученики), умение ставить вопросы и находить на них ответы, обогащать словарный состав,  учить самооцениванию, формировать информационную компетентность учащихся; пользоваться циркулем для измерения отрезков; планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с текстом.

воспитательная: осознанное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций); воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: «Моя математика» 1 класс (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова …), рабочая тетрадь к учебнику математика. Раздаточный материал (рисунки куклы, по 4 красных и 4 синих треугольника, рисунки бантиков красного, синего, жёлтого цветов, мерки разной длины), числовой веер, числовые карточки, опорные сигналы на доске, презентация к уроку.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

Учитель

Ученики

1. Мотивация (самоопределение) деятельности

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

От вас ответы, взгляды, мненья, мы вместе проведём урок.

- Как надо отвечать на вопросы во время урока?

- А как нужно писать в тетради?

- А как нужно работать в парах?

Отвечать на вопросы нужно полным ответом. Говорить так, что бы всем было слышно, но не кричать.

Аккуратно, стараться писать  красиво и разборчиво.

Слушать друг друга, не перебивать,  договариваться.

  • смыслообразование (Л)
  • целеполагание (П)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1) У Кати сегодня день рождения. Открыла девочка шкаф и стала перебирать наряды(слайд № 1)

 - «Оденьте» Катю,  и расскажите, сколько есть способов нарядить её в этот день (работа в парах). Проверьте себя (слайд № 2, 3)

3) - На улице, где живёт Катя, вот такие номера домов… (слайд № 6)

- Назовите их. Найдите закономерность.

 - Назовите номер дома, который стоит слева от дома № 3, и номер дома  - справа от дома № 7.

4) Катя прошла по улице и вошла в магазин. Она хочет  купить сладости для своих друзей.

http://galeri8.uludagsozluk.com/413/sari_744296.jpghttp://s49.radikal.ru/i125/1303/ee/d23d5e243901.jpghttp://s49.radikal.ru/i125/1303/ee/d23d5e243901.jpg

-  Запишите числовые равенства, которые расскажут о её покупках (слайд № 7)

+         =

+         =

        -         =

- Рабочая тетрадь задание № 3 с.20.

- Посоветуйтесь в группе как можно выполнить это задание.

5) Ребята на празднике загадывали друг другу загадки. Помоги ответить на их вопросы:

(загадки в стихах)

  Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед.

На пенёк зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Сколько ребят на саночках катается

Если четвёртый стоит, дожидается?

Две вишенки с малинкой

На блюдце у Маринки.

Сколько ягодок, сочти

У Маринки подскажи.

Два простых карандаша

У меня в пенале.

-Нужен красный карандаш,-

Нам вчера сказали.

Вот я красный карандашик

Положил в пенал, смотри!

Знает каждый первоклассник-

К двум один прибавить - ….

6) Петя и Вова любят рисовать. В магазине Катя купила для них карандаши. Какой карандаш достанется Пете? А Вове?

Кто ещё может предложить классу задание?(Задать вопрос)

Дети в парах «одевают» куклу. Рассказывают сколько способов «одеть» Катю они нашли.

Сравнивают свои работы со слайдом.

Дома с номерами 3, 5. 7. Номера домов идут через один.  Я думаю, что слева от дома с номером 3 стоит дом с № 1,

а справа от дома с номером 7 стоит дом с № 9.

Два человека записывают на доске.

Дети показывают ответ с помощью числового веера. Обосновывают ответ:

-надо найти целое, значит части складываем;

-надо найти часть, значит из целого отнимаем одну часть.

Работа в парах

Дети показывают ответ с помощью числового веера.

Задают вопросы: Как узнать какой карандаш длиннее? Короче?

Дети отвечают на вопросы – Приложить карандаши друг к другу так, чтобы конец одного карандаша совпал с другим.

  • прогнозирование предстоящей работы (Р)
  • выявление сущности, особенностей объектов (П)
  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
  • учет разных мнений (К)
  • составление вывода наос-нове анализа объектов (П)
  • выполнение пробного учебного действия (Р)
  • осуществление познавательной и личностной рефлексии (Р)

3. Постановка учебной задачи

  1. -Пока мы помогали Кате, Вова приготовил новое задание(слайд № 8).

- Так что же помогло нам сравнить отрезки?

  1. - Катя  начертила красный  отрезок. Петя  синий. Чей отрезок длиннее? Чей короче?

Можем сравнить отрезки по длине?

Читаем проблемный вопрос…

-? Как можно это узнать? Проверим себя, читая текст под знаком !

Мы их не можем приложить друг к другу, они нарисованы. Я думаю, что помогут  клеточки. Нужно посчитать их  количество  в каждом отрезке и узнаем какой отрезок длиннее, а какой короче.  Самый длинный розовый, в нём 5 клеточек, самый короткий – зелёный -3 клеточки.

Клетки.

Нельзя, потому что их нельзя наложить друг на друга, и они начерчены на листе, где нет клеток.

Высказывают свои предположения

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
  • подведение под понятие (П)

  • извлечение необходимой информации изиллюстраций и текстов (П)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

-подведение под понятие (П)

  • Попробуйте сформулировать тему урока. Тема названа, а какова же будет цель урока?

Мерка

Узнать что такое мерка; измерять  отрезки с помощью мерок.

  • на основе работы умение высказывать свое предположение  (Р)
  • прогнозирование предстоящей работы (Р)

4. Построение

выхода из

затруднения

1) - В этом нам поможет учебник – текст в рамочке (стр.50).

- Как вы поняли, что значит слово МЕРКА?


-Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем, что обозначает слово мерка…

Мерка – предмет определённой длины, служащей мерой для измерения чего-нибудь.

Меркою из бумаги сапожники измеряют размер ноги.

Мерка из верёвки заменяет складной метр.

-Сравним эти отрезки с помощью мерок (слайд 9)

Что мы увидели?

2)Папа тоже решил принять участие в игре ребят и задал им такую задачу:

- Сколько белых мерок поместится в красном? Сколько жёлтых мерок – в синем?

- Сколько белых мерок поместилось в красном отрезке?

 -Сколько жёлтых мерок поместилось в синем?

(слайд 11)

2> 1

- Что означает каждая цифра в записи?

- Можно ли  поэтому сказать, что красный отрезок  длиннее синего?

- Давайте измерим их ещё раз меркой из задания № 2 (жёлтой)…отрезки равны.

- Ребята, а почему так получилось?

3) Папа предложил ребятам посмотреть их любимый мультфильм «38 попугаев» (слайд 12)

http://doc4web.ru/images/66/66532/640/img3.jpg

- Что удивило удава? (слайд 13)

- Почему его длина оказалась разной?

- Сравните длины  этих же отрезков при помощи только белых мерок(слайд 14)

-К какому выводу мы пришли? Проверим свои предположения, сравним свой вывод с правилом учебника.

- Как сравнить отрезки, если нельзя наложить их друг на друга?

- Можно ли сравнивать отрезки, если они измерены разными мерками?

-Как вы думаете, чем будем заниматься?

(слайд 15)

Эта полоска, при помощи которой мы будем сравнивать длины отрезков, называется МЕРКА.

От слова мерить.

Сравнивают отрезки с помощью мерок

Отрезки равны.

В красном 2 мерки, а в синем – одна.

Предположения детей.

Получилосьпротиворечие

Предположения детей.

Они измеряли его шагами, а шаги у всех разные. Кажется, я понял…нужно измерять отрезки одной и той же  меркой.

Измеряют отрезки.

Нужно измерять отрезки одной и той же  меркой.

Это можно сделать при помощи выбранной мерки

Нельзя.

Предположение детей

  • выполнение пробного учебного действия (Р)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
  • аргументация своего мнения и позиции вкоммуникации (К)
  • учет разных мнений (К)
  • постановка и формулирование проблемы (П)
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)
  • умение извлекать информацию из текстов (П)
  • умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника (Р)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

5.Первичное закрепление

  1. - А теперь обратимся к заданию № 5  с. 51(учебника).

 - Прочтите задание и расскажите, что нужно сделать.

  1. Как вы думаете, что обозначают эти записи
  1. е, 2 е , 1 е?

3)–Как правильно построить три единичных

 Отрезка (3 е) ?..(слайд 16)

Три единичных отрезка, 2 единичных отрезка, 1 единичный отрезок.

От точки отложить 1 единичный отрезок, там,  где он закончиться начнётся второй, а затем третий…

  • анализ, сравнение, обобщение (П)
  • умение работать с разными источниками информации (П)
  • умение извлекать информацию из текстов (П)
  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)
  • умение слушать и понимать других (К)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Поработайте самостоятельно в рабочей тетради  с. 25 № 2.

 Последующая проверка на доске. Самооценка по алгоритму (слайд 17)

Строят единичные отрезки.

Проверяют по эталону

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
  • самооценка на основе критерия успешности (Л)

7. Включение в систему знаний и повторение

- Поиграем в игру

Выложите из палочек ломаную линию, у которой 3 звена и 4 вершины; ломаную, у которой 3 звена и 3 вершины

Оцените работу друг друга

- Конкурс на звание самого старательного: выполните самостоятельно задание №1 в рабочей тетради. Сравните свою работу  с предыдущей…

- Где цифры у вас получились лучше и аккуратнее написаны?

Строят ломаные линии и оценивают работы друг друга.

Пишут цифры.

Учатся сравнивать и оценивать свои работы.

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)
  • оформление своих мыслей в устной форме (К)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • умение работать в паре (К)
  • осознание ответственности за общее дело (Л)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова тема нашего урока?

- Какую цель перед собой поставили?

- Каким способом действовали?

- Достигли ли поставленной цели?

- Сегодня на уроке мы сделали ещё один шаг на пути изучения математики.

- Поднимите руки те, кто

  работал в полную силу,

  работал хорошо, но мог бы работать лучше.

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

 - Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Оцените свою работу. Обоснуйте свой вывод.

(слайд 18)

Оценивают свою работу на уроке: что получилось, а чему надо ещё учиться…

  • построение логической цепи рассуждений (П)
  • доказательство (П)
  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)
  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)
  • рефлексия способов и условий действия (П)
  • контроль и оценкапроцесса и результатов деятельности (П)
  • самооценка на основе кри-терия успешности (Л)
  • адекватное понимание при-чин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Отрезок. Прямая. Луч".

Конспект урока математики по теме "Отрезок. Прямая. Луч" во 2 классе УМК Л.Г.Петерсон....

Конспект урока по математике "Отрезок и его части." 1 класс

Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых....

Конспект урока по математике "Мерка. Единичный отрезок." ( 1 класс )

Конспект урока "Мерка. Единичный отрезок"Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:-Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок;-Ввести понятие единичного отрезка...

Конспект урока по математике Тема: « Числа 1-20. Прямая. Отрезок. Луч»

Цели: ознакомление учащихся с понятиями:  прямая, луч, отрезок.            учить выполнять построение с помощью линейки...

Конспект урока по математике по теме "Отрезок и ломаная"

Конспект урока по математике по теме "Отрезок и ломаная"...

Конспект урока по математике. Мерка. Единичный отрезок

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:-Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок;-Ввести понятие единичного отрезка; УУД:Личностные:1.Формировать эмоциональное ...