Разработки собственных уроков (окружающий мир)
план-конспект урока по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) по теме

В данном разделе представлены разработки уроков по окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира

Тема «Животные»

учебник Цветова Л.М. «Окружающий мир» 1 класс

Цели:

-познакомить учащихся с различными группами животных (рыбы, птицы, звери,  насекомые), закрепить  знания о дикорастущих и сельскохозяйственных растений;

-развивать словарный запас, расширять кругозор детей, способствовать развитию внимания, памяти, речи, мышления; продолжать учиться работать в паре;

- учить детей заботиться о животных.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация, солнышки, листочки синие с заданием,  конверты для парной работы: разрезные картинки с изображением животных, правила работы в паре, учебник Л.М. Цветова «Окружающий мир» 1 класс.

Ход урока

  1. Организационный момент

-К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них  вам   больше нравится? Покажите.

-Я очень рада, что у вас сегодня  хороший настрой на работу.

-У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.

2. Проверка домашнего задания

-Что изучали на прошлом уроке? (дикорастущие и культурные (сельскохозяйственные) растения)

-А как вы думаете, что сейчас будем делать? (разгадывать кроссворд)

(Учитель читает загадки, дети отгадывают)

1)Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.

Но однажды людям добрым раны вылечить помог. ПОДОРОЖНИК

2)Как догадались, что это подорожник?  Докажите.

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.     МАЛИНА

3)Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,

   На него подуй слегка, был цветок, и нет цветка. ОДУВАНЧИК

4)   Что две недели зеленится, две недели колосится,

       Две недели отцветает, две недели наливает,

       Две недели подсыхает?     РОЖЬ

5) Будет чай попить приятно с этой травкой ароматной. МЯТА

6) Каждый год на нем с охотой вырастают вертолёты.

Жаль, что каждый вертолёт на один всего полёт     КЛЁН

7). Кисть ягоды прекрасная, очень-очень красная,

    Я достать её боюсь – о шипы я уколюсь.             БОЯРЫШНИК

8). Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. ЕЛЬ

1.п

о

д

о

р

о

ж

н

и

к

2.м

а

л

и

н

а

3.о

д

у

в

а

н

ч

и

к

4.р

о

ж

ь

5.м

я

т

а

6.к

л

ё

н

7.б

о

я

р

ы

ш

н

и

к

8.е

л

ь

-Как  одним словом назвать все эти отгадки? (РАСТЕНИЯ)

-На какие группы можно разделить ВСЕ эти растения?

1)Деревья, кустарники, травы (называют: деревья: клен, ель; кустарники: малина, боярышник; травы: одуванчик, рожь, мята)

2)Дикорастущие (подорожник, боярышник, одуванчик, мята (иногда высаживают  в садах, добавляют в чай, делают отвары с добавлением этой травы), клён, ель)

-Докажите. (их никто не сажает, они растут сами по себе, их можно встретить  в лесу, на лугу…)

Культурные (сельскохозяйственные) (рожь, малина - может быть и дикорастущая)

-Докажите (их специально выращивает человек)

3.Сообщение темы, актуализация знаний и проблемная ситуация.

-Прочитайте ключевое слово (ЖИВОТНЫЕ)

-О ком мы будем говорить сегодня на  уроке? (о животных)

-Назовите животных, которых вы знаете (дети называют различных животных, например: медведь, заяц, ворона, синица, окунь, щука, бабочка, шмель)

-А у меня на картинке есть еще рыба, бабочка, божья коровка. Их можно назвать животными?

(Бабочка, рыба, божья коровка – это животные? Играя голосом) 

-Давайте исследуем эту проблему. Но сначала разберемся, кто такие животные.

-Как вы думаете, кто такие животные?

(животные – это существа, которые дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают)

-Значит, какие это существа живые  или неживые? (живые существа)

-Ребята, чтобы ответить на наш вопрос, мы  отправимся в путь с нашими гостями, с такими же ребятами, как и вы, с Аней и Ваней  на лесную лужайку, которая находится около небольшой реки.

4. Изучение нового.

-Аня и Ваня гуляли возле реки и увидели, что кто-то в реке плещется. Посмотрите ребята, кто это? (РЫБЫ)

-Подумайте и скажите, а что общего у рыб? (у них плавники, хвост  и чешуя)

-А как называются эти рыбы? (щука, окунь, ёрш, карась)

Если дети затрудняются ответить, учитель загадывает загадки про рыб.

У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь -  в котел попала (ЩУКА)

ИЛИ

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (ЩУКА)

Краснопёр, полосат, гроза любой реки,

В страхе разбегаются от него мальки.

Ох, не любит котелок

Этот шустрый… (ОКУНЕК)

Колюч, да не еж. (ЁРШ)

Любит в тине он капаться,

И личинками питаться,

Чмокать в ряске по ночам

И клевать по вечерам (КАРАСЬ)

Ряска - крохотные растения, плавающие в большом количестве на поверхности стоячих вод. (картинка- ряска)

-Аня и Ваня задумались, а можно ли рыб отнести к животным? Ребята, как вы думаете? (да)

-Почему? (они дышат, питаются, растут, приносят потомство и умирают).

-Значит, какой сделаем вывод? (РЫБЫ - ЭТО ЖИВОТНЫЕ)

-Давайте проверим наше предположение по учебнику.

5. Работа в учебнике.

-Откройте учебники на с.46. Найдите № 1. Обратите внимание на условное обозначение. Что обозначает этот знак? (расскажи)

-Прочитайте вопрос? (кто это?)  

-Рассмотрите рисунок. Кто же это? (рыбы)

-Почему? Что общего у рыб? (у них плавники, хвост, чешуя)

-Прочитайте вывод в учебнике, кто же такие рыбы? (дети читают: РЫБЫ – ЭТО ЖИВОТНЫЕ)

-А сейчас Аня и Ваня  предлагают вам немного отдохнуть.

6. Физминутка.

-Встали все.

Рыбки плавают, резвятся

В чистой тепленькой воде.

(дети выполняют волнистые движения руками)

То сожмутся, разожмутся,

(дети сжимают все тело и руки и разжимают тело и руки)

То зароются в песке.

(дети садятся на корточки и над головой смыкают руки)

7. Работа в парах. Работа по учебнику.

Аня и Ваня  с нами отдохнули и предлагают продолжить наше исследование дальше. И мы оказываемся на лесной полянке. Аня и Ваня увидели на лесной полянке много интересных жителей. А кого они увидели,  мы узнаем, выполним следующее задание.

-У вас на партах лежат конверты. Откройте их и достаньте детали. Вам нужно будет из этих деталей сложить картинку. И когда сложите картинку, назовите, кто у вас получился. Это задание вы будете выполнять в парах.

-Давайте вспомним правила работы в паре.

Правила:

  1. Повернуться  друг к другу лицом.
  2. Слушать друг друга.
  3. Выслушивать мнение товарища.
  4. Вместе выбирать правильный ответ.

-Приступили к работе.

1 ряд: разрезанные птицы (1 парта-ворона, 2 парта –зяблик, 3 парта-жаворонок,  4 парта-ласточка, 5 парта-снегирь)

2 ряд: разрезанные звери (1 парта-лось, 2 парта-медведь, 3 парта-заяц, 4 парта-белка)

3 ряд: разрезанные насекомые (1 парта- муха, 2 парта-кузнечик, 3 парта –бабочка, 4 парта-мотылек)

-Давайте проверим. Первый ряд.

-Кто у вас получился? (ворона, зяблик, жаворонок, ласточка, снегирь).

-Ребята, а к какой группе они относятся? (птицы).

 

-Что общего у птиц? (у них крылья, две ноги, клюв, перья).

-Давайте наше предположение проверим по учебнику. Найдите № 2. Найдите в № 2 вывод про птиц. Прочитайте. (дети читают)

-Проверяем второй ряд.

-Кто у вас получился? (лось, медведь, заяц, белка). 

-К какой группе они относятся? (Звери). 

-Почему? Что общего у зверей? ( у них четыре лапы, шерсть).

-Давайте проверим наше предположение по учебнику. Прочитайте вывод про зверей.

-Проверяем третий ряд.

-Кто у вас получился? (муха, кузнечик, бабочка, мотылек). 

-Ребята, к какой группе они относятся? (Насекомые). 

(Отличие кузнечика от саранчи:

-кузнечик: предпочитает сидеть на кустах и деревьях, задние ноги длинные;

-саранча: предпочитает сидеть в траве, активны днем, у них большие глаза, задние ноги короткие)

-Что общего у насекомых? (у них шесть ног, усы).

-Давайте проверим наше предположение по учебнику. Прочитайте вывод про насекомых.

-Молодцы! Вы узнали, кого увидели ребята на лесной полянке.

-Мы выделили основные черты каждой из этих групп.

-А как вы думаете, что у них общего? Давайте вспомним наше определение: кто такие животные. (Животные – это живые существа, которые дышат, растут, приносят потомство и умирают)

-Можно ли наши группы отнести к животным? (да)

-Какой вывод можно сделать? (рыбы, птицы, звери и насекомые – это животные)

-Давайте проверим наше предположение в учебнике. Прочитайте вывод на с.47  (Насекомые, рыбы, птицы, звери – это животные).

-Наши глазки много трудились, давайте дадим им отдохнуть.

7.Физминутка для глаз.

Сядьте поудобнее, опустите руки, спина пусть касается спинки стула, расслабьтесь и только глазками наблюдайте за предметами.

(экран проектора закрыть)

8.Проблемная ситуация. Работа в учебнике.

-Мы продолжаем нашу работу по учебнику.

-Найдите у себя в учебнике № 3 на с.47 и скажите, с какими живыми существами мы встретились? 

-Назовите их. (черепаха, змея, ящерица, лягушка)

-Ребята, а к каким группам животных вы отнесете эти живые существа? (ни в какие)

-Почему? (по основным признакам они не подходят ни в какие группы животных: нет шерсти, плавников, перьев, шести ног)

-Тогда это не животные? Как вы думаете? (нет, это животные)

-Почему? Докажите. (они дышат, питаются, растут,   приносят потомство, умирают)

-Правильно ребята, это животные. Они относятся к другим группам животных. С ними мы познакомимся во втором классе.

(Черепаха, змея, ящерица-это пресмыкающиеся (те, кто касаются при передвижении своим телом земли, тело покрыто сухой чешуей).

Лягушка-земноводные (те, кто живет как в воде, так и на земле)).

-Ребята, рассмотрите рисунки и скажите, какие животные спрятались в № 4? (рак, рыба, лягушка).

-Что у них общего? (они живут в водоеме). 

-Как вы думаете, кто из этих животных не является рыбой? (рак, лягушка)

-Почему? (нет чешуи, плавников).

(У рака: клешни, ноги, брюшко с хвостовым плавником, усы. У лягушки: 4 ноги).

Отличие жаба от лягушки: у жабы кожа бугорчатая, бородавчатая, у лягушки более гладкая. Лягушка обитает около водоемов, жаба -  в лесу, в садах, на дне оврагов.

-Молодцы!

- А будет ли рак являться животным? Как вы думаете? (да)

-Почему? (он дышит, питается, растет, приносит потомство, умирает)

-Правильно, ребята, рак относится к другой группе животных - ракообразные.

10. Подведение итогов. Составляем модель урока. Открываю проектор.

-Наше путешествие по лесу подходит к концу.

?

    ?

?

Рыбы

(силуэт)

Насеко-мые

(силуэт)

Звери

(силуэт)

Птицы

(силуэт)

ЖИВОТНЫЕ

- Давайте вспомним, а  каких группах животных вы узнали? (дети называют, появляется силуэт на лепестках цветка)

-Рыбы. Кого мы относим к рыбам? (у кого есть плавники, хвост, чешуя).

-Птицы. Кого относим к птицам?  (у кого есть крылья, две ноги, клюв, перья).

-Звери. Кого относим к зверям? (у кого четыре лапы, шерсть).

-Насекомые. Кого относим к насекомым? (у кого есть шесть ног, усы).

-Ребята, почему же они все являются животными?(они дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают)

-Ребята,  у нас остались пустые лепестки. А как вы думаете, почему? (мы еще не со всеми группами познакомились).

-Верно. Так как в мире огромное количество животных, то они образуют свои группы, и мы постепенно будем узнавать про эти группы.

-А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент.

-Ребята, как вы думаете, к чему призывает этот видеофрагмент? (помогать животным)

- А как вы думаете, а каким группам животным мы можем помочь? (птицам: подкармливать (делать кормушки, сыпать корм); звери и насекомые многие спят зимой)).

-Вспомните, пожалуйста, мы с вами на уроке технологии делали кормушки.

-А для чего мы их делали? (чтобы кормить птиц)

-Поднимите руку, кто повесил свою кормушку? Кто ухаживает за птицами? Расскажите, как вы ухаживаете за птицами.

10. Домашнее задание по желанию.

-А теперь, посмотрите на № 5. Перед вами животные. Дома, по желанию, вы  можете познакомиться с этой группой животных. Поработайте с дополнительной литературой (детские энциклопедии,  журналы про животных, найдете что-то в Интернете про них, узнаете от своих родителей). А на следующем уроке нам расскажите про них.

11.Итог.

-Наше путешествие подошло к конку, и мы возвращаемся домой. Аня и Ваня благодарят вас за помощь и желают вам успехов в учебе.

На столах у вас лежат солнышки. Покажите улыбающееся солнышко, если вам понравился урок, если вы узнали что-то новое, что еще не знали, справились со всеми заданиями, а если вы не справились с заданиями и  вам путешествие в лес  не понравилось,  то покажите грустное солнышко.

-Мне тоже понравилось наше путешествие и как вы работали на уроке.

-Всем спасибо за урок. Урок окончен! Молодцы!



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «Зона степей»

учебник Плешаков А.А. «Мир вокруг нас», 4 класс

Цели урока:

  1. сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями,  животным и растительным миром, с экологическими проблемами;
  2. способствовать развитию умения работать с картой, дополнительной литературой;
  3. способствовать формированию умений наблюдать, делать выводы, работать в группе.

Оборудование: карта природных зон России, проектор, компьютер,  экран, презентация «Зона степей», дополнительная литература, тесты, карточки-помогайки.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1 – урок окружающего мира)

У нас урок окружающего мира. И как обычно мы начнем его с проверки домашнего задания. У вас на партах лежат листочки с тестом «Природная зона лесов», выполните его.

2. Проверка д/з

Тест по теме: «Природная зона лесов»

Дети выполняют тест. Проверка на слайдах (дети ставят простым карандашом знак +, если верно, - если не верно; учитель читает задание и ответ, дети помечают)

1) Хвойный, труднопроходимый лес называется: (слайд 2)

    а) бор

    б) роща

    в) тайга

2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница: (слайд 3)

    а) смешанном

    б) хвойном

    в) широколиственном

3) В лесной зоне не водится: (слайд 4)

    а) белый медведь

    б) рысь

    в) бурундук

4) В лесной зоне не растёт: (слайд 5)

    а) берёза

    б) калина

    в) ягель

5) В лесной зоне не встречается: (слайд 6)

    а) глухарь

    б) кедровка

    в) белая куропатка

-Поднимите руку, кто выполнил все верно? Молодцы! Остальным нужно быть внимательнее.

3. Работа над новой темой

Сейчас я вам предлагаю разгадать следующий кроссворд (слайды 7-11)

Вопросы к кроссворду.

(один ученик отвечает, другие сигналят: красная карточка - не согласен, зеленая - согласен)

1) Крупное рогатое животное лесной полосы (лось)

2) О человеке, сравнивая его с этой птицей, могут сказать: «Глухой, как …» (тетерев)

3) Родственница белки, умеющая планировать между деревьями (летяга)

4) Мышь, живущая в наших лесах (полёвка)

5) Хищный зверь семейства кошачьих, имеющий кисточки на ушах (рысь)

- Какое слово получилось по вертикали? (степь)

-  Подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока? (зона степей)

- А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или зону степей. (слайд 12)

- «Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» - поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем сегодня ответить?

Мы постараемся ответить на следующие вопросы:

- Где расположена данная природная зона?

- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

- В каком тепловом поясе она находится?

-Как приспособились растения и животные к жизни в степи?

-Какие экологические проблемы в зоне степей?

-На первые 3 вопроса нам пожжет ответить  наша помощница – карта. (висит карта «Природные зоны России»)

-У вас на партах лежат «карточки-помогайки». На них записаны вопросы, на которые вы должны ответить.

(дети сидят по группам, висит правило работы в группах на доске)

Карточка-помогайка (карта)

1.Где расположена данная природная зона?

2.Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

3.В каком тепловом поясе находится данная зона?

-О чем рассказала нам карта? Где расположена зона степей?

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.

-Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.

-В каком тепловом поясе находится зона степей?

Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно-Сибирской.

-А как выглядит степь в разное время года, нам расскажут ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщение.

Ваша задача запомнить,  какие особенности каждого времени года в степи.

Весна (сообщение ученика) (слайд 13)

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается много влаги. Вся степь оживает: всюду зелень, цветы. В это время года быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы. За месяц эти цветы успевают развиться, расцвести, дать семена и увянуть.

В мае, когда жарко, луковичных растений в степи уже не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения – типчак, ковыль, полынь.

Я пользовался …… книгой.

-Что вы узнали про весну в степи? (ранняя)

-Что узнали про температуру? (до +20 градусов)

-Что узнали про осадки? (дожди сильные, ливневые)

-Что можете сказать о почве? (влажная)

Лето (сообщение ученика) (слайд 14)

Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Средняя температура летом +22-24 градуса, в июле может подниматься до +40. Лето сухое и солнечное. Дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья. Летом часто дуют суховеи – это сухой, горячий ветер, проходящий из пустыни. Иногда суховеи перерастают в пыльные бури.

Я пользовался …. книгой.

Какое лето в степи? (засушливое)

-Что узнали про температуру? (от +22 градусов до +40)

-Что узнали про осадки? (дожди редкие, ливневые)

-Что можете сказать о почве? (сухая)

-О каком интересном ветре вы узнали? (суховей-сухой, горячий)

Осень и зима (сообщение ученика) (слайд 15)

Осень в степи теплая и сухая. Температура осенью достигает до + 15 градусов. Дожди бывают редко. Почва сухая. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снеговой покров маленький. Часто дуют сильные ветры, а потому нередки метели.

Я пользовался … книгой.

-Какая осень в степи? (сухая, теплая)

-Что вы можете сказать про температуру? (до +15 градусов)

-Какие дожди? (редкие)

-О почве, что вы можете сказать? (сухая)

-Что узнали про зиму в степи? (холодная)

-Что можете сказать про температуру? (до – 20 градусов – 30)

-Какой ветер? (сильный, метели, снега мало)

-Спасибо.

(Выставка книг, которыми пользовались дети)

4. Физминутка (слайд 16)

-А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Встали все.

Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети  изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).

5. Продолжение работы над новой темой

Продолжаем дальше нашу работу. А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи, ученые-экологи.

(Дети разделены на 3 группы, 3-4 человека – ученые-экологи)

-Какая задача будет перед ботаниками стоять? Нам надо рассказать  про общие особенности и как приспособились растения зоны степей.

(с.114,115)

- Какая задача будет стоять перед зоологами? Нам надо рассказать о жизни животных зоны степей и  как они приспособились к жизни в степи.

(с.116-118)

- Какая задача будет стоять перед экологами? Нам надо рассказать про экологические проблемы зоны степи.

(с.119,120)

-Какая задача будет стоять перед учеными-экологами? Нам надо рассказать про животных и растения степи, которые занесены в Красную книгу.

(с.119,120)

-Какие у вас есть помощники? (учебник, атлас-определитель, карточки-помогайки)

(Дети готовятся 5-7 минут)

Рассказ ботаников (2 ученика) (слайд 17-растительный мир)

1) Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному: (слайд 18) например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица тс запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.

2) (слайд 19) Совсем по-другому приспособились ковыль, типчак, полынь. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

-Спасибо за работу. Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. (слайд 20-пшеница, кукуруза, подсолнечник, просо)

Летом можно увидеть растение перекати-поле. (слайд 21-перекати-поле)

-Как вы думаете, почему это растение  получило такое название?

Осенью стебель ломается у самого основания, и ветер гонит прозрачные шары. Так перекати-поле получили своё название и переносят свои семена на дальние расстояния.

Рассказ зоологов (2 ученика)(слайд 22-животный мир)

1) В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых и животных: кобылка, кузнечик, шмель и другие. (слайд 23-насекомые, животные)

 Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы устраивают свои гнезда прямо на земле. (слайд 24-птицы)

2) Животные степи некрупные, они  делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки. (слайд 25-грызуны)

 В степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которые питаются грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности. (слайд 26-хищники)

-Спасибо вам. И теперь нам расскажут экологи про экологические проблемы в степи.

Рассказ экологов (2 ученика) (слайд 27)

1) Многим растениям и животным грозит исчезновение. Главная причина в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

2) Еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

-Спасибо вам. Вы познакомили нас с проблемами, возникшие в степи по вине человека, и предложили их пути решения.

Ученые-экологи расскажут про животных и растения степи, которые занесены в Красную книгу.

Ученые-экологи (1 человек) (слайд 28)

В Красную книгу занесены следующие животные и растения:

-степной орел

-журавль-красавка

-дрофа

-кузнечик степная дыбка

-пион тонколистый.

(С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Одни совсем исчезли, а другие стали редкими.  Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках, создают новые заповедники).

-Спасибо.

6. Закрепление изученного (слайд 29)

- Мы путешествовали с вами по бескрайным просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить 2 цепи питания, сложившиеся в степи (на столах картинки с изображением растений, животных степей).

Дети составляют цепи питания.

(слайд 30)

Растения-хомяки-степная гадюка

Растения-насекомые-серая куропатка-стпеной орел

-В начале урока мы поставили несколько вопросов. На какие мы смогли ответить? (слайд 31)

Мы смогли ответить на следующие вопросы:

-Как приспособились растения к жизни в степи? (травянистые растения, корни-луковицы, длинные корни, узкие листья)

-Как приспособились к жизни в степи животные? (некрупные животные, защитная окраска)

-Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство)

 

7. Подведение итогов

Выставление оценок.

8. Домашнее задание (слайд 32)

Выберите себе д/з

-с.114-121 пересказ, вопросы с.121, в тетради с.36-38

-подготовить сообщение  по теме: «Животные степи»

- подготовить сообщение по теме: «Растения степи»

9. Итог 



Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок – заочная прогулка по г. Серпухову.

Тема: Что это за листья?

Продолжительность: 35 минут

Класс: 1

Технологии:  здоровьесберегающая,  игровая, информационно-компьютерная, образовательная, проектная, групповая, дифференцированная

Цель урока: познакомить с разными деревьями и листьями деревьев.

Задачи урока:

  • учить детей распознавать листья наиболее распространнёных пород деревьев;
  • познакомить с отличительными признаками сложной и простой листовой пластинкой; с деревьями, растущими в парках родного города, возле школы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: первоклассники  научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:   

регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

 коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?», осенние листья, иллюстрации с изображением деревьев, проекты детей «Деревья города Серпухова», солнышки, конверты для групповой работы: разрезные картинки с изображением листьев деревьев, правила работы в группе, изображения предметов для словарной работы, учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Словарная работа:

флейта – духовой музыкальный инструмент

кларнет – духовой музыкальный инструмент

паркет – натуральное напольное покрытие

брус — пиломатериал (делают из древесины) толщиной и шириной 100 мм и более

Ход урока

  1. Организационный момент

(слайд 1, 2)

- К нам на урок заглянуло солнышко. Выберете то, которое соответствует вашему настроению сегодня. Покажите.

- У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас все получится и урок будет интересным.

  1. Проверка домашнего задания

-Что изучали на прошлом уроке? (о комнатных и садовых растениях ,или о растениях, которые растут на клумбе и на подоконнике)

-Сейчас мы отгадаем загадки о цветах и заполним кроссворд. (слайд 3)

1.

к

а

л

е

н

д

у

л

а

2.

ф

и

а

л

к

а

3.

а

с

т

р

а

4.

к

а

к

т

у

с

5.

с

а

н

с

е

в

ь

е

р

а

6.

л

и

л

и

я

1) Семена, как коготки

    Желто-красные цветки.

    От горла помогают,

    Кто же их не знает. КАЛЕНДУЛА

2) На окне стоит горшок,

    В нем чудеснейший цветок,                        

    Фиолетовый, изящный

    Ароматом манящий. ФИАЛКА

3) Белая, желтая, красная,

    Холод переносит прекрасно,

    Сорок дней цветет и пахнет,

    И цветок зовется…. АСТРА

4) На окне, на полке

    Выросли иголки

    Да цветки атласные –

    Алые и красные. КАКТУС

                   ИЛИ

    Растение, которое похоже на зеленого ежика.

5) В народе его называют «щучий хвост» САНСЕВЬЕРА

6)  Этот цветок ароматен, душист,

    Стебель зелёный и узкий лист,

    Шесть лепесточков бутон распускает,

    Как подскажи, цветок называют? ЛИЛИЯ

-Как одним словом назвать все эти отгадки? (растения)

-На какие группы можно разделить  эти растения?

(растения, которые растут на подоконнике, растения, которые растут  на клумбе, т.е. комнатные растения и садовые)
-Назовите комнатные растения (фиалка, кактус, сансевьера)

-Назовите садовые растения (астра, лилия, календула)

-Ребята, как вы думаете, для чего люди выращивают цветы на клумбах и на подоконниках?

(для красоты, растения выделяют кислород, который необходим людям)

  1. Сообщение темы, актуализация знаний

-Прочитайте ключевое слово (листья)

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о листьях)

-Верно, тема урока «Что это за листья?» (слайд 4)

-Что вы знаете о листьях?

-Что бы вы хотели узнать о листьях?

(из чего состоит лист, от какого он дерева, чем различаются листья деревьев друг о друга, чем похожи)

-Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, мы с нашими героями учебника, с Муравьишкой-вопросником  и Мудрой Черепахой, отправимся на прогулку по паркам города Серпухова. Наш город является зеленым городом Подмосковья, т.к. в нем очень много парков.

  1. Изучение нового

-Первый парк, который мы посетим, называется парком имени Олега Степанова. (слайд 5)

Олег Степанов – советский офицер, участник Великой Отечественной войны, герой советского союза.

-Поднимите руку, кто из вас был в этом парке?

-Муравьишка-вопросник принес нам листья, которые собрал в этом парке.

-Эти  листья лежат у вас на партах (листья клена, березы, рябины, осины)

 -Рассмотрите их.

-Что общего у всех листьев?

(слайд 6 –строение листа)

-Поднимите руку, кто знает, как называется основная часть листа (показываю на листе на слайде)? (листовая пластинка)

-А как называется эта часть листа? (черешок)

-Подумайте на какие две группы можно их разделить? (листья, которые имеют одну листовую пластинку и листья, которые имеют несколько листовых пластинок)

-Правильно. Лист, который имеют одну листовую пластинку называют простым, а лист, который имеет несколько пластинок, называют сложным.

-Поднимите те листья, у которых листовая пластинка простая. (Дети показывают листья клена, березы, осины). 

-От какого дерева эти листья? (клен, береза, осина)

-Почему вы так решили? (т.к. у них одна листовая пластинка)

-Теперь поднимите лист, у которого сложная листовая пластинка (Дети показывают лист рябины)

-От какого дерева этот лист? (рябина)

-Почему вы так решили? (т.к. лист состоит из отдельных листовых пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист)

-Молодцы!

-Как вы думаете, по каким признакам можно разделить на группы все эти листья? (по цвету, форме, размеру)

-Ребята, как вы думаете, почему листья имеют разный  цвет? (окраска листьев меняется от  времени года: летом – зеленая, осенью – красная, желтая, багровая и т.д.)

-Молодцы! (выключаю проектор)

-Положите листья на центр стола.

Работа в группах

- У вас на партах лежат конверты. Найдите конверт № 1. Достаньте из него картинки. Что на них изображено? (деревья)

- Вам нужно разложить листья по группам, определив,  к какому дереву они относятся. Это задание вы будете выполнять в группах. А Даша, Полина, Степан, Дима будут работать около доски.

-Давайте вспомним правила работы в группе.

1) Слушать друг друга.

2) Выслушивать мнение каждого товарища в группе.

3) Вместе выбирать правильный ответ. (правила группы на доске)

-Приступили к выполнению задания.

(звучит музыка «Времена года. Осень»)

-Давайте проверим. Верно ли выполнили задание ребята, которые работали около доски?

-Просигнальте.

-На какие группы вы разделили все эти листья? (листья клена, березы, осины, рябины)

-Молодцы!

Работа в учебнике

-Откройте учебник на стр.28. Рассмотрите иллюстрацию.

-Какие листья деревьев здесь изображены? (листья клена, осины, березы)

-Сколько листьев клена? (2) Чем отличаются? (окраской)

-Сколько листьев березы? (5) Чем отличаются? (окраской, размером)

-Сколько листьев осины? (3) Чем отличаются? (окраской, размером)

-Молодцы!

-А сейчас Муравьишка-вопросник предлагает нам немного отдохнуть.

  1. Физминутка

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
(садятся на корточки)
Дунул ветер — полетели. (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(садятся на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(поднимаются, машут руками, кружатся)
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.
(садятся за парты)

  1. Продолжение работы над новой темой (включаю проектор, слайд 7)

-Продолжим нашу прогулку дальше. Мудрая Черепаха приглашает нас в Комсомольский парк (или Дино-парк).

Комсомол - молодежная организация, которая активно участвовала в общественной жизни.

-Поднимете руку, кто там был?

-Мудрая Черепаха увидела  в парке много деревьев. Но она не знает, как некоторые из них называются.

-Кто бы хотел помочь Мудрой Черепахе, поднимите руку.

-Я уверена, что вы сможете помочь Мудрой Черепахе, потому что дома работали над проектом «Деревья Комсомольского парка» .

(дети рисовали на альбомном листе дерево, приклеивали лист от него, подписывали название дерева и находили интересные сведения про данное дерево; собранный материал находится в папке, которая лежит на столах у детей; дети, им пользуются при обсуждении задания)

-У вас на столах лежат конверты № 2.  Откройте их и достаньте детали. Детям  1, 2, 3, 4 группы   нужно будет из этих деталей собрать лист, назвать дерево и выбрать из группы одного человека, который расскажет интересные сведения о данном дереве. Дети группы № 5 из предложенных картинок выберете  иллюстрации деревьев, которые растут возле нашей школы. Назовете их и поделитесь знаниями, которые получили дома, работая над проектом «Деревья, которые растут возле школы». Помним правила работы в группе.

-Приступили.

1 группа: осина(собирают из деталей)

2 группа: клен (собирают из деталей)

3 группа: дуб(собирают из деталей)

4 группа: каштан(собирают из деталей)

5 группа: липа, рябина, береза (выбирают из картинок с изображением дерева)

-Давайте проверим.

1 группа. –Лист какого дерева вы собрали? (осина) (слайд 8)

-Что вы можете рассказать про это дерево?

(Живёт 80—90, редко до 150 лет. Растёт очень быстро, но при этом страдает от заболеваний древесины. Древесина идёт на постройку домов. Молодая поросль осины является зимним кормом для оленей, лосей, зайцев и других зверей. Она служит для получения жёлтой и зелёной краски)

-Спасибо. Молодцы!

2 группа. –Лист какого дерева у вас получился? (клен) (слайд 9)

-Что вы можете рассказать про это дерево?

(У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Флейты, кларнеты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен очищает воздух, поглощая различные вредные вещества. В лечебных целях используют листья и побеги, сбор которых производят весной. Настой и отвар листьев клена оказывают противовоспалительное, обезболивающее и ранозаживляющее действие)

Словарная работа: флейта, кларнет (изображение)

-Спасибо. Молодцы!

3 группа. –Лист какого дерева собрали вы? (дуб) (слайд 10)

-Что вы можете рассказать про это дерево?

(Корни дуба уходят глубоко в землю, поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет. Если положить несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами – огурцы станут хрустящими, крепкими, вкусными)

-Спасибо. Молодцы!

4 группа. –Лист какого дерева собрали вы? (каштан) (слайд 11)

-Что вы можете рассказать про это дерево?

(Живет от 200 до 600 лет. В лечебных целях используется кора, листья, цветки, семена и плоды этого растения. Отвар каштана заживляет раны, обезболивает, снимает воспаления. Из древесины этого дерева делают паркет, брус для строительства домов)

Словарная работа:   силуэты 10 человек , 200 – 600 лет – много или мало? Если сравнить со средней продолжительностью жизни 1 человека, то человек живет 60 лет, 10 человек должны прожить столько лет.

-Спасибо. Молодцы! Мудрая Черепаха благодарит вас за помощь.

5 группа. –Какие деревья растут около школы? (рябина, береза, липа)(слайд 12)

-Что вы можете рассказать про эти деревья?

(Береза- живет по 150-320 лет. У нее есть очень много полезных свойств , к примеру, весной за день береза может выдать до 50 литров полезного и вкусного сока, который очень положительно влияет на наше с вами здоровье, почки березы в лечебных можно использовать целях. В русской бане применяются березовые веники, которые убирают все недуги в парилке. В народе существует даже народная песня - во поле береза стояла, эта песня очень старая, сочинили ее более двухсот лет назад, хотя она пользуется популярностью до сих пор. Из березы делают фанеру, лыжи, мебель)

(В рябине много витаминов, поэтому ее ягоды широко используют в народной медицине для борьбы с вирусными инфекциями. Цветы рябины любят пчелы, а мед, получаемый с рябины, обладает противовоспалительными свойствами и повышают иммунитет. Ягоды рябины можно употреблять в пищу. Из рябины делают компоты, варенья, кисели и др. Из листьев рябины получается хорошая коричнево-красная краска)

(Липа -  одно из лучших медоносов. Для лечебных целей используют все части: листья, цветы, почки, плоды, древесину, сок. Лечат при этом множество болезней. Из липы делают ложки, миски, скалки. Благодаря ее свойствам из липовой древесины делают различные поделки, особенно с резьбой. Делают из липы мочалки)

-Спасибо. Молодцы! (выключаю проектор)

-Ребята, а какой парк мы еще не посетили (он находится рядом с нашей школой)? (парк «Питомник»)

Ваша одноклассница подготовила проект на тему «Деревья парка «Питомник».

(рассказывает про деревья парка «Питомник»: тополь, клен американский (ясенелистый), ясень, рябина, клен, береза (перечисляет). На доске представлен проект)

-Спасибо.

-Итак, какие деревья растут в парке «Питомник»? (тополь, американский клен, ясень, рябина, береза и др.)

  1. Физминутка для глаз (включаю проектор, слайд 13)

-Наши глазки много трудились, давайте дадим им отдохнуть. Сядьте поудобнее, опустите руки, спина пусть касается спинки стула, расслабьтесь и только глазами наблюдайте за листьями.

  1. Закрепление изученного. Работа в тетради (выключаю проектор)

-Мы продолжаем нашу работу. Откройте тетради на стр. 17. Найдите задание № 3. Что нужно сделать? Прочитайте.

(Раскрасить листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.)

-Давайте вспомним, что значит лист с простой листовой пластинкой? Со сложной листовой пластинкой?

-Девочки, раскрашивать будут листья с  простой листовой пластинкой, а мальчики – со сложной листовой пластинкой.

-Приступили к выполнению задания.

(звучит мелодия к песни «Падают, падают листья»)

-Давайте проверим.

-Девочки, листья каких деревьев вы раскрасили? (береза, клен, дуб)

-Мальчики, листья каких деревьев вы раскрасили? (каштан, рябина)

-Молодцы! Закройте свои тетради.

  1. Подведение итогов

-Наша прогулка по трем паркам г.Серпухова подходит к концу. Какие парки мы сегодня посетили?  Давайте вспомним, какие деревья встретились в парках нашего города.  Для этого Мудрая Черепаха и Муравей-вопросник предлагают выполнить следующее задание (интерактивный диск «Окружающий мир 1 класс») (включаю проектор, диск с заданием)

Задание 1. Нужно определить к какому дереву относятся эти листья (учитель называет дерево, а дети говорят под каким номером лист от этого дерева)

-Ребята, как вы думаете, что необходимо делать, чтобы эти деревья продолжали расти и радовать жителей нашего города? (не ломать ветки, ухаживать за больными деревьями)

-Молодцы!

  1. Рефлексия

-Ребята, на какие вопросы мы нашли ответ на нашем уроке?

-Какое задание показалось самым интересным?

-Что было трудно выполнить? Почему?

  1. Итог

-Наша прогулка закончилась и мы возвращаемся домой. Муравьишка-вопросник и Мудрая Черепаха благодарят вас за помощь и желают успехов в учебе.

-На столах у вас лежат солнышки. Покажите улыбающееся солнышко, если вы узнали что-то новое, что еще не знали, справились со всеми заданиями. А если вы не справились с заданиями,  то покажите грустное солнышко. (слайды 14, 15)

     -Всем спасибо за урок. Урок окончен! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Разработка урока окружающего мира по теме:"Последовательность времен года" (система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представленная разработка урока постановки учебной задачи направлена на формирование следующих общеучебных компетенций обучающихся: • способность анализировать, • выделять существенное, • схематически...

Разработка урока окружающего мира "Водоёмы Приморского края", 4 класс

Предлагаю разработку урока по теме "Водоёмы Приморского края"...

методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс

Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающий мир "Планеты и звезды"

Методическая разработка урока окружающий мир во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Урок разработан в форме путешествия по Солнечной Системе. Использован деятельностный подход....

Методическая разработка урока окружающий мир "Планеты и звезды"

Методическая разработка урока окружающий мир во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Урок разработан в форме путешествия по Солнечной Системе. Использован деятельностный подход....