методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Золотых Любовь Вячеславовна

Тема урока: Экологическая безопасность.

Аннотация к Уроку-Окружающий мир

Уровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.

Форма учебной работы: классно-урочная.

Оганизация работы: групповая и индивидуальная.

Тема урока «Экологическая безопасность» рассматривается в разделе «Наша безопасность», по счету 6-й урок.
Тема урока тесно связана с предыдущей темой «О молниях змеях, собаках и прочем».

Цели урока:
 1. Ознакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог»;
доказать детям, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье; выполнять правила личной экологической безопасности.
2. Расширять экологические знания учащихся; развивать потребность гармоничного общения с природой; прививать навыки экологической культуры; развивать интерес к экологической обстановке  г. Губкина, потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности.
 Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: карточки с терминами, бытовой фильтр, пластиковая бутылка, соломка для коктейлей, вата, кружок промокательной бумаги – для каждой рабочей группы, крупные и мелкие камешки, крупный и мелкий песок, мультимедийный проектор (слайд – шоу), иллюстрации с изображением несъедобных грибов и ядовитых растений.

На уроке присутствуют 6 видов деятельности: это работа с учебником, работа с тетрадями на печатной основе, использование мультимедийного проектора (показ слайдов), рассказ учителя об экологической безопасности, работа с памятками, практическая работа.

Этапы урока

1. Проверка домашнего задания

-. Рассказ подготовленных сообщений учащихся о ядовитых растениях и грибах.

2. Отгадывание кроссворда

3. Рассказ учителя об экологической безопасности

4. Практическая работа

5. Составление памяток экологической безопасности

6. Экологический рассказ "Воскресенье в лесу".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_bezopasnost_urok_3_kl..doc69.5 КБ
Office presentation icon ekolog._bezop..ppt610.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Губкина Белгородской области

Урок

Окружающий мир

в 3 классе

                                                                                 

 Из опыта работы

Золотых Любови Вячеславовны,

учителя начальных классов

МОУ «СОШ № 11»

Тема урока: Экологическая безопасность

 Цели урока:

 1. Ознакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог»;

доказать детям, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье;

выполнять правила личной экологической безопасности.

2. Расширять экологические знания учащихся; развивать потребность гармоничного общения с природой; прививать навыки экологической культуры; развивать интерес к экологической обстановке  г. Губкина, потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности.

 Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: карточки с терминами, бытовой фильтр, пластиковая бутылка, соломка для коктейлей, вата, кружок промокательной бумаги – для каждой рабочей группы, крупные и мелкие камешки, крупный и мелкий песок, мультимедийный проектор (слайд – шоу), иллюстрации с изображением несъедобных грибов и ядовитых растений

Ход урока

  1. Организационный момент

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

- Что подразумевается под всем живым?

-Что необходимо для жизни?

2. Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос

-Назовите правила поведения во время грозы?

-Какие правила нужно соблюдать с ядовитыми грибами и растениями?

-Что нужно делать, если тебя укусила змея или собака?

-Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

2.Рассказ подготовленных сообщений учащихся о ядовитых растениях и грибах. 

Показ слайда № 1: гроза, бледная поганка, мухомор, ложные опята, ландыш, вороний глаз.

  1. Сообщение тем мы урока

Показ слайда № 2,3

Сегодня на уроке мы узнаем,  что такое экологическая безопасность. Вспомним, что такое экология. Что называют окружающей средой? Отчего загрязняется окружающая среда? Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

4. Работа над новым материалом

Повторение изученного материала

. Отгадывание кроссворда

Кроссворд на доске. Отгадки (1-солнце, 2-вода, 3-почва, 4-воздух).

- Ребята, давайте вспомним, без чего невозможна жизнь? (солнце, воздух, вода)

- Что называется окружающей средой?

- Отчего загрязняется окружающая среда?

- Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

Рассказ учителя

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

«Экос» по- гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология- это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины 20 века человечество всерьёз приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

              Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

                  Природа сейчас переживает немалые потрясения. Чаще звучат такие слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

                     Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом. Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда.

                  Главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается.

                Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Человек вынужден дышать загрязненным воздухом.  Пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно.

Показ слайда № 4

                 Так как же поступают в организм загрязняющие вещества?

- Через продукты питания.

- Через воздух.

- Через воду.

Поэтому каждый человек должен соблюдать правила личной экологической безопасности.

Показ слайда № 5

Как защититься от загрязненного воздуха?

1.Никогда не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем.

2. Если дома из взрослых курит, попроси не делать этого в квартире.

3. В школу надо ходить тем путем, где меньше автомобилей, больше зелени. Показ слайда № 6

Как защититься от загрязненной воды?

  1. Нельзя купаться в загрязненных водоемах.
  2. Нельзя пить  воду из-под крана.
  3. Очистить такую воду с помощью бытового фильтра.

Показ слайда № 7

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

1.Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автодорог.

2.Всегда тщательно мой овощи и фрукты.

3.Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

5. Закрепление нового материала

Работа с учебником

-Откройте учебник на с. 30. Прочитаем текст « Экологическая безопасность»

- Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека?

- Как защищаться от грязного воздуха в квартире?

- Какую воду можно пить в целях самозащиты?

- Вы, наверное, слышали и знаете, какие продукты покупают ваши родители?

(экологически чистые)

- Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы с вами.

- Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли с вами такого?

Мы приехали на речку            Мы по берегу пошли                     Но и здесь до нас сидели;

Воскресенье провести,             И поляночку нашли.                     Жгли костры, бумагу жгли-

А свободного местечка            Но на солнечной полянке              Тоже пили, тоже ели,  

Возле речки не найти                Тут и там – пустые банки,             Насорили и ушли!

Тут сидят и там сидят!              И, как будто нам назло,             Мы прошли, конечно, мимо

Загорают и едят,                         Даже битое стекло!                     -Эй, ребята, крикнул Дима

Отдыхают, как хотят,                 Мы по бережку прошли,              Вот местечко хоть куда!  

Сотни взрослых и ребят.            Место новое нашли.                      Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!                     И остались на полянке

Распаковывай багаж!                                        У потухшего костра:

Мы купались, загорали,                                    Две разбитых наши склянки,

Жгли костер, в футбол играли.                        Две размокшие баранки-

Веселились, как могли!                                     Словом, мусора гора!

Пили квас, консервы ели,                                  Мы приехали на речку  

Хоровые песни пели…                                       Понедельник провести,

Отдохнули и ушли!                                             Только чистого местечка

                                                                               Возле речки не найти!

Работа в тетради

С. 17 № 1. Прочитайте. Найдите в учебнике определение экологической безопасности. Запишите.

Практическая работа

Ученики делятся на 3 группы. Каждой группе дается 3 задания.

1.Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог». (Термины записаны на карточках, стоят на столе).

2. Составить памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая – о воздухе, третья – о продуктах).

3. Собрать водяной фильтр (на столе лежит план работы у каждой группы)

Показ слайда № 8

План работы « Как очистить грязную воду»

а) Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей (отверстие в крышке заранее проделывается учителем)

б) Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего четыре сантиметра.

в) Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз.

г) На дно горловой части положи слой ваты, на него поочередно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Все это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги.

Проведи опыт

Вылей на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Видишь, что полилось из соломки? Совершенно чистая вода. Но не пей ее! Она еще не питьевая! Сделанный тобой фильтр не способен очистить ее от химических примесей, а только от механической грязи.

После того,  как каждая группа соберет фильтр и проведет очистку воды. Начинается проверка того, как дети понимают термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр».

Проверка составленных учениками памяток экологической безопасности. 

Воздух

-если в городе находится предприятие с вредным производством, необходимо о нем знать, предвидеть возможные неприятности, например, аварии;

-не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей - во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов.

-не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами можно даже умереть;

-не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог;

-разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники, цветы очищают городской воздух;

-очищают и увлажняют воздух кондиционер;

-попроси взрослых не курить в квартире.

Вода

-нельзя купаться возле промышленного стока;

-если ты живешь недалеко от предприятия- загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор;

-пей только кипяченую воду;

-очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток.

Продукты

-не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов;

-перед едой мой фрукты и овощи;

-не ешь продукты, у которых и стек срок хранения;

-все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.

             Чтение учителем экологического рассказа

-Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Номы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога нас привела к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

 Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые  мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо, какой – то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

-Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Дети отвечают:

-Нельзя ходить в поход без взрослых.

-В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

-Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница и исчезает лекарство для зверей.

-Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки, в жаркую погоду костры разводить запрещается.

-Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.

-Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

-Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.

-Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.

-Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов не долговечна.

6. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось или запомнилось  больше всего на уроке?

- Что такое экологическая безопасность?

7. Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике «Экологическая безопасность» с. 29-30.

Выполнить задания в тетради, с. 19, № 2-4.

Самим составить цепь загрязнения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Урок

Окружающий мир

в 3 «А» классе

                                                                                  Из опыта работы

Золотых Любови Вячеславовны,

учителя начальных классов

МОУ «СОШ № 11»

Губкин - 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Экологическая безопасность

Слайд 3

Экология Экологи Цепь загрязнения Бытовой фильтр

Слайд 4

Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека Продукты питания Воздух Вода

Слайд 5

Как защититься от загрязнённого воздуха

Слайд 6

Как защититься от загрязненной воды

Слайд 7

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества

Слайд 8

Как очистить грязную воду? Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделай отверстие диаметром, равным толщине соломки. Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось 4 см. Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз. На дно горловой части положи слой ваты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой песка, накрой промокательной бумагой. Вылей на промокашку грязную воду. Ваши выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...