Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Козырина Людмила Александровна

День открытых дверей.

Окружающий мир. 2 класс.

Тема урока: «Спасём первоцветы».

Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.

Цели урока:    

1.       Ознакомить учащихся с разнообразными видами первоцветов.

2.       Формировать знания о раннецветущих растениях, занесённых в Красную Книгу и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов.

3.       Показать детям, что в природе всё взаимосвязано.

4.       Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

5.       Экологическое и нравственное воспитание.

Оборудование: иллюстративный материал:  плакат, предметы для составления рисунка: весенние изменения в живой и неживой природе, картинки раннецветущих растений, Красная Книга.

Экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Презентация к уроку “Спасём первоцветы”

Костюмы к сказке “Весеннее приключение пчёлки  Жужжи”.

 

Ход урока.

        I.            Организационный момент.

У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуемся, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем  друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.

 

      II.            Актуализация знаний.

Отгадайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?                                       (Весной.)

Послушайте стихи о весне и наблюдая происходящее на экране, с помощью рисунков на ваших партах, прикрепляя их на доску, назовите признаки весны.

 (Стихотворения читают дети) Показ слайдов с 2-18.

 

3 слайд.     Это чей пушистый луч

      Так щекочет из-за туч,

      Заставляя малышей

      Улыбаться до ушей?                             Дети прикрепляют  рисунок солнца на доску.

Что мы можем сказать о солнце весной?

. Солнце  выше, ярче, чем зимой,  греет с каждым днём всё сильнее, дни становятся длиннее.

                    Весна опять пришла на дачу.                            

       Ликует солнце. День подрос.

  4 слайд.    И лишь одни сосульки плачут,

       Жалея зиму и мороз.

 

А если солнце стало греть сильнее, что происходит в воздухе?       (Потепление)

 

 Верно,  от тёплых солнечных лучей наступает потепление.  

А если потепление, то что происходит со снегом и льдом?          5 слайд.

Таяние снега и льда, появляются проталины.   Дети прикрепляют  рисунок проталинына доску.

6 и 7 слайды.

Опишите небо весной. (Небо голубое, высо­кое, по нему плывут белые лёгкие облака.)

Правда, таким оно стало в апреле и будет в мае. А в марте оно было ещё серым. Дети прикрепляют на доску голубое небо, белые облака,

8 слайд.    Снег теперь уже не тот –                   

                    Потемнел он в поле.

      На озёрах треснул лёд,

      Будто раскололи.                                   Ледоход.

Дети прикрепляют на доску рисунок ледохода. Учитель прикрепляет карточку:  Ледоход

 

9 и 10 слайд.    Гонимы вешними лучами,                       

              С окрестных гор уже снега

              Сбежали мутными ручьями

              На потоплённые луга.                                 Половодье.

Учитель прикрепляет карточку:  Половодье.

11 слайд.    Взбесилась ведьма злая                   

       И, снегу захватя,

       Пустила, убегая,

       В прекрасное дитя.

       Весне и горя мало:

       Умылася в снегу,

       И лишь румяней стала,

       Наперекор врагу.       Борьба зимы с весной.

Дети прикрепляют бумажные снежинки, а учитель карточку: Борьба зимы с весной.

12 слайд.               Долго шла весна тайком                      

                          От ветров и стужи,

                  А сегодня - прямиком

                  Шлёпает по лужам,

                  Гонит талые снега

                  С гомоном и звоном,

13 слайд.              Чтобы выстелить луга

                  Бархатом зелёным.             Появляется молодая травка.

Это уже изменения в живой природе.

Дети прикрепляют островки зелёной травы, а учитель карточку: Появляется молодая травка.

А если потепление, то,  что происходит с почвой? Почва оттаивает и насыщается водой.

Учитель прикрепляет на доску слова: Почва оттаивает и насыщается водой.

Продолжим рассказывать про почву.

Постепенно почва на поверх­ности подсыхает, а в глубине остается влажной.

 14 слайд.              «Скоро, скоро быть теплу!»                               

                  Эту новость первой

                  Барабанит по стеклу

                  Серой лапкой верба.                                               Набухание почек.

 

Учитель прикрепляет на доску карточку: Набухание почек.

 

15 слайд.             Тучи по небу пройдут,                             

                                 И тебе впервые

                 На ладошку упадут

                 Капли дождевые.       

 

-   Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь, бывает с грозой.)

Дети прикрепляют капельки дождя и молнию, а учитель карточки:

 Осадки:

                                                                                              в марте - снег,

                                                               в апреле - дождь,

в мае-дождь с грозой.

 

Что мы можем сказать о птицах весной?

 

Прилёт птиц с юга. Они начинают вить гнёзда и высиживать птенцов.

 

15 слайд.  

    

Под солнце самое взвился,                    

И в яркой вышине,

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

 

Вы видите жаворонка и слышите его песню.

Звучит песня жаворонка.

Назовите, какие ещё птицы возвращаются из тёплых стран.

Дети прикрепляют на дерево птиц, называя их, а учитель карточку:  Прилёт птиц.

1.       Пришла пора весенняя,                           

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!         Появляются первые цветы.

  III.            Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о весенних первоцветах, произрастающих в нашем Уральском регионе, именно о тех, которые занесены в Красную книгу нашей Челябинской области,  нашего Саткинского района. Ваша задача понять  и сделать выводы, почему эти цветы зацветают так рано и почему их надо охранять и беречь.

              

  IV.            Физминутка.

- Кто же главный из всего перечисленного в  неживой природе влияет на смену времён года? (Солнце

Правильно! Солнце дарит свет, тепло всей природе.

Давайте и мы с вами сейчас зарядимся его энергией.

Выйдите из–за парт,

Сложите руки над головой  и глубоко, вздохнув носом, потянитесь к солнышку, а потом выдох. (Повторить 3 раза)

 

На доске образуется схема:

Солнце выше, чем зимой.

 

 

 

Дни стали длиннее.                                                                                                        Потепление.

 

 

 

                Неживая природа:                      Живая природа:

 

Голубое небо.                                                               Набухание почек.                                                       

                               Облака белые, лёгкие.                             Появляется молодая травка.

                               Таяние снега и льда.                                  Прилёт птиц.

                               Проталины.                                                     Цветение первоцветов.

                               Ледоход.                                                          Появление листьев.   

                               Половодье.                                                    

                               Почва оттаивает, насыщается водой.                              

Осадки:

 в марте - снег,

 в апреле - дождь,

в мае-дождь с грозой.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

    V.            Знакомство с новым материалом.

Вслед за пробуждением неживой природы, пробудилась и живая природа.  

 

Тёплый лучик солнца разбудил и  пчёлку Жужжу. Она вылезла, расправила свои крылышки и полетела в лес. В лесу было ещё холодно.

 

Деревья стояли голые. Местами уже растаял снег. Пчелка спустилась ниже и увидела прогретые солнцем проталины. Жужже захотелось попить ароматного нектару, но кругом ничего не было видно.

 

Пчёлка загрустила. Но вдруг на глиняном откосе, освещённом солнцем,  она заметила цветок. У него не было листьев и из земли поднимались бурые чешуйчатые стебли с жёлтыми корзиночками на верхушке.

 

Жужжа:                              – Здравствуй цветок, ты моё спасение. Скажи, как тебя зовут, и разреши мне

                                               попить  твоего нектара!

 

Мать-и-мачеха:  – Пей, пожалуйста! А название моё пусть ребята разгадают.

 

Мы вдвоем, и я одна

Такая вот загадка.

И хоть расту я у пруда

Найти меня не сладко.

Но все ж я каждому нужна,

И это не бахвальство.

 Для пчёлок мой нектар – еда,

А для людей – лекарство.

 

– Вы догадались, ребята, какой это цветок? (мать-и-мачеха). Еще местами лежит снег, но по берегам речушек уже появляются золотые корзиночки мать-и-мачехи.

Жужжа: – А почему у тебя такое странное название? И почему ты так рано расцвела?

 

Мать-и-мачеха: – Меня так в народе называют из-за листьев, которые появляются после цветения. Сверху мои листья плотные, холодные, как мачеха. А снизу – тёплые, пушистые, как мать. А морозов я не боюсь. Ведь мои стебли покрыты пушком, они защищают меня от обмерзания при весенних заморозках и от перегревания солнечных лучей в тёплые дни.

 

Жужжа:  – Спасибо тебе, храбрый цветок! Полечу, посмотрю, кто ещё проснулся.

 

 

– Поднялась Жужжа повыше и полетела к деревьям. В лесу было светло. Листвы ещё не было и ей свысока было всё хорошо видно. Покружила она над деревьями и присела на одно из них. Это было дерево с чёрными шишечками и красными колосками. Глядь, а рядом стоит такое же дерево, только с рыжевато-золотистыми серёжками.

 

Подлетела Жужжа поближе и спрашивает:

 

Жужжа: – Ой, сколько разных деревьев! (Рассматривает) На них совсем нет листочков, только почки такие набухшие, вот-вот лопнут! А цветочки уже появились. На этом дереве – это серёжки. Скажите, пожалуйста, почему рядом два дерева почти одинаковые, а серёжки у них разные?

 

Ольха:                                 – У нас, у ольхи, деревья разнополые. На мужских деревьях рыжевато-золотистые

колбаски, а на женских красные колоски. И цветём мы раньше всех деревьев. Хотим, пока бежит вода, отправить свои семена-орешки из шишечек по воде в плавание. Они хорошо держатся на воде и плывут, как кораблики, пока не сядут на мель. А где сядут, там и прорастут.

 

– Попила Жужжа нектара ольхи и полетела дальше.

 

 

- Полетела пчёлка Жужжа на другое дерево.

 

Жужжа:  - Какие приятные мягкие пушистые серебристые комочки! Неужели  это тоже цветки?

                    Как тебя зовут, нарядное дерево?

 

Ива:                      - У меня два названия. Одни меня называют вербой, другие ивой. Мне нравятся

оба названия. Мои цветки, когда отцветут, станут золотисто-жёлтые от пыльцы и ещё более пушистые. Вот тогда прилетай ко мне снова, я угощу тебя сладкой медоносной пыльцой.

            (Ива показывает два рисунка: цветки пушистые комочки и цветки в жёлтой пыльце.)

Жужжа: - Я обязательно прилечу к тебе. А пока полечу дальше.

 

– Так проходили дни. Пчёлка летала по весеннему лесу и смотрела, как пробуждается природа весной. Однажды, спустя несколько дней, на солнечной полянке она увидела растение с красивыми разноцветными цветами.

 

Жужжа:   – Какое красивое растение! Никогда такого не видела! Как тебя зовут?

 

Медуница:       - Я Медуница! А разноцветная я потому, что у меня в лепестках есть особое

Кудряшова        красящее вещество. Оно и меняет мне окраску. Я очень рада, Жужжа, что ты навестила меня. Ведь в лесу ещё мало растительности.

Только мы, раннецветущие,  появляемся так рано. У нас есть толстенькие

клубеньки, в которых мы запасли питательные вещества. Они- то нам и помогают расти в лесу. Да и в лесу сейчас много света и воды. Нам это очень нравится! Запомни меня, Жужжа, и прилетай следующей весной.

 

Запомните, ребята, и  это растение.

 

– Стало Жужже интересно, кто проснулся ещё так рано. И вот в один из солнечных дней, когда всё больше чувствовался приход весны, когда проклюнулись первые листочки на деревьях, пчёлка увидела ещё один белый цветок.

 

Жужжа:

– Как тебя зовут, прекрасный цветок? И почему ты дрожишь?

 

Ветреница:

Посадских

– У меня красивое название, связанное с ветром – ветреница.

 

Ребята, вы часто называете этот цветок подснежником, но настоящее его название – ветреница уральская. Прислушаемся, что говорит этот цветок о себе.

 

А дрожу я от любого прикосновения ветра, поэтому люди и назвали меня ветреницей. Я стараюсь цвести на открытом месте, где много света. В моём корневище хранятся запасы питательных веществ, которые мне нужны для быстрого роста. Садись, Жужжа, попей моего нектара.

 

Жужжа:

– А я сочинила про тебя загадку:

Только снег сошел в лесу,

Лопаются почки,

А на поляночке в лесу,

Белые цветочки.

Прямой стебель из земли,

А на нём листочка – три.

 

Ветреница: – Спасибо тебе, Жужжа, за такую замечательную загадку!

 

Жужжа:

– Это вам спасибо, раннецветущим растениям, за то, что вы помогли мне дожить до тёплых весенних дней. Спасибо вам за вкусный нектар и красоту, которую вы дарите лесу  в первые дни весны. Полечу дальше, посмотрю, кто ещё проснулся.

Ребята, пчёлка  Жужжа улетела, но с ней мы ещё встретимся в весеннем лесу. Посмотрите внимательно на экран. Заслушайте сообщения учеников нашего класса. Сейчас вы узнаете о других первоцветах нашего района, произрастающих в нашем Уральском регионе и занесённых в Красную книгу. Дети читают доклады о примуле, рябчике русском, гусином луке, простреле, чистяке весеннем и печёночнице благородной, калужнице и купальнице.

Примула -  именно ей принадлежит имя «первоцвет» — цветущий первым. В народе её называют еще «баранчиками» (молодые листочки, волнистые и опушённые, похожи на спинки ягнят), называют также «ключиками» (цветки собраны в соцветие, напоминающее связку ключей). 

В конце апреля на опушке дубравы всегда можно встретить удивительное растение – первоцвет, которое называется рябчик-русский. Русское название этого растения становится понятным, если рассмотреть его крупные цветки темно-коричневого цвета со светлыми пятнышками, напоминающие окраску птицы рябчика. Опыление осуществляется насекомыми. Размножается растение в основном семенами.

Печёночница благородная — очаровательный многолетник, радующий взор своими нежными цветками после долгой зимы. Растёт на довольно влажных местах. В начале цветения – это цветы красно-фиолетового оттенка, взрослые темно-зеленые, плотные, кожистые.

Гусиный лук    растёт по лесам, лесным оврагам, кустарникам. Цветы гусиного лука широко раскрываются  лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.

Прострел раскрытый, или сон-трава.   Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные фиолетовые цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Пушистые волоски, покрывающие цветок, как  "шубка" предохраняют бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание насекомых своей красивой сине-фиолетовой окраской. Сон-трава является ядовитым растением.  Однако, цветки используются для  лечения сердечнососудистых заболеваний. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.

Чистяк весенний  (Бородин) Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Цветки раскрываются только на время светового дня. Цветут до 5-ти недель с конца апреля по май. Размножается клубеньками.

Калужница болотная.   В солнечный апрельский денёк пёстрый окрас этого растения не может не радовать глаз. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растёт калужница в болотах, по берегам водоёмов и в сырых местах. У неё нет сладкого нектара, поэтому чаще над её цветками кружатся мухи. Растёт калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные.

Купальница.    Она красива в любую погоду, но особенно её цветки хороши на фоне яркого синего неба, у рек, ручьёв, прудов и лесных озёр. Жёлтый цвет активен, он вызывает бодрые, радостные чувства, оранжевый — ощущение тепла, как цвет огня или заходящего солнца.

 

    VI.            Раскрытие проблемы истребления редких и исчезающих видов первоцветов.

Многие первоцветы стали сегодня редкими. Вот почему они занесены в “Красную книгу”. Вот она в моих руках. Вы уже знаете, что “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Вы видите, как красивы первоцветы! Наша доска сегодня расцвела как цветочная поляна. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?

На земле исчезают цветы,                     

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно ландыш глядел

Безнадёжно пролески глядели.

 

Ведь недаром говорится:

“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте природы можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим её!”

“Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.”

 

Запомните правило:

 

 

 

 

 Чтение стихотворений детьми.

Если я сорву цветок,                   

Если ты сорвёшь цветок,

 Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

 

Дерево, цветок, трава и птицы                            

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

 

Я должен над цветами наклониться.                                

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 

- Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.

 

  VII.            Закрепление изученного материала.

– Когда проснулась пчёлка Жужжа?

– Какие растения встретила она ранней весной?

- Почему  эти цветы зацветают так рано?     (Потому что в их корневищах или в клубнях хранится  запас питательных веществ)

– Что нужно растениям, чтобы зацвести?                       (очень  много света в голом лесу)

– Жизнь  каких животных зависит от раннецветущих растений?       (прежде всего насекомых)

- Почему мы сегодня говорили о спасении первоцветов? (потомучто они исчезают из-за того, что люди  безжалостно их срывают и растения не восстанавливаются вновь, а проснувшимся насекомым в первые дни весны они просто необходимы)

 

VIII.            Итог урока.

Какие чувства вызвал у вас наш урок?

Что больше всего произвело впечатление?

Что вы взяли нового для себя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_den_otkrytyh_dverey.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ сош  № 9 Г. Бакал Челябинская область

День открытых дверей.

Окружающий мир. 2 класс.

Тема урока: «Спасём первоцветы».

Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.

Цели урока:        

  1. Ознакомить учащихся с разнообразными видами первоцветов.
  2. Формировать знания о раннецветущих растениях, занесённых в Красную Книгу и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов.
  3. Показать детям, что в природе всё взаимосвязано.
  4. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
  5. Экологическое и нравственное воспитание.

Оборудование: иллюстративный материал:  плакат, предметы для составления рисунка: весенние изменения в живой и неживой природе, картинки раннецветущих растений, Красная Книга.

Экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Презентация к уроку “Спасём первоцветы”

Костюмы к сказке “Весеннее приключение пчёлки  Жужжи”.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуемся, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем  друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.

  1. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?                        (Весной.)

Послушайте стихи о весне и наблюдая происходящее на экране, с помощью рисунков на ваших партах, прикрепляя их на доску, назовите признаки весны.

 (Стихотворения читают дети) Показ слайдов с 2-18.

3 слайд.     Это чей пушистый луч

      Так щекочет из-за туч,

      Заставляя малышей

      Улыбаться до ушей?                Дети прикрепляют  рисунок солнца на доску.

Что мы можем сказать о солнце весной?

. Солнце  выше, ярче, чем зимой,  греет с каждым днём всё сильнее, дни становятся длиннее.

                    Весна опять пришла на дачу.                

       Ликует солнце. День подрос.

  4 слайд.    И лишь одни сосульки плачут,

       Жалея зиму и мороз.

А если солнце стало греть сильнее, что происходит в воздухе?       (Потепление)

 Верно,  от тёплых солнечных лучей наступает потепление.  

А если потепление, то что происходит со снегом и льдом?          5 слайд.

Таяние снега и льда, появляются проталины.   Дети прикрепляют  рисунок проталинына доску.

6 и 7 слайды.

Опишите небо весной. (Небо голубое, высокое, по нему плывут белые лёгкие облака.)

Правда, таким оно стало в апреле и будет в мае. А в марте оно было ещё серым. Дети прикрепляют на доску голубое небо, белые облака,

8 слайд.    Снег теперь уже не тот –                

                    Потемнел он в поле.

      На озёрах треснул лёд,

      Будто раскололи.                        Ледоход.

Дети прикрепляют на доску рисунок ледохода. Учитель прикрепляет карточку:  Ледоход

9 и 10 слайд.    Гонимы вешними лучами,                

              С окрестных гор уже снега

              Сбежали мутными ручьями

              На потоплённые луга.                        Половодье.

Учитель прикрепляет карточку:  Половодье.

11 слайд.    Взбесилась ведьма злая                 

       И, снегу захватя,

       Пустила, убегая,

       В прекрасное дитя.

       Весне и горя мало:

       Умылася в снегу,

       И лишь румяней стала,

       Наперекор врагу.            Борьба зимы с весной.

Дети прикрепляют бумажные снежинки, а учитель карточку: Борьба зимы с весной.

12 слайд.               Долго шла весна тайком                

                           От ветров и стужи,

                  А сегодня - прямиком

                  Шлёпает по лужам,

                  Гонит талые снега

                  С гомоном и звоном,

13 слайд.              Чтобы выстелить луга

                  Бархатом зелёным.                  Появляется молодая травка.

Это уже изменения в живой природе.

Дети прикрепляют островки зелёной травы, а учитель карточку: Появляется молодая травка.

А если потепление, то,  что происходит с почвой? Почва оттаивает и насыщается водой.

Учитель прикрепляет на доску слова: Почва оттаивает и насыщается водой. 

Продолжим рассказывать про почву.

Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.

 14 слайд.              «Скоро, скоро быть теплу!»                 

                  Эту новость первой

                  Барабанит по стеклу

                  Серой лапкой верба.                        Набухание почек.

Учитель прикрепляет на доску карточку: Набухание почек.

 

15 слайд.             Тучи по небу пройдут,                

                          И тебе впервые

                 На ладошку упадут

                 Капли дождевые.        

-   Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь, бывает с грозой.)

Дети прикрепляют капельки дождя и молнию, а учитель карточки:

 Осадки:

                                                 в марте - снег,

                                 в апреле - дождь,

в мае-дождь с грозой.

Что мы можем сказать о птицах весной?

Прилёт птиц с юга. Они начинают вить гнёзда и высиживать птенцов.

15 слайд.  

     

Под солнце самое взвился,                

И в яркой вышине,

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

Вы видите жаворонка и слышите его песню.

Звучит песня жаворонка.

Назовите, какие ещё птицы возвращаются из тёплых стран.

Дети прикрепляют на дерево птиц, называя их, а учитель карточку:  Прилёт птиц.

  1. Пришла пора весенняя,                

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!         Появляются первые цветы.

  1. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о весенних первоцветах, произрастающих в нашем Уральском регионе, именно о тех, которые занесены в Красную книгу нашей Челябинской области,  нашего Саткинского района. Ваша задача понять  и сделать выводы, почему эти цветы зацветают так рано и почему их надо охранять и беречь.

        

  1. Физминутка.

- Кто же главный из всего перечисленного в  неживой природе влияет на смену времён года? (Солнце)  

Правильно! Солнце дарит свет, тепло всей природе.

Давайте и мы с вами сейчас зарядимся его энергией.

Выйдите из–за парт,

Сложите руки над головой  и глубоко, вздохнув носом, потянитесь к солнышку, а потом выдох. (Повторить 3 раза)

На доске образуется схема:

Солнце выше, чем зимой.

Дни стали длиннее.                                                               Потепление.

        Неживая природа:                Живая природа:

Голубое небо.                                Набухание почек.                                

                Облака белые, лёгкие.                Появляется молодая травка.

                Таяние снега и льда.                        Прилёт птиц.

                Проталины.                                Цветение первоцветов.

                Ледоход.                                Появление листьев.        

                Половодье.                                

                Почва оттаивает, насыщается водой.                

Осадки:

 в марте - снег,

 в апреле - дождь,

в мае-дождь с грозой.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  1. Знакомство с новым материалом.

Вслед за пробуждением неживой природы, пробудилась и живая природа.  

Тёплый лучик солнца разбудил и  пчёлку Жужжу. Она вылезла, расправила свои крылышки и полетела в лес. В лесу было ещё холодно.

Деревья стояли голые. Местами уже растаял снег. Пчелка спустилась ниже и увидела прогретые солнцем проталины. Жужже захотелось попить ароматного нектару, но кругом ничего не было видно.

Пчёлка загрустила. Но вдруг на глиняном откосе, освещённом солнцем,  она заметила цветок. У него не было листьев и из земли поднимались бурые чешуйчатые стебли с жёлтыми корзиночками на верхушке.

Жужжа:         – Здравствуй цветок, ты моё спасение. Скажи, как тебя зовут, и разреши мне

        попить  твоего нектара!

Мать-и-мачеха:  – Пей, пожалуйста! А название моё пусть ребята разгадают.

Мы вдвоем, и я одна

Такая вот загадка.

И хоть расту я у пруда

Найти меня не сладко.

Но все ж я каждому нужна,

И это не бахвальство.

 Для пчёлок мой нектар – еда,

А для людей – лекарство.

– Вы догадались, ребята, какой это цветок? (мать-и-мачеха). Еще местами лежит снег, но по берегам речушек уже появляются золотые корзиночки мать-и-мачехи.

Жужжа: – А почему у тебя такое странное название? И почему ты так рано расцвела?

Мать-и-мачеха: – Меня так в народе называют из-за листьев, которые появляются после цветения. Сверху мои листья плотные, холодные, как мачеха. А снизу – тёплые, пушистые, как мать. А морозов я не боюсь. Ведь мои стебли покрыты пушком, они защищают меня от обмерзания при весенних заморозках и от перегревания солнечных лучей в тёплые дни.

Жужжа:  – Спасибо тебе, храбрый цветок! Полечу, посмотрю, кто ещё проснулся.

– Поднялась Жужжа повыше и полетела к деревьям. В лесу было светло. Листвы ещё не было и ей свысока было всё хорошо видно. Покружила она над деревьями и присела на одно из них. Это было дерево с чёрными шишечками и красными колосками. Глядь, а рядом стоит такое же дерево, только с рыжевато-золотистыми серёжками.

Подлетела Жужжа поближе и спрашивает:

Жужжа: – Ой, сколько разных деревьев! (Рассматривает) На них совсем нет листочков, только почки такие набухшие, вот-вот лопнут! А цветочки уже появились. На этом дереве – это серёжки. Скажите, пожалуйста, почему рядом два дерева почти одинаковые, а серёжки у них разные?

Ольха:                 – У нас, у ольхи, деревья разнополые. На мужских деревьях рыжевато-золотистые

колбаски, а на женских красные колоски. И цветём мы раньше всех деревьев. Хотим, пока бежит вода, отправить свои семена-орешки из шишечек по воде в плавание. Они хорошо держатся на воде и плывут, как кораблики, пока не сядут на мель. А где сядут, там и прорастут.

– Попила Жужжа нектара ольхи и полетела дальше.

- Полетела пчёлка Жужжа на другое дерево.

Жужжа:  - Какие приятные мягкие пушистые серебристые комочки! Неужели  это тоже цветки?

                    Как тебя зовут, нарядное дерево?

Ива:                 - У меня два названия. Одни меня называют вербой, другие ивой. Мне нравятся

оба названия. Мои цветки, когда отцветут, станут золотисто-жёлтые от пыльцы и ещё более пушистые. Вот тогда прилетай ко мне снова, я угощу тебя сладкой медоносной пыльцой.

            (Ива показывает два рисунка: цветки пушистые комочки и цветки в жёлтой пыльце.)

Жужжа: - Я обязательно прилечу к тебе. А пока полечу дальше.

– Так проходили дни. Пчёлка летала по весеннему лесу и смотрела, как пробуждается природа весной. Однажды, спустя несколько дней, на солнечной полянке она увидела растение с красивыми разноцветными цветами.

Жужжа:   – Какое красивое растение! Никогда такого не видела! Как тебя зовут?

Медуница:         - Я Медуница! А разноцветная я потому, что у меня в лепестках есть особое

Кудряшова        красящее вещество. Оно и меняет мне окраску. Я очень рада, Жужжа, что ты навестила меня. Ведь в лесу ещё мало растительности.

Только мы, раннецветущие,  появляемся так рано. У нас есть толстенькие

клубеньки, в которых мы запасли питательные вещества. Они- то нам и помогают расти в лесу. Да и в лесу сейчас много света и воды. Нам это очень нравится! Запомни меня, Жужжа, и прилетай следующей весной.

Запомните, ребята, и  это растение.

– Стало Жужже интересно, кто проснулся ещё так рано. И вот в один из солнечных дней, когда всё больше чувствовался приход весны, когда проклюнулись первые листочки на деревьях, пчёлка увидела ещё один белый цветок.

Жужжа:

– Как тебя зовут, прекрасный цветок? И почему ты дрожишь?

Ветреница:

Посадских

– У меня красивое название, связанное с ветром – ветреница.

Ребята, вы часто называете этот цветок подснежником, но настоящее его название – ветреница уральская. Прислушаемся, что говорит этот цветок о себе.

А дрожу я от любого прикосновения ветра, поэтому люди и назвали меня ветреницей. Я стараюсь цвести на открытом месте, где много света. В моём корневище хранятся запасы питательных веществ, которые мне нужны для быстрого роста. Садись, Жужжа, попей моего нектара.

Жужжа:

– А я сочинила про тебя загадку:

Только снег сошел в лесу,

Лопаются почки,

А на поляночке в лесу,

Белые цветочки.

Прямой стебель из земли,

А на нём листочка – три.

Ветреница: – Спасибо тебе, Жужжа, за такую замечательную загадку!

Жужжа:

– Это вам спасибо, раннецветущим растениям, за то, что вы помогли мне дожить до тёплых весенних дней. Спасибо вам за вкусный нектар и красоту, которую вы дарите лесу  в первые дни весны. Полечу дальше, посмотрю, кто ещё проснулся.

Ребята, пчёлка  Жужжа улетела, но с ней мы ещё встретимся в весеннем лесу. Посмотрите внимательно на экран. Заслушайте сообщения учеников нашего класса. Сейчас вы узнаете о других первоцветах нашего района, произрастающих в нашем Уральском регионе и занесённых в Красную книгу. Дети читают доклады о примуле, рябчике русском, гусином луке, простреле, чистяке весеннем и печёночнице благородной, калужнице и купальнице.

Примула -  именно ей принадлежит имя «первоцвет» — цветущий первым. В народе её называют еще «баранчиками» (молодые листочки, волнистые и опушённые, похожи на спинки ягнят), называют также «ключиками» (цветки собраны в соцветие, напоминающее связку ключей). 

В конце апреля на опушке дубравы всегда можно встретить удивительное растение – первоцвет, которое называется рябчик-русский. Русское название этого растения становится понятным, если рассмотреть его крупные цветки темно-коричневого цвета со светлыми пятнышками, напоминающие окраску птицы рябчика. Опыление осуществляется насекомыми. Размножается растение в основном семенами.

Печёночница благородная — очаровательный многолетник, радующий взор своими нежными цветками после долгой зимы. Растёт на довольно влажных местах. В начале цветения – это цветы красно-фиолетового оттенка, взрослые темно-зеленые, плотные, кожистые.

Гусиный лук    растёт по лесам, лесным оврагам, кустарникам. Цветы гусиного лука широко раскрываются  лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.

Прострел раскрытый, или сон-трава.   Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные фиолетовые цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Пушистые волоски, покрывающие цветок, как  "шубка" предохраняют бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание насекомых своей красивой сине-фиолетовой окраской. Сон-трава является ядовитым растением.  Однако, цветки используются для  лечения сердечнососудистых заболеваний. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.

Чистяк весенний  (Бородин) Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Цветки раскрываются только на время светового дня. Цветут до 5-ти недель с конца апреля по май. Размножается клубеньками.

Калужница болотная.   В солнечный апрельский денёк пёстрый окрас этого растения не может не радовать глаз. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растёт калужница в болотах, по берегам водоёмов и в сырых местах. У неё нет сладкого нектара, поэтому чаще над её цветками кружатся мухи. Растёт калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные.

Купальница.    Она красива в любую погоду, но особенно её цветки хороши на фоне яркого синего неба, у рек, ручьёв, прудов и лесных озёр. Жёлтый цвет активен, он вызывает бодрые, радостные чувства, оранжевый — ощущение тепла, как цвет огня или заходящего солнца.

  1. Раскрытие проблемы истребления редких и исчезающих видов первоцветов.

Многие первоцветы стали сегодня редкими. Вот почему они занесены в “Красную книгу”. Вот она в моих руках. Вы уже знаете, что “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Вы видите, как красивы первоцветы! Наша доска сегодня расцвела как цветочная поляна. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?

На земле исчезают цветы,                

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно ландыш глядел

Безнадёжно пролески глядели.

Ведь недаром говорится:

“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте природы можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим её!”

Запомните правило:

 Чтение стихотворений детьми.

Если я сорву цветок,                 

Если ты сорвёшь цветок,

 Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Дерево, цветок, трава и птицы                

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Я должен над цветами наклониться.                 

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.

  1. Закрепление изученного материала.

– Когда проснулась пчёлка Жужжа?

– Какие растения встретила она ранней весной?

- Почему  эти цветы зацветают так рано?     (Потому что в их корневищах или в клубнях хранится  запас питательных веществ)

– Что нужно растениям, чтобы зацвести?                 (очень  много света в голом лесу)

– Жизнь  каких животных зависит от раннецветущих растений?        (прежде всего насекомых)

- Почему мы сегодня говорили о спасении первоцветов? (потомучто они исчезают из-за того, что люди  безжалостно их срывают и растения не восстанавливаются вновь, а проснувшимся насекомым в первые дни весны они просто необходимы)

  1. Итог урока.

Какие чувства вызвал у вас наш урок?

Что больше всего произвело впечатление?

Что вы взяли нового для себя?

Учитель: Козырина Людмила Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"

Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.

На этапе изучения нового материала  используется  педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, чт...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония

В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...