Урок окружающего мира по теме "Солнце и звёзды".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Светлана Николаевна Щербакова

Конспект урока по окружающему миру

(программа Поглазовой О.Т.)

Тема урока: Солнце и звёзды.

Образовательные задачи:            

- сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть  их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

- совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группах.

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию научной системы взглядов;

- продолжить воспитание коллективистских отношений;

- воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.

Развивающие задачи:

- продолжить формирование общеучебных умений: работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами, плакатами;

- продолжить развитие интеллекта, воли, эмоциональной сферы.

Тип урока: комбинированный.

Методы:частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.

Формы работы: парная и групповая,

                               фронтальная беседа,

                               сообщения учащихся,

                               обсуждение проблемных вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok..doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

(программа Поглазовой О.Т.)

Тема урока: Солнце и звёзды.

Образовательные задачи:            

- сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть  их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

- совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группах.

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию научной системы взглядов;

- продолжить воспитание коллективистских отношений;

- воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.

Развивающие задачи:

- продолжить формирование общеучебных умений: работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами, плакатами;

- продолжить развитие интеллекта, воли, эмоциональной сферы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.

Формы работы: парная и групповая,

                           фронтальная беседа,

                           сообщения учащихся,

                           обсуждение проблемных вопросов.

Оборудование:

лучина, спички, карта звёздного неба, плакат «Строение Солнечной системы», атласы, дополнительная литература о Вселенной, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, видеозапись экскурсии в музей-заповедник «Томская писаница», запись космической музыки, жетоны.

Ход урока:

I. Организация класса.

До начала урока предложить подойти тем детям, кто по уважительной причине не готов  и записать свою фамилию на защитный лист.

- Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- Посмотрите вокруг себя, послушайте музыку, представьте себе (почувствуйте) о чём пойдет речь на уроке?

(Звучит космическая музыка.)

 Тема урока «Солнце и звёзды» (запись на доске.)

  1. Актуализация опорных знаний.

-  Оценка за работу на уроке  будет складываться из количества ответов, правильность которых будем определять совместно с вами и вручать за каждый ответ жетон определенного цвета (запись на доске):

серый  –   не ответил  на  вопрос

голубой -  ответ не полный или 1-2 ошибки

желтый –  3-5 ошибок

красный -    ответ не правильный

зелёный –  ответ правильный

- Какое космическое тело называется звездой?  (Шарообразное, раскаленное.)

- Какая звезда самая яркая?  (Днем – Солнце, ночью – Сириус.)

- Какая звезда самая близкая к Земле?  (Солнце)

- Какого оно цвета днем и вечером?  (Желтого, красного.)

- По какой звезде можно ориентироваться днем, ночью?  ( По Солнцу, по Полярной звезде.)

- Как можно ее найти? Покажите по карте и в атласах (работа в парах). (Полярная,  указывает направление на север, в ручке ковша Малой Медведицы.)

- Как эту звезду ещё называют? (Путеводная.)

- Одинакова ли яркость и цвет звёзд в созвездии Большой Медведицы?

4. Подведение итогов актуализации знаний.

- Назовите общую оценку по всем жетонам.

- Молодцы! Я довольна вашими знаниями!

5. Поэтическая минутка отдыха.                  

- С. Есенин написал прекрасное стихотворение о звёздах.

Закройте глазки, послушайте и представьте себе картину, описываемую в стихотворении.

  Звёздочки ясные, звёзды высокие!

  Что вы храните в себе, что скрываете?

  И почему так, когда вы сияете,

  Маните в небо, в объятья широкие?

  Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

  Звёзды небесные, звёзды далёкие!

(выдержать паузу)

- Понравилось? Что вы представили себе?

  1. Изучение нового материала.

1.Условия подведения к проблеме.

- Откройте рабочие тетради на стр.25, найдите №37. Прочитайте слова Р. Рождественского выразительно. Знакомы ли они вам? Есть песня на эти слова.  Рассмотрите рисунок.

- О чем хотел сказать поэт и художник? Обсудите в парах. Начните объяснение со стрелочки с лицом мальчика. (Объяснение  вести под космическую музыку.)

(Человек живет в своем доме, который находится в каком-то населённом пункте, в стране России, на планете Земля, которая является третьей планетой от Солнца в Солнечной системе – одной из огромного числа других Галактик. Солнце желтая звезда.)

- Как вы думаете,  что нового и интересного узнаем сегодня на уроке?  (О Солнце и звёздах.)

- А при помощи чего можно изучать звезды, ведь они так далеко находятся от Земли, что свет от них долетает до неё за десятки, сотни, тысячи лет.  (При помощи обсерваторий с огромными телескопами.  Показать  иллюстрации из дополнительной литературы.)

- Сколько звезд на небе?  (Невооруженным взглядом можно насчитать около 6000.) А во Вселенной?

- Послушаем сообщения об этом.

- Что интересного вы узнали?

- Знаете ли вы, на каком расстоянии от Земли находится Солнце?

  (150 млн. км)

2. Почему светят звёзды?

Организуется работа с проблемными вопросами.  

- Попробуйте ответить на вопросы, обсудив свои предположения с соседом,  и выберите правильный ответ. Отвечает один из пары.  (Вопросы написаны на карточках и розданы на парты заранее.)  У вас на парте лежат белые листочки. Переверните и прочитайте вопрос.

1. Как вы считаете, температура звёзд одинаковая? Почему так думаете? (Разный цвет звёзд.)

2. Существует мнение, что Солнце ярче и больше других звёзд. А как вы считаете? Почему Солнце кажется ярче и больше других звезд?  (Ближе к Земле.)

3. Представьте себе ситуацию: другая звёзда заняла место Солнца. Что произойдёт с Землёй?  (Земля сгорит.)

 - У каких звёзд температура вещества выше: у желтых или красноватых?

Давайте понаблюдаем за горящей лучиной. Какой цвет у горящей лучины?  А у гаснущей?  (  Желтый, а у гаснущей – красноватый.)

- Обобщите всё выше узнанное и ответьте на вопрос:

Почему же светят звёзды?  (Раскалённые небесные тела.)

 Проверка предположений.

- Послушаем сообщения о Солнце.

- Давайте вернемся к компьютерной программе и посмотрим информацию о Солнце.  (Видео и иллюстрации о Солнце и Солнечном затмении.)

 СОЛНЦЕ, центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик,  температура поверхности (фотосферы) около 6000 К. Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород — около 90%, гелий — 10%, остальные элементы — менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии — ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца, где температура 15 млн.

СОЛНЕЧНАЯ КОРОНА, внешняя часть солнечной атмосферы, состоит из горячей (1-2 млн. К) разреженной высокоионизованной плазмы.

ЗАТМЕНИЯ солнечные и лунные, происходят либо когда Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной (солнечные затмения), либо когда Луна попадает в тень Земли (лунные затмения). Длительность полных солнечных затмений не превышает 7 мин 30 секунд.  Ежегодно бывает не более 7 затмений (из них не более 3 лунных).

СОЛНЕЧНЫЙ ТЕЛЕСКОП, астрономический инструмент для наблюдений Солнца. Обычно состоит из целостата или гелиостата и оптической системы, дающей изображение Солнца большого масштаба.

СОЛНЦЕСТОЯНИЕ (летнее и зимнее), моменты, когда высота Солнца над горизонтом в полдень соответственно максимальна или минимальна.  Происходит 21-22 июня и 21-22 декабря.

- Верны ли были ваши предположения?

3. Значение Солнца и звёзд для людей.

Организуется фронтальная беседа по вопросам

- Какое значение для людей имели раньше и имеют сейчас Солнце и звёзды?  (Были вместо компаса, часов, календаря, а сейчас выверяют по ним путь моряки и летчики,  космонавты и астронавты.)

- Знаете ли вы, с какой звездой связана легенда о том, почему время перерыва в учебных занятиях осенью, зимой, весной и летом называют каникулами? Вспомните, в 3 классе на уроке русского языка мы писали об этом изложение.

(Древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус – Каникулой.  Прочитайте об этом в учебнике на стр. 69.)

- Вспомните поездку в музей-заповедник «Томскую писаницу», экспозицию «Календари и время».  Сообщение о зодиаке.

- У какого народа был звёздный календарь?

- Что такое Зодиак?  (На обороте доски сведения о Зодиаке и иллюстрации к нему. Зодиак  греч. зодиакос от зоон – животное ( пояс зодиака), совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года.

- А вы знаете, под каким знаком Зодиака вы родились?

- А кто знает легенды о своем знаке?  

- Давайте посмотрим Карту звёздного неба из энциклопедии Кирилла и Мефодия.  Послушайте стихотворение Ю.И. Волишина, который,  образно описал созвездия Зодиака и их последовательное расположение.

                  ЗОДИАК.

  Взглянув на пояс Зодиака,

  Мы в январе заметим Рака,

  А в феврале заметим Льва.

  Хранителем его была

  В холодном марте злая Дева,

  Соседка Льва по небу слева.

  Весы купив себе в апреле,

  Они спокойно жить хотели,

  Но в мае страшный Скорпион

  У них отнял покой и сон.

  Его убил Стрелец прекрасный,

  Отца июня сын несчастный,

  В июле ж братец Козерог

  Сон Льва и Девы уберёг,

  А в августе на много дней

  Приехал дядя Водолей.

  Из рыб уху он в сентябре

  Варил  и кушал на дворе,

  Зажарил Овна в октябре,

  Тельца зарезал в ноябре.

  А в декабре, в конце концов,

  Родилась пара Близнецов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- Конечно, звёзды влияют на нашу жизнь. И с давних времён люди замечали особенности характера рождённых под тем или иным знаком и составляли Гороскопы. Сегодня их тоже составляют астрологи. Можно почитать, что предсказывает вашему знаку Зодиака Гороскоп на будущий год Жёлтой (Земляной) Крысы или Мыши в книгах, журналах, газетах. Например, «Дарья. Гороскоп». Крыса в Индии – транспортное средство бога учёности Ганеши. В Японии – спутница бога счастья, а в Китае – символ достатка.

5. Влияние Солнца на Землю, на всё живое на Земле.

- Как влияет Солнце на Землю?

- Послушайте сообщение  на эту тему.

IV.  Закрепление и систематизация изученного.

- Ну, как, пополнили ваши знания?

- А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы отгадать загадки и ответить на хитрые вопросы.

- Какие небесные тела являются самосветящимися?

- Есть ли днём звёзды на небе? Почему мы их не видим?

- Что астрономы называют созвездиями? Можно ли  нам наблюдать созвездие Южный крест?

- Что произойдёт с Землёй, если центральное место в Солнечной системе займёт планета?

- Назовите оценки по жетонам.  (Записать в журнал и в дневники.)

- Чьё сообщение было самое интересное, яркое, хорошо подготовленное? Вручить этому ученику обучающую книжку-раскраску «Познай Вселенную».

- Кто получил 3 и более жетонов, встаньте. Назовите свой знак Зодиака. Вручить им календарики с их знаками  Зодиака.

  1. Домашнее задание.

- Ответить на вопросы на стр. 70,

- Составить кроссворд о звёздах и созвездиях или подготовить сообщение об освоении космического пространства человеком, по выбору.

1. Как вы считаете, температура звёзд одинаковая? Почему так думаете? 

2. Существует мнение, что Солнце ярче и больше других звёзд. А как вы считаете? Почему Солнце кажется ярче и больше других звезд?  

       3. Представьте себе ситуацию: другая звёзда заняла место Солнца. Что произойдёт с Землёй? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 2 класс. "Твоё первое знакомство со звёздами".

Урок окружающего мира. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". урок проводится с использованием  интерактивной доски и программы "Ease Teach NG"....

Урок окружающего мира по теме "Звёзды и созвездия".

Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Система В.Л.Занкова....

Викторина к уроку окружающего мира "Планеты, звёзды и созвездия".

В игровой форме  ребята закрепляли полученные на уроке знания и узнавали новое....

урок окружающего мира по теме: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью

Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте...

Урок окружающего мира во 2 классе "Звёзды и созвездия" УМК Гармония ФГОС

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Гармония" ФГОСТема: "Звезды и созвездия".Планируемые результаты:Освоение предметных знаний, умений: научатся: определять понятия «звездное небо», «созв...

Урок окружающего мира "Первое знакомство со звёздами"

Урок изучения нового материала. К уроку есть видоролик, который загружен в разделе "Видео"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс, «Звёзды и созвездия», УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с таким объектом неживой природы как звезда, формирование у обучающихся понятий “звёзда”, “созвездие”. Планируемые...