Урок по ОКМ во 2 классе "Океаны и материки"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Барсукова Любовь Александровна

На данном открытом уроке учитель попыталась связать материал с формированием УУД. 

9022
imga0361.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uotkrytyy_urok_po_okm_2_klass_s_uud.doc111.5 КБ
Office presentation icon okeany_i_materiki_2_klass.ppt693 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 24            ТЕМА:  «Океаны и материки»

Цели урока:

I. Образовательные:

-  Помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан».

- Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

II. Развивающие:

- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;4

III.Воспитательные:

- Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение) , воспитывать бережное отношение к природе

Место и роль урока: 24,  в изучаемой теме 15 урок по теме «Красота и разнообразие неживой природы»

Тип урока:  проблемно – диалоговый

Тип противоречия: между необходимостью и возможностью выполнить задание учителя.

Приём создания проблемной ситуации:  задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались.

Минимум: учащиеся  должны перечислять  материки и океаны и показывать их на карте.

Понятия:  материк, океан.

Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Окружающий мир». ч.1.Автор О. Т. Поглазова. (УМК «Гармония»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карте полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах

Этапы урока

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируется требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2)  создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»), В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).        

-  самоопределение (Л);

-  смыслообразование (JI);

-  целеполагание (П);

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

-  волевая саморегуляция (Р)

III. Постановка цели урока в связи с возникновением проблемной ситуации

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию         изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3)  мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4)  фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию проблемного учебного действия.        

-  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

-  использование знаково-символических средств (П);

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-  подведение под понятие (П);

-  выполнение пробного учебного действия (Р);

-  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

-  волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-  учет разных мнений (К);

IV.Поиск решения проблемы

В данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они

1)  восстанавливают выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, - где возникло затруднение;

2)  соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.        

-  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (Г1);

-  подведение под понятие (П);

-  определение основной и второстепенной информации (П);

-  постановка и формулирование проблемы (П);

-  структурирование знаний (П);

-  волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-  учет разных мнений, координирование разных позиций

(К);

-  разрешение конфликтов (К).

V. Физминутка

VI. Первичное восприятие и усвоение  новых знаний

- добывают новые знания, перерабатывают, делают выводы (П)

VII. Физминутка.

VIII. Закрепление новых знаний и умений.

IX. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные  действия:        

-  анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия (П);

- слушают, договариваются, учатся выполнять различные роли (К)

X. Обобщение усвоенного.

- перерабатывают полученную информацию. (П)

XI. Рефлексия

- определяют успешность выполнения своей работы в диалоге с учителем (Р)

 XII. Домашнее задание

XIII. Подведение итогов

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

- Позвольте начать урок стихотворением.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

- Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.

Это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно»

- Вот с таким настроением мы и начнем наш урок Окружающего мира.

- На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие и узнаем много нового и интересного.

- Повторим правила групповой работы:

Повторяют устав групповой работы

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Выполнив задания теста, мы узнаем, чему будет посвящено наше путешествие.

Слайд:2

Самосветящееся небесное тело:

Варианты ответов: звезда, планета, метеорит, Луна

Слайд 3

Группа звезд, занимающая определенный участок неба:

Варианты ответов: орбита, комета, астероиды, созвездие

Слайд 4

"Хвостатые" небесные тела:

Варианты ответов: астероиды, кометы, планеты, звезды

Слайд 5

Единственный естественный спутник Земли:

Варианты ответов: Сатурн, Луна, Марс, Венера

Слайд 6

Планеты Солнечной системы изучает:

Варианты ответов: география, экология, астрономия, биология

1) Повторение сведений , которые понадобятся для усвоения новых знаний (продуктивное повторение).

III. Постановка цели урока в связи с возникновением проблемной ситуации

Слайд 7

- А теперь из выделенных букв ответов теста, составьте слово, и вы узнаете цель нашего путешествия

- Если с помощью астрономии мы совершили путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны, то следующая наука предлагает нам путешествие по самой Земле. А наука эта называется география. Что? Где? - вот два вопроса, которые интересуют географов.

Слайд 8 (геграфия - наука:)

- Что же нам поможет совершить это путешествие?

Слайд 9 (снимок Земли из космоса)

- Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на снимке из космоса?

- Подумайте, что изобразили ученики на круговой диаграмме, отвечая на этот вопрос.

Слайд 10 (круговая диаграмма) +, +

 (Из выделенных букв учащиеся составляют слово: Земля и формулируют цель путешествия)

Высказывания :

- Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли.  И огромные участки суши, которые окружены водными пространствами.

Ответы детей …

Уметь читать карту, знать  условные обозначения, т.е. познакомиться лучше с картой и узнать ответ на наш вопрос

- Однажды зайчонок и дельфиненок решили совершить кругосветное путешествие. Смогут ли они это сделать вместе?

- Подумайте, один вопрос, а ответы разные.

– Почему так получилось? Давайте вспомним:

– Где обитает дельфиненок (в соленых водоемах), а зайчонок?

– Так  могут они совершить путешествие?

– Что мы должны знать и уметь, чтобы ответить на этот вопрос?

- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?

- - Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту.

- Думаем, что это будет корабль, т.к. почти всё пространство занимает вода.

Слайд 12

   - 1  команда отправляется  в плавание

   Задание:  Найти 5 океанов. Установить самый большой и самый маленький.

 

 -  2  команда отправляется искать 6 участков суши.

Задание:  Отметить самый маленький и самый большой.

- Что нам понадобится  в путешествии? (глобус или карту, компас)

- Глобус  больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

- В любом путешествии принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Возьмите свои бортовые журналы.

Работа в группах

Игра – путешествие.

- Думаем, что это будет корабль, т.к. почти всё пространство занимает вода.

Дети заполняют бортовой журнал путешествуя по карте полушарий

(стр. 108-109)

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

1 группа: Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый, Южный.

- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

. -Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Какое общее название они имеют?

Они называются океанами.

- Раньше они были предметом нашего обсуждения?

Нет.

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

2 группа: Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида

- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Какое общее название они имеют?

- Мы не знаем.

- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?

Слайд 13. Появляются цели урока.

Ответы уч-ся по своим наблюдениям.

Анализируют, обобщают, выводят учебную проблему, формируют цели урок

- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды. Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.

IV.Поиск решения проблемы

- Ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?

- Ребята, вопрос был один, а ответов мы услышали несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Мы не знаем,  как называются эти участки.

- Где можно об этом узнать?

- В учебнике.

 Проверим свои предположения по учебнику на стр.106, задание 1.

Стр. 1 На доске появляется тема урока: «Материки и океаны»

Дети предлагают названия.

Встречаются с недостаточными знаниями. Испытывают затруднения. Предлагают проверить по учебнику.

Формулируют новое знание

V. Физминутка

- Перед дальнейшим путешествием мы с вами немножко отдохнем.

VI. Первичное восприятие и усвоение  новых знаний.

Работа по карте в учебнике, стр.108 - 109

Стр. 2

- А теперь пора в путь. Давайте сначала отправимся на самый большой материк, который называется: Евразия. Найдите у себя на карте этот материк.

Именно в Евразии находится наша Родина - Россия, Оренбургская область, Саракташский район, село Петровское

- Скажите мне, ребята, на каком материке мы с вами побывали? ( Евразия)

Стр. 3

- А теперь мы с вами отправимся на самый жаркий материк - в Африку. Найдите этот материк на карте.Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители.

Стр. 4

- А теперь, ребята, наш путь лежит в Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте.

Стр. 5

- Следующая остановка в Южной Америке. Это самый влажный материк. Найдите у себя на карте этот материк.

Стр.6

- Ну и следующая остановка на самом маленьком и сухом материке - Австралии. Найдите у себя на карте этот материк. Здесь обитают самые необычные животные.  С латыни название материка означает «Южный».

Стр. 7

- А теперь наш путь лежит в Антарктиду – самый холодный материк.. На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном. Найдите у себя на карте этот материк.

Находят на своих картах по аналогии с рассказом учителя материки. Закрепляют понятие «материк».

Находят и показывают океаны.

VII. Физминутка.

- На материках мы с вами побывали, а теперь отправляемся в плавание. Всего океанов на Земле пять.

Стр. 8

Спят четыре океана,

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к Востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад с голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу занимает синий угол.

А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.

А с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический, четвертый по размеру.

 

VIII. Закрепление новых знаний и умений.

- Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? Приготовьте свои рассказы.

1 группа.

Мы пересекли 5 океанов: Атлантический, Тихий, Индийский; Южный, Северо-Ледовитый

2 группа.

Мы пересекли 6 материков:: Южную Америку, Африку, Австралию: Северную Америку, Евразию, Антарктиду

– Для чего надо знать карту, материки и океаны?

Вывод: Это позволяет путешествовать по карте, легко находить места  интересующих тебя событий.

Строят рассказ своего путешествия грамотно, согласно усвоенному понятию «материки», океаны.

Выводят правило: зачем и где могут пригодиться новые знания.

IX. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

– Вернемся к нашему проблемному вопросу: могут ли Дельфиненок и Зайчонок путешествовать вместе?

Дети. Нет. У них разная среда обитания. Один может путешествовать только по материкам, другой по водоемам.

 1. Работа в группах.

1) Творческое задание – работа в группах

– Нам необходимо создавать карты, по которым легко будет путешествовать зайчонок и дельфиненок

– У каждой группы на столе лежит папка  с  материками.

Задание: собрать карту и подписать.( для зайчонка – материки, для дельфиненка – океаны.

– Кто соберет быстрее и верно?

– У нас получилась своя карта.

2. Самостоятельная работа в парах

Задание для первого ряда.

- (Расположите материки по площади, начиная с наибольшего:)

Задание для второго ряда.

- (Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего:)

На экране высвечивается слайды

Работают в группах.

Моделируют физическую карту материков и океанов.

Дети выполняют задание и проверяют его выполнение с помощью образца.

X. Обобщение усвоенного.

 Игра « Гонка за лидером» ( работа в парах)

-  Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И  мне никак не обойтись без вашей помощи..

Помогите  восстановить рассказ, в котором много « белых пятен»,  вы же исследователи и должны все знать. Как вы понимаете это сочетание?

( Дети читают из словаря:)

 1. Белыми пятнами на карте, земле и т. п. называют территории, о которых люди либо ничего не знают, либо знают очень мало, потому что там никто не бывал.

2. Белым пятном в какой-либо области деятельности,  знания  и т. п.  называют информацию, которая неизвестна или является тайной для большинства людей.)

 - Итак, вы готовы?

 Игра « Гонка за лидером» начинается!

     Модель Земли -  _______________ .

На глобусе синим цветом  обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена _________. На земном шаре _____ океана  и _______ материков.. Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

- Молодцы! Победила дружба.  Очень важную информацию вы унесли с этого урока.

Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах  к  нашей  необъятной  планете  ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь!

(Учитель в быстром темпе читает предложения , дети каждой группы  подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ВОДА, СУША, ПЯТЬ, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, БЕРЕЧЬ, ЛЮБИТЬ)

XI. Рефлексия

- Как работал ты?

- как настроение?

- комфортно ли было работать в группе?

- Спасибо за работу. Вы мне сегодня очень помогли.

Реализуют рефлексивный алгоритм:

 «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, дово лен ли собой),

«МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в обще нии),

«ДЕЛО» (достиг ли цели уче ния, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные про блемы)

 XII. Домашнее задание

Учебник - стр. 104-107, изучать

Тетрадь - стр. 34-35, обозначить на карте материки и океаны

XIII. Подведение итогов

- Как называется наука, которая изучает поверхность Земли? В чьей роли вы сегодня поработали?

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Подводят итоги, определяют степень успешности совместной деятельности по достижению поставленной цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физическая карта полушарий

Слайд 2

Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды. Учиться узнавать и показывать их на карте.

Слайд 3

Огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой – это МАТЕРИКИ , ИЛИ КОНТИНЕНТЫ Евразия Африка Австралия Южная Америка Северная Америка Антарктида

Слайд 4

Физическая карта полушарий ЕВРАЗИЯ ЕВРАЗИЯ

Слайд 5

Е в р а з и я

Слайд 6

Физическая карта полушарий АФРИКА ЕВРАЗИЯ

Слайд 7

Физическая карта полушарий АФРИКА ЕВРАЗИЯ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Слайд 8

Физическая карта полушарий АФРИКА ЕВРАЗИЯ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Слайд 9

Физическая карта полушарий АФРИКА ЕВРАЗИЯ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА ЮЖНАЯ АМЕРИКА АВСТРАЛИЯ

Слайд 10

Физическая карта полушарий Е в р а з и я Северная Америка Южная Америка Африка Австралия Антарктида Антарктида

Слайд 11

Расположите материки по площади, начиная с наибольшего: Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Антарктида Австралия

Слайд 12

Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего: Северный Ледовитый Южный Индийский Атлантический Тихий

Слайд 13

Океаны и материки Мы по знакоми лись с названиями огромных участков суши – материками и водными пространствами - океанами Учи лись узнавать и показывать их на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Урок окружающего мира во 2 классе "Материки и океаны"

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100"  Тема: "Материки и океаны"...

урок Окружающий мир 2 класс. тема: Материки и океаны. Программа Школа 2100

Урок по теме " Материки и океаны" с презентацией.  2 класс Программа Школа 2100....

Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»

Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах....

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по материкам " (2 класс) (УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: знакомство с материками планеты и их особенностями.Планируемые результаты:Предметные:знать расположение и название всех материков;знать понятие «материк»;уметь н...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по материкам " 2 класс, Школа России

Цель деятельности учителя: знакомство с материками планеты и их особенностями.Планируемые результаты:                 Предметные:знать расположение и назва...