Главные вкладки

    Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"

    Цели деятельности учителя:

    • формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл materiki_i_okeany.docx41.33 КБ
    Office presentation icon materiki_i_okeany.ppt1.96 МБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 2.10.2018                                                                                             ФИО Учителя школы: Трашкова Е.В.

    Школа: 148                                                                                                         ФИО Методиста ЧПК№1:Лебедева Е.Ю.

    Класс: 3 «Б»                                                                                             ФИО Студентки 46 группы: Самбирская Алёна

    Кабинет: 105

    Конспект урока по окружающему миру

    Тема: «Материки и океаны"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • Знать определение понятий материк, океан, глобус, карта.
    • Уметь показывать материки на карте.

    Личностные:

    • Проявлять целостное восприятие окружающего мира.
    • Определять личностный смысл в изученном содержании.

    Тип урока: комбинированный урок

    Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть, автор  Д.Б.Эльконин - В.В.Давыдов., учебная презентация.

    Этап урока, методы и приемы

    Хро

    нометраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I. Этап самоопределения к деятельности

    1 мин.

    Приветствие.

    Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Алена Евгеньевна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Любите ли вы этот урок? Надеюсь, знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам в дальнейшем изучении.

    Готовят рабочее место.

    Ответы на вопросы учителя.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Словесный

    беседа

    3 мин.

    Обратите внимание на слайд, выберите установку на урок.

    • Я буду внимателен.
    • Я буду старателен.
    • Я буду внимателен
    •  Я буду старателен
    • Я буду трудолюбив
    • Я буду доброжелателен
    • Я буду активен
    • Я буду успешен . Отлично!

    И так ребята, а чем вы занимались на прошлом уроке?

    Скажите, что такое масштаб?

    Это отношение длины линий на карте, чертеже и т. п. к действительной длине на местности.

    А что такое компас?

    Это прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север).

    Выбирают установку на урок.

    Отвечают на вопросы учителя.

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный

    беседа

    Наглядный:

    работа с презентацией;

    работа с учебником

     

    3 мин.

    Целеполагание.

    Ребята, посмотрите, пожалуйста, эпиграф сегодняшнего урока. (на слайде)

    «На нашей планете- сплошная вода» -

    Так думаю я иногда.

    Ведь это не суша с морями внутри,

    А Мировой океан- посмотри

    На карту с материками.

    А вы знаете, что такое эпиграф?

    Эпиграф- изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.

    Прочитайте, пожалуйста, эпиграф сегодняшнего урока и подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок.

    Давайте откроем учебники на страничке 38, и прочитаем тему нашего урока.

    - Какие цели поставим перед собой? Как вы думаете?

    Ответы на вопросы учителя.

    Читают эпиграф.

    Предполагают тему урока.

    Читают тему урока.

    - узнать, что такое "материк" и "океаны"

    - познакомиться с материками

    П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

    П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

    IV. «Открытие» нового знания

    Словесный:

    беседа

    Словесный

    беседа

    Наглядный:

    Работа с учебником;

    12 мин.

    Раскрытие темы урока.

    Ребята, а вы знаете, что такое глобус?

    Глобус - вращающаяся модель земного шара.

    А как вы думаете, где еще изображена уменьшенная копия модели земной поверхности, у уменьшенном виде?

    Как вы думаете, что изображено на географической карте?

     А вы знаете какими бывают географические карты?

    Карты бывают разные: политические, физические, исторические, карты звёздного неба и много-много разных других карт. А сборник разных карт называется атласом.

    А сейчас мы сравним глобус и карту. Как вы думаете, что удобнее, глобус или карта?

    Почему?

    А какая наука нас учит пользоваться картами?

    Эта наука называется география.

    Геогра́фия (др.-греч. γεωγραφία «землеописание») наука, изучающая поверхность земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

    А согласны ли вы с тем, что людям во все времена нужны были карты?

    Почему?

    Первые географические карты появились еще в каменном веке. В древности Земля казалась людям огромной. Они постепенно узнавали ее во время путешествий. Путешествие — это поход или плавание, во время которого люди, покинув родные места, посещают новые земли.

    В поисках пищи первобытные охотники и собиратели преодолевали большие расстояния. Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Трудно им приходилось, немало препятствий было на их нелёгком пути. На небольших судах они смело шли в открытый океан, не зная, что их ждёт завтра, через неделю, через месяц. Им надо было знать, где течет большая река, как найти через нее переправу, в какой стороне лежат болота, где пасутся большие стада зверей. В этом им помогали рисунки местности.

    Возвращаясь, путешественники рассказывали о том, что им удалось узнать и увидеть. Описывать путь можно словами, а можно — рисуя дорогу, берега, мимо которых путешественники проплывали, горы, которые вставали на их пути, реки, леса и многие другие географические объекты. В рисунках главным было не красивое изображение гор и рек, а правильное их взаимное расположение, показ расстояний между географическими объектами. Так, уже в глубокой древности появились планы и карты — уменьшенные условные изображения земной поверхности на плоскости. Древние люди рисовали их в пещерах, на камнях, на бересте, на костяных пластинках. Коренные жители Австралии, жившие до появления европейцев в каменном веке, могли нарисовать на песке местность, по которой кочевало их племя.

    А каких мореплавателей знаете вы?

     Христофор Колумб- он открыл Америку. Но до конца своей жизни, думал, что открыл Индию.

     Фернан Магеллан.

    Первое кругосветное путешествие совершил мореход из Португалии – Фернан Магеллан. Осенью 1519 года испанская флотилия под командованием Магеллана двинулась в путь. Четыре месяца, страдая от жажды и голода, плыли путешественники по безбрежным водам Великого океана и, наконец, достигли неизвестных островов.

        Много потерь понесла экспедиция. И среди этих потерь – смерть адмирала Магеллана. На единственном уцелевшем корабле «Виктория» путешественники продолжали плавание. 6 сентября 1522 года, истерзанный бурями, корабль вернулся в Испанию. На его борту было всего семнадцать человек. Так окончилось первое в истории мореплавания кругосветное путешествие.

    Джеймс Кук.

     Джеймс Кук начал плавать на кораблях еще мальчишкой – юнгой. Прошло время, и Кук стал капитаном корабля. В 1768 году на корабле «Эндевер» капитан Кук вышел в своё первое кругосветное путешествие. Джеймс Кук был первым, кто трижды совершил путешествие вокруг Земли.

    А как вы понимаете, что такое «материк» и «океан»?

    Материк- Это значительный массив суши, омываемый морями и океанами.

    Океан- Весь водный покров земли или его часть между материками.

    А сейчас мы с вами будем открывать новые знания, так же как первооткрыватели открывали новые земли, но делать мы это будем в учебнике.

    На стр. 38 мы видим текст. В этом тексте нам встретятся сложные слова. Давайте прочитаем их и попробуем объяснить их значение.

    Ориентир- предмет, по которому ориентируются.

    Пираты- это морские разбойники, грабящие корабли.

    Портоланы- специальные карты, на которых были нанесены населённые пункты и береговая линия.

    А сейчас мы прочитаем текст, по цепочки, по предложению. Но слушать нужно очень внимательно, т.к. после прочтения, я вам задам вопросы.

    Кто первым начал выходить в море?

    Как назывались карты, которые впервые использовали мореходы?

    Какие материки открыли для себя европейцы?

    Эти материки можно увидеть на карте. (показываю)

    Осмысление информации.

    - на карте

    Удобнее карта, потому что ее можно брать с собой в путешествия и т.д.

    Высказывают свои предположения

    Высказывают свои предположения.

    Слушают рассказ учителя.

    Отвечают на вопрос учителя.

    Слушают рассказ учителя.

    Читают текст в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

    - рыбаки и торговцы.

    -портоланы

    -Америку, Австралию и Антарктиду

    П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

    П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Динамическая пауза

    Практический

    1 мин

    Давайте мы с вами немного отдохнем.

    Видео динамической паузы

    Повторяют движения.

    Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

    Давайте посмотрим небольшой видеоролик о том, как открыли Америку.

    Смотрят видео материал.

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    4 мин.

    А сейчас откройте, пожалуйста, текст на странице 39.

    Я вам его прочитаю, а вы ответите на несколько вопросов.

    С кем беседовал Царь?

    Он беседовал с картографом

    А как вы думаете, кто такой картограф.

    Картограф- это человек, который составляет карты.

    На картинке мы можем увидеть карту Древней Московии.

    Читают текст в учебнике.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Высказывают предположения

    К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

    10 мин.

    Переверните страницу. Вы видите карту. На нашей планете шесть материков.

    Посмотрите на карту и определите каких названий не хватает. Сделайте это самостоятельно.

    А теперь проверим, как вы выполнили это задание.

    Возьмите, пожалуйста, карандаши. Я буду называть вам материк, а вы показывайте их в своем учебнике. (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида)

    Сейчас к доске будут выходить представители 1 и 2 варианта, которые покажут нам на карте материки, которые я назову.

    1 вариант: Евразия

    2 вариант: Северная Америка

    1: Южная Америка

    2: Австралия

    1: Африка

    2: Антарктида.

    Евразия составляют две части света: Европа и Азия.

    А что омывает берега материков?

    Какие вы знаете океаны?

    Посмотрев на карту, мы можем увидеть, что Северную Америку омывает Атлантический и Тихий океан.

    Австралию Тихий и Индийский.

    Южную Америку Тихий океан, Южный океан, Атлантический океан.

    Африку- Атлантический и Индийский.

    Евразию- омывают воды всех четырех океанов — Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого и Индийского. на юге — Индийским, на севере — Северным Ледовитым, на западе — Атлантическим, на востоке — Тихим.

    Тест.

    1. Как называется уменьшенная объёмная модель Земли?

    а) Глобус; б) Карта.

    2. Какими цветами на глобусе изображены океаны, моря, озёра, реки?

    а) Оранжевым и коричневым; б) Синим и голубым;

    в) Зелёным и жёлтым.

    3. Огромные водные пространства, окружающие участки суши, - это

    а) материки; б) океаны.

    4. Атлантический, Тихий, Индийский, Южный и Северный Ледовитый - это

    а) материки; б) океаны.

    5. На глобусе участки суши окрашены в

    а) коричневый, зелёный, жёлтый цвета; б) синий и голубой цвета.

    6. Материки - это

    а) большие участки суши, окружённые со всех сторон водными пространствами;

    б) огромные водные пространства, окружающие участки суши.

    7. Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка - это

    а) материки; б) океаны.

    Выполняют задание учителя.

    Показывают материки на карте.

    Работают у доски.

    Океаны

    Р: осуществлять итоговый контроль

    VIII. Включение в систему знаний.

    Словесный

    Беседа.

    3 мин.

    Подведение итогов урока.

    Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

    Что такое материк?

    Какие мы знаем материки?

    Сколько их?

    Что омывает материки?

    Какие цели ставили в начале урока? Выполнили мы их?

    Откройте дневники, запишите домашнее задание.

    Стр.42 задание под звездочкой.

    Формулируют выводы

    -Это значительный массив суши, омываемый морями и океанами.

    -Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида

    -6

    -моря и океаны

    Р: осуществлять итоговый контроль;

    Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

    IX. Рефлексия деятельности

    Словесный

    беседа

    3 мин.

    Анализ работы на уроке.

    Посмотрите на доску и продолжите цепочки.

    Закончи предложение: «На уроке мне ...»

    Было интересно ...

    Было не понятно ...                      

    Было легко …

    Выставление оценок Спасибо за урок, до свидания!

    Анализируют свою работу на уроке.

    Р: анализировать собственную работу.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Я буду внимателен. Я буду старателен. Я буду внимателен Я буду старателен Я буду трудолюбив Я буду доброжелателен Я буду активен Я буду успешен

    Слайд 3

    «На нашей планете- сплошная вода» - Так думаю я иногда. Ведь это не суша с морями внутри, А Мировой океан- посмотри На карту с материками.

    Слайд 4

    Цели урока: - узнать, что такое "материк" и "океаны" познакомиться с материками и океанами познакомиться с первооткрывателями

    Слайд 6

    Геогра́фия ( др.-греч. γεωγραφία «землеописание») наука, изучающая поверхность земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

    Слайд 7

    Христофор Колумб

    Слайд 8

    Фернан Магеллан

    Слайд 9

    Джеймс Кук

    Слайд 10

    Ориентир - предмет, по которому ориентируются Пираты - это морские разбойники, грабящие корабли Портоланы- специальные карты, на которых были нанесены населённые пункты и береговая линия

    Слайд 12

    Ключи к тесту: 1-а 2-б 3-б 4-б 5-а 6-а 7-а

    Слайд 13

    Домашнее задание Стр.42 задание под звездочкой

    Слайд 14

    Посмотрите на доску и продолжите цепочки Закончи предложение: «На уроке мне ...» Было интересно ... Было не понятно ... Было легко …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира во 2 классе "Материки и океаны"

    Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100"  Тема: "Материки и океаны"...

    Презентация по теме "Материки и океаны", часть 1.

    Презентация по теме "Материки и океаны", часть 1....

    Презентация по теме "Материки и океаны", часть 2

    Презентация по теме "Материки и океаны", часть 2...

    урок Окружающий мир 2 класс. тема: Материки и океаны. Программа Школа 2100

    Урок по теме " Материки и океаны" с презентацией.  2 класс Программа Школа 2100....

    Презентация по теме "Материки и океаны"

    Изображение материков и океанов...

    Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

    Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

    Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

    Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....