Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"

Цели деятельности учителя:

  • формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materiki_i_okeany.docx41.33 КБ
Office presentation icon materiki_i_okeany.ppt1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 2.10.2018                                                                                             ФИО Учителя школы: Трашкова Е.В.

Школа: 148                                                                                                         ФИО Методиста ЧПК№1:Лебедева Е.Ю.

Класс: 3 «Б»                                                                                             ФИО Студентки 46 группы: Самбирская Алёна

Кабинет: 105

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Материки и океаны"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать определение понятий материк, океан, глобус, карта.
  • Уметь показывать материки на карте.

Личностные:

  • Проявлять целостное восприятие окружающего мира.
  • Определять личностный смысл в изученном содержании.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть, автор  Д.Б.Эльконин - В.В.Давыдов., учебная презентация.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Алена Евгеньевна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Любите ли вы этот урок? Надеюсь, знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам в дальнейшем изучении.

Готовят рабочее место.

Ответы на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

беседа

3 мин.

Обратите внимание на слайд, выберите установку на урок.

  • Я буду внимателен.
  • Я буду старателен.
  • Я буду внимателен
  •  Я буду старателен
  • Я буду трудолюбив
  • Я буду доброжелателен
  • Я буду активен
  • Я буду успешен . Отлично!

И так ребята, а чем вы занимались на прошлом уроке?

Скажите, что такое масштаб?

Это отношение длины линий на карте, чертеже и т. п. к действительной длине на местности.

А что такое компас?

Это прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север).

Выбирают установку на урок.

Отвечают на вопросы учителя.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

Наглядный:

работа с презентацией;

работа с учебником

 

3 мин.

Целеполагание.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, эпиграф сегодняшнего урока. (на слайде)

«На нашей планете- сплошная вода» -

Так думаю я иногда.

Ведь это не суша с морями внутри,

А Мировой океан- посмотри

На карту с материками.

А вы знаете, что такое эпиграф?

Эпиграф- изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.

Прочитайте, пожалуйста, эпиграф сегодняшнего урока и подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок.

Давайте откроем учебники на страничке 38, и прочитаем тему нашего урока.

- Какие цели поставим перед собой? Как вы думаете?

Ответы на вопросы учителя.

Читают эпиграф.

Предполагают тему урока.

Читают тему урока.

- узнать, что такое "материк" и "океаны"

- познакомиться с материками

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Словесный:

беседа

Словесный

беседа

Наглядный:

Работа с учебником;

12 мин.

Раскрытие темы урока.

Ребята, а вы знаете, что такое глобус?

Глобус - вращающаяся модель земного шара.

А как вы думаете, где еще изображена уменьшенная копия модели земной поверхности, у уменьшенном виде?

Как вы думаете, что изображено на географической карте?

 А вы знаете какими бывают географические карты?

Карты бывают разные: политические, физические, исторические, карты звёздного неба и много-много разных других карт. А сборник разных карт называется атласом.

А сейчас мы сравним глобус и карту. Как вы думаете, что удобнее, глобус или карта?

Почему?

А какая наука нас учит пользоваться картами?

Эта наука называется география.

Геогра́фия (др.-греч. γεωγραφία «землеописание») наука, изучающая поверхность земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

А согласны ли вы с тем, что людям во все времена нужны были карты?

Почему?

Первые географические карты появились еще в каменном веке. В древности Земля казалась людям огромной. Они постепенно узнавали ее во время путешествий. Путешествие — это поход или плавание, во время которого люди, покинув родные места, посещают новые земли.

В поисках пищи первобытные охотники и собиратели преодолевали большие расстояния. Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Трудно им приходилось, немало препятствий было на их нелёгком пути. На небольших судах они смело шли в открытый океан, не зная, что их ждёт завтра, через неделю, через месяц. Им надо было знать, где течет большая река, как найти через нее переправу, в какой стороне лежат болота, где пасутся большие стада зверей. В этом им помогали рисунки местности.

Возвращаясь, путешественники рассказывали о том, что им удалось узнать и увидеть. Описывать путь можно словами, а можно — рисуя дорогу, берега, мимо которых путешественники проплывали, горы, которые вставали на их пути, реки, леса и многие другие географические объекты. В рисунках главным было не красивое изображение гор и рек, а правильное их взаимное расположение, показ расстояний между географическими объектами. Так, уже в глубокой древности появились планы и карты — уменьшенные условные изображения земной поверхности на плоскости. Древние люди рисовали их в пещерах, на камнях, на бересте, на костяных пластинках. Коренные жители Австралии, жившие до появления европейцев в каменном веке, могли нарисовать на песке местность, по которой кочевало их племя.

А каких мореплавателей знаете вы?

 Христофор Колумб- он открыл Америку. Но до конца своей жизни, думал, что открыл Индию.

 Фернан Магеллан.

Первое кругосветное путешествие совершил мореход из Португалии – Фернан Магеллан. Осенью 1519 года испанская флотилия под командованием Магеллана двинулась в путь. Четыре месяца, страдая от жажды и голода, плыли путешественники по безбрежным водам Великого океана и, наконец, достигли неизвестных островов.

    Много потерь понесла экспедиция. И среди этих потерь – смерть адмирала Магеллана. На единственном уцелевшем корабле «Виктория» путешественники продолжали плавание. 6 сентября 1522 года, истерзанный бурями, корабль вернулся в Испанию. На его борту было всего семнадцать человек. Так окончилось первое в истории мореплавания кругосветное путешествие.

Джеймс Кук.

 Джеймс Кук начал плавать на кораблях еще мальчишкой – юнгой. Прошло время, и Кук стал капитаном корабля. В 1768 году на корабле «Эндевер» капитан Кук вышел в своё первое кругосветное путешествие. Джеймс Кук был первым, кто трижды совершил путешествие вокруг Земли.

А как вы понимаете, что такое «материк» и «океан»?

Материк- Это значительный массив суши, омываемый морями и океанами.

Океан- Весь водный покров земли или его часть между материками.

А сейчас мы с вами будем открывать новые знания, так же как первооткрыватели открывали новые земли, но делать мы это будем в учебнике.

На стр. 38 мы видим текст. В этом тексте нам встретятся сложные слова. Давайте прочитаем их и попробуем объяснить их значение.

Ориентир- предмет, по которому ориентируются.

Пираты- это морские разбойники, грабящие корабли.

Портоланы- специальные карты, на которых были нанесены населённые пункты и береговая линия.

А сейчас мы прочитаем текст, по цепочки, по предложению. Но слушать нужно очень внимательно, т.к. после прочтения, я вам задам вопросы.

Кто первым начал выходить в море?

Как назывались карты, которые впервые использовали мореходы?

Какие материки открыли для себя европейцы?

Эти материки можно увидеть на карте. (показываю)

Осмысление информации.

- на карте

Удобнее карта, потому что ее можно брать с собой в путешествия и т.д.

Высказывают свои предположения

Высказывают свои предположения.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают рассказ учителя.

Читают текст в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

- рыбаки и торговцы.

-портоланы

-Америку, Австралию и Антарктиду

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Давайте мы с вами немного отдохнем.

Видео динамической паузы

Повторяют движения.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

Давайте посмотрим небольшой видеоролик о том, как открыли Америку.

Смотрят видео материал.

V. Первичное закрепление во внешней речи

4 мин.

А сейчас откройте, пожалуйста, текст на странице 39.

Я вам его прочитаю, а вы ответите на несколько вопросов.

С кем беседовал Царь?

Он беседовал с картографом

А как вы думаете, кто такой картограф.

Картограф- это человек, который составляет карты.

На картинке мы можем увидеть карту Древней Московии.

Читают текст в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин.

Переверните страницу. Вы видите карту. На нашей планете шесть материков.

Посмотрите на карту и определите каких названий не хватает. Сделайте это самостоятельно.

А теперь проверим, как вы выполнили это задание.

Возьмите, пожалуйста, карандаши. Я буду называть вам материк, а вы показывайте их в своем учебнике. (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида)

Сейчас к доске будут выходить представители 1 и 2 варианта, которые покажут нам на карте материки, которые я назову.

1 вариант: Евразия

2 вариант: Северная Америка

1: Южная Америка

2: Австралия

1: Африка

2: Антарктида.

Евразия составляют две части света: Европа и Азия.

А что омывает берега материков?

Какие вы знаете океаны?

Посмотрев на карту, мы можем увидеть, что Северную Америку омывает Атлантический и Тихий океан.

Австралию Тихий и Индийский.

Южную Америку Тихий океан, Южный океан, Атлантический океан.

Африку- Атлантический и Индийский.

Евразию- омывают воды всех четырех океанов — Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого и Индийского. на юге — Индийским, на севере — Северным Ледовитым, на западе — Атлантическим, на востоке — Тихим.

Тест.

1. Как называется уменьшенная объёмная модель Земли?

а) Глобус; б) Карта.

2. Какими цветами на глобусе изображены океаны, моря, озёра, реки?

а) Оранжевым и коричневым; б) Синим и голубым;

в) Зелёным и жёлтым.

3. Огромные водные пространства, окружающие участки суши, - это

а) материки; б) океаны.

4. Атлантический, Тихий, Индийский, Южный и Северный Ледовитый - это

а) материки; б) океаны.

5. На глобусе участки суши окрашены в

а) коричневый, зелёный, жёлтый цвета; б) синий и голубой цвета.

6. Материки - это

а) большие участки суши, окружённые со всех сторон водными пространствами;

б) огромные водные пространства, окружающие участки суши.

7. Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка - это

а) материки; б) океаны.

Выполняют задание учителя.

Показывают материки на карте.

Работают у доски.

Океаны

Р: осуществлять итоговый контроль

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный

Беседа.

3 мин.

Подведение итогов урока.

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

Что такое материк?

Какие мы знаем материки?

Сколько их?

Что омывает материки?

Какие цели ставили в начале урока? Выполнили мы их?

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр.42 задание под звездочкой.

Формулируют выводы

-Это значительный массив суши, омываемый морями и океанами.

-Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида

-6

-моря и океаны

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

IX. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

3 мин.

Анализ работы на уроке.

Посмотрите на доску и продолжите цепочки.

Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

Выставление оценок Спасибо за урок, до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я буду внимателен. Я буду старателен. Я буду внимателен Я буду старателен Я буду трудолюбив Я буду доброжелателен Я буду активен Я буду успешен

Слайд 3

«На нашей планете- сплошная вода» - Так думаю я иногда. Ведь это не суша с морями внутри, А Мировой океан- посмотри На карту с материками.

Слайд 4

Цели урока: - узнать, что такое "материк" и "океаны" познакомиться с материками и океанами познакомиться с первооткрывателями

Слайд 6

Геогра́фия ( др.-греч. γεωγραφία «землеописание») наука, изучающая поверхность земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

Слайд 7

Христофор Колумб

Слайд 8

Фернан Магеллан

Слайд 9

Джеймс Кук

Слайд 10

Ориентир - предмет, по которому ориентируются Пираты - это морские разбойники, грабящие корабли Портоланы- специальные карты, на которых были нанесены населённые пункты и береговая линия

Слайд 12

Ключи к тесту: 1-а 2-б 3-б 4-б 5-а 6-а 7-а

Слайд 13

Домашнее задание Стр.42 задание под звездочкой

Слайд 14

Посмотрите на доску и продолжите цепочки Закончи предложение: «На уроке мне ...» Было интересно ... Было не понятно ... Было легко …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе "Материки и океаны"

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100"  Тема: "Материки и океаны"...

Презентация по теме "Материки и океаны", часть 1.

Презентация по теме "Материки и океаны", часть 1....

Презентация по теме "Материки и океаны", часть 2

Презентация по теме "Материки и океаны", часть 2...

урок Окружающий мир 2 класс. тема: Материки и океаны. Программа Школа 2100

Урок по теме " Материки и океаны" с презентацией.  2 класс Программа Школа 2100....

Презентация по теме "Материки и океаны"

Изображение материков и океанов...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....