"Мы в семье"Бинарный урок УМК «Перспектива», 1 класс (окружающий мир, ДНК, внеклассная работа)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Ханина Светлана Николаевна

 Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние,  но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный  урок окружающего мира: «МЫ В СЕМЬЕ»

Аннотация

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние,  но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.

Помощниками в исследованиях являются родители. Такая совместная работа помогает сблизить членов семьи, да и нет лучшего способа привлечь семью к школьной жизни. Мы не должны быть  «Иванами, не помнящими родства», людьми без памяти.

Проведение серии классных часов, уроков по данной тематике содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, ее генеалогии. Формируют умения и навыки детей и взрослых в  изучении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе  и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов. Развивают семейные увлечения и интересы, которые способствуют укреплению духовных ценностей семьи, повышают ее интеллектуальный и культурный уровень (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни), укрепляет связь семьи со школой, классным коллективом.

С методической точки зрения и инновации:

  1. Опробование нового УМК «Перспектива» - «Окружающий мир» и реализация стандартов 2-го поколения на его примере.
  2. Введение нового предмета в 1 классе «Духовно-нравственная культура» в виде отдельных занятий.
  3. Расширение образовательного пространства через интеграцию двух учебных предметов, внеклассную работу.
  4. Использование проектной технологии, ИКТ.

ЦЕЛИ:

  1. формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;
  2. укрепить привязанность к членам своей семьи;
  3. сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека;
  4. привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

 Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
      
Планируемые достижения учащихся: различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.
      
Предварительная работа. Чтение с детьми сказки Г.-Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка», басни Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Дележ наследства», были «Мудрый старик», рассказа «Старый дед и внучек» (на выбор).

ОБОРУДОВАНИЕ: У учителя — матрешка, изображение яблоневого дерева. ТСО: магнитофон, проектор и компьютер.   У учащихся — тетради, учебники.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Уроки по окружающему миру. 1 класс. Методическое пособие. М.:»Просвещение», 2008г.
  2. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс.(1-4) М.:»Просвещение», 2010г. В 2-х частях.
  3. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.1 класс.(1-4) М.:»Просвещение», 2010г. В 2-х частях.
  4. Е.Б. Бугрова Л.Г. Диденко « Классные часы 1 класс» выпуск 2 / 2007г.
  5. О.В. Васильева « Классные часы 1 класс» / 2007г
  6. Н.А. Горбунова « Классные часы 4 класс» /2004г.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Фото семей учащихся прикреплены по контуру сердца, в середине - фото класса.

Звучит «Песенка мамонтенка». Дети входят в класс, рассаживаются.                                                                        1. Организационный момент. Психологический настрой.                                                                                                                     Учитель: Прозвенел звонок для нас.                                                                                                                    Вы зашли спокойно в класс.                                                                                                                                           Встали все у парт красиво,                                                                                                                                        Поздоровались учтиво.                                                                                                                Повернитесь-ка друг к другу.                                                                                                                     Улыбнётся друг пусть  другу.

Подарите вы улыбку и гостям сегодня нашим.                                                                                                 Да и мне улыбка ваша                                                                                                

Очень-очень как нужна.                                                                                                                                       Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.                                                                                Тихо сели, спинки прямо.                                                                                                                                   Все легонечко вздохнём,                                                                                                                     Разговор наш заведём...

2. . Сообщение темы урока.

  Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том,

  1. Что такое семья?
  2. Что объединяет членов семьи?
  3. Как называют членов семьи?

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение раздела в открытии окружающего мира, который  называется «Наш дом и семья». Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания  по теме «МЫ В СЕМЬЕ» и попробуем выяснить:

  1. Что такое родословная?

3. Беседа «Моя семья. Отношения в семье»

Но прежде ответьте, как вы поняли, что такое СЕМЬЯ? ( Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.) По мере называния членов семьи, на слайде появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…                                                 

Какой лучик забыли? (Себя.) Что у нас получилось? (Семья – солнышко.)

Ученица: А я хочу прочесть стихотворение о семье.

Семья – это счастье, любовь и удача,                                                                                                              Семья – это летом поездки на дачу.                                                                                                                  Семья – это праздник, семейные даты,                                                                                                                            Подарки, покупки, приятные траты.                                                                                                    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,                                                                                  

Мечты о хорошем, волнение и трепет.                                                                                                                   Семья – это труд, друг о друге забота,                                                                                                      Семья – это много домашней работы.                                                                                                         Семья – это важно! Семья – это сложно!                                                                                                 Но счастливо жить одному невозможно!                                                                                                            Учитель: Замечательно. А давайте попробуем сочинить небольшое стихотворение о семье. Я начинаю, а вы продолжайте. (На магнитной доске появляется стихотворение)

У меня есть – мама.

У меня есть – папа.

У меня есть – бабушка.

У меня есть – дедушка.

А у них есть – я!

Вместе дружная семья!

 Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын или мама и дочка. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.                                                                                             

 Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? ( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело. Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело. Папа дома.)  

 Очень трудно самому                                                                                                                                          Жить на свете одному.                                                                                                                                               Вместе с мамой жить и папой                                                                                                                              Хочется всегда, ребята.  

  4. Основная часть.

Ребята, я принесла на урок несколько игрушек. Попробуйте догадаться, какая из них больше всего подходит к теме нашего сегодняшнего урока — к теме дружной, веселой семьи. (После вариантов ответа детей,  выставляю  на стол матрешку. Раскрываю и выставляю на стол всех кукол, дети считают). Да, это совершенно особенная кукла. А почему особенная? Посмотрите, ребята, как они друг на друга похожи и в то же время отличаются; у каждой из них есть свое место, и стоит убрать одну, как сразу нарушается порядок.
Так и в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Вы скажете, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но это не важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.

1. А сейчас, чтобы ещё больше узнать о семье и ближе познакомиться, поиграем в игру « Кто кому кем приходится?»

- Ирина, ты кто для мамы? ( Дочь.)

- Женя, кто называет тебя сыном? ( Папа, мама.)

- Ярослав, ты кто для бабушки? ( Внук.)

- Полина, у папы есть брат. Кто он тебе? ( Дядя.)

- Дима, у папы есть мама. Кто она тебе? ( Бабушка.)

- Настя, у маминой сестры есть дети: 2 сына. Кто они тебе? (Двоюродные братья.)

2.А сейчас игра « Найдём пару» (показ на экране).                      

Бабушка

сестра

отец

племянница

брат

дочь

тётя

внучка

 Дома с родителями вы находили пословицы о семье. Поделитесь с нами своими находками. (Дети рассказывают)

Пословицы недаром молвятся                                                                                                                                           Без них прожить никак нельзя.                                                                                                                                  Они великие помощницы:                                                                                                                                                      И в жизни верные друзья!

Порой они нас наставляют.

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

3. А теперь игра-конкурс «Пословицы недаром молвятся». Составь пословицу. (На слайде набор слов для пословиц. Дети составляют пословицы.) Обсуждается их смысл. (Учитель уточняет, что значит слово «лад» и происходящий от него глагол «ладить» - дружить, жить в согласии, договариваться, уметь уступать. Объясняю, что значит выражение «любовь да совет». Любовь да совет — это не только когда дают советы, но и когда советуются друг с другом: уточняют, как думает родной человек, чего ему хочется, как ему будет лучше.)
  4. Вот мы и назвали, что самое важное в семье. Давайте еще раз повторим волшебные слова семейного счастья. (Читают слова на слайде, на голубой плашке в учебнике: ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ПОМОЩЬ, СОГЛАСИЕ, ЛАД)

Учитель ДНК: В культурной традиции народов России существуют 10 мудрых заповедей (Повелений Божьих), и среди этих заповедей-повелений есть две  о взаимоотношениях в семье (рассказ о скрижали). Одна из десяти главных библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле» (Исход, глава 20, стих 12).                                                            

  1. «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты  будешь долго жить». Почитать родителей - значит: в детстве - их слушаться, в молодости- с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться, относиться к ним с благодарностью. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести? (Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…) Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете? (Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…) Обязанность детей – нести счастье родителям. 
  2. Есть ещё одна заповедь, которая учит отношению к близким: «Возлюби ближнего своего как самого себя»  Как вы понимаете её? (Пояснить.)

6.  Ребята, вы хорошо усвоили то, что изучали на прошлом уроке, чувствую, что дома беседовали об этом со своими близкими. А сегодня мы узнаем что такое «Родословная семьи», но прежде…Дети, давайте рассмотрим изображение яблони с плодами. Назовите части дерева: корни, ствол, ветви, плоды. Возможна ли жизнь дерева без этих частей, что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы.
     Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день (хотя в зимний день это представить трудно, но мы попробуем, ведь все так соскучились по летнему солнышку),  после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время? Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность. Может быть, придет мысль, что яблоня заботится о вас, как в сказке «Гуси-лебеди» или «Крошечка-Хаврошечка». (Даю детям возможность некоторое время побыть наедине с музыкой).

А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Давайте раскроем наши рабочие тетради на с. 39 и посмотрим на это дерево. Вот это дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит? Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки? Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее. Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева. Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры. (Каждый ученик с помощью счетной палочки показывает окошки, в которые следует вписать свое имя и имена братьев и сестер). Ребята, если вы самая свежая поросль, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? Что это за родственники?» (Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка. Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.) А дерево семейной истории в основании крепко и устойчиво, и чем больше у него ветвей, тем все более свежая и молодая у него крона). И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной, хорошей семье. А вы заметили, выясняется интересная вещь. У каждого человека 2 родителя – мать и отец, а бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков! Дома ваши мамы и папы помогут приклеить фотографии членов вашей семьи в плоды-окошечки так вы составите родословное древо своей семьи.  Конечно, у нас в них не 5 тыс. исторических имён, как у А.С.Пушкина,  у кого-то на дереве будет 16-20 листочков, но и они расскажут о большой проделанной работе. И это мы сейчас увидим на примере моей семьи (показываю родословное древо своей семьи). Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

6. Посмотрите на фотографию  Слайд «Семейное фото».  Представляете, сколько ветвей у родословного дерева этой семьи! Попробуйте найти на фотографии Степана Алексеевича и Елизавету Ивановну, основателей этой большой семьи. (Ребёнок показывает указкой на слайде.) Как вы думаете, интересно жить в такой большой семье? Какая она, эта семья? (Дружная, добрая, чадолюбивая, где есть свои традиции, реликвии, делающие её ещё крепче и дружнее, о чём мы говорили на прошлом уроке.)

7. Вот сейчас  по фотографии вы попробуете отгадать семейный праздник и чья это семья. (Показ на слайдах фото, реликвий этой семьи.)

5. Заключение.  Существует ещё одна замечательная  традиция – делать родным и близким приятные сюрпризы. Давайте попробуем сделать вашим родным приятные сюрпризы. Представьте себе, что к нам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая рыбка. И молвила рыбка: «Чего хотите пожелать, ребятки, для своих родных?» Попросите ее сделать что-нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер, скажите для них добрые слова. Обращаться к рыбке нужно вежливо, используя волшебные слова: «Сударыня рыбка, сделай пожалуйста так,

  1. Чтобы мои мама и папа были… 
  2. Чтобы моя бабушка…
  3. Чтобы в нашей семье появился…(Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке)

Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мой дедушка поскорее выздоровел и больше не болел, а вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие. А каковы ваши желания?

Я очень рада, что ваши  сердца, ребята, полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье. Ведь семья - это самое дорогое, что есть у каждого из нас, семья - это маленькое солнце,  благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Давайте гордиться своей семьей, ведь другой, такой же, нет на целом свете! Какова наша семья, таковы наши дети, такими будет наше  будущее, такой будет Россия.                                                                                                                                                      Учитель ДНК:

Нет ничего прекрасней на свете

Счастливой и дружной семьи,

Где мамы и папы, и внуки, и дети

Живут в мире, дружбе, любви!

Друг другу всегда и во всем помогают,

 И радость, и боль - пополам,

Семейную крепость свою охраняют

И верят счастливым мечтам!

Учитель: Здесь каждый, верю, для себя решил вопрос: «Что есть семья?»

А если нет, ещё не вечер. Всё впереди. До новой встречи! 

Звучит «Гимн Семье» группы «Инь-Ян»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе «Окружающий мир» по программе ПНШ. Тема: «Жизнь растений осенью». Каменева Т.А.

Урок знакомит обучающихся с жизнью растений на Юге России в осенний период времени, расширяет кругозор детей, воспитывает внимательное и бережное отношение к природе, формирует общечеловеческие ценнос...

"Звёзды и созвездия", урок, презентация, 2 класс, окружающий мир

урок и презентация по теме "Звёзды и созвездия" во 2 классе. Работа организована в группах по 4-5 человек. У каждого ребёнка "Дневник наблюдений" (прилагается)...

Поурочное планирование уроков в 3 классе. Окружающий мир.

В данном материале предоставлено поурочное планирование по учебнику А. А. Плешакова "Мир вокруг нас. 3 класс", рассчитанное на 2 часа в неделю. (68 часов)....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу.

Статья на тему: Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу....

Бинарный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе

Бинарный урок русского языка и окружающего мира в 3-в  классе в рамках областного семинара-практикума«Планирование и организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на уроках ру...