программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_programma.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

     Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

     Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен ность, которая определена особой актуальностью экологичес кого образования в современных условиях. С началом треть его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве ке их решение приобретает характер фактора выживания че ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

     Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор ческого, социально активного человека, уважительно и бе режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

     К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова ние опыта экологически и этически обоснованного поведе ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществле ние подготовки к изучению естественно-научных и общест воведческих дисциплин в основной школе.

     При этом средствами учебного предмета целенаправлен но создаются условия для развития у учащихся познаватель ных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих спо собностей, формирования учебной деятельности.

     Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

     Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу ществлялся на основе следующих ведущих идей:

идея многообразия мира;

идея экологической целостности мира;

идея уважения к миру.

     Многообразие как форма существования мира ярко про являет себя и в природной, и в социальной сферах. На ос нове интеграции естественно-научных, географических, исто рических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и наро дов. В соответствии с экологической направленностью кур са особое внимание мы уделяем знакомству младших школь ников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого не возможно существование человека, удовлетворение его мате риальных и духовных потребностей.

     Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последо вательно реализуемой в курсе. Идея экологической целост ности мира реализуется через раскрытие разнообразных эко логических связей: между неживой природой и живой, внут ри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства приро ды и общества, целостности самого общества, теснейшей вза имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые при сутствуют в программе каждого класса.

     Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравствен ную сферу отношения не только к другим людям, но и к при роде, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базирует ся на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, соз вучна современным идеям воспитания культуры мира.

     В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реа лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения яв лений природы и общественной жизни, выполняют практи ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогул ки, встречи с людьми различных профессий, организация по сильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия мо гут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

     Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми ок ружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно про должается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем это го процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, нача тая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на вне классных занятиях. Учителю следует также стремиться к то му, чтобы родители учащихся в повседневном общении со сво ими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные зада ния для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Тематический план

2 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоя-тельные работы

экскурсии

практичес-кие

работы

1

Где мы живем?

2

1

2

Природа

19

2

6

3

3

Жизнь города и села

11

2

2

4

Здоровье и безопасность

11

1

2

5

Общение

6

1

1

6

Путешествия

18

3

2

3

7

Заключение

1

Итого

68

8

10

11

Содержание тем учебного курса

2 класс (68 ч)

Где мы живем (2 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (19 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас тений и животных своего края. Правила поведения в при роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (11 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс тавления об отдельных производственных процессах, напри мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (11 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (6 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучает ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Заключение (1ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

2 класс

Экскурсии:

Что нас окружает?

Живая и неживая природа.

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Весенние изменения в природе.

Формы земной поверхности родного края.

Водоемы родного края.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Знакомство с горными породами и минералами.

Свойства воды.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приемы ухода за комнатными растениями.

Отработка правил перехода улицы.

Отработка основных правил этикета.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

Требования к уровню подготовки обучающихся

2 класс

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные приз наки времен года; некоторые охраняемые растения и живот ные своей местности; правила поведения в природе; основ ные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; прави ла безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы привет ствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль тура поведения в общественных местах;

основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государ ственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы; различать изу ченные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж дой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

выполнять правила личной гигиены и безопасного пове дения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове дения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, со ставляющих образовательную область «Окру жающий мир», оказывает влияние на содержа ние и формы контроля. Основная цель контро ля - проверка знания фактов учебного матери ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

неправильное определение понятия, за мена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описа нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рас суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классифи кации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неуме ние привести самостоятельные примеры, под тверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не  умение подтвердить свой ответ схемой, рисун ком, иллюстративным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводя щие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу ченных объектов (природоведческих и истори ческих).

Недочеты:

преобладание при описании объекта не существенных его признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательнос ти операций при проведении опыта, не приво дящие к неправильному результату;

неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

Рабочая программа по окружающему миру (на основе авторской программы А.А.Плешакова) для 2 класса.

Рабочая программа по окружающему миру включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Комнатные растения».

Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Комнатные растения». ...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...


 

Комментарии

Пользуйтесь