Урок по теме "Гражданская война"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока  по теме "Гражданская война",.

Презентация "Гражданская война"

Видеофильмы: 1. Смерть Николая II,

                              2. Буденный .Гражданская  война (фрагмент военных действий)

                              3. Ленин- вся правда о терроре (с6.00-7.10 фрагмент террористических актов в период Гражданкой

                                  войны,  с  8.20-8.45 фрагмент смерти детей от голода) 

Презентацию и видеофильмы можно скачать с файлообменника  http://files.mail.ru/IWH8M4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskaya_voyna.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Цель урока:  выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия войны для судьбы страны.

        Образовательные:

  1. Сформировать представление о гражданской войне и интервенции
  2. Подвести обучающихся к пониманию причин гражданской войны
  3. Обеспечить усвоение обучающимися целей, политических и экономических задач противоборствующих сторон
  4. Подвести учащихся к выводу о том, что Гражданская война стала национальной трагедией нашего народа.  

        Развивающие:

  1. Формировать умение анализировать исторические источники
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, давать сравнительную характеристику исторических событий

        Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к прошлому своей страны, понимание неоднозначности происходящих явлений и событий
  2. Воспитывать и развивать общечеловеческие ценности
  3. Формировать умение работать в группе

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Презентация «Гражданская война 1918 года»
  3. Документальные фильмы. «Гражданская война»; «Вся правда о терроре»
  4. Диафильм (звуковой) «Смерть НиколаяII »
  5. Выставка книг по Гражданской войне 1918 года.
  6. Учебник «Окружающий мир», 4 класс.

  1. Организационное начало.

Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку, садитесь.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Урок начнем с повторения пройдённого и вспомним фамилии известных исторических деятелей, их должности, звания и род занятий.

Пред вами находится набор карточек, приведите их в соответствие.

  1. Назовите одним словом, людей, чьи имена и фамилии использованы в «Историческом лото» первого столбика? (Великие полководцы)

Денис Васильевич Давыдов

Командовал партизанским движением.

Михаил Фёдорович Романов

Первый царь из династии Романовых

Барклай-де-Толли

Русский полководец

Александр II

Царь освободитель

Михаил Илларионович Кутузов

Великий русский полководец

Николай II

Последний русский царь

Александр Васильевич Суворов

Генераллисимус

Владимир Ильич Ленин

Член партии большевиков

  1. Сегодня на «Ленте нашего времени» появится ещё одна дата. Какая вы узнаете чуть позже, а сейчас перечислите события, которые связаны с данными датами.

                1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма   Минин и  

                                          Дмитрий Пожарский);

                1812 год – Отечественная война

1861 год – Отмена крепостного права

1914 год – Первая мировая война

Февраль 1917 года – Революция, падение царской власти

Октябрь 1917 года – Революция, у власти партия большевиков во главе с Лениным

  1. Кто такие большевики? (Партия, группа людей, которая призывала к революции, с целью глубоких изменений в обществе)
  2. События, произошедшие в октября 17 года всколыхнули всю страну. Одни приняли сторону новой власти, другие хотели сохранить старые порядки. Многие не могла разобраться в том, что происходит в России. Вскоре началась кровопролитная гражданская война. Новая дата на «Ленте нашего времени» 1918год.
  3. Тема нашего урока «Гражданская война 1918 – 1922г.
  4. В конце урока вам предстоит ответить на следующие вопросы:
  1. Почему война 1918 года называется Гражданской?
  2. Можно ли было избежать Гражданской войны?
  1. Изучение нового материала 
  1. Гражданская война 1918-1922 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.
  2. Тема гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литературе, документальных публикациях и художественных кинолентах. Достаточно сказать, что истории гражданской войны посвящено около 20 тыс. книг и научных статей.

  1. Знакомство с новым материалом мы проведем по следующему плану

Причины войны

Противоборствующие силы

Ход военных действий

Итоги войны

       Причины начала Гражданской войны

  1. Как вы думаете, какова одно из главных причин начала Гражданской войны?
  2. Одна из главных причин смена власти. Если раньше во главе Российской империи стоял царь, который самостоятельно один решал все вопросы, то теперь у власти стал Совет. В  Совет входили и рабочие, и крестьяне, то есть все слои населения и богатые и бедные. Но далеко не все были рады, произошедшей смене власти. И в России население разделилось на два основных лагеря: белых и красных. Сторонников большевиков называли красными. Во главе красных стоял В.И.Ленин.

      Состав противоборствующих сил

  1. Как вы думаете, кто входил в состав красной армии? (Крестьяне, рабочие, и те, кто до революции выступал против царя)
  2. Сначала Красная армия  создавалась на  добровольном вхождение рабочих и крестьян, но, не дождавшись ожидаемых результатов. Советская власть ввела всеобщую воинскую повинность мужского населения. Главным организатором красной армии стал Лев Давидович Троцкий
  3. Как понимаете «Всеобщая воинская повинность» (Каждый мужчина от 18 до 40 лет должен был служить в армии)
  4. О Льве Даниловиче Троцком расскажет нам Айнур

Лев Давидович Троцкий политический деятель.

С детства Троцкий любил рисовать, много читал, сам писал (стихи). Эти увлечения позже использовал – Троцкий помогал издавать газету, выступал на митингах. За что был арестован в 1898 году, на 4 года отправлен в ссылку в Сибирь. Чуть позже Троцкий  покинул родину, посетил Англию, Швейцарию, Германию, Францию. Вернувшись в Россию, выступил против  Ленина и последовал очередной арест.

Во время заключения в тюрьме разработал теорию перманентной революции  (то есть революция в слаборазвитых странах). После объявления вечной ссылки в Сибирь, Троцкий сбежал и обосновался в Вене, где издавал газету «Правда». 1917 году вернулся в Россию и встал на сторону большевиков. В 1920 году предложил отойти от политики, что стало причиной ухудшения отношений с Лениным. Троцкого лишили всех занимаемых постов. В 1929 году его изгнали из России и в 1940 году убили.

  1. К осени Красная Армия насчитывала до 3 миллионов человек, а затем число красноармейцев приблизилось к 5 млн. Большое внимание большевики уделяли подготовке командных кадров. Были открыты высшие военные учебные заведения. Также большевики использовали метод устрашения населения: ввели смертную казнь, в широких масштабах использовали террор.  
  2. Террор - жесткое запугивание, насилие
  3. Что же представляли собой белые? Белые – это те, которые лишены власти и собственности. Помещики, служители церкви, зажиточные крестьяне, казаки, офицеры. Хотя казаки на протяжении всей войны присоединялись то к былым, то к красным, преследуя свои интересы.
  4. Что отличало состав белой армии от красных? Это высокий уровень образования, навыки управления, связи, деньги и ценности. Из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера.

  1. В гражданской войне были и сторонники так называемые “зеленые”. Что это за сила? Крестьяне и казаки, которые не знали, на чью сторону им выгоднее встать, поэтому на протяжении Гражданской войны они были на стороне и белых и красных: в зависимости от создавшейся смтуации.

  1. В анализе события гражданской войны необходимо учитывать и тот факт, как вмешательство иностранных государств во внутренние дела России. Они преследовали собственные интересы, но спустя год покинули наши территории. Так как: 1- получили отпор местного населения, 2 – устали от войны, так как продолжалась и мировая война, 3 – боязнь распространенияреволюционных идей в своих государствах.

Ход военных действий

  1. Ход Гражданской войны можно разделить  на три этапа.
  1. Первый этап — формирование и становление вооружённых сил противоборствующих сторон, а также образование основных фронтов борьбы между ними.
  2. Второй этап — этап  когда произошли главные сражения.  Широкомасштабные боевые действия развернулись по всей территории России, принеся вначале успех «белым», а затем «красным», разбившим войска противника и взявшим под свой контроль основную территорию страны.
  1. Третий этап —1920 года по 1922 года, когда основная борьба происходила на окраинах страны и уже не представляла угрозы власти большевиков.

      Рассмотрим основные сражения Гражданской войны.

  1. НА ЮЖНОМ ФРОНТЕ армией белых командовали Краснов и Деникин.
  2. О Петре Николаевиче Красновым расскажет нам Влада

Генерал Петр Николаевич Краснов родился в Петербурге в семье генерал-лейтенанта, автора статей по истории и географии.

Вырос в Петербурге, начальное образование получил дома, после обучался гимназии был переведен в  Александровский кадетский корпус, по окончании которого поступил в  Павловское училище. После окончания был зачислен  в донской казачий полк. Еще в годы учебы он занялся литературной деятельностью, его первые статьи были опубликованы в военной газете «Русский инвалид».

Командовал гвардией Атаманского полка. Чуть позже был произведен в полковники. Принимал активное участие в первой мировой войне.

  1. С Антон Ивановичем  Деникиным познакомит нас Таня

Антон Иванович Деникин — российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения.  Антон Деникин родился в деревне в семье крепостного крестьянина. В 12 лет помещиком был сдан в армию, после обучения сдал экзамен на офицерский чин в отставку ушёл в чине майора. За заслуги перед Отечеством награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны. В годы Гражданской войны командовал добровольческой армией.

  1. Краснов и Деникин не взаимодействовали друг с другом, хотя оба относились к армии белых. Под их командованием от большевиков были освобождены такие города как: Курск, Орёл, Воронеж и в 1919г они предприняли поход на Москву, но их армия была разбита. Большую роль в этом сыграла конная армия красных под командованием Буденного и зеленая армия под командованием Махно.
  2. О Семёне Михайловиче Будённом расскажет нам Женя

Буденный Семен Михайлович  - трижды Герой Советского Союза, командующий 1-й Конной армией в Гражданскую войну, маршал. В детстве очень много работал. С большим упорством занимался исконно казачьим делом, как конные скачки и вырубкой винограда, и достиг в этом поразительных успехов. Юношей Буденный выполнял обязанности смазчика и кочегара, а затем стал машинистом.

Участвовал в русско-японской войне. Храбро сражался на фронтах Первой мировой войны, был несколько раз ранен. В годы Гражданской войны созданный Буденным отряд вырос в 1-ю Конную армию.В Гражданскую войну С. М. Буденный был трижды ранен, награжден 2 орденами Красного Знамени, Золотой шашкой, маузером с орденом Красного Знамени. (Данную награду получили только 2 человека).

Умер Буденный в 90 лет.

  1. О  Несторе Ивановиче Махно расскажет Максим

Нестор Иванович Махно родился  в бедной крестьянской семье. Рано лишившись отца и будучи последним, пятым ребенком в семье, Н. Махно с семи лет стал помогать матери: пас коров и овец зажиточных крестьян, был чернорабочим, маляром и т.д.

Н.И. Махно рано приобщился к революционно деятельности и участвовал во многих террористических актах. После целой серии терактов часть участников бежали за границу, остальные арестованы. Многие из них признали свою вину, однако Махно, держался твердо и себя не признал виновным. Все 15 членов банды после суда были приговорены к каторге на разные сроки. Н.И. Махно получил 20 лет каторжных работ. В тюрьме Махно занимался самообразованием, изучал русскую грамматику, математику, русскую литературу, историю. За три года гражданской войны он был ранен 12 раз.

  1. НА СЕВЕРНОМ ФРОНТЕ  белогвардейцами командовали Корнилов и Юденич
  2.  С начала  Гражданской войны Лавр Георгиевич  Корнилов выступал на стороне красногвардейцев, был сторонником смертной казни, вводил жестокую дисциплину в армии. Когда же пошли разногласия с большевиками перешёл на сторону красногвардейцев. И совместно с Юденичем совершил 2 попытки освобождения Петрограда от белой армии . Корнилов погиб от взрыва единственного снаряда. Труп Корнилова был извлечен из могилы красными и подвергнут публичному (на виду у всех) издевательству и сожжен.
  3. Николай Юденич  из дворянской семьи, окончил военное училище, командовал полком. После  провала похода белогвардейцев на Петроград эмигрировал в Великобританию.
  4. Отпор белогвардейцем со стороны красной армии дал полк под командованием  Михаила Васильевича Фрунзе.
  5. О Михаиле Васильевиче Фрунзе расскажет нам Роман

Михаи́л Васи́льевич Фру́нзе один из наиболее крупных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны. Сын фельдшера. Обучался в гимназии, а затем в политехническом институте. Выступал против царской власти и был арестован, дважды приговаривался к смертной казни, замененной 10 годами каторжных работ. Принимал активное участие в Октябрьской и Февральской революциях. Умер во время операции от заражения крови. В честь Михаила Васильевича Фрунзе были названы города, посёлки, районы, улицы, предприятия и четырёхпалубный пароход.

  1. НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ, а именно в столице Башкортостана городе Уфе, власть занял белогвардеец Колчак Александр Васильевич - адмирал царского флота; бывший командующий Черноморским флотом. В 19 году Колчак устраивает переворот, в результате которого становится "верховным правителем Сибири". Организовав многочисленную белую армию, Колчак овладевает всей Сибирью и Уралом. В Уфе расположил свой штаб и объявил себя Верховным правителем России. Но вскоре начинается для Колчака ряд неудач. Красные под командованием Чапаева  захватывают один город за другим. Колчак подается в бегство, но его  захватывают и расстреливают.
  2. О Василии Ивановиче Чапаевом расскажет Радмир

Чапаев Василий Иванович герой гражданской войны. Родился в семье крестьянина-плотника , вместе с отцом строили коровники, бани, дома и даже церкви. Однажды при установке креста на церковь Василий Чапаев сорвался, но при приземлении не получил ни одного перелома. Из-за этого случая товарищи и родные прозвали его Ермаком. Всю жизнь он хотел учиться, старался по возможности больше читать — и болезненно чувствует недостаток образования, говоря о себе: «Как есть темный человек!» В годы Гражданской войны, был на стороне красных,  дивизия Чапаева воюет против Колчака. Бугуруслан, Белебей, Уфа, Уральск — вот направления героического пути дивизии. В19 году при внезапном нападении белых  Чапаев погиб.

  1. К ТРТЬЕМУ ЭТАПУ ВОЙНЫ МОЖНО ОТНЕСТИ ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, где армия белых под руководством барона Врангеля хотела захватить Крым, но войска белогвардейцев были разбиты Буденновым.
  2. Таким образом, было покончено со всеми крупными армейскими соединениями белогвардейцев.
  3.  В ожесточенной гражданской войне, длившейся более 5 лет, большевики сумели захватить и удержать власть. Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 16 млн. чел. Если посчитать не родившихся россиян, то сумму потери можно оценить примерно в 25 млн.чел.
  4. Тысячи людей погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало (т.е покинуло) из России около 2 млн.чел.
  5. (В основном это были образованные люди, ученые, медики, профессора, три нобелевских лауреата Иван Алексеевич Бунин – всем известна данная фамилия, Василий Васильевич Леонтьев - экономика, Илья Романович Пригожин – химия, Шаляпин, Рахманинов , вы с ними знакомились на уроках музыки.
  6. Одним из эмигрантов был Владимир Зворыкин, который бежал в Америку и там создал телевизор, а у нас в России первый телевизор появился спустя 50 лет)
  7. Игорь Иванович Сикорский  американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ русского происхождения.  Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», пассажирского самолёта «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы . Награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков. Именно его вертолёты первыми в мире совершили перелет через атлантический и тихий океан с дозаправкой в воздухе.

  1. Благодаря чему большевики победили в гражданской войне:
  1. Сплоченность большевиков
  2. Во главе красной армии стоял один человек
  3. Простой и доступный лозунг землю крестьянам (хотя спустя некоторое время, сами же большевики забрали эти земли), фабрики рабочим, власть советам , т.е. Страной будет командовать не один человек, а совет - группа людей.
  4. Использование тактики террора. От красного террора погибло 1 миллион двести тысяч человек.  (Видеоматериал)
  1. Поражение белой армии:
  1. Не сумело сплотить народ
  2. Отсутствие одного  главнокомандующего. Лозунг белых был изначально проигрышным – «За единую неделимую Родину»
  3. Использование тактики террора  - погибло 300 тысяч человек.

  1. Закрепление изученного материала

В Гражданской войне 18 года были потеряны традиционные ценности русского народа, основанные на вере, христианских традициях, общечеловеческие ценности, такие как милосердия, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас», уступая место насилию, приняв тактику террора, как оправданное действие.

        Историки утверждают, что события, развернувшиеся в России после февраля 1917 года – самые кровавые и страшные не только в истории нашей страны, но и мира.

1.Самостоятельная работа с документом

  1. Прочитайте статьи из газеты «Новая Жизнь» и докажите мне, что русский народ в ходе Гражданской войны потерял многие человеческие ценности.

…В силу целого ряда условий у нас почти совершенно прекращено книгопечатание и книгоиздательство и, в то же время, одна за другой уничтожаются ценнейшие библиотеки. Вот недавно разграблены мужиками имения. Мужики развезли по домам всё, что имело ценность в их глазах, а библиотеки — сожгли, рояли изрубили топорами, картины — изорвали… «Новая Жизнь» № 195, 7 (20) декабря 1917 г.

…Вот уже почти две недели, каждую ночь толпы людей грабят винные погреба, напиваются, бьют друг друга бутылками, режут руки осколками стекла и точно свиньи валяются в грязи, в крови. За эти дни истреблено вина на несколько десятков миллионов рублей и, конечно, будет истреблено на сотни миллионов. Во время винных погромов людей пристреливают, как бешеных волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего… «Новая Жизнь» № 195, 7 (20) декабря 1917 г.

…Банки захватили? Это было бы хорошо, если б в банках лежал хлеб, которым можно досыта накормить детей. Но хлеба в банках нет, и дети изо дня в день недоедают, среди них растёт истощение, растёт смертность… «Новая Жизнь» № 205, 19 декабря 1917 г. (1 января 1918 г.)

…Уничтожив здания суды, новая  власть этим самым укрепили в сознании «улицы» её право на «самосуд»,— звериное право…Уличные «самосуды» стали ежедневным «бытовым явлением», и надо помнить, что каждый из них всё более и более расширяет, углубляет тупую, болезненную жестокость толпы. Рабочий Костин пытался защитить избиваемых,— его тоже убили. Нет сомнения, что изобьют всякого, кто решится протестовать против «самосуда» улицы. Нужно ли говорить о том, что «самосуды» никого не устрашают, что уличные грабежи и воровство становятся всё нахальнее?… «Новая Жизнь» № 207, 21 декабря 1917 г. (3 января 1918 г.)

…Царская казна была полностью разграблена властями большевиков. Если золотой запас России перевести на нынешние деньги выходит около 400 миллиардов долларов.

…Страна находилась в плачевном состоянии. Россия лишилась территории Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии.

… Одним из главных жестоких событий Гражданской войны является убийство самого гуманного последнего царя из династии Романовых  и всех членов его семьи. Просмотрите видеоматериал, внимательно прослушайте песню, и вы узнаете, каким образом была убита царская семья.

  1. Работа в группах

-Ответьте на два вопроса

  1. Почему война 1918 года называется Гражданской?(Воевали граждане одного государства)
  2. Можно ли было избежать Гражданской войны?(Можно было сесть за стол переговоров и постараться прийти к единому мнению, где-то уступив противникам, а где-то принять их мнение.)

Исторический опыт свидетельствует, что гражданскую войну легче не допустить, чем остановить, о чем российская политическая элита должна помнить постоянно.  

Любая война, даже если заканчивается победой приносит много бед несчастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...

Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"

Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....

урок окружающего мира "Война 1812 года" в 4 классе

Данный конспект урока поможет учителю в организации групповой  и исследовательской работы на уроке....

Урок истории "Великая война и Великая победа" в 4 классе

Цель: изучить события Великой Отечественной войны.Задачи:образовательные – охарактеризовать основные этапы и события Великой Отечественной войны.развивающие -  продолжить работу по формированию у...

Урок по окружающему миру в 4 классе Тема урока «Великая Отечественная война»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Школа 21 век"...