Конспект урока и презентация на тему Вредные привычки,опасные для здоровья.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Мокиенко  Елена Александровна

Урок интерактивного обучения  и презентация в 4 классе по системе учебников"Начальная школа XXIвека"Тема урока:"Вредные привычки,опасные для здоровья." Учащимся предстоит исследовать ,почему же алкоголь,сигареты,наркотики являются пристрастиями ,ведущими к болезням,гибели.Гибели нации.Работа в группах,использование различного рода источников информации раскрывает перед обучающимися все доступные способы получения информации.Каждый на уроке занят делом ,и каждый в конце урока получит оценку.У детей есть возможность задать вопрос эксперту.А презентация позволит увидеть результаты опроса,наглядно увидеть,как меняется образ человека от пристрастий,ведущих к гибели.В конце занятия каждый может ответить на вопрос,почему же пора проснуться русичам.За такими уроками будущее.Удовлетворение получает учитель и дети,которые весь урок заняты творчеством,самостоятельной работой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе МКОУ « СОШ №2 р.п.Самойловка

Самойловского района   Саратовской области»

2011- 2012 уч.год

Предмет: «окружающий мир»

УМК «Начальная школа XXI века»

                                             учитель: Мокиенко Елена Александровна

                                                     р. п .Самойловка

                    Осторожно, вредные привычки ,опасные для здоровья!

Цель: познакомить с привычками, опасными  для здоровья

 Задачи:

  1. Нарисовать картину: как меняется человек под воздействием вредных привычек, каковы их отрицательные последствия для здоровья человека, его жизни, детей, которые появятся у него  в будущем.
  2. Формировать  у обучающихся  стойкую  неприязнь к   вредным привычкам: осознанную привычку не курить, не принимать алкогольные напитки, не употреблять наркотические вещества;
  3. обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы; работу с разными информационными источниками.
  4. развитие умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности;
  5. развивать мышление, творческие способности ;
  1. воспитывать умение сотрудничать в  группе.

Форма проведения: встреча с медицинским работником, урок сотрудничества

Методы:

  1. Обучение в сотрудничестве.
  2. Наблюдения
  3. Беседы
  4. Исследования
  5. Решения проблемных задач

Педагогические технологии:

  1. технология сотрудничества;
  2. информационно- просветительская, здоровьесберегающая технология;
  3. метод проектов.

Оборудование:

  1. Слайд - презентация
  2. Листы - опросники       
  3. рисунки детей.
  4. «Дерево решений»
  5. Проекты по данной теме

Подготовительная работа:

1)учащиеся делятся на группы,

2)подбирают материал по своей теме,

3)рисуют «Дерево решений»,  рисунки по теме

4)самостоятельно работают с литературой,

5)проводят опрос взрослых и детей

       8)составляют вопросы для викторины,

9) проводят драматизацию сказки «Репка» на никотиновую тематику, выступают перед родителями на родительском собрании

10) Работают в сети Интернет, подбирая картинки по данной теме.

    11)выполняются проекты по темам :«Алкоголь.», «Курение», «Наркотики»

1

  1. Оргмомент 
  2. (дети сидят в группах по 4 -5 человека).

а) Здравствуйте, сегодня у нас в классе важный урок. На нём присутствуют гости. Давайте встретим их теплом и поблагодарим их улыбкой за то, что они к нам пришли. Надеюсь, хорошее  настроение сохранится до конца урока.

б)На уроке у нас  работают 4 группы, но не соревнуясь, а сотрудничая. Работа  групп будет оцениваться следующим образом: у вас на столах лежат персональные карты, куда внесены фамилии и имена участников, а также этапы урока, на каждом из которых участник должен внести свою лепту.

Оценивается  КПО (коэффицент полезности ответа) или  КПД (коэффицент полезности действия).

КПД равен 1 лепте, или 1 баллу.

Результативность каждого участника вы узнаете после урока, а общую оценку за работу на уроке получат все члены группы в конце урока при подведении итогов.

КПД- 1 лепта

КПО - коэффициент полезности ответа

                                                         Персональная карта группы

Фамилия участника

Этап урока

I   Блиц-опрос«Открытие новых знаний»

II

Исследовательская деятельность

III

Дерево решений

IV

Защита

 проектов

Итоговая

 оценка

В)На урок приглашен эксперт, к которому вы можете обратиться за помощью,

в случае затруднений.

Ромашова Надежда Анатольевна, медицинский работник.

Оценивают работу капитаны групп.

Работать на уроке будем по плану:

I.Блиц - опрос «Открытие знаний»

II.Игровое задание «Мифы»

III. Исследовательская работа

IV.Покатаемся на облаке.

V. «Дерево решений»

VI. Защита проектов.

VII . Домашнее задание.

II.Блиц - опрос «Открытие знаний»

2.1Целеполагание

-Помните, мы говорили с вами о здоровье, о том, что будем беречь его.

-Поднимите руки, кто не болел с начала учебного года.

-Поднимите руки, кто болел.

-А теперь поднимите руку, кто сам виноват в болезни.

(одежда не по погоде, холодное питьё)

2.2Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и  ощущениям. Многие привычки могут оказать влияние на  здоровье человека.

Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются     полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и тоже время, спать при открытой форточке.

Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть  много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во  время еды.

       Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, наркотиков,

 табака. Под их воздействием поражаются внутренние органы. 

Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться,

так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно  

избавиться самому.

Итак, тема нашего урока:

 « Вредные привычки, опасные  для здоровья.

Осторожно, сигареты, алкоголь, наркотики!»

2.3.Расскажите о своей подготовке к нашему уроку:

1.Проводили опрос среди взрослых и детей.

-Составляли вопросы для викторины.

-Готовили проекты

Рисовали «Дерево решений»

Изучали материал листовок.

Разучивали сказку «Репка» (о вреде курения)

Скачивали картинки из интернета для презентации.

Искали литературу по данной теме.

Где вы искали нужную вам информацию?

Откуда её ещё можете  получить? Кто может помочь её найти? (учитель, родители,

презентация, эксперт-медик, одноклассники, энциклопедия,Интернет-ресурсы)

Слайд №5

2Тема нашего урока (формулируют дети)

-Как вы думаете, для чего этот  нужен урок? (Для того, чтобы узнать новое,

поделиться знаниями с одноклассниками, понять опасность вредных привычек )

Цель нашего урока: Познакомиться с вредными привычками, опасными для здоровья.

- Какие задачи  поставите перед собой, чтобы достичь нашей главной цели?

 (быть внимательными, собранными, мыслящими, активными, дружелюбными)

-Познакомиться с  привычками, особо опасными для здоровья человека.

-А я ставлю перед вами цель быть  активными, внимательными, вдумчивыми.

- Что вы ждёте от этого урока?

3.

Когда я шла на работу, мне по дороге встретился человек.

Отгадайте, чей это портрет?

Бледный, изможденный, небритый, качается, ругается, под глазом синяк, одет неопрятно.

  (это портрет алкоголика)

Вам  понравилось  описание  человека?

Кто виноват в том, что он так выглядит?

Этот человек, взрослый или ребёнок?

Расскажите, об опросе, который вы провели

Слайд №6

Какой вывод можно сделать? (Больше вредных привычек у  взрослых)

А почему?(1.В детстве  им не говорили об этом.

2.Они не знали о губительных последствиях этих привычек)

Слайд № 7 (они живут среди нас)

Какое чувство вы испытываете, глядя на этих людей?

Привлекателен ли их вид?

О каких вредных привычках говорит их внешний вид?

О том, что они выпивают, курят, используют наркотические вещества.

К чему может привести их пристрастие? (к болезням, гибели)

Слайд №8До и после.

Вот так эти люди выглядели до появления у них вредных привычек и после.

Их привычка не отказываться  от сигарет, алкоголя, наркотических веществ  привела к тому, что у них выработались вредные привычки.

Слайд №9

Вредные привычки

Но являются ли они опасными? Как  вы считаете? (спросить быстро 2-3 уч.)

Но не только внешний вид изменился, но и изменилась работа многих органов.

Слайд№10

Нарушения в организме

Слайд №11Сердце

Слайд №12Лёгкие

Какой  же вывод мы можем  сделать?

Слайд №13 (В результате частого употребления сигарет, алкоголя, частого применения

наркотиков человек у него появляются неизлечимые болезни,  которые

сокращают продолжительность жизни)Вредные привычки - проблема нашего общества.

 Но ещё опаснее то, что вредные привычки появляются у молодёжи. Это может привести

к гибели нации.

Рефлексия I этапа:

Капитаны, оцените  работу команды, и каждого   участника. групп на I этапе урока.

Я благодарю всех за активное участие в работе

II.Исследование проблемы нашего общества.

 3.1Я предлагаю вам провести  исследование и стать группой учёных, которые исследуют

проблему нашего общества .

Цель: узнать больше о вредных привычках

Метод исследования: анализ статьи учебника, притчи

Исследование  проводите  так:  читаете статью учебника, текст  делаете  выводы,

заполняете таблицу.

1.Описать влияние привычки на здоровье человека.

2.Описать влияние привычки на окружающих людей

Тема исследования:   Опасная привычка .  

Цель: ( выяснить, зачем мы его проводим) - узнать о вредной привычке. Стр 63                  

 Задача:описать влияние на других людей, на здоровье человека

Гипотеза исследования:

Возможно…

Попробуем предположить…

Метод исследования:

Анализ статьи учебника .Результатом исследования станут  данные таблицы.Слайд№

                                      Опасная привычка

1.Название привычки

2.Какие органы поражает?

3.Какие вызывает болезни?

4.Кто страдает от этой привычки?

5.Ваши предложения о том, как победить этот недуг?

1 группа исследует  статью учебника на стр63-

2 группа исследует текст «История про злого оборотня по  имени Ал Коголь и

   граждан ,которые его победили»

Послушайте историю про злого оборотня по  имени Ал Коголь и граждан ,которые его победили

Давным - давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь.

Он разложил нитки, ложки, гвозди, миски и стал торговать. Он вёл себя тихо, мирно и никому не мешал. Но вскоре после его появления в городе стали происходить странные вещи. Сапожник вместо пряжек набил набойки, вместо набоек прибил пряжки. Лекарь одному из пациентов вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перца. Плотник  подрался с соседом -парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих. Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жён и детей, которых раньше любили. Женщины и дети плакали. Стекольщик и хлебопёк были найдены спящими в пыли у дороги. Все эти люди сильно изменились. Глаза у них налились кровью, носы стали красными, руки тряслись. Люди заметили, что когда люди заходили в лавку Ал Коголя, покупали там не гвозди, горшки, а высокие  бутылки. Когда они пили из этих бутылок, то морщились, глаза у них краснели, и говорили они грубыми голосами. Часто ругались и даже дрались. Горе, слёзы пришли в их дома. Горожане обратились  за помощью к мудрому старцу. И вот что он сказал.

Старец.

Всегда идёт борьба между добром и злом. Ал Коголь на одном из восточных языков означает «Дурманящий». Этим дурманом наполнены бутылки, вино дурманит головы людей. Они перестают быть самими собой. Ведут себя глупо и грубо. Алкоголь сначала разрушает души, а затем и тела людей. Существовала легенда, что тот, кто выпьет первую рюмку этого зелья, превратится  в орла, которого заклюёт курица. Тот, кто выпьет две рюмки, тот превратится  в барана, самого безмозглого в стаде. Тот, кто выпьет 3 рюмки, станет свиньёй и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зелёной травы, ни ни листвы, ни звёзд на небе. Если мы хотим жить счастливо и достойно, мы должны объединиться и выгнать эту нечисть из города.

Люди вняли совету мудреца. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя, разбили все бутылки с отравой .А сапожник, пекарь, плотник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми ,умными и чистыми людьми

3 группа исследует статью учебника  на стр 65

4 группа выполнит индивидуальное задание 

1) Выберите предметы, которые можно отнести к теме  урока

(Коробочки из-под духов, крема, туалетного мыла, косметических средств, таблеток, пакет целлофановый, бутылка из-под пива, шприц, бутылочка от питьевого йогурта, бутылка из - под вина.минеральной воды)

 (поставить на стол)

2) «Продолжи письмо».

Возьмите лист и напишите коротенькое письмо с пожеланиями для своих друзей - одноклассников.Пожелайте друг другу здоровья, подберите тёплые, добрые слова.

Дорогие взрослые и дети!

Жизнь так прекрасна.! Берегите её!

Следуйте и вырабатывайте  _______________  привычки. Они помогут укрепить  вам здоровье. Мы призываем вас:

НЕ                                                        !

Не                                                          !

Не                                                          !

Вывод: Не заводите вредных привычек!

3)Раскрась портрет

3.2 проверка работы групп.

1)вред курения;

2)опасность  наркотических веществ;

3)вред алкоголя

4)отчёт 4 группы на столе

-эксперт определяет правильность выполнения задания.

- Чтение  письма-послания

Рефлексия.

Молодцы - вы хорошо справились с этим заданием .Это моё мнение.

А как вы оцениваете?

 Работали быстро, дружно.

Смогли узнать много новой полезной информации.

III Игровое задание «Мифы»  

                              МОЙ ВЫБОР

Многим кажется, ничего опасного нет в этих вредных привычках. Мы должны запомнить: если человек выкурил 2 сигареты, скорее всего, он будет курить  всегда. Алкоголику, кажется, что если он захочет бросить пить, то он бросит. Это не так. Мы должны помнить: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку»

1.) Представь, что эти смайлики - 10 человек.

3)3 человека начинают часто курить, нарушается работа лёгких, они заболевают раком, умирают. Зачеркни 3 смайлика

4)2 человека стали часто принимать наркотики, курить запретные смеси, пить таблетки, колоть в вену опасную жидкость, болеть и от этого умирают. Зачеркни 2 смайлика..

5)2 человека стали часто  пить тоники,  вино, пиво, водку, коньяк, у них заболело сердце, нарушилась мозговая деятельность, и они….?Зачеркни 2 смайлика

6)А теперь найди, где здесь ты, напиши над кружком «Я»

- В каком месте вы нарисовали своё лицо?

-Среди тех, кто умер, или тех, кто остался жив?

Почему вы написали своё я, среди тех, кто остался жив?

                             Слайд №14

«Мы говорим - нет вредным привычкам»

Вы хорошо потрудились, теперь пора хорошо и отдохнуть.

Я  предлагаю вам покататься на облаке над морем

Путешествие на облаке.(звучит релаксирующая музыка «Шум прибоя»)

Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из  подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина,5 точка удобно расположены на большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твоё облако  поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает тебе лицо?

Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся медленно «увидеть» это место как можно более точно.Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что- нибудь  чудесное и волшебное….(20 секунд)

Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в класс. Слезь с облака, поблагодари его за то, что оно тебя так хорошо покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

.V «Дерево решений»

 Учёному Ивану Павлову принадлежат такие слова: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением к собственному  организму  сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры»

Хочется ли вам, чтобы ваша жизнь была без вредных привычек?

Что взамен этого вы получите? (долгую и счастливую жизнь)

Давайте представим себе, что наша жизнь - дерево. Пусть корни этого дерева наши решения. Давайте подумаем,

Какие плоды может давать наше дерево, если мы выбираем:

Занятия спортом

ЗОЖ

алкоголь

наркотики

сигареты

Успех

семья

Больная печень

Жизнь до 30 лет

Желтые зубы

здоровье

дети

Трясущиеся руки

смерть

Чёрные лёгкие

Радость путешествия

Любимая работа

Беспамятство

долги

Тусклые волосы

красота

путешествия

Замедление роста

болезни

Сухая кожа

богатство

Больные зубы

Ссоры с родителями

Головные боли

Счастливые родители

Несчастные родители

Запах изо рта

Вот и выросло  дерево ваших решений, от которых будет зависеть ваша жизнь, жизнь ваших близких и тех, кто вас окружает.

Какая часть дерева вам больше нравится?

Почему?

-Как нам нужно поступить с теми предметами, которые стоят на выставке? (Выбросить в ведро)

Хочется поблагодарить вас за работу на этом этапе урока, за вашу активность.

VI Защита проектов (не более 1 минуты)

VII этап. Итоговая рефлексия урока.

Вот и подошёл к концу 1 урок по такой важной теме.

Я хочу поблагодарить наших художников, исследователей, тех, кто готовил проекты и работал в Интернете.

Хочу спросить вас. Какие вредные привычки опасны для здоровья человека?

Почему я назвала свою презентацию «Русич, пора просыпаться»?Выскажите своё мнение.

-Каков был ваш самый большой успех на уроке?

-Как вы его достигли?

_Чему научились на уроке?

-Что было на уроке главным?

VIIIСлайд №     19       Домашнее задание.

Обсуждаем домашнее задание

Как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы материал урока был качественно закреплён? (дети предлагают свои варианты домашнего задания)

   -Я хочу вам предложить творческое задание по выбору по теме нашего урока:

сочинить сказку

написать стихи

составить чайнворд или кроссворд

IX.Заключительное слово эксперта.

Спасибо за урок.

Прошу выйти всех к доске, взяться за руки и построить фигуру в виде улыбки,в знак того, что работать на уроке вам было интересно.

Приложение:О проекте«Вредные привычки, опасные для здоровья»

Цель:Формирование бережного отношения  к своему здоровью.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить знания о вредных привычках.
  2. Организовать исследование основных их видов.

    ПАМЯТКА

            (как подготовить проект)

 «Осторожно, курение!»

«Осторожно, алкоголь!»

«Осторожно, наркотики!»

Выбери 1 из тем.

 Паспорт проекта

1.Название проекта..

2.Автор проекта.

3.Учебный год, класс.

4.Руководитель

5.План проекта:

а) описание вредной привычки;

б) вред, наносимый организму.

в) Зачем  нужно бороться с табаком, алкоголем, наркотиками?

г) 6)Иллюстративный ряд


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по теме "Имя существительное" 4 класс

На уроке используется игровая технология  при закрепления материала по теме имя существительное. Затрагивается тема экологии на нашей планете. Предлагается к уроку презентация....

Конспект урока математики+презентация по теме:Название компонентов вычитания

Разработка подойдёт для любого УМК, если данный материал дополните материалом из своего УМК...

Конспект урока и презентация по теме "Длина ломаной"

Цель урока: Повторить понятия - ломаная, звено ломаной, вершина ломаной, виды ломаных (замкнутая, незамкнутая)....

Конспект урока и презентация по теме: "Если хочешь быть здоровым"

Цель урока: формирование представления о здоровье....

конспект урока и презентация по теме Род имен существительных в единственном и множественном числе

конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных в единственном и множественном числе"...

Конспект урока и презентация на тему: "My body" (Enjoy English-3)

Предмет: Английский язык 2. Класс: 4 3. Продолжительность занятия: 45 минут 4. УМК: «Enjoy English – 4» Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. 5. Оборудование, необходимое к уроку: • компьютер, экран,...