Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю. для 2012-2013 учебного года. В планировании указаны задачи урока, планируемые достижения учащихся, УУД И результаты УУД,материально-техническая база.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по окружающему миру

2 класс

разработана на основе примерной программы

 начального общего образования

 по окружающему миру

 на базовом уровне

                                                                                                                                  Разработала: Качкина Е.В.

                                                                                                                                                                             Учитель начальной школы

                 

                                                                                                                    МБОУ СОШ №9

Г.Каменск-Шахтинский

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  2  класса на 2012– 2013учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4  классы» . Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой,  планируемых результатов начального общего образования.   В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения

здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего

края.

Тематическое планирование

№ п.п

Раздел

Количество часов

1

Вселенная, время, календарь .

14часов

2

Осень .

16 часов

3

Зима .

13 часов

4

Весна и лето .

15часов

5

Резерв учебного времени.

10часов

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).


Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям:

Тематическое планирование

2 класс (66 часов)

урока

Тема урока

Задачи урока

Планируемые достижения учащихся

УУД и результаты УУД

Материально-техническая база

Кол-во часов

Дата

Вселенная, время, календарь (14ч)

1

Мы – союз народов России

Познакомить детей с учебником, рабочей тетрадью.   Формировать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;

Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

находить и показывать субъект на политической карте России;

называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности;

определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

 Пол    итические карты России и мира; фотографии или репродукции произведений храмовой архитектуры разных конфессий; фотографии Москвы и Петербурга как городов особого федерального значения.

1

2

Мы — жители Вселенной

Формировать представление о строение Вселенной;  о планетах и порядоке их расположения в Солнечной системе;

Знать в общем виде строение Вселенной;

называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы;

перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров;

узнавать небесные тела по описанию.

определять  взаимосвязь Земли и Вселенной;

определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны;

анализировать схему в учебнике;

рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве;

сравнивать размеры планет;

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Компьютер. Запись песни  «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского); настенная схема строения Солнечной системы или слайды для мультимедийной проекции

1

3-4

Наш космический корабль — Земля

Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;

изучить устройство компаса; научить определить стороны горизонта (действуя по инструкции);

по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; формировать умение

анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

иметь представление о форме Земли, глобусе;

знать устройство глобуса и условные обозначения на нем.

находить на глобусе океаны и материки;

определять их названия и число;

находить на глобусе нашу страну;

определять материк, на котором она расположена;

изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Уметь определять стороны горизонта;

находить на фотографиях в учебнике и на  местности линию горизонта;  уметь  определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;

знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь

зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.;

применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;

осуществлять самопроверку; уметь

работать в паре предлагать маршрут кругосветного путешествия.

находить на глобусе океаны и материки;

определять их названия и число;

находить на глобусе нашу страну;

определять материк, на котором она расположена;

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

 Компьютер запись песен «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), «Там, за облаками» (муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского); компас; рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех слонах; изображение первого компаса, изобретенного в Китае.

2

5

Время

Определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее;

изучать устройство часов, определять время по часам. Выделять приметы времени.

Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;

иметь представление о понятии «единицы измерения времени»;

перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;

рассказывать о старинных и современных часах;

объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы;

предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее;

обосновывать своё решение;

определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий;

моделировать время на часах;

сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.

Познавательные

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; рисунки детей, выполненные в первом классе по теме «Город будущего»; песочные часы, будильник, механические часы с открытым механизмом, секундомер; вода и песок в сосудах, пустые емкости, фонарик; несколько репродукций картин, фотографий; рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

1

6

Сутки и неделя

Формировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;.

.

 Уметь

 давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю;

определять количество дней в неделе;

называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи);

моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;

участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»;

находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи;

составлять фоторассказ о своей жизни за неделю;

писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные:

-осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего

Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; глобус, фонарик, ободок с изображением земного шара, названия дней недели, написанные на отдельных полосках бумаги, магниты; шаблоны двухсторонней ярославской игрушки «День — ночь», прутики; игрушка-волчок.

1

7

Месяц и год

Формировать  представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;

Уметь  давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему;

выстраивать правильную последовательность месяцев года;

осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;

проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества;

прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления;

моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;

отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами;

наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в

течение года.

Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах с узнаваемыми деталями сезонной одежды, которые по ходу урока будут быстро меняться; по возможности — серп (или вырезанное изображение серпа) и прямая палочка, соразмерная серпу; хлеб круглой формы, краюшка хлеба, отрезанная от круглой буханки

1

8

Времена года

Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;

объяснять причины смены времён года.

Уметь  объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;

перечислять времена года в правильной последовательности;

называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.

придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;

инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года;

наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;

выявлять среди них специфические сезонные явления;

подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Личностные :

понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах и сезонные детали их одежды; глобус, фонарик; волчок, выполненный в форме годового круга на основе зубочистки или спички, вставленной в центр.

1

9-10

Погода

Формировать умение конструировать определение понятия «погода»;

различать виды термометров и пользоваться каждым из них;

          Уметь

измерять температуру;

записывать показания термометра;

узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради.

сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике;

рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды;

сравнить различные виды термометров;

объяснять назначение метеорологических приборов;

осуществлять самопроверку.

             Уметь работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги); определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.

Компьютер, запись песни «У природы нет плохой погоды» из кинофильма «Служебный роман» (муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова); термометры разных видов; прозрачные сосуды с водой разной температуры.

2

11

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;

находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;

Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Сравнивать календари разных типов;

обсуждать правила пользования ими;

сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.

понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры;

понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира;

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

-осознавать необходимость уважать чужие традиции

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; разнообразные календари, в т. ч. отрывной календарь с коробками для хранения оторванных листков; магнитофон, запись музыки, связанной с православной, мусульманской, иудейской культурными традициями.

1

12

Праздники для всех.

Формировать умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

 Уметь описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе);

иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией);

определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками.

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина».

Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь; Государственная символика России; праздничная атрибутика (шарики, гирлянды, флажки, плакаты, праздничные открытки, карнавальные маски и т. п.); магнитофон, записи музыкальных фрагментов, соответствующих определенным праздникам.

1

13

Народный календарь.

Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; карта России; православный календарь; еловые или сосновые шишки.

1

14

Экологический календарь.

Формировать понятие об экологии –как науки об.охране природы;

Познакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.

 Иметь представление об экологии;

высказывать предположения о том, что такое экология;

находить в тексте учебника определение экологии как науки;

рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;

выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;

вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;

в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);

подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.

Личностные:

понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;

воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь, наклейки с рисунками-значками экологических дней.

1

Блок внеклассной, внешкольной работы: организация путешествия в ближайший городской парк, за околицу села для наблюдения за природой. Беседы на темы «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений».Проведение театрализованного праздника с использованием творчества народов своего края, в котором отразились образы природы.

Осень (16 ч)

 

15

Осенние месяцы

Формировать представление о народных названиях осенних месяцев. Познакомить со старинными осенними праздниками народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края.

Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений

искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге

в совместном сезонном посильном труде; называть те черты

в судьбе и произведениях художников, которые вызвали

эмоциональное переживание у каждого из учащихся.Сочинять устный рассказ по картине.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

 Компьютер запись музыкалтного фрагментаотносящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из расти-тельных природных материалов;

1

16

Осень в неживой природе.

Формировать представление об  осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия, особенностях ранней и поздней осени.

Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки,

моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться

к наблюдениям за изменениями погоды.

Познавательные

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

 Компьютер запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;

1

17

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Познакомить детей с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздники земледельцев, охотников и оленеводов.

Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.

Соотносить текст и иллюстрации учебника.Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников

осеннего равноденствия у разных народов, определять их

главный нравственный смысл — благодарность природе;

творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; кукла-зернушка, куклы «День — ночь»; круг из картона по образцу схемы годового круга

1

18

Звездное небо осенью

Познакомиться с созвездиями Большая

Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба.

Понимать что звезды, как и

Солнце, — сгустки раскаленных газов; Знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездииями современные ученые;

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Компьютер запись «Звездного вальса»

И. О. Дунаевского

1

19

Трава у нашего дома

Познакомить детей с наиболее распространёнными травами: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, с их особенностями и значением для человека.

Уметь  понимать причины пожелтения

травы осенью; научиться распознавать травы с помощью

атласа-определителя. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

 Познавательные

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

Компьютер запись «Звездного вальса»

И. О. Дунаевского

1

20

Старинная женская работа        

Познакомить с важнейшим старинным женским трудом –работа со льном  и его значением  в жизни народов России.

Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. дети стараются

определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучить лоскуты ткани  на ощупь  и уметь    назвать известные

ткани и описать словами те из них, которые понравились (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в группе

Куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; лоскуты

различных тканей, в том числе тканей из льна, льняные нитки, семена льна, которые продаются в аптеке, ящик с землей.

1

21

Деревья и кустарники осенью

Понимать  причины листопада;

познакомились  с вечнозелеными хвойными растениями

средней полосы России; продолжают развивать навыки

работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям  в учебнике и натуральным образцам). Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Компьютер запись песни Д. Кабалевс-кого «Наш край» («То березка, то рябина...»); букеты осенних листьев, высушенных и про-глаженных утюгом через бумагу; веточки ели, сосны и можжевельника; атлас-определитель

1

22

Чудесные цветники осенью

Познакомить с растениями цветника , клумб, цветущих осенью.

Знать цветы  в цветниках города  и в собственном саду

осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

Запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; фото-графии, открытки или ксерокопированные цветные иллюстрации осенних цветов для украшения класса; атлас-определитель

1

23

Грибы

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со

строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать  схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Компьютер, запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; муляжи пластинчатого и трубчатого грибов; книга «Великан на поляне».

1

24

Шестиногие и восьминогие

Познакомить с насекомыми и пауками и с осенними изменениями в их жизни. Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.        

Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Компьютер запись музыкальной заставки к телепе-редаче «В мире животных»; настен-ные таблицы развития насекомых и паукообразных (из

кабинета биологии); атлас-определитель

1

25

Птичьи секреты

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться

различать перелетных и зимующих птиц

Узнавать на рисунке изученных птиц, Классифицировать их (перелётные, зимующие). Приводить примеры:перелётные, зимующие.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», запись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева); карта полушарий.

1

26

Как разные животные готовятся к зиме

Понять как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни жи

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

Компьютер

1

27

Невидимые нити в осеннем лесу

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

 Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Моделировать связи восеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Компьютер запись первого куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл.

И. Николаева); настенная таблица «Связи в живой природе» (если есть) или слайд для мультимедийной проекции.

1

28

Осенний труд

Продолжить знакомство с многообразием осенних работ в городах и в сёлах в старину и в настоящее время.

Знать некоторые виды работ,

выполняемых осенью с культурными растениями и домашними живот-ными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Компьютер кукла-зернушка, кукла- льняница, кукла-многоручка, волшебный клубочек

1

29

Будь здоров!

Повторить и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период. Познакомить с особенностями ЗОЖ в культуре народов своего края.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих

для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры

народов своего края); уметь контролировать во время игры

свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

 Личностные

- освоение личностного смысла учения

Куклы Мальчик и Девочка

с двойным комплектом кукольной теплой одежды

1

30

Охрана природы осенью

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Знать правила охраны природы осенью. Защищать и охранять природу.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Компьютер, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского, запись песни «Не дразните

собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского); репродукции картин и фотографии с видами осенней природы;

1

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

31

Зимние месяцы

Учить различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;

 учить описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя

выразительные средства родного языка;

 называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые

вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Уметь находить признаки зимних явлений природы в названиях зимних месяцев;

.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Компьютер,

 таблички

с названиями зимних месяцев (современные названия и латинский вариант на русском языке); картонная рамка

20 × 30 см

1

32

Зима — время науки и сказок

Познакомить с некоторыми  зимними народныыми приметами на погоду;

Формировать умение объяснить, чему учат народные сказки, рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.

Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат  сказки, как в них оцени-

ваются такие ка-

чества, как  ску-

пость, жадность, хитрость;

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

- ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга»

 Модель градусника из картона с делениями и подвижной

красной нитью; куклы для инсценировки сказки «Два жадных медвежонка» (два медвежонка и лиса).

 1

33

Зима в неживой природе

 Пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

запомнить дату зимнего солнцестояния

 (22 декабря) и день

Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями;

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

 Компьютер,, запись «Вальса снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»;

динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца (из кабинета географии)

 1

34

Звездное небо зимой

Учить ориентироваться по Полярной звезде,определять созвездияМалая Медведица и Орион.

Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярную звезду; знать правила ориентирования по Полярной звезде.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

 Компьютер, запись мелодии «Звездного вальса» И. О. Дунаевского; 1-я часть учебника; атлас-определитель.

 У учащихся—1-я часть учебника; атлас-определитель.

1 

35

 Зима в мире растений

  Познакомить со  способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам, формировать пред-

ставление о   жизни

растений в зимнее время

Уметь  опреде-

лять  породы деревьев зимой по силуэтам и плодам,

уметь соотносить зимние погодные  явления  и состяние природы зимой.

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

  Запись песни

Д. Кабалевского «Наш край»; репродукции картин и фотографии с видами зимней природы (можно из настенных ка-

лендарей); атлас-определитель.

У учащихся—

атлас-определитель

   1

36

Зимние праздни-ки

Познакомить с  особенностями народных обычаев рождественского праздника в странах, обычаем украшать ель  

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождес-

твенского празд-

ника, а затем закрепился как новогодний обычай

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, фак

ты,узнавать о старинных традициях зимних празд

ников и посиделок,

сочетающих труд и развлечения,изучать страницы Красной книги

Презентация «Зимние    праздники»,

1

37

Растения в домашней аптечке

Учить определять

Лекарственные растения

По описанию и определять, какие части их используют для лечения;

 познакомить с лекарственными растениями в домашней аптечке,

привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях

Уметь называть несколько

лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

Знать,какие  лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Компьютер,запись произведения классической музыки (по выбору); куклы Мальчик

и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек

для организации групп совместной работы. У учащихся—лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

1

38

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Познакомить с  образом

жизни и питания зимующих птиц;

формировать знания  о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром

Знать животных и птиц ,занесённых в  Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц;

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

  Компьютер, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель; крупные изображения снегиря, рябчика,

куропатки, глухаря , тетерева и  проектор со слайдами

1

39

Невиди-мые нити в зимнем лесу

 знакомить с взаимосвязями между растениями и животными в зимнем лесу;

учить приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Оформлять невидимые связи животного и растительного мира

Уметь определять по внешнему виду

охраняемых животных

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Запись первого куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева). У учащихся—ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

1

40

В феврале зима с весной встречается впервой

Познакомить со  старинным календарём  народов мира,с тем, что  февраль был не вторым,

а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

показать, как можно приготовить подарок старшим родственникам наМасленицу

 (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,

а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;

уметь приготовить подарок старшим родственникам на

 местный праздник февраля

. Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

  У учителя—волшебный клубочек; компьютер, музыкальные записи бурятской мелодии и русской масленичной песни; настенный календарь; наклейка со значком праздника Сретения Господня; выписанная на полоску бумаги примета: «На Сретение снежок — весной дожжок».

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

 1  

41

Зимний труд

 Познакомить с  особенностями ухода зимой за растениями и животными;

Учить понимать необходимость поддержания  порядка на улице;

Учить выращивать в домашних условиях  витаминные растения для поддержания здоровья в зимнее время

Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи

разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными;  усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Личностные

- освоение личностного смысла учения

 У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; компьютер, запись «Вальса снежинок» П. И. Чайковского;

распушенная вата; емкости с различными крупами и зерном, лупы; семена горчицы, петрушки, укропа, кресс-салата, 4 небольших горшочка с землей; луковица, баночка с водой. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

1  

42

Будь здоров!

Познакомить с правилами здорового образа жизни в зимний период;

товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

учить контролировать  свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

 уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

  Регулятивные

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

Презентация «Если хочешь быть здоров»

 У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах; 4—5 фишек.

 У учащихся— цветные карандаши или фломастеры.

 1

43

Охрана природы зимой

Познакомить с правила ми охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор.

Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц;

знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. .

. Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

 Компьютер, волшебный клубочек; наклейки с рисунками-значками со с. 52—53 учебника; книга

«Великан на поля-не»; изображения тигра, филина, белого медведя, детские рисунки. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

1  

Раздел «Весна и лето»

(15 ч )

44

Весенние месяцы

Учить  находить признаки весенних явлений природы  Познакомить с особенностями

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

 провести наблюдения за погодой 14 марта

 для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Уметь  находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

 У учителя—таблички с названиями весенних месяцев, распечатанные на отдельных листах старинные названия месяцев; настенный календарь, наклейка

с символичным изображением весеннего нового года по старинному календарю.

 1

45

Весна в неживой природе

Понять причины потепления весной;

усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления;

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

 Запись «Звездного вальса» И. О.  Дунаевского;

 1-я часть учебника;

атлас-определитель,

цветные карандаши или фломастеры.

1

46

Весна — утро года

Познакомить с тем, почему

многие народы России и мира символически представляют

весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования

нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;

учить изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Уметь объяснить, почему

многие народы России и мира символически представляют

весну в образе птицы;

Знать общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования

нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;

уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

   

У учителя—настенный календарь, три

наклейки с символичным изображением встречи весны; магнитофон, запись нанайской мелодии.

 1  

47

Звездное небо весной.

 

Познакомить  с положением весной

созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;

научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Знать  положение весной

созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;

уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 Компьютер,

слайды для показа через  проектор .

1-я часть учебника;

атлас-определитель. У учащихся—1-я часть учебника; атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры.

 1

48

 Весеннее пробуждение растений

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

 научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

 Знать  причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

уметь любоваться первоцветами и стремиться беречь их

 

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

   Компьютер,диск с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; изображения раннецветущих растений; атлас- определитель, книга «Зеленые страницы».

 У учащихся—

атлас-определитель.

 1

49

Чудесные цветники весной

Познакомить с названия ми культурных растений весенних цветников,

учить находить их в атласе-определителе; учить любоваться весенними  цветниками,

учить стремлению самому участвовать в создании таких цветников

Знать  названия культурных растений весенних цветников,

уметь находить их в атласе-определителе;

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

   У учителя—магнитофон, запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; атлас-определитель. У учащихся—атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей

1

50

Весна в мире насеко-мых

Учить  любоваться красотой бабочек, а не ловить их;

Учить понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;  Учить  понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

. Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; Знать,в  чём полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;

Знать,в чём  состоит взаимосвязь насекомых и

птиц.

 Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

 

У учителя—магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель, книга «Великан на поляне», карточки

с изображениями насекомых (или настенные таблицы).

У учащихся—атлас-определитель; ножницы, клей.

1  

51

Весна в мире птиц и зверей

Познакомить с весенними  изменениями в жизни птиц и зверей.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

   У учителя—диск с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель. У учащихся—атлас-определитель

 1

52

Невиди-мые нити в весеннем лесу

Познакомить со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу;

Учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

. Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

 У учителя компьютер,  диск с записью первого куплета и припева песни «Расскажите, птицы» (муз. И сл. И. Николаева). У учащихся—ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

1  

53

Весенний труд

Учить различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;  объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою»;

учить проводить наблюдения за состоянием природы  и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде , ориентируясь на народные приметы .

Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;

 уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою»; Знать,как  проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

    У учителя—волшебный клубочек; бумажный обруч с изображением блина, бумажный обруч

с изображением кулича; цветная лента. У учащихся—

ножницы, клей.

1     .

54

Старин-ные весенние праздни-ки

Учить выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; познакомить с тем, как

оформлять рамочки для фотографий.

Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе;

Знать,как

оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

  У учителя—национальные куклы, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; вербные ветви или любые прутики; куклы-неразлучники, выполненные заранее по образцу в учебнике; настенный календарь; политическая карта России.

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры

1

55

Будь здоров!

Познакомить с правилами  здорового

образа жизни в весенний период;

учить объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,

подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой

культуры народов своего края);

учить контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

. Знать правила здорового

образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,

подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой

культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

  Личностные

Проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни;

   

Фотографии видов природы и архитектуры  республик;

магнитофон, записи национальных мелодий; увеличенная схема игры «Бег по следу»; политическая карта России.

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры

1

56

Охрана природы весной

   Раскрыть роль природы , учить детей замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному краю, стремление украсить его.

Формировать  представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показать, как младшие школьники могут охранять природу, учить оценивать поступки человека по отношению к природе.

 Стимулировать бережное отношение к природе.

 Знать, что природа  — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Понять необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе.  Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 

Компьютер,диск с  записью голосов леса; колокольчик; фотографии березы, первоцветов, насекомых (бабочек, пчел, шмелей); игрушечная птица, игрушечная  собака; книга «Великан на поляне»; детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

У учащихся—цветные Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.).карандаши

или фломастеры

1

57

Лето красное

Учить находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать

красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

называть те черты в судьбе и произведениях

художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

 Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Уметьописывать

красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

знать называния

 тех черт в судьбе и произведениях

художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся

 Личностные

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «желание понимать друг друга», «терпение», «настоящий друг», «сп Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы раведливость»

 У учителя—настенный календарь, три

наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня летнего солнцестояния, дня летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла.

 1  

58

Летние праздники и труд

Учить выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;

перечислять летние дары природы своего

края.

. Уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека;

 знать как разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;

знать летние дары природы

своего края.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

 Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

 У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек, куклы из

классной коллекции; настенный календарь, четыре наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня святого Ильи Пророка, дней Медового Спаса,

Яблочного Спаса, Орехового (Хлебного, Холщового) Спаса;

красивое полотенце или салфетка, буханка свежего хлеба.

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

 1      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...

тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

Тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива", в тематическом планировании отражены УУД по разделам. Тематическое планирование состалено на основе авторской программы, прим...