Разработка урока по программе А.А.Плешакова " Мир вокруг нас"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Формы земной поверхности. Водоёмы.

Туманова Н.П

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_vodoyomy..docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Формы  земной поверхности. Водоемы.

Цели: Познакомить детей с водоемами. Научить различать разные водоемы.

Познакомить с понятиями: естественные водоемы, искусственные водоемы.

Познакомить с особенностями реки ( исток, устье, берега, русло, приток.)

Показать значение водоемов.

Прививать любовь к природе. Учить беречь и охранять природу.

Оборудование: схемы, иллюстрации  водоемов, глобус, карта России, графики, схема реки, ксерокопия полушарий, листики с капелькой воды, конверты со стрелками и фишками, ножницы, сосуд для воды, рисунки портретов Сережи и Нади.

1. Актуализация знаний:

 Уч.         -Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

 Дети:       Мы работали над темой : «Формы земной поверхности»

 Уч.         -Назовите основные формы земной поверхности.

 Дети:      (Равнины и горы.- Далее полные ответы детей на вопросы.)

 Уч.          -Что такое равнина?

 Уч.          -Что еще можно увидеть на равнинах? (холмы и овраги)

 Уч.          -Что такое горы?

 Уч.          -Чем отличаются горы от холмов и что у них общего?

Сегодня мы продолжим знакомство с формами земной поверхности.

Послушайте стихотворение и попробуйте определить проблему, над которой мы сегодня будем работать.

2.Постановка проблемы:

Уч. -Вы слыхали о воде ? Говорят, она везде!

В луже , в речке, в океане и в водопроводном кране.

-О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: О том, где бывает вода в природе.

Гипотеза:

Уч.- Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Уч.- Что вы можете предположить?

- Зачем нужна вода? Можно представить себе, что воды нет на Земле.

-Действительно ли нельзя прожить без воды?

-Наши друзья следопыты - Сережа и Надя тоже решили узнать все о водоемах.

Вот какие задачи они поставили перед собой:

ЗАДАЧИ:

1).Как образуется водоем?

2).Откуда берет начало река и куда она течет?

3).Какие бывают водоемы?

4).Зачем нужны водоемы?

Но все это оказалось очень трудным. Они просили , чтобы вы, ребята , помогли им .

3. Совместное открытие знаний.

Утром Сережа и Надя отправились на прогулку. Они шли по красивому ровному лугу.

Вдруг, начал накрапывать дождь. Ребята раскрыли зонты. Дождь был очень сильный, но закончился быстро.

Надя нагнулась и увидела на листочке травы капельку. Она сорвала листок и полюбовалась капелькой. Капелька переливалась и блестела в солнечных лучах.

Полюбуйтесь и вы капелькой воды на листочке. Какая она?

-А что произойдет, если много капелек соединятся друг с другом? -спросила Надя.

-А ты отгадай загадку и узнаешь,- сказал Сережа.

Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня.(ручей)

-Давайте , ребята, соединим все капельки.( Сливают капельки на один листок, с него вода сбегает ручейком.)

-Ой, а вот и вправду вода размыла поле, получился маленький овраг, а по дну оврага бежит ручеек.

( вывешивается иллюстрация ручья и табличка в схему)

-Ребята, как образовался ручей в поле?

( Из выпавших осадков)- в схему.

Сережа и Надя пошли вдоль ручья и спустились в низину. Она была затоплена водой.

Из воды росла высокая трава, место было топкое, только на середине виднелись кочки, покрытые мхом.

-Куда мы пришли?- спросила Надя.

А Сережа снова предложил отгадать загадку:

-Мох, да кочки, да вода.

Тонут ноги, ой беда.

(картинка и слово в схему)

-Ребята обошли болото стороной и снова увидели ручеек. Они пошли вдоль ручья и вскоре вышли на крутой берег Внизу перед ними простиралась водная гладь.

-Догадайтесь. куда пришли ребята.

Течет, течет, не вытечет.

Бежит, бежит , не выбежит.( река)

(Иллюстрация и слово в схему)

А откуда берет начало река?- спросила Надя.

-«Нам туда не дойти, давай лучше почитаем об этом!»-предложил Сережа..

-Ребята, прежде, чем мы откроем учебник , отгадайте еще одну загадку.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой,

Бьет ключик из земли студеный.

Кипит, играет и спешит,

Стеклом расплавленным бежит . (родник)

(картинка и слово)

Послушайте, что можно узнать о роднике из справочного материала.

( Подготовленные заранее дети рассказывают.)

1-ый-После дождя часть воды просочилась в землю. Она скопилась на слое глины. Если слой земли имеет уклон, то вода по склону стекает и выходит на поверхность, истекает из глубины. Такое место еще называют источником. Вода может выходить спокойно, а может бить фонтаном. В таких случаях говорят «вода бьет ключом».Родник и ключ – это названия источника.

-А теперь, следопыты, вперед!

Откройте учебник стр.81.Самостоятельно прочитайте текст.

Найдите предложение, в котором  говорится ,что такое исток. Как вы думаете , от какого слова произошло слово исток?

( Далее дети читают про устье, русло, берега, притоки, а учитель моделирует схему реки на доске.)

-Ребята, как образовалась река?

(Из подземных вод источника)-в схему.

-А вот эта загадка поможет нам узнать куда впадает река.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои ,примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды в нем отражаются-

Как это зеркало называется? (озеро)

(картинка и слово в схему)

-А эта загадка поможет нам отгадать куда еще могут впадать реки.

Кругом вода , а с питьем беда.(море)

9картинка и слово в схему)

-Вы знаете, чем озеро отличается от моря? (ответы детей)

-А вот что еще можно узнать об озере и море.

( Далее рассказ подготовленных детей)

2-ой-Озера по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать кругом по берегу. По величине озера бывают разные. Большинство озер необычайно красивы. Их называют «голубыми  глазами Земли».

3-ий-Моря по форме похожи на озера. Но даже самые маленькие моря намного больше озера.

Моря соединены с океаном , а озера с океаном не соединяются. В озерах вода пресная, но есть озера и с соленой водой. В морях вод соленая. Но есть одно интересное озеро, которое нельзя отнести ни к соленым, ни к пресным .Это озеро Балхаш в Казахстане. В западной части его вода пресная, а в восточной -соленая.

Моря и озера это прекрасные места для отдыха. Они украшают нашу Землю.

-Но есть еще и самый большой водоем.

Знают люди в целом мире

Глубже нет его и шире.
Доплывешь до дальних стран

Через бурный …(океан)

( картинка и слово в схему)

-Давайте повторим с какими водоемами мы познакомились.

(Читают схему на доске.)

-Как вы думаете, кто создал эти водоемы? (природа)

Кто знает , как называют такие водоемы?(естественные)

Как вы понимаете слово «естественные»

(Ответы детей.)

-Давайте почитаем толкование этого слова в словаре Ожегова.

-Зачем нужны естественные водоемы?

( Ответы детей, на основании которых учитель моделирует примерную схему)
ВОДОЕМЫ НУЖНЫ ДЛЯ:

пресной воды  

судоходства

рыбы

птиц

зверей

растений

строительства электростанций

отдыха

красоты

ФИЗМИНУТКА: Петляет речка на лугу, (движение руками -ножницы)

                              Колечко сделала, дугу, (руки вверх - кольцо, наклоны в стороны)

                             Бежит по камушкам, спешит, (волнообразные движения руками)

                             И к морю путь ее лежит. (Развести руки перед собой)

-Как вы думаете, много ли на земле воды?

( Ответы детей)

-Да, действительно, воды очень много. Если раскрутить глобус, то мы увидим практически один голубой цвет. Проделаем такой опыт .У меня есть два полушария. Если вырезать на них сушу и наложить на воду, то получается, что суша покрывает землю лишь на треть.

То есть третья часть Земли занята сушей, а остальное -вода. Скорее бы планету надо было назвать Водой, или Океанией, а не Землей. (Учитель проводит данный опыт.)

Но знаете ли вы, что пресной воды на Земле всего два процента ? То есть ее очень мало .

( Учитель вывешивает графики, на которых показано количество воды и суши, количество пресной воды и соленой, дети делают сравнительный анализ, делают вывод.)

-К тому же пресную воду не всегда можно пить.  Как вы думаете почему?(ответы детей)

-А теперь мы сделаем вывод о том, почему данная проблема актуальна для нас.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Водоемы загрязняются, пресной чистой воды становится все меньше, всем жителям планеты грозит беда!

-Вот поэтому люди заботятся о воде и водоемах. Они стараются сохранять запасы пресной воды.

О каких водоемах идет речь? Стр. 80.

(Дети читают и отвечают на вопросы)

(После ответов на вопросы, на доске – картинки и слова о пруде, водохранилище, канале.)

-Как образовались эти водоемы?

 ( С помощью людей и техники)-в схему.

-Как называются такие водоемы?

-Как вы понимаете слово «искусственные»?

( Ответы учащихся)

( Чтение толкования слова в словаре)

Чтение вопроса на стр. 80.

Для чего люди создают искусственные водоемы?

(Ответы детей, далее примерная схема.)

ВОДОЕМЫ НУЖНЫ ДЛЯ:

пресной воды

судоходства

разведения рыбы

строительства электростанций

орошения

красоты

отдыха

( Далее справочный материал)

4-ый-Издавна реки использовались в качестве транспортных путей. Но они не всегда протекают там. где нужна их помощь. Поэтому люди вынуждены создавать искусственные водные пути для соединения озер, рек и даже морей. Первые попытки рытья каналов в нашей стране начались при Петре 1.Сегодня водные пути России практически замкнуты в одну систему. Искусственные озера, водохранилища, строятся по двум причинам- Для обеспечения питьевой водой, для получения электроэнергии. Иногда они создаются и для орошения земель.

5-ый-К сожалению это приносит непоправимый вред окружающей среде. Люди часто загрязняют водоемы промышленными выбросами и отходами сельского хозяйства., тем самым вредят себе, потому что используют эту воду. Загрязнение нарушает кислородное равновесие рек и озер, а от этого гибнут ценные виды растений и животных.

Уч. -Поэтому люди должны заботиться и о том, чтобы наши водоемы были чистыми и прозрачными , как та капелька воды, которой любовалась Надя, которой любовались мы!

А это значит, что мы все должны выполнять такое правило ( вывешивается плакат «СБЕРЕЖЕМ ЧИСТУЮ ВОДУ!»

-Посмотрите на карту нашей  страны. Какие водоемы вы видите?

-Какая главная река России протекает в нашей области и берет начало?(показ Волги)

4.Практическая работа. Стр.82.

( Проверка в парах)

5..Обобщение. Вывод.

-Давайте сделаем вывод о том, что мы узнали сегодня на уроке!

-Как образуется водоем?

-На какие два вида можно разделить водоемы?

(-Естественные и искусственные.)

-Какие водоемы относятся к естественным?

-Какие к искусственным?

-Назовите части реки.

-Для чего нужны водоемы?

Подтвердилась ли гипотеза? Действительно ли так нужна вода?

(Ответы детей.)

-Как вы думаете, на все ли поставленные вопросы по данной проблеме мы ответили?

-Что должны делать люди, чтобы сохранить чистую воду водоемов?

6..Оценки.

7.Домашнее задание.

1).Выполнить в тетради зад. 1 и 2.

2).Узнать , какие водоемы есть в нашем городе и районе.

                      СХЕМЫ:

ЕСТЕСТВЕННЫЕ                  ИСКУССТВЕННЫЕ

ручей                                         пруд

болото                                       водохранилище

родник                                      канал

река

озеро

море

океан

ЕСТЕСТВЕННЫЕ                ИСКУССТВЕННЫЕ

                            нужны для

пресной воды                          пресной воды

судоходства                             судоходства

рыбы                                         разведения рыбы

электростанций                       электростанций

растений                                  орошения

птиц                                          красоты

зверей                                       отдыха

красоты

отдыха

ОБРАЗОВАНИЕ ВОДОЕМОВ:

1.Из выпавших осадков.

2.Из подземных вод источника.

3.С помощью людей и техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка обобщающего урока по разделу "Чему учит экономика" учебника А Плешакова "Мир вокруг нас"на

Урок составлен в виде игры "Слабое звено" для учащихся 3 классов по обобщению материала "Чему учит экономика" ....

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" на тему "Строим город" 1 класс 3 четверть

Урок  изобразительного  искусства по теме "Строим город"   в 1 классе  знакомит детей с разнообразием архитектурных построек, продолжает формировать представления о разных типах по...

Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» Тема: «Лес и человек» учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна

Конспект урока с презентацией по предмету "Мир вокруг нас" Цели: Воспитательные:Научить детей бережному отношению к лесу.Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.Разв...

Конспект урока по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Тема: Значение воды на Земле.Цель: Знать о значении воды для живой природы; об основных путях загрязнения природной воды и о последствиях такого загрязнения.Уметь: Анализировать, обобщать, делать выво...