Главные вкладки

    Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    Ирина Анатольевна Кривашкина

     

    Цели и задачи:

    1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;

    2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока52 КБ
    Файл презентация к уроку 342.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Добро и зло».

    Учитель: Кривашкина Ирина Анатольевна

    Цели и задачи:

    1. познакомить с понятиями «добро и зло»;
    2. воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

     1.Организационный момент.

     2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

    Учитель:

    -Прочитайте эпиграфы (Слайд 1)

    Ученик:

    -«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.) 

    - «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».(Древнекитайское изречение.)

    Учитель: 

    - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    Дети:

    -Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. (Слайд 2)

    3. Усвоение новых знаний

    Учитель:

    - На ваш взгляд, что такое добро и что входит в понятие «добро»? Что оно несёт?

    - Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

    - Заполните таблицу.

    ( Таблица на доске. Дети заполняют таблицу)

    добро

    зло

    Человеколюбие

    Уважение

    Взаимовыручка

    Милосердие

    Радость

    Помощь

    Счастье

    Разрушение хорошего

    Страдание

    Унижение

    Насилие

    Обман

    Беда

    Вражда

    Учитель:

    - Сергей Ожегов дал такое определение этим словам:  « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". « Зло-нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».  (Слайд №3)

    Учитель:

    -Послушайте притчу.

                                         « Притча о Добре и Зле»

    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

    - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

    Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

    - А какой волк в конце побеждает?

    Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

    - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

    Учитель:

    -Ребята, а  какого волка вы кормите и чем? ( Ответы детей)

    - Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте? ( Ответы детей)

    - Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? (Ответы детей)

     Учитель:

    (Работа над пословицами в парах)

    -На парте у каждой пары карточка с пословицей. Обсудите и объясните смысл пословиц.

    За добро не жди добра.

    Доброе дело без награда не остаётся.

    Живи для людей, поживут люди для тебя.

    Нам добро, никому зло – то законное житьё.

    Тому тяжело, кто помнит зло.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

    Не хвались серебром, а хвались добром.

    Добрые умирают, а дела их живут.

    На добрый привет – добрый и ответ.

    Добро наживай, а худо изживай.

    Доброта без разума пуста.

    3. Проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

    Учитель: ( Работа с учебником)

    - Теперь познакомимся со статьей в учебнике. Узнаем, как авторы учебника понимают, что такое добро и зло.

    - Ваши и авторские представления о добре и зле совпадают?

    4. Итог урока.

    - Почему важно бороться со злом?

    - Трудно быть добрым?

    - Урок хочется закончить стихотворением М. Скребицкой «Учись доброму – плохое на ум не пойдёт».

              Как научиться  доброте?

              Ответ простой – она везде:

              В улыбке доброй и в рассвете,

              В мечте и в ласковом привете.

              По всей земле добра частицы

              Их надо замечать учиться

              И в сердце собирать своём.

              Тогда не будет злобы в нём.

    - Перечислите все места на земле, где прячется доброта.

    - Почему доброте нужно учиться?

    - Как можете объяснить смысл этих строк?

                          Кто зло мне сунет под ребро

                          Делами или даже речью,

                          На зло отвечу я добром

                          И зло добром я искалечу.

    Рефлексия урока:

    - Что нового узнали на уроке?

    - Какие навыки приобрели?

    - Что было наиболее интересным?

    - Что можно было сделать по-другому? Ваши варианты.

    Домашнее задание.

    -Нарисуйте солнце доброты, у которого должно быть столько лучей. Сколько своих добрых поступков вспомните, которые вы совершили в этом учебном году.

    - Спасибо за внимание ( Слайд№4)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.) « Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».(Древнекитайское изречение.)

    Слайд 2

    Основные этические понятия – добро и зло Человеколюбие Уважение Взаимовыручка Милосердие Радость Помощь Счастье Разрушение хорошего Страдание Унижение Насилие Обман Беда Вражда

    Слайд 3

    « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ". « Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру ; злой поступок ». Сергей Ожегов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

    Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

    Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

    Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...

    Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

    Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...

    Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

    Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

    Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

    Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...