Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики».
план-конспект занятия по теме

Сценарий праздника "Троица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логинова Вера Михайловна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Сонская средняя

общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока по курсу: «Основы религиозной культуры и светской этики».

 4 класс

Тема: «Троица – зеленые святки»


Направление работы: «Основы религиозной культуры и светской этики». (Модуль: «Основы светской этики»).

Тема урока: «Троица – зеленные святки»

Пояснительная записка

Методическая разработка урока «Троица – зеленные святки» составлена к одному из модулей по курсу ОРКСЭ «Основы нравственной духовной культуры народов России», к учебнику М.Т. Студеникина «Светская этика». Содержание курса представлено в соответствии с ФК ГОС 2004 г. (34 ч.).

Содержание темы двух уроков – «Праздники народов России», ориентированно на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Дети учатся различать праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Узнают об их происхождении традиционных обрядов, правилах поведения, учатся соблюдать праздничный этикет, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии, традициям. Осмысливая мир, вступая в отношения с другими людьми, человек решает, что для него важно, и определяет свое ценностное отношение к миру, окружающим людям, учиться чтить традиции своего народа.

На момент проведения урока, в классе 7 человек, из них один мальчик и шесть девочек. Из них двое обучающихся слабоуспевающие. Уровень развития учащихся – средний. Обучающиеся достаточно активны как в рамках урока, так и внешкольных и внеклассных мероприятиях. Дети с удовольствием участвуют в художественной самодеятельности школы и клуба. Обучающиеся могут самостоятельно находить дополнительный материал в процессе подготовки к мероприятиям, урокам. Изучая новый предмет дети охотно участвуют в обсуждении вопросов, предлагаемых учителем, учат стихи, песни, пословицы, поговорки.


 Тема урока: Троица - зеленые святки

Цель: Формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах православного праздника.

Задачи:

  • Создать предпосылки для развития  активной социальной позиции, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
  • Познакомить обучающихся с традиционным русским праздником
  • Воспитывать бережное, уважительное отношение к природе, традиционным православным праздникам.

Технология: игровая

Форма организации: фронтальная, групповая.

Оборудование: Ученические столы и стулья, стол учителя, магнитная доска, настенная доска, магнитофон, записи «Звуки природы», народные мелодии.
Средства: На доске нарисован рисунок  деревянной избы. Изба  украшена веточками березки, цветочками, лентами. Около доски постелена свежая трава. Карточки с пословицами и приметами о Троице (Приложение 1), магнитофон, аудиозаписи, ленточки, шишки, корзинки.

Ожидаемый результат: Знакомство обучающихся с первоначальными представлениями о традиционном празднике  русского народа Троице. Приобретение коммуникативных навыков. Воспитание бережного отношения к природе.

Подготовительный этап к уроку:

Учитель: Поиск информации о празднике. Составление конспекта урока, постановка цели и задач, подготовка оборудования и средств для проведения урока.

Учащиеся: Учат наизусть  карточки с пословицами и приметами, песни к  празднику.

Родители: Выступают в роли лешего и русалки, заранее готовят себе костюмы.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать? (Троицу)
А как иначе называют праздник Троицы? (Зеленый святки)
Правильно. Троица празднуется в воскресение.

А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный народный праздник. В этот день прошло 50 дней после Пасхи – Воскресения Христова – и на апостолов сошел Свято Дух, который послали Бог Отец  и Бог Сын. Получилось, что Бог показал себя в трех лицах, как Троицу. И мы в молитвах говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Вместе они составляют единую и не раздельную Троицу, в которую мы верим. Про то, как отмечали этот праздник в народе, мы сейчас вам расскажем.

2. Основная часть

Ученик:
Нас сегодня в лес позвали
Добрые соседки.
Мы для храма собирали зеленый ветки
А потом мы сами церковь украшали.
Стало просто диво –
До чего красиво!
Знает все селение –
Завтра на моление.
И работа спорится:
Завтра праздник Троица.
(Шорохова Т. «Троица»)

Учитель: Береза стала символом праздника не случайно. В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Только одну маленькую березку разрешалось срубить. Её наряжали как красную девицу, в сарафан и платочек и ходили с нею в гости. Вот и к нам сегодня прийти девица-красавица со своей березкой. (Под русскую народную мелодию входят 3 девочки в народных костюмах с наряженной березкой. Ставят её в центр и поворачиваются лицом к классу.)

1 ученица: Белая березка, милости просим к нам! Березонька беленькая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?

2 ученица: На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.

1 ученица: У кого же ты гостила?

2 ученица: У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.

3 ученица: Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!

Под тобой, березонька, все не мак цветет

Под тобой, березонька, не огонь горит

Не мак цветет, не огонь горит

Красны девицы в хороводе стоят

Для тебя березонька плясать хотят.

(Ученицы приглашают всех в хоровод, на мелодию песни «Я с комариком…», водят хоровод)

3 ученица: Ой, девицы, ой красные, в Троицу березоньку надо красить.

1 ученица: Надо бы венки плести, косы завивати.

(Под мелодию «Во поле береза стояла…», березу украшают лентами)

Учитель:  на Троицын день гибкими пахучими ветками берез украшали дома и храмы, девушки плели из них зеленые венки и кумились, то есть давали друг другу обещание не ссориться, жить в мире и дружбе. Давайте сплетем венок и покумимся.
Дети плетут венок и кумятся, попарно подходят к венку, целуются через венок и обмениваются ленточками в это время исполняют песню.

Песня (поют ученики с учителем)
Давай, кумушка, мы покумимся
Ой, лели – лели,  мы покумимся.
Мы покумимся и подружимся,
Ой, лели – лели, мы подружимся.
Как мы встретимся, мы обнимемся,
Мы обнимемся – поцелуемся,
Ой, лели – лели,  поцелуемся.

3 ученица: Девицы-красавицы, мы венки плели-желанья загадывали

Через три дня придем развивать березку.

Если венок не завял – желание исполниться.

Учитель: потом, к вечеру, бросали венки в воду, ручей или реку и смотрели: чей первым к берегу приплывет той девушке и первой замуж выходить.
Давайте, ребята, с вами вместе порадуемся лету красному и поиграем с вами в игру «Ручеек». После игры учитель говорит: давайте возьмем свои ленточки, подойдем к березе, «заплетем ей косы» украсим по старинному русскому обычаю.
Ученик:
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно, девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот – закружился хоровод!
(Шорыгина Т. А. «Хоровод»)

Девочки образуют вокруг березки хоровод и водят его с песней «Посею лебеду на берегу».
Вдруг за дверью слышится шум и появляется Леший.

Леший: Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, а тут вдруг кто-то шумит, песни поет!

Учитель: Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем!

Леший: Ну, ладно! Успокоили вы меня, а я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда зорить, лес ломать. Таких людей я не люблю, и лес от них защищаю. А раз вы меня разбудили, будете играть в мои игры. Вот тут у меня в мешке шишки еловые. Хочу я посмотреть кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.

(Двум учащимся завязываются глаза, в руки даются корзинки. Кто наберет больше шишек за определенное время)

Игра «Тихо громко». Правила: по считалке выбирается водящий,  он встает спиной к детям. Учитель кому-нибудь дает ленточку, которую тот прячет. Когда водящий приближается к нему дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется хлопают тише.
Игра «Жмурки». Правила:
Чок-чок, чок-чок  -
Разболтался язычок, он болтал и час и два,
Занозился за слова.
Разболелся язычок, Ты считай, а я молчок!!
Жмурка встает на середину зала, ему завязывают глаза, он несколько раз поворачивается. Все разбегаются, а Жмурка старается их поймать. При виде опасности играющие должны предупредить Жмурку словом «Огонь!»

Учитель: Посмотрите дети, как прекрасна наша Земля! Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужен дождь, нужна вода, вот поэтому в Троицу девушки бросали березку в реку или озеро и зазывали дождь. И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил народ дождь, благодарил воду. Вода - начало жизни, без воды засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера русалки и водяные.

Вдруг раздается шум журчания ручейка и появляется русалка.

Русалка: Кто здесь меня поминал? Я-Русалка, мне вас не жалко, кого хочу, того замочу (брызгает водой)

Учитель: Ребята, русалка боится только сильных и смелых. Кто не испугается и подойдет к русалке на пять шагов она убежит. (Дети идут к русалке считая шаги. Русалка убегает)

Учитель: В народе было такое поверье, сумели на Троицу прогнать Русалку, весь год будет благополучный. Русский народ говорит: хорошо живут там, где много поют. Ребята, а давайте расскажем Лешему какие приметы и пословицы мы знаем о Троице!

Учащиеся по очереди рассказывают приметы и объясняют смысл пословиц.

3. Итог урока

Учитель: А мы сегодня много пели и плясали: Пройдёт время, опять придёт Троица, загадаем о счастье ещё раз! 
Учитель: Ребята у вас в руках есть две ленточки одна голубая другая розовая загадайте желание и повяжите выбранную ленточку, если вам понравился сегодняшний урок то к березке вы должны повязать розовые ленточки, а если что-то не понравилось и вам было скучно то вы привязываете голубые ленточки.

Учитель: Ребята, посмотрите какой нарядной стала наша березка. И лешему угодили, и русалку прогнали значит все в этом году у нас будет хорошо.


Приложение 1

Пословицы о Троице
 Троица перстов крест кладет.
 Бог любит Троицу.
 Без Троицы дом не строится.
 Троица- троицей, а трех свечей на стол не ставят.
 На Троицу мужики вяжут, вяжут голики.
 

Приметы
 Если на Дорофея погода теплая – зерно на колосе будет крупное.
 13 июня кукушка кукует – к хорошей погоде.
 14 июня на Устина, если небо красное, жди красный налив ржи.
 Дождливый день или пасмурный – жди урожай льна и конопли.
 На Троицу дождь – много грибов.


Список литературы:

  1. Газета «Педсовет» №11 2004 г.
  2. Детские праздники и развлечения 2001 г.
  3. Календарные, фольклорные и тематические праздники 1-4 классы 2006 г.

Рецензия на урок учителя начальных классов МБОУ «Сонская сош» Логиновой В.М. по курсу ОРКСЭ, модуль «Светская этика».

Тема урока: «Троица – зеленые святки»

Данный урок соответствует заявленной теме «Обычаи и обряды русского народа», поставленным целям и задачам. Учащиеся получили дополнительные сведения о традиционном русском празднике, его истоках, обрядах. Обучающимся тема была интересна тем, что данный праздник является традиционным в нашем поселке. Специфическая особенность урока – нетрадиционная форма проведения (урок-праздник). Урок требовал дополнительной подготовки со стороны учителя и учащихся, которая была успешно реализована: оформление класса, подготовка костюмов, работа с дополнительным материалом. Урок – комбинированный, форма урока выбрана не случайно. Тема – праздник, урок – праздник. Форма урока позволила обучающимся раскрыть свои творческие способности, получить новые знания о традиционном празднике русского народа. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся. Активизирует внимание, память, воспитывает интерес к историческому прошлому русского народа. Обучающиеся были очень активны во время проведения урока. Поддерживалась логическая связь между этапами урока.

Воспитательное влияние личности учителя базировалось на доброжелательном отношении к детям. Присутствие гостей использовалось как дополнительный фактор, обеспечивающий важность мероприятия в глазах детей. Все поставленные цели и задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг...