Гроза Двенадцатого года
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Сизикова Наталья Алексеевна

 

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отстоять свою независимость, свои идеалы, что эти люди достойны лучшей доли.

Познавательная задача: дать первичное представление о событиях 1812 года, познакомить с участниками этих событий, их планами и задачами.

Воспитательная задача:пробудить интерес к истории Отечества, патриотизм. Пробудить чувство гордости и любви к людям, вставшим на защиту своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx41.07 КБ
Файл zadaniya_gruppam.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока по теме:

 «Возвращение к библейским истинам»

                                                 История души человеческой, хотя бы

                                                   самой мелкой души, едва ли не любо

                                                  пытнее и полезнее истории целого народа

                                                                                        М. Ю.Лермонтов

Цель  урока:

1. Образовательная - расширение и углубление знаний по истории культуры, связанных с изучением основных библейских понятий.

2. Воспитательная - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из Библии, произведениях художественной литературы, изобразительного искусства, кинематографа.

3. Развивающая - развитие творческого потенциала учащихся через различные виды творческих работ.

Оформление урока, оборудование:

1.    Магнитофон.

2.    Телевизор и ДВД-плеер.

3.    Выставка книг и видеоматериалов.

4.    Репродукции картин художников.

5.    Иллюстрации к Библии Гюстава Доре.

6.    Фотографии кадров из кинофильма П.Лунгина «Остров».

7.    Печатные материалы с основными понятиями по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

В дни Своей земной жизни Спаситель открывал людям вечные истины о Царствии Божием: «Если кто захочет идти за Мною, возьми крест свой и следуй за Мной…Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит»

Реалии современной жизни часто расходятся с правилами морали, нравственности, верой, поэтому наш сегодняшний разговор - о морально-нравственных ценностях, аксиомах, не требующих доказательств, - библейских истинах.

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

Итак, тема занятия « Возвращение к библейским истинам». Наша задача - посмотреть, как библейские мотивы, сюжеты, вечные истины нашли свое воплощение в произведениях художественной литературы, изобразительного искусства, в кинематографе. Сегодняшний урок - это урок-диалог, урок-исследование, урок-размышление. Не случайно в конце темы стоит многоточие, предполагающее ответ, - возвращение кого, куда, к кому.

3.Звучит романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Вопросы для обсуждений и размышлений:

·Какой основной образ прослеживается в этом стихотворении? (образ дороги, «кремнистого пути».)

·   О какой дороге идет речь? (о человеческой жизни, жизненном пути.)

·  У кого еще из русских поэтов, писателей в произведениях встречается образ дороги? (у Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя, А.А. Блока.). Однако следует заметить, что в произведениях этих авторов речь идет об историческом, духовном пути целого народа, государства, страны.

4. Из домашнего задания. Светское и церковное толкование слова ДУША. Душа – внутренний психический мир человека, его сознание, то или иное свойство его характера. В религиозном представлении - нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. (светск.) Душа – это частичка Бога в нас, вместилище Святого Духа. Бог создал ее духовною и живою, разумною и свободною, и она составляет с телом один живой организм (духовн.)

5. Обращение к эпиграфу.

·    Как вы можете прокомментировать высказывание поэта? Почему поэт утверждает, что история человеческой души интереснее истории целого народа?

·    Какие ключевые слова-символы объединяют эпиграф и стихотворение? (Дорога - «кремнистый путь» - история души.)

6. Творческие работы учащихся.

·     Сочинение  «Символический образ дороги».

·      Представление стихотворения «Мой путь»

7. Слово учителя.

Да, душа человеческая - это загадка, тайна. Не случайно говорят, что самое интересное путешествие, которое может совершить человек, - это путешествие внутри себя, и самые большие открытия мы совершаем, постигая собственную душу. Человек может достичь высочайших духовных вершин, а может низко пасть. А бывает и так, что после тяжкого грехопадения душа возрождается к новой жизни, ведь она бессмертна. История христианства знает такие примеры: Мария Магдалина, Мария Египетская, разбойник, попавший в Рай.

8. Из домашнего задания. Толкование слова ПОПЕЧЕНИЕ. Попечение – покровительство, забота.

Попечение о душе. Что входит в это понятие? Почему о душе надо заботиться? («Душа обязана трудиться», «…бодрствуйте, ибо не знаете часа, когда Я приду».)

9. Слово учителя.

Обратимся к Новому Завету. Евангельская притча о блудном сыне описывает историю человеческого падения и покаяния. Это некая схема пути, по которому проходит каждый из нас от греха к Богу. Эта притча справедливо названа Евангелием из Евангелий, и очень точно подмечено: если бы от Евангелий осталась только одна эта притча, то ее было бы достаточно, чтобы нам открылась неисчерпаемая любовь Божия к человеку.

10. Краткий пересказ учащимся притчи. (Музыкальное сопровождение - духовные песнопения.)

11. Слово учителя.

Многие толкователи считают, что правильнее называть «Притчу о блудном сыне» «Притчей о любоблагоутробном отце». Попробуем составить сюжетно-смысловую цепочку: грех - богоотступничество как следствие греха – покаяние - неисчерпаемая любовь Бога Отца - рассудочная «любовь» старшего сына (все слова-понятия в напечатанном виде вывешиваются на доску: богоотступничество, грех, неисчерпаемая любовь Бога-Отца, покаяние, рассудочная «любовь» старшего сына).

12. Из домашнего задания. Светское и церковное толкование понятий ГРЕХ, ПОКАЯНИЕ, ЛЮБОВЬ.

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил, предосудительный поступок (светск.). Грех – это преступление закона Божия, то, что отсекает и отчуждает человека от Бога и от Церкви (духовн.). Покаяние – добровольное признание в совершенном проступке, ошибке (светск.). Покаяние – кардинальное изменение человеческого существа, его возрождение, изменение образа мыслей, отрицание греха всем сердцем (духовн.). Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство (светск.). Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (духовн.).

·    Сравните толкование понятий. Какое более глубокое и почему?

13. Обращение к репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

·    Какой момент сюжетно-смысловой цепочки запечатлен на этом полотне? (Покаяние, Любовь.)

·    Как художнику удалось передать ПОКАЯНИЕ, ЛЮБОВЬ?

14. Слово учителя.

Недавно на экраны страны вышел фильм, который стал сенсацией. Казалось бы, искушенного российского зрителя, привыкшего к боевикам и триллерам, ничем не удивишь. Оказалось, что удивить можно, если говорить о вечном и о главном. Я имею в виду фильм Павла Лунгина «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли.

 Попробуйте связать название фильма с образом дороги. (И дорога, и остров-символические образы человеческой жизни.)

15. Кадры из к/ф «Остров»:

кадр 1 (предательство), вывод: богоотступничество, нарушение Заповедей, один миг.

кадр 2 (покаяние), вывод: возвращение к Богу, вся жизнь.

·    Почему Господь прощает о. Анатолия? (нет грехов непрощенных – есть грехи нераскаянные; Господь прощает о. Анатолия за искреннее покаяние)

·    Что же объединяет библейского блудного сына и о. Анатолия? (Осознание своей греховности, искреннее покаяние, возвращение к Богу.)

·    В чем проявляется Любовь Господа к о. Анатолию? (Ему дается дар прозорливца.)

16. Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». (Читает ученик).

17. Слово учителя.

Дар пророчества - удел избранных; претерпевая тяжкие душевные муки, физические страдания и мучения, простой смертный становится пророком. Для чего? Для того, чтобы «Глаголом (то есть Словом Божиим) жечь сердца людей».

18. Обращение к репродукции картины А. Иванова «Явление Христа народу». (Жизненный путь и духовный подвиг Иоанна Крестителя).

·    Скажите, есть ли в фильме герой, который ассоциируется с образом старшего сына из притчи? (отец Иов).

·    К какому герою вы могли бы отнести призыв Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, ибо, где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (настоятель монастыря, о. Филарет).

19. Творческие работы учащихся по фильму «Остров». (Данный вид работы - часть домашнего задания).

20. Заключительное слово учителя.

Каждый человек, приходящий в этот мир, задает себе вопрос о смысле жизни, о своем предназначении, подобно лермонтовскому Печорину: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Человек создан по Образу и Подобию Божию. Образ Божий дается нам по рождении, а на то, чтобы уподобиться, дается целая жизнь - крестный путь. На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые несут крест Христа, некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, а многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который так и остался блудным сыном, а впереди - вечность.

Обращение к репродукции картины И. Левитана «Над вечным покоем».

·    Какие же слова заменят многоточие после слова ВОЗВРАЩЕНИЕ?

Возвращение – возвратиться-то же, что и вернуться (возвращение грешного, уставшего, заблудшего, но все-таки вставшего на путь покаяния человека к Господу, к Отцу нашему Небесному.)

21. Домашнее задание.

Попробуйте на некоторое время остаться наедине с собой, проанализировать то, что происходит в вашей душе, и написать небольшое эссе, исходя из слов апостола Павла: «Мне не важно, что думают обо мне другие, мне не важно даже, что думаю о себе я сам, мне важно, что думает обо мне Господь».

Список использованной литературы:

Архимандрит Нектарий (Антонопулос) «Возвращение. Покаяние и исповедь». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999

Библия. Новый Завет.

Святитель Василий Великий «Алфавит духовный». Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, М., 2006

Колокольцев Е.Н., Зельманова Л.М. Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 8-9 классы. Произведения изобразительного искусства. Развитие речи. М., Дрофа, 2002.

     

                             Муниципальное образовательное учреждение

                             основная общеобразовательная школа № 122

                             Кировского района г. Волгограда

Конкурс:      Городские Покровские педагогические чтения.

Секция:      Организация   духовно –нравственного  образования и воспитания средствами русского языка и литературы: содержание,   формы и  методы.

Тема : « Духовно – нравственное воспитание обучающихся на  уроках литературы (православный аспект).

                                                         Выполнила:

                                                                        учитель русского языка и

                                                                         литературы  

                                                                  первой    квалификационной категории

                                                                         Енина Алла Алексеевна

                                               



Предварительный просмотр:

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Наполеон Банапард

Наполеоне Бонапарте (так его имя произносилось приблизительно до 1800 г.) свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции достиг звания дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла, а затем командующего Итальянской армией.

В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти.

18 мая 1804 года провозгласил себя императором. Установил диктаторский режим. Учредил новые законы. Развязал войну с соседними странами.

Победоносные наполеоновские войны превратили Францию в главную державу на континенте. Для войны с Россией создал огромную армию, насчитывавшую 600 тыс.человек и 1372 орудия.

1.В каком чине начал свою военную карьеру Наполеон Бонапард?

2.Какое событие в жизни Франции помогло ему прйти к власти?

3.Когда он провозгласил себя императором?

4.Какова была численность армии Наполеона перед нападением на Россию?

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Причины начала войны с Россией

Победоносные наполеоновские войны превратили Франции в главную державу на континенте. 

Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло Наполеону чувствовать себя плновластным хозяином в Европе. Сильная морская держава с

мощным военным флотом давала серьёзный отпор противнику. Наполеон решил «задушить» Великобританию экономически –все подвластные Наполеону страны отказались торговать с Великобританией. Россия продолжала торговлю!

22 июня Наполеон обратился с возванием к войскам, в котором обвинил Россию в нарушении соглашения и назвал нападение на Россию второй(вспомнить смутное время) польской войной, целью которой было воссоздание польского государства на территории России. 

В 2 часа ночи 24 июня 1812 года началась переправа французских войск через пограничный Неман.

  1. Что послужило причиной нападения Наполеона на Россию?
  2. Какую Цель преследовал Наполеон?
  3. Запомните дату начала войны с французами.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Михаил Илларионович Кутузов

Кутузов (Голенищев-Кутузов, светлейший князь Смоленский), Михаил Илларионович - знаменитый полководец (1745 - 1813). Воспитывался в артиллерийском и инженерном корпусе (ныне 2-й кадетский).

Отличался во время 1-й турецкой войны. В 1774 г. при атаке деревни Шумы (близ Алушты) тяжело ранен (пуля ударила в левый висок и вышла у правого глаза). Во время 2-й турецкой войны, при осаде Очакова, Кутузов снова тяжело ранен (1788). В 1790 г., участвуя, под начальством Суворова , в штурме Измаила, Кутузов во главе колонны овладел бастионом и первый ворвался внутрь города. .

Кутузов обладал ясным и тонким умом, твердой волей, глубокими военными познаниями и обширным боевым опытом. Как стратег, он всегда старался изучить своего противника, умел учесть все элементы обстановки и неуклонно стремился к достижению намеченной цели. Главная особенность его военного таланта - осторожность. Глубоко обдумывая каждый свой шаг, он старался брать хитростью там, где применение силы было нецелесообразно. Равновесие его ясного ума и неуклонной воли никогда не нарушалось. Он понимал натуру русского солдата, умел поднимать его дух и пользовался безграничным доверием своих подчиненных.

Кутузов, тем не менее, был в немилости у Александра I и в начале Отечественной войны оставался не у дел. Иначе относилось к нему общественное мнение: на него взирали как на единственного вождя, которому можно вверить руководство русскими армиями в решительной борьбе с Наполеоном. Император уступил общему желанию.

  1. В какой войне прославился Кутузов?
  2. Какие качества стратега помогали ему побеждать?
  3. Какие человеческие качества помогли Кутузову заслужить всенародную любовь?
  4. Как относился к нему Александр?

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Начало войны 1812 года

С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи 12 июня 1812 года, русские войска постоянно отступали.

Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали возможности главнокомандующего русской армией, генерала-  Барклая-де-Толли, подготовить войска к сражению.

Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала Кутузова. Однако и новому главнокомандующему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил.

22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородино, в 125 км от Москвы, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, так как император Александр требовал от Кутузова остановить продвижение императора Наполеона к Москве.

  1. Почему Русская армия вынуждена была отступать?
  2. Зачем Александр призывает  Кутузова?
  3. Как повёл себя Кутузов?
  4. Зачем Кутузову нужен был бой под селом Бородино?

Партизанское движение.

С первых же дней войны в городах шло формирование ополчения(стр.63 учебника) и сбор средств для нужд действующей армии. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило13 тысяч человек. По всей России шел сбор материальных средств для армии.

Крестьяне оказывали помощь армии продовольствием. Они решительно отказывались продавать продовольствие французам, а при приближении неприятеля сжигали дома, угоняли скот, сами уходили в леса. Ещё до Бородинского сражения Наполеон терял ежедневно по нескольку сотен солдат, которые гибли от рук партизан-крестьян.

  После бородинского сражения по инициативнее адьютанта Багратиона  Дениса Васильевича Давыдова было решено придать партизанскому движению организованный характер. Стали создавать армейские партизанские отряды.

Первый из них возглавил сам Денис Давыдов (50 гусар и 80 казаков), другой штабс-капитан Александр Фигнер. Отлично владея французским языком, Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе в захваченной Москве.

  Большую известность приобрёл крестьянский партизанский отряд, организованный крепостным Герасимом Куриным под Москвой(в отряде было 5500человек). Он не раз успешно громил крупные силы регулярной армии Наполеона.

  Отважно действовал крестьянский партизанский отряд Василисы Кожиной крестьянки из Смоленской губернии. Лишь за первый месяц после Бородинского  сражения неприятель потерял от действий партизан 30 тыс. человек. При отсутствии боевых действий пебывая в Москве император терял ежедневно полторы тысячи человек.

1.Когда началось формирование ополчения?

2.Как крестьяне помогали действующей армии?

3.Найди и запомни фамилии и имена офицеров – командиров партизанских отрядов.

4. Найди и запомни фамилии и имена крестьян– командиров партизанских отрядов.

5. Какие ежедневные потери нёс Наполеон «благодаря» действиям партизан

Расширяем словарный запас

Адъютант-Офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.

Ополчение-войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Партизаны-отряды простых людей, которые на захваченной врагом территории боролись за освобождение Родины.

Общество - жители какой-либо страны, которых  связывает их настоящее, их история, их культура.

Государство- организация общества в какой-либо стране.Предусматривает единую территорию, правительство, законы, служба порядка, армия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...

открытый урок "Гроза двенадцатого года".

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года....

Виртуальная экскурсия "Гроза двенадцатого года"

Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Гроза двенадцатого года" ( 3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё От...

Разработка урока по теме" Гроза двенадцатого года»

Разработка урока по окружающему миру по теме "Гроза двенадцатого года". 3 класс по программе "Школа 2100"...

Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"

Форма урока: путешествие. На  уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода.  Для активизации работы использовались: театрализация, групповая...

Презентация к уроку "Гроза двенадцатого года"

Яркая  познавательная презентация к уроку, способствующая активизации работы учащихся....

урок Гроза Двенадцатого года

Урок по теме «Гроза Двенадцатого года» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК « 2100», автор учебника Вахрушев А.А. , Данилов Д.Д....