Звезда - Солнце.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цели:

  • Сформировать представление учащихся о происхождении Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;
  • дать представление о Галактике Млечный Путь;
  • расширить знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о полезных и вредных воздействиях солнечных лучей на человека.
  •  развивать познавательный интерес у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnce_-_zvezda.doc469 КБ

Предварительный просмотр:

                     « Солнце — звезда»

Цели: 

  1. Сформировать представление учащихся о происхождении Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;
  2. дать представление о Галактике Млечный Путь;
  3. расширить знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о полезных и вредных воздействиях солнечных лучей на человека.
  4. развивать познавательный интерес у учащихся.

Оборудование:

  1. Таблица «Солнечная Система»;
  2. глобус;
  3. рисунки детей на тему: «Моя Вселенная».
  4. презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

II. Формирование новых знаний.

1. Вводная беседа.                                                                                                                                        Отгадайте загадку:    

Пусть сияет нам всегда, эта жёлтая звезда!                                                                                                                             Утром смотрит к нам в оконце, золотое наше … (солнце)                                                                                                                                                                    

                                         

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о Солнце)

- Что вы знаете о Солнце? (Ответы детей)  

2. Постановка темы  и целей урока.

- Сегодня мы будем говорить о Солнце. Узнаем:                                                                                   - как оно образовалось;                                                                                                              - как представляли себе Солнце древние люди;                                                                    - что такое Солнечная система, что входит в её состав;                                                      - что такое Галактика Млечный Путь;                                                                                - какую роль оказывает Солнце на Землю.  

3. Рассказ учителя:                                                                                                                                      - Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, который  в 109 раз больше Земли. Оно появилось 4, 6 миллиарда лет назад. Поверхность Солнца очень горячая, около +6000°С, а в его центре + 15 – 20 миллионов градусов С.

Отгадайте загадку:

Раскалён гигантский шар,                                                                                                   Ведь на нём всегда пожар.                                                                                                         Не залить его водой.                                                                                                                  Этот шар зовут … (звездой).

Наше Солнце это звезда, на нём  нет ни твёрдых, ни жидких веществ, там только раскалённый газ.  

                                 

- Известно, что Солнце возникло из большого холодного облака газа и пыли. Сначала образовалось облако, которое, сжимаясь, вращалось всё быстрее и быстрее. Потом оно превратилось в диск. Почти всё вещество облака сгустилось в центре этого диска в большой шар. Именно так, по-видимому, возникло Солнце. По краям диска сформировались меньшие небесные тела, планеты  и луны. Одна из планет – наша Земля.

- Уже в древние времена люди понимали значение солнца. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависела жизнь всего вокруг. Не будь Солнца, не было бы ни животных, ни растений, ни человека. Всё, что видели люди на небе, сравнивали с собой, с частями тела. Так, жители древней Африки считали, что солнце – это человек, у которого светится подмышка. Поднимет он руку – становится светло, наступает день, опустит руку – наступает ночь. Древние китайцы думали что Солнце, это левый глаз великана, а его правый глаз – луна. Древние австралийцы полагали – это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо. От её красоты и доброты людям становится тепло и светло.

- Разные народы называли Солнце по – разному:  в Древней Греции – Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Даждь – бог, или Ярило.

- Вокруг нашей звезды – Солнца обращается 8 планет: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Вместе они образуют Солнечную систему. Если представить, что солнце – большущий арбуз, то Юпитер будет выглядеть крупным яблоком, Сатурн – яблоком поменьше, Уран и Нептун – вишней. Земля и Венера – горошиной, а Марс, Меркурий и Плутон – перловым зёрнышком.

                                 

Отгадайте загадку:

В небе – звёздная дорога,                                                                                                     Звёзд на ней ужасно много.                                                                                                     Нам с дороги не свернуть,                                                                                                       Ярко светит …(Млечный Путь)

- Если в летнюю тёмную ночь посмотреть на небо, то можно увидеть там большое скопление звёзд. Оно похоже на широкую дорогу в небесах, которая делит небо на две половины. Древние греки называли эту дорогу – Млечный Путь, потому что эти звёзды напоминали им тысячи капель молока. На самом деле эта молочная дорога – часть нашей спиральной Галактики.                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Физкультминутка.

Вставайте, если я буду называть космические тела.

Земля, Солнце, река, Луна, дерево, планета, дом, цветок, звезда, комета, кошка, ракета, Галактика, самолет, Юпитер, луноход, Вселенная, метеорит, телескоп.                                                

- Каждый день мы наблюдаем движение Солнца по небосклону. Как вы думаете, Солнце движется вокруг Земли или Земля вращается вокруг Солнца? (Земля вращается вокруг Солнца)

- Действительно, Земля вращается вокруг Солнца. Один оборот она делает за 365 дней. Мы не чувствуем никакого движения, хотя за одну секунду Земля пролетает в космосе 30 км.                          

- Долгое время люди считали, что Солнце движется по небу, а Земля и все другие небесные тела неподвижны. Но потом, благодаря длительным наблюдениям, учёный Николай Коперник установил, что все небесные тела Солнечной системы  вращаются вокруг Солнца – оно центральное светило.

4. Работа с глобусом.

- Солнце светит постоянно, а почему же тогда происходит смена дня и ночи? (Ответы детей)

- Земля движется не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Вокруг Солнца она делает оборот за 365 дней,  а вокруг своей оси – за 1 день, поворачиваясь к Солнцу сначала одной стороной,  потом другой. Поэтому происходит смена дня и ночи.

- Наблюдая за Солнцем, человек стал делить сутки на четыре периода. Какие? (Утро, день, вечер, ночь).                                                                                                                                         - Сторона, где Солнце всходит,  получила название «восток», а где заходит – «запад».                                      

           

- Наблюдения за Солнцем позволили человеку создать первый прибор – солнечные часы. Это плоское приспособление со стержнем в середине. Тень от стержня служит указателем времени.

                                   

Физкультминутка: Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Ведущий называет время суток, дети показывают действия, которые они  выполняют в данное время.  

                                                                                                                                          - Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для нашей планеты? (Ответы детей)

                                        Солнце – источник жизни на Земле.  

     

- Чем опасны солнечные лучи? ( Солнечный удар и ожоги. Солнце иногда служит причиной лесных пожаров и  т. д.)

III. Закрепление пройденного.

- Что такое Солнце? (Солнце – это звезда)                                                                                           - Какую роль Солнце играет в жизни  человека? (Солнце дает тепло и свет)                                                                                               - Где восходит Солнце? (На востоке) А заходит? (На западе)

IV. Творческая работа.

Нарисуйте в своих тетрадях то, что вам больше всего понравилось из нашей беседы о Солнце.

V. Итог урока.    

Выставка рисунков.                                                                                                                             - Что интересного вы сегодня узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар «Солнце — звезда, источник света и тепла на Земле. Луна — спутник Земли. Планеты земной группы».

   Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ...

Почему солнце светит днем, а звезды ночью

Урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России" представленный на конкурс "Учитель года 2012"....

Почему солнце светит днем, а звезды-ночью?

Презентация+конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Почему солнце светит днем, а звезды-ночью?"...

Конспект урока Почему солнце светит днем , а звезды ночью

1.Дать представления детям о формах звёзд.созвездий ,обогощение словаря2. развивать интелектуальны  и ппрактические умения детей.3. Воспитывать наблюдательность и развивать мышление детей.4.воспи...

Звезда по имени Солнце.

Конспект урока по учебнику Н.Я. Дмитриевой "Окружающий мир" 2 класс "Звезда по имени Солнце"....

Солнце - ближайшая к Солнцу звезда.

Урок-исследования для 2 класса по учебнику окр.мира Поглазовой О.Т. 2012г. В архиве технологическая карта, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная пауза, шаблон синквейна....