Лапландский заповедник. Сохранение первозданной уникальности природного памятника.
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) на тему

Мотова Юлия Николаевна

В данной работе моя ученица отразила экологические проблемы, возникшие в настоящее время на территории Лапландского заповедника. Сохранение природы в первозданном виде - неоспоримо во все времена.

 

Чтобы вложить свой личный вклад в сохранение окружающего мира, нужно иметь не только устойчивые знания о нем, но и научиться ставить перед собой проблемные вопросы, искать пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_rabota.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      XIV Муниципальная научно-практическая конференция

                                       школьников «Золотой росток»

                             Уникальные уголки природы.

                               Лапландский заповедник.

                                                                                   Автор: Краснопеева Екатерина Андреевна

                                                                                     4 «Б»   класс МОУООШ № 2

                                                                                    Научный руководитель: Мотова Юлия

                                                                                     Николаевна, учитель начальных классов

                                                                                     МОУ ООШ № 2

                                           ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК

                                                        2011г.

                                     Введение

      Взрослые часто говорят, что самые яркие впечатления у человека связаны с детством. Я с этим полностью согласна.

Вспоминаю свои первые осознанные вопросы, связанные с огромным миром, окружающим меня: «Кто? Что? Где? Когда? Почему?» Вот мы идем с родителями по улице, вижу птичек: «Почему они летают?» А вот в нашей семье появилась собака… и опять: «А почему она лает?»

Я взрослею, учусь, путешествую, и интересующих вопросов становится все больше.  Каждый известный факт хочется поверить, подтвердить собственными наблюдениями, собственными открытиями.

Изучая предмет «Окружающий мир», познакомилась с новыми терминами: «живая» и «неживая» природа, природные ресурсы, экология, краеведение. За этими, уже привычными для всех словами, стоит тесная взаимосвязь природы и человека.

Узнав о создании заповедников, заинтересовалась, существуют ли природоохранные комплексы в нашем крае?

Побывав в одном из самых больших заповедников Мурманской области, послушав рассказы специалистов, собрав много информации, пришла к выводу, что создание таких природных лабораторий – это долгая, кропотливая работа, направленная, прежде всего, на сохранение природы в первозданном виде. Актуальность этой темы неоспорима во все времена.

Чтобы вложить свой личный вклад в сохранение окружающего мира, нужно иметь не только устойчивые знания о нем, но и научиться ставить перед собой проблемные вопросы, искать пути их решения.

Я немного, но ученый…

Я исследую природу,

Путешествую, читаю,

Мир чудес я открываю.

Вот попала в заповедник.

В голове вопросов тьма:

Вот попала в заповедник,

В голове вопросов тьма:

«Что? Зачем? Куда? И сколько?»

Мне ответы дать пора.

Загляну под каждый листик,

По болотам поброжу,

Набреду и на берлогу,

На оленей погляжу.

Много есть во всем секретов,

Постараюсь их раскрыть,

В жизни пестрой даже мелочь

Может чем-то удивить.

Обращаюсь я к жюри,

Меня строго не суди.

Мир большой я познаю,

Что смогу, то расскажу.                                               

Актуальность темы

Охрана живого на Земле не является узкой задачей определенных групп и кругов людей, но является задачей всего человечества и одновременно условием его выживания на планете. В течение всего  XX века  была сформирована развитая система особо охраняемых природных территорий, призванная защитить и сохранить уникальные природные комплексы в процессе развития промышленности, сельского хозяйства и других видов антропогенных воздействий.

Цель работы: изучить роль Лапландского заповедника в сохранении экосистемы.

Основные задачи исследования:

- Изучить историю формирования заповедников России.

- Рассмотреть особенности системы Лапландского заповедника.

-  Выявить меры для сохранения экосистемы природной лаборатории.

Объект изучения: Лапландский заповедник.

Предмет исследования: особенности Лапландского заповедника, его роль и режим охраны.

Методы исследования: изучение литературных источников, источников сети Интернет, интервью и опрос, практическое исследование объекта.

История формирования заповедников России

             Политические изменения в России повлекли за собой почти ничем неограниченное, беспорядочное и массовое истребление лесов, зверей птиц и рыб. Катастрофическое  уменьшение численности многих видов животных, так же как и резкое сокращение площади лесов, стало очевидным в России к началу XX века.

            В это время заповедников в России не было, и она заметно отстала в деле охраны природы от многих передовых стран Западной Европы и Америки. Создавшееся положение вызвало движение за охрану природы, необходимость которой стала очевидной для ученых, общественных людей и государственных деятелей.

           Кольский полуостров, как источник богатых природных ресурсов, привлек внимание исследователей в 20-30 годы XX века. В этот период в наших северных просторах работало около 400 различных экспедиций. Летом 1930 года был построен первый кордон в заповеднике на северном берегу Чунозер. Одним из инициаторов организации Лапландского заповедника и его первым директором был Герман Михайлович Крепс, со дня основания и до последнего дня своей жизни здесь проработал ученый-эколог Олег Измайлович Семенов-Тян-Шанский.

            Так был создан один из самых больших заповедников в Северо-Западном федеральном округе. Территория заповедника расположена в западной части Кольского полуострова в пределах Мончегорского района Мурманской области.  Нынешний директор заповедника Сергей Шестаков. 

           Цель создания заповедника связана с необходимостью восстановления и поддержания численности дикого северного  оленя на Кольском полуострове, а также сохранение в неприкосновенности  лесных массивов полуострова.

Лапландский заповедник – уникальный уголок природы

Географическое положение

           Лапландский заповедник - это четвертый по величине государственный природный заповедник в европейской части России. Расположен на 120–180 км севернее Полярного круга. Территория заповедника представлена одним участком, площадь которого 276435 гектаров, вместе с охранной зоной площадь заповедника составляет около трех тысяч квадратных километров.

         Характерная особенность заповедника состоит в том, что до создания заповедника на его будущей территории никогда не проживали люди, не занимались производственной деятельностью, поэтому практически вся территория заповедника представлена дикой нетронутой природой – основной ценностью заповедника.

            Территория разнообразна, представляет все характерные для Кольского полуострова ландшафты, кроме морского побережья и равнинной тундры. Леса занимают 55 % территории заповедника, горные тундры и скалы 32 %, озера и реки 3 %, болота 8 %.

Леса

            Леса в заповеднике естественного природного происхождения, относятся к старовозрастным особо ценным лесам, которые образованы в основном тремя древесными породами со следующим распределением по площади: сосна Фриза (30 %), ель сибирская (46 %) и береза пяти видов (24 %): бородавчатая, субарктическая, извилистая, карликовая.  К ним в незначительном количестве добавляются рябина, серая ольха, козья и двуцветная ивы, а местами, небольшими группами, осина. Средний возраст деревьев сосны - 140 лет, ели - 200 лет, березы - 45 лет. Средняя высота деревьев сосны и ели до 15 метров и 20-30 см в диаметре. Отдельные деревья сосны достигают высоты 28 метров и 72 см в диаметре, ели – 28 метров и 36 см соответственно. Возраст таких деревьев около 500-600 лет.

           Основные типы леса сосняк черничный, сосняк брусничный, ельник черничный. Особое значение имеют редкий тип леса ельник лишайниковый.

Озерно-речная система

           В заповеднике имеется восемь озерно-речных систем, несколько рек от истока до устья протекают по заповеднику. Во всех реках и озерах  вода чрезвычайно мягкая, что объясняется отсутствием известняков (как и других осадочных пород) и слабым химическим выветриванием горных пород. 

Растительный мир

           По данным последней инвентаризации в заповеднике насчитывается:

617 видов сосудистых растений; 386 видов моховидных; 611 видов лишайников;

287 видов грибов и слизевиков.

 Из сосудистых растений, произрастающих в заповеднике, 5 видов занесено в Красную книгу России:

вудсия альпийская; полушник озерный; кизильник киноварно-красный; калипсо-луковичная; пальчатокоренник Транштейнера.

Животный мир

          В заповеднике обитает 31 вид млекопитающих, в том числе: дикий северный олень; лось;

бурый медведь; волк; лисица; куница; ласка; норка американская; росомаха; бобр европейский; заяц беляк; белка; ондатра; норвежский и лесной лемминги.

          Благодаря охранным мероприятиям прекрасно себя чувствует крупнейшее в Скандинавии стадо дикого северного оленя, численность его сейчас более 1000 животных. Европейский бобр, популяция которого на Кольском полуострове была уничтожена еще в 19 веке, был реакклиматизирован в Лапландском заповеднике в первые годы работы заповедника, численность его стабилизировалась.

         Птиц, живущих постоянно в заповеднике и гнездящихся здесь, перелетных и отмеченных на пролете, насчитывается 198 видов.

 Характерными для региона считаются 5 видов куриных:глухарь; тетерев; рябчик; белая и тундряная куропатки.

 5 видов крупных хищных птиц, гнездящихся в заповеднике, занесены в Красную книгу России: беркут; орлан-белохвост; соколы кречет и сапсан; скопа.

        Суровые условия обитания позволяют лишь 20 видам птиц зимовать регулярно, 22 вида зимуют лишь при наличии корма (дятлы, клесты, совы и другие).

       Более половины гнездящихся в заповеднике птиц являются перелетными, и на зиму улетают в Западную и Южную Европу: краснозобая и чернозобая гагары; кряква; чирок-свистунок; гоголь; лебедь-кликун; гусь-гуменник; горихвостка; дрозды рябинник и белобровик; мухоловка-пеструшка; чечетка обыкновенная; дербник и другие.

 В Экваториальную Африку улетают на зиму некоторые певчие птицы.

 В заповеднике живут два вида рептилий: гадюка и живородящая ящерица;

Один вид амфибий — лягушка травяная.

 Из 15 видов рыб, обитающих в заповеднике, 6 принадлежат к семейству лососевых, распространенными являются щука, окунь, сиг.

           Заповедник является практически единственным местом на Кольском полуострове, где еще обитает в некоторых реках и ручьях жемчужница европейская – моллюск, занесенный в Красную книгу России. 

Проблемы загрязнения среды

          В прошлом учебном году, изучив тему «Уникальные уголки природы Мурманской области», мы решили побывать в Лапландском заповеднике. И в сентябре этого года экскурсия состоялась. Подъезжая к Мончегорску, обратила внимание на то, что вокруг города растительность почти отсутствует.

          Познакомившись с общей характеристикой Лапландского заповедника в литературных источниках, сети Интернет, я не обратила особого внимания на его месторасположение. Но, увидя непосредственную близость заповедника с далеко не радостной картиной  прилегающей зоны к городу, где расположен комбинат «Североникель», возник  закономерный вопрос: «Существование рядом двух противоположных по значению объектов - не парадокс ли?».

          С этим вопросом я и обратилась к научным сотрудникам заповедника. Действительно,  данный природоохранный комплекс был образован в близости комбината «Североникель», являющегося одним из крупнейших в мире производителем никеля. Он известен как канцероген для пищевого тракта и дыхательных путей. Накапливается в организме в течение жизни, потенциально опасен при любых концентрациях в окружающей среде. В этом смысле он аналогичен радиоактивным элементам.

           Естественно, что месторасположение такого комбината отрицательно сказывается на экологическую систему заповедника.

Вредное воздействие проявляется:

  1. В загрязнении воздуха.

Это и отопительные системы, и горящий мусор, и двигатели внутреннего и внешнего сгорания, особенно двигатели реактивных самолетов. Очень мощным источником являются  также лесные пожары.

  1. В загрязнении поверхностных и грунтовых вод.

Промвыбросы и промстоки комбината «Североникель». Металлсодержащие частицы осаждаются либо непосредственно на воду, либо на почву, а зимой на снег, откуда весной, при таянии снега, смываются в озера.

 Интересно, что еще в 1972 году были опубликованы данные о сравнительной санитарно-гигиенической ценности воды в разных районах Кольского полуострова, из которых следует, что вода Мончегорского района — наихудшая по ионному составу.

  1. В загрязнении почв.

 Фоновое содержание в лесной почве (лесной подстилке, верхнем органогенном горизонте) составляет: никеля — 25—50 мг/кг, меди — 25 мг/кг сухой почвы.

  1. В загрязнении и угнетении растительности и животного мира.

Особенно чувствительны к загрязнению воздуха эпифитные лишайники, т. е. растущие на деревьях Значительно устойчивее наземные, ягельные лишайники. Горы вокруг комбината покрыты довольно пышным ягельным покровом. Эти лишайники, сохраняя жизнеспособность, поглощают из воздуха и накапливают в своих тканях громадные количества загрязнений: серы и металлов. Это делает их опасными для оленей, которые зимой в основном питаются ягелем.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ                                              ЛАПЛАНДСКОГО ЗАПОВЕДНИКА

              Для того чтобы избежать подобных последствий вмешательства в жизнь окружающей нас природы, мы должны очень хорошо знать взаимосвязи природных процессов во всех естественных ландшафтах. Разработкой научных основ сохранения и воспроизводства природных ресурсов на основе познания этих процессов занимаются научные сотрудники Лапландского заповедника.

              Надо отметить, что предложения о включении в территорию участков с ненарушенными экосистемами, расширения его охранной зоны и в связи с продолжающимся снижением ценности заповедной территории под воздействием выбросов комбината "Североникель" уже давно рассматриваются в среде специалистов-природоохранников и представителей общественности. В качестве "экстремального" варианта таких предложений надо рассматривать идею о "переносе" заповедника в малоосвоенные районы в восточной части Кольского полуострова. Более "мягкий" вариант предусматривает расширение заповедника в северо-западном направлении. Надо отметить, что этот вариант уже был частично реализован в 1983 г., когда площадь заповедника была увеличена на 129577 га за счет западных и северо-западных территорий.

               20 лет назад решением ЮНЕСКО Лапландский заповедник был включен в сеть международных биосферных резерватов. Если до 90-х годов охраняемые территории должны были защищать природу от человека, то теперь, с принятием в 1995 году ЮНЕСКО Севильской стратегии положение изменилось: охраняемые территории должны служить людям. На это направлены и все проекты, по которым сегодня работает заповедник. Взаимопонимание с Кольской компанией определило политику в области экологической безопасности и совместных действий по восстановлению окружающей среды. Кольская АЭС осуществляет радиационный контроль на юге заповедника. Эти предприятия помогают создать эколого-экскурсионный комплекс. Привлечение туристов - одно из современных направлений работы заповедника.

             Охрана природы в современном понимании — это, прежде всего, разумное использование природных богатств. Разумно использовать — значит давать возможность природе восстанавливать, восполнять взятое человеком. Лес обладает замечательной способностью расти, рыбы, птицы, звери — размножаться. Необходимо строго охранять эти воспроизводительные возможности природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя особенности Лапландского заповедника, его работы, я убедилась в правильности народной мудрости, которая гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поездка в заповедник, живой диалог с научными сотрудниками, заставили меня по-другому оценить важность сохранения этого живописного уголка природы.

             Богата, неповторима и по-своему прекрасна природа Кольского Севера. Опутанные облаками горы, чистые порожистые реки, многочисленные озера, зеленые массивы лесов, берега, омываемые Баренцевым и Белым морями – вот пейзаж, окружающий жителей Заполярья. Необходимо сохранять характерное, типичное, потому что именно оно отражает сущность, многогранность природы нашего края.

Очевидна необходимость иметь эталоны всех основных экосистем и, следовательно, совершенствовать и расширять заповедную сеть. Это определяет быстрое увеличение количества заповедников, природных национальных парков, создающихся в нашей стране.

Являясь членом актива школьного объединения «Северная Олимпия»,  внесла предложение рассмотреть данную тему в классных коллективах. Уверена, что мои сверстники осознают важность сохранения окружающей среды и, может быть, в будущем кто-то из нас захочет стать экологом, биологом, исследователем в данной области.

Список литературы

  1. Иллюстрированный атлас России. ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест». 2005. с. 30.
  2. Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России. Под ред. академика РАН В.Е. Соколова. М.: Янус – К. 1997. с 11.
  3. Сайты сети Интернет.

Лапландский заповедник.

Сохранение первозданной уникальности природного памятника.

Автор: Краснопеева Екатерина Андреевна

Россия, Мурманская область, г. Полярный

МОУ ООШ № 2

4 «Б» класс

                         Цель работы: изучить роль Лапландского заповедника в сохранении экосистемы.

Основные задачи исследования:

- изучить историю формирования заповедников России;

- рассмотреть особенности системы Лапландского заповедника;

-  выявить меры для сохранения экосистемы природной лаборатории.

Объект изучения: Лапландский заповедник.

Предмет исследования: особенности Лапландского заповедника, его роль и режим охраны.

Методы исследования: изучение литературных источников, источников сети Интернет, интервью и опрос, практическое исследование объекта.

                                               Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.

 Природа — неиссякаемое средство оздоровления людей. Невозможно переоценить эстетическое значение природы. Тысячелетиями вдохновляет она не только величайших мыслителей, поэтов, музыкантов, художников, но и обычных людей.  Любовь к родной природе, к малой родине — один из источников патриотизма. Мы должны сохранять природу для человека сегодняшнего дня и грядущих поколений.

АННОТАЦИЯ

Природа — неиссякаемое средство оздоровления людей. Невозможно переоценить эстетическое значение природы. Тысячелетиями вдохновляет она творчество величайших мыслителей, поэтов, музыкантов, художников. Любовь к родной природе — один из источников патриотизма. Мы охраняем природу для народа, для человека сегодняшнего дня и грядущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уникальные природные комплексы России

Данная презентация поможет учителю рассказать об интересных природных комплексах России: озеро Байкал, столбы выветривания, леса Коми, Кунгурская ледяная пещера и  многое другое....

Природные памятники Владимирской области

Презентация к уроку Окружающего мира...

Природные памятники и заказники НАО

         Данная презентация поможет учащимся познакомиться с природными памятниками и заказниками Ненецкого автономного округа, бережно относиться к природно...

Конспект урока английского языка по теме "Животные Лапландского заповедника"

Урок для 4 класса по теме: «Животные».Тип урока - применение практических знаний и умений. Вид урока - урок- экскурсия. На уроке активизированы полученные ранее знания по грамматике (степе...

Использование этнокультурных ресурсов региона (исторических, литературных, природных памятников) в преподавании русского языка

Применение метода виртуальной экскурсии на уроках будет способствовать эффективному формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий...

Научно-исследовательская работа на тему " Природные памятники нашей республики"

Научно- исследовательская работа о памятнтках культуры и народного наследия РСО-Алании....

Паспорт проекта "Природные памятники моего края"

Паспорт проекта "Природные памятники моего края"....