Научно-исследовательская работа на тему " Природные памятники нашей республики"
проект (1 класс)

Цопанова Алла Николаевна

Научно- исследовательская работа о памятнтках культуры и народного наследия РСО-Алании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

XII конкурс исследовательских работ и проектов

дошкольников и младших школьников

«Я познаю мир»

(в рамках Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»)

Направление: география

Тема: «Природные памятники нашей республики»

Кулов Батраз Георгиевич

МБОУ СОШ №3 г. Владикавказ

Республики Северная Осетия-Алания

1 класс

Научный руководитель:

Цопанова Алла Николаевна

учитель начальных классов

высшей категории

г. Владикавказ, 2017/2018 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….

  1. Памятники природы РеспубликиСеверная Осетия-Алания. Что это такое и зачем нужно их создавать?
  1. Памятники природы Республики Северная Осетия-Алания
  2. Типы памятников природы…..
  3. Значение памятников природы……

2. Что знают ученики 1-х классов о памятниках природы нашей республики?...............................................................................................................

4.  Памятники природы г. Владикавказ.Как их охраняет государство и что должны делать школьники?....................................................

Заключение……………………………………………………………….

Библиография

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в мире, полном новейших компьютерных технологий, научных новшеств. Однако, несмотря на все блага современной жизни, мы рождены природой, и, не замечая ее красоту в суете повседневных будней, стараемся связать свой отдых с местами, не тронутыми современностью, которых с каждым годом становится все меньше.

В Республике Северная Осетия-Алания так же, как и в других республиках и краях нашей страны есть много экологических проблем. Чтобы справиться с ними, очень важно, чтобы каждый ее житель изучал природу республики, был знаком с природными памятниками, задумывался над экологическими проблемами, а также знал, какое участие принимает государство в решении этих вопросов. Каждый житель может помочь государству, принимая активное участие в охране природы родного края.

К числу наиболее серьезных относятся экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется воздух, вода, почва. Главная причина экологических проблем – экологическая безответственность людей. Последствия самые нежелательные — исчезают растения, животные, разрушаются ландшафты, ухудшается здоровье людей.

Именно поэтому особую важность в настоящее время приобретает экологическое воспитание.

В последнее время особую роль в деле охраны природы приобретает созданиев республике памятников природы и организация их охраны.

Согласно литературных источников, памятниками природы объявляют необычные или очень красивые объекты живой и неживой природы, например, пещеры, водопады, парки, скверы и много другое. Все они неповторимы и, как правило, имеют научную, историческую или культурную ценность. Разрушить их очень легко, поэтому называя эти уникальные объекты памятниками природы, государство берет их под охрану. Самые ценные их них становятся памятниками природы всероссийского значения. Есть памятники природы регионального или местного значения.

Данная тема из года в год приобретает все большую актуальность.

В изучении и охране памятников природы родного края хорошими помощниками взрослым могут быть и дети, потому как именно с детства человеку прививается любовь к природе, разъясняется ее значимость, ценность природных памятников, желание и умение оберегать их от вредоносных воздействий.

В связи с вышеизложенным, при выполнении исследовательской работы, мы определили для себя следующую цель:

определить, какие памятники природы есть у нас республике и в г. Владикавказ и, в дальнейшем, принимать активное участие по их охране.

Для достижения поставленной цели мы выделили следующие

задачи:

1. Выяснить, что такое памятники природыи найти ответы на вопросы:

  • Зачем создаются памятники природы?
  • Изучить природное значение памятников природы?
  • Сколько и какие памятники природы есть в нашей республике?
  1. Выяснить, что известно о памятниках природы нашей республики младшим школьникам.
  2. Исследовать памятники природы, имеющиеся в г. Владикавказе и предложить программу мероприятий по их охране школьниками.

Гипотеза: каждый природный и культурный объект является уникальной достопримечательностью со своей исторической значимостью.

 

Объект исследования—охрана природы в республике.

Предмет исследования —изучение памятников природы  

г. Владикавказа и посильное участие младших школьников в мероприятиях по их охране.

1.ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ.ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ СОЗДАВАТЬ?

  1. Памятники природы Республики Северная Осетия-Алания

Во всем мире люди доброй воли пришли к выводу о том, что во имя спасения человечества необходимо остановить экологический произвол и делать все для спасения окружающей природы.

Республика Северная Осетия-Алания является одним из самых живописных уголков Северного Кавказа, но, как и большинство регионов, ее не миновали серьезные экологические проблемы, связанные с высоким уровнем химического, радиационного и другими видами загрязнения, разрушением природных комплексов, исчезновением или снижением численности представителей живой природы. Чтобы будущие поколения наших земляков могли, как и мы любоваться неповторимыми красотами нашего края, очень важно, чтобы уже сегодня охрана природы стала потребностью и долгом каждого его жителя. И как здесь не вспомнить слова К. Паустовского: «Надо охранять природу во всех ее видах. Охранять прекрасный родной пейзаж, тот пейзаж, который сыграл и играет огромную роль в формировании характера народа, в том, что этот народ бесконечно талантлив и мужественен».

Важной формой охраны природы является создание особо охраняемых природных территорий, которые относят к объектам общенационального достояния. В Республике Северная Осетия-Алания из числа особо охраняемых территорий, общая площадь которых равняется 13 тысяч кв.км, созданыСеверо-Осетинский государственный природный заповедник, Национальный парк «Алания», Государственные ландшафтный и охотничьи заказники. Кроме того, на территории республики находится 216 объектовкоторым присвоен статус памятников природы республиканского значения. Есть и другие уникальные природные объекты, не внесенные в перечень памятников природы Республики Северная Осетия - Алания.

Северная Осетия богата природными объектами и памятниками природы: «оазисы» древней флоры и фауны (обнажения с отпечатками растений и ископаемых животных), торфяные болота Тарское и Чефанзар, высокогорные каровые, ледниковые и подземное карстовое озера, замечательные каньоны Ахсинта и Кадаргаван, старовозрастные деревья, таинственные пещеры, даже с подземным водопадом (Суадагская), многочисленные минеральные источники, родники с высоким дебитом и др.

Автор этих произведений сама природа. Она как скульптор и пейзажист создала пики горных утесов альпийского рельефа, причудливые столбы и кольцо-скалу в Унальской котловине, каменные грибы... Известный немецкий ученый-энциклопедистАлександр фон Гумбольдт говорил, что природные феномены нужно охранять именно как памятники. Что же такое памятники природы?

Памятники природы — это примечательные или особо типичные рощи, участки лесов и долин, отдельные объекты: валуны, деревья-долгожители, озера, водопады, пещеры.Понятие памятники природы широко вошло в жизнь с выхода в 1921 году декрета «Об охране памятников природы, садов и парков». Уже тогда было отмечено, что неприкосновенными могут быть объявлены участки природы и ее отдельные произведения, «представляющие научную, культурно-познавательную и историческую ценность, нуждающиеся в охране». При этом подразумевалось, что к памятникам относятся небольшие уникальные территории, а более значительные объявляются заповедниками и национальными парками.

Охрана памятников природы начинается с выявления и учета того, что достойно и требует неотложной охраны. На те объекты, которые хотят объявить памятниками природы, заполняются паспорта с их характеристикой, чтобы было ясно, чем они интересны и в чем их ценность. Организации-землепользователю вручают охранное свидетельство, возлагая тем самым ответственность за охрану объекта.

1.2.Типы памятников природы

В Северной Осетии выделены несколько типов памятников природы.

Комплексные памятники природы (ландшафтные) — уникальные по живописности и происхождению. В них отдельные достопримечательные природные объекты-компоненты (растения и их сообщества, формы рельефа, водоемы, животные и т. д.) объединены в единый ландшафт.

Геологические памятники природы (палеонтологические) — это опорные и классические обнажения горных пород, позволившие установить их возраст; местонахождения ископаемых остатков растительных или животных организмов и редких минералов; выходы полезных ископаемых, известные в единственном или ограниченном числе; участки с выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород.

Гидрологические памятники природы— достопримечательные озера (ледниковые, карстовые), минеральные источники, необычные родники, водопады, ледники и т. д.

Геоморфологические памятники природы— уникальные, характерные или живописные формы рельефа, каньоны, карстовые образования (пещеры, гроты), оползни, валуны, скалы необычной формы.

Ботанические и зоологические памятники природы— места обитания редких растений и животных и сами виды, отдельные необычные и старовозрастные деревья, эталоны зональной растительности, примечательные и экзотические рощи, виды из Красной книги, реликтовые, эндемичные и некоторые редкие иноземные растения

Наконец, существуют и природно-исторические объекты или местности, с которыми связаны жизнь и деятельность исторических личностей или важные события. Из памятников этой группы можно упомянуть памятные деревья -одни из них напоминают о Пушкине, Хетагурове, другие считались священными еще у наших предков и овеяны легендами у современников. Историко-мемориальное значение могут иметь именной грот, родник, скала и камень с памятной надписью (валун Дзлиевых у с. Хидикус).

        Охране подлежат и природные объекты, входящие в состав памятников истории и культуры, например, ландшафтное окружение древних городищ, крепостей, храмов, поселений, бытовых сооружений. Особого внимания заслуживают ландшафты вокруг историко-мемориальных и других памятных мест. Природная составляющая присутствует и в военно-исторических памятниках.

1.3.Значение памятников природы

По своему значению, памятники природы можно отнести к особым ресурсам природы, удовлетворяющим потребности науки, эстетики, имеющим просветительное и оздоровительное значение. Научное значение памятников природы состоит в том, что они являются удобными объектами для изучения прошлых или настоящих явлений природы, эстетическое — заключается в их свойстве пробуждать и развивать в человеке чувство прекрасного.

        Итак, памятники природы — это объекты природы, выделяемые как особо охраняемые территории небольшого размера с их непосредственным окружением.

Охрана природы тесно связана с охраной ее памятников — наиболее распространенной формой охраны уникальных природных объектов, призванных, как заповедники и заказники, сберечь ее выдающиеся творения, которые являются памятниками природы.

Итак, ответить на все поставленные вопросы нам удалосьпознакомившись с книгами о памятниках природы, просмотрев интернет-ресурсы и видеоматериалы.

2. ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ В Г. ВЛАДИКАВКАЗ. КАК ИХ ОХРАНЯЕТ ГОСУДАРСТВО И ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИКИ?

На следующем этапе исследования мы выделили из общего списка памятников природы те из них, которые имеются в г. Владикавказе. На сегодняшний день в г. Владикавказ есть 19 природных памятников. Это:

1.Отпечетки рыб в третичных глинах г.Владикавказ, вблизи Попова Хутора;

2. Орджоникидзевское месторождение лечебной грязи тереклит г.Владикавказ, район санатория «Осетия»;

3. Пушкинский сквер г.Владикавказ;

4. Бульвар на проспекте Мира г.Владикавказ;

5. Комсомольский парк г.Владикавказ;

6. Парк культуры и отдыха им. К.Л. Хетагурова г.Владикавказ;

7. Реликтовое дерево гинго г.Владикавказ, ул. Тамаева, 46;

8. Редантский сосновый лесопарк г.Владикавказ;

9. Владикавказский дендропарк г.Владикавказ;

10. Чернореченский лесопарк г.Владикавказ;

11. Тисс ягодный г.Владикавказ;

12. Тургеневский сквер г.Владикавказ;

13. Гвардейский парк г.Владикавказ;

14. Ворошиловский сквер г.Владикавказ;

15. Детский парк им. Жуковкого г.Владикавказ;

16. Сквер у Дворца металлургов г.Владикавказ;

17. Сквер по ул.Пожарского г. Владикавказ;

18. Бульвар по ул.Титова г. Владикавказ;

19. Бульвар у железнодорожной больницы г. Владикавказ;.

 Оказалось, что ближе всего к нашей школе находятся Бульвар на проспекте Мираи парк культуры и отдыха им. К.Л.Хетагурова.

Вместе с учительницей мы посетили их, и разработали программу по их охране, которая включает в себя изучение состояния памятников природы и то, как к ним относятся жители г. Владикавказ.

3. ЧТО ЗНАЮТ УЧЕНИКИ 1-Х КЛАССОВ

О ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ?

Мне удалось выяснить о памятниках природы родного края очень многое. На следующем этапе нашего исследования мы решили выяснить, а что известно об этой форме природоохранной деятельности моим сверстникам. Для этого мы составили анкету и предложили ее заполнить учащимся моего и параллельного классов. Заполняя анкету, ребята не подписывали свою фамилию. Это было предложено для того, чтобы они не стеснялись давать честные ответы.

Анкета включала следующие вопросы:

1. Тебя волнуют экологические проблемы г. Владикавказа?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. Известны ли тебе организации, занимающиеся охраной природы?

а) да

б) нет

  1. Знаешь ли ты, что называют памятниками природы?

а) да

б) нет

  1. Известные тебе какие-либо памятники природы Северной Осетии?

а) да

б) нет

  1. Хотел бы ты принять участие в охране природы родного края?

а) да

б) нет

в) не знаю

Полученные результаты мы посчитали, выразили их в процентах и занесли в таблицу 1.

Таблица 1.

Результаты анкетирования

в 2-х 1 классах  МБОУ СОШ№ 3г. Владикавказа

(65 учащихся)

Вопросы

анкеты

Варианты

ответов

Мальчики

Девочки

Средние

данные

1. Тебя волнуют экологические проблемы

г. Владикав-каза?

Да

91%

88%

89,5

Нет

3%

5%

4%

не знаю,

что ответить

6%

7%

6,5%

2. Известны ли тебе организации, занимающиеся охраной  природы?

Да

54,8%

58,4%

27,2%

Нет

46,2%

41,6%

72,8%

3. Знаешь ли ты, что называют памятниками природы?

Да

41%

48%

44,5%

Нет

59%

52%

55,5%

4. Известные тебе какие-либо памятники природы Северной Осетии?

Да

15%

18%

16,5%

Нет

85%

82%

83,5%

5. Хотел бы ты принять участие в охране природы родного края?

Да

90%

100%

95,5%

Нет

8%

0

4%

не знаю,

что ответить

1%

0

0,5%

                                          Выводы

К сожалению, современные школьники, в своем большинстве, не подозревают об экологических проблемах республики, не знают о способах природоохранной деятельности. На мой взгляд, главная причина таких результатов заключается в том, что:

 - во-первых, объем подобной информации на уроках ограничен программами учебных предметов;

- во-вторых, в школах города редко организуются и проводятся мероприятия по исследованию и охране природы родного края, в том числе и г. Владикавказ, что не дает возможности учащимся приобрести личный опыт в их осуществлении, проявить заинтересованность и творчество

Библиография

1.Базулина И.В. Развитие экологической культуры школьников на занятиях под открытым небом: Начальная школа ,2005,№12 с.33-35

2.Бероев Б.М. Экологическими тропами Северной Осетии.Владикавказ,1993.

3.Будун А.С. Природа, природные ресурсы Северной Осетии и их охрана. Владикавказ

4. Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед. наук. Л., 1994, с.12-17.

4.Бойко Л.А .Воспитания экологической культуры детей: Начальная школа. 2005,№6 с.79-82

5.Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11

6.Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.

7.Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126.

8.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981, с.21-31.

9.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с.84-92.

10.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38.

11.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО, 1999, с.3-15.

12.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.: Просвещение, 1986, с.11-18.

13.Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников: Начальная школа, 2000, №7 с. 56-57

14.Попов К.П. Памятники природы Северной Осетии.Владикавказ,1994.

15.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975, с.41-46.

16.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000, с.38-86.

17.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986, с.31-49.

18.Склярова Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников: : Начальная школа ,2005,№7с.113-114

  1. Нормативные документы:

— Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ приказ Минприроды РФ от 25 января 1993 г. N 15

 — Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 февраля 2008 г. N 31 "О памятниках природы Республики Северная Осетия-Алания"

http://krasotyrossii.ru/dostoprimechatelnosti-severnoy-osetii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока башкирской литературы на тему "Уфа -столица нашей республики"

Урок на башкирском языке по развитию речи. Построен на основе ФГОС. Будет полезен учителям начальных классов....

Организация групповой работы по теме "Природные зоны нашей Родины".

Данная творческая разработка показывает организацию групповой работы по теме "Природные зоны нашей Родины"....

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

           Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...

Презентация по теме "Природные памятники моего края"

Работа включает в себя презентацию по теме "Природные памятники моего края", состоящую из частей....

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...