Наши пернатые друзья
методическая разработка по окружающему миру по теме

Внеклассное мероприятие для младших школьников.

внеклассное мероприятие для младших школьников

 

Цели и задачи:

1.      Формировать экологическую культуру школьников;

2.      Способствовать  пониманию значимости окружающей среды для человека;

3.      Познакомить обучающихся с разновидностями народного творчества;

4.      Расширить кругозор детей;

5.      Способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся средствами внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pernatye_dryzja.rar26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Груздева Е. Г.

Учитель географии МБОУ «Лицей №36»

(г. Осинники) Кемеровской области

Наши пернатые друзья

внеклассное мероприятие для младших школьников

Цели и задачи:

  1. Формировать экологическую культуру школьников;
  2. Способствовать  пониманию значимости окружающей среды для человека;
  3. Познакомить обучающихся с разновидностями народного творчества;
  4. Расширить кругозор детей;
  5. Способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся средствами внеклассного мероприятия.

Оформление кабинета:

Выставка книжек-самоделок « Наши пернатые друзья» (дети самостоятельно изготавливали эти книжки и работали  с ними на уроках природоведения и внеклассного чтения); уголок «Их нужно сберечь» в которую помещены  охранные грамоты животных, Красная книга России, Кемеровской области.

Оборудование: запись произведения П. И. Чайковского «Подснежник. апрель» из цикла «Времена года», запись «Голоса птиц», карточки для проведения игры, Красная книга России, Кемеровской области, костюмы совы, иволги, кукушки, соловья; народные костюмы, выпечка в виде птиц «Жаворонки».

Ход мероприятия

 

Учитель

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено времени года, которое вдохновляло многих писателей, поэтов  и композиторов на создание прекрасных произведений.

Вот как почувствовал это время года П. И. Чайковский (звучит произведение П. И. Чайковского «Подснежник»).  Какие ощущения возникли у вас при прослушивании этого произведения?

Вот что об этом времени года сказал поэт Михаил Пляцковский:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами…

О каком времени года рассказал поэт? Как определили? Какие весенние приметы знаете вы? (дети называют приметы).

Весна это тысячи звуков: это и весенняя капель и звонкий ручеек. На фоне этих звуков выделятся хор, который мы сейчас с вами послушаем, а вы попытайтесь узнать солистов этого хора. Звучит запись «Голоса птиц»

- Что вы услышали?

- Кого из солистов хора вы узнали?

Сегодня о птицах мы поговорим особо, ведь что за весна без птиц!

Но для начала посмотрим, хорошо ли вы знаете птиц, живущих с вами рядом. Действительно ли  вы такие внимательные и наблюдательные

Игра «Знатоки птиц»

На карточках записаны слова: кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, соловей, чирикает, стрекочет, каркает, поёт, кукует, пищит.

                       

Кукушка

Синица

Сорока

Воробей

Ворона

Соловей

Названия птиц помещаются в один столбик:

Перед началом игры коллективно вспоминаем как поют эти птицы, устанавливаем особенности пения каждой птицы.

Пищит

Поёт

Каркает

Стрекочет

Чирикает

Кукует

 Затем выбираются 2 человека – непосредственные участники игры. Ребятам предлагается в течение 30 секунд запомнить порядок расположения птиц. Затем название птиц закрываются, и участники игры стараются по памяти              расставляют карточки, на которых написаны особенности прения каждой птицы.

Пока 2 человека расставляют карточки вопросы к классу:

- Что означает кукование кукушки?

- Какая птица прилетает с юга первой?

- Какая птица выводит птенцов зимой?

                         - Какую птицу называют лесным доктором?

                         - Какую птицу называют лесной кошкой? За что?

Проверка результатов работы. Проверяется  расстановка карточек на соответствие.

Работа с материалами выставки «Наши пернатые друзья»

Молодцы! А теперь посмотрите на нашу выставку. Сюда «слетелось» много птиц. Назовите их. На какие две группы можно разделить этих птиц? (осёдлые, перелётные)

Что вы знаете об осёдлых птицах?

Расскажите, как вы им помогали зимой  (рассказы детей)

Тяжело приходится птицам в суровое зимнее время. Многие из них гибнут от голода и холода, многих истребляют сами люди. Некоторые виды птиц находятся вообще на грани исчезновения. Послушайте, что об этом говорят сами птицы.

Рассказ совы (рассказывает ребёнок в костюме совы)

У «любителей природы» мы - птицы вызываем особый интерес. Кому- то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, к кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим немалую, уничтожая грызунов. Сколько уже моих пернатых собратьев люди уже никогда не увидят! Так последний странствующий голубь умер в начале 20 века в зоопарке. Этих птиц люди убивали ради вкусного мяса. Уже нет ни одного Мо. Эту птицу, достигающую высоты 3,5 метра уничтожили в 19 веке. На острове Мадагаскар в 17 веке исчезли последние эпинорисы. За последние 200 лет с лица Земли исчезли более 150 видов птиц. Из за загрязнения почвы птица скопа всё чаще откладывает яйца без скорлупы или с такой хрупкой скорлупкой, которая не выдерживает веса птицы во время высиживания.

Работа с материалами уголка «Их нужно беречь»

Люди очень долго уничтожали то, что им дала природа. Но, в конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную.

- Что вы знаете об этой книге? (высказываются все дети)

История создания Красной книги

1 ребёнок

В 1948 г. в небольшом городке Фонтенбло  на международной конференции был основан Международный союз охраны природы, преобразованный вскоре в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Одной из основных задач союза было выявление  видов животных и растений, находящихся на грани исчезновения и требующих незамедлительной заботы человека и разработки рекомендаций по их спасению. С этой целью в 1949 г. была создана постоянная Комиссия службы спасения, получившая название Комиссия по редким видам. В нее вошли видные  зоологи из различных стран мира. Комиссия проделала огромную работу. Ее целью было составить мировой список редких и исчезающих видов животных с пояснениями  и указать причины такого состояния.

2 ребёнок       

Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет напряженного труда. Она вышла в свет в 1963 г. в двух томах, первый из которых включал сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих, а во втором - о 312 видах и подвидах птиц. Каждому виду отводилась отдельная страница, где в сжатой форме были приведены сведения о современном и прошлом распространении, статусе, общей численности и размножении в природе, указаны причины сокращения численности, уже принятые и необходимые меры по их охране, количество животных содержащихся в неволе, и  данные об их воспроизводстве.

3 ребёнок

Второе издание Красной книги было опубликовано в 1966-1971 гг. и состояло уже из трех томов. Они включали информацию о количестве видов и подвидов птиц, млекопитающих, пресмыкающихся  и земноводных. Каждый том был сделан в виде перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменен новым.

Третье издание Красной книги было опубликовано в 1972 г. Описание вида в ней начиналось с характеристики статуса и современного состояния вида, далее излагались географическое распространение, численность, характеристика местообитания, действующие меры по охране, оценка возможностей возобновления содержащихся видов в зоопарках.

4 ребёнок     

Четвертое издание Красной книги было опубликовано в 1978-1980гг. В этом издании произошло  сокращение видов животных и растений занесенных в Красную книгу. Это произошло не только  за счет успешной охраны, но и в результате более точной информации полученной в последние  годы. К сожалению, в Красной книге появились и новые виды.  

В настоящее время Красная книга МСОП охватывает животных и растений всего мира, а также содержит рекомендации по их  охране.

Учитель

Послушайте, что сказал об этой книге известный писатель Н. Сладков, создавший немало книг о животных:

 «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Главные наши заботы: чтобы ни одно животное, ни одна птица больше не попала в Красную книгу. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир».

Давайте и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас. Послушайте, как говорит об этом в своём стихотворении «Просьба» Н. Заболоцкий.

Ученик

 Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель

Птицы – это наши друзья, которых нужно беречь. Как радует взор каждая пичужка! По красоте и яркости оперения птицы могут сравниться с цветами. Птицы бывают строителями, они «без рук, без топорёнка» сооружают гнёзда из травинок, пуха и глины. Птицы – это и санитары, они очищают сады от жуков и личинок. Птицы – врачи, они спасают деревья от гибели. Ну, кто не знает лесного доктора – дятла. Птицы – садоводы. Они разносят семена разных видов растений по земле. Птицы-путешественники. Они пролетают десятки, сотни тысяч километров через моря, реки, пустыни. Птицы –астрономы, ориентируются по звёздам, по солнцу, по морским течениям.

А каких перелётных птиц вы знаете? (дети отвечают)

Молодцы! Названия птиц вы знаете хорошо, но сумеете ли вы их узнать по описанию.

Выходят дети (3 человека) в костюмах птиц и каждый рассказывает о себе. Остальные ребята по внешнему виду и описанию пытаются узнать о какой птице идёт речь.

Кукушка (девочка в костюме)

Величиной я меньше голубя. Мы приносим людям огромную пользу, поедая волосатых гусениц, которых избегают другие птицы. С  наступлением весны наши самцы начинают активно петь. Своим пением они подзывают к себе нас – самок. Услышав такое пение, мы прилетаем к ним с громким криком. Гнёзда мы никогда не строим, а свои яйца откладываем в чужие гнёзда. По цвету, величине и форме наши яйца похожи на яйца тех птиц, в гнездо которых мы их подбрасываем, поэтому и высиживают наших птенцов чужие родители, которые кормят и заботятся о них до тех пор, пока наши дети не повзрослеют.

Соловей

У меня очень скромное оперение. Гнёзда свои я строю на земле в густой траве, среди корней деревьев и кустарников. Люблю сырые тенистые поросли у рек, болот, да в молодых роща. Начинаю я петь в начале лета. Пою только вечером и по ночам. Однако вы – люди очень любите слушать наши песни, которые переливается на множество ладов.

Иволга

У меня ярко-жёлтое оперение, а ростом я чуть побольше скворца. Я пою нежные весёлые песни, но могу и закричать как кошка, если увижу врага. Моё гнездо, расположенное высоко над землёй в кроне берёзы, похоже на аккуратную чашечку, но отыскать его очень трудно, так как я маскирую его, вплетая в стенки стебельки мхов, травинок и кусочков коры. Я откладываю несколько яиц с чёрными крапинками, из которых вскоре вылупляются покрытые желтым пухом птенцы. Как только птенцы подрастают, мы собираемся в дорогу, т.к. зиму проводим в тёплых странах и возвращаемся домой только весной.

Учитель

Расскажите, как вы готовитесь к встрече птиц.

А знаете ли вы, что на Руси прилёту птиц был посвящён праздник «Сорока. Сорок сороков». Проводился он 21 марта, в день весеннего равноденствия. Народная поговорка гласит, что в этот день 40 пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику заранее пекли из теста жаворонков, чтобы весну закликать. Этот обычай не должен быть забыт, т.к. в любом обычае заключена народная мудрость, наблюдение наших предков за особенностями природы.

Дети в народных костюмах с «жаворонками» поют зазывную песню:

1 ребёнок

Прилетите жаворонки к нам,

Принесите из заморья вы нам:

Весну ясную, весну красную-

С сохой, бороной и лошадкой вороной

Зима нам надоела, весь хлебушек поела,

Ручки-ножки познобила, скотинушку поморила!

2 ребёнок

Чок, чок, чок, чок!

Прилети, куличок!

Принеси весну на своём хвосту!

Коровки мычат – на волю хотят,

Овечки кричат- они травки хотят,

Шёлковый травы, ключевой воды.

Учитель

Дети поют песни про весну, рассказывают стихи, а потом снимают своих жаворонков. Кто съедает их, а большинство хранят, берегут как память о весне.

Давайте  мы с вами вместе позовём птиц, поучаствуем в народном обряде.

Детям раздаются жаворонки. Все водят хоровод и закликают весну.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.

Учитель:

Ну что же, ребята, не забудьте то, о чём мы сегодня с вами говорили и попробуйте позвать птиц вместе со своими друзьями. А главное всегда помните, что птицы нуждаются в вашей помощи и защите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

4 класс. Наши пернатые друзья

Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Викторина представлена презентацией....

Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...

Конкурс «Наши пернатые друзья»

А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у зарян­ки, и у пеночки есть свой праздник - День птиц. (Меж­дународный день птиц отмечается 1 апреля.) В это время начинают возвращаться в родные ...