Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Проект «Загадочные нимфы».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Рожкова Ирина Владимировна

Данная работа демонстрирует  продукт  проектно - исследовательской деятельности третьеклассника,  способствуя развитию  метапредметных результатов, формируя первые исследовательские навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе.

Проект  «Загадочные нимфы».

Введение

        Каждый человек на земле мечтает иметь настоящих друзей. Ими могут быть не только люди, но и животные. Ещё с древних времён человек приручал животных, которые стали жить рядом, пользуясь его заботой, давая потомство. Это собаки, кошки, рыбки, хомячки  и многие другие. Вот и в нашей семье уже несколько лет живёт кот по прозвищу Гарри. Он  полноправный член  семьи. Мы о нём заботимся, любим, порой лечим. Гарри, в свою очередь, тоже выражает  нам свою любовь и нежность, ласково мурлыкая и потераясь о наши ноги. Но год  назад в нашей семье появилось пополнение. Маме на день рождения подарили  попугая. Попугаи дома не редкость, самые  распространённые из них – волнистые. В нашем доме появилась корелла, второе название её нимфа. С таким попугаем мы встретились в первый раз. Так кто же такие эти загадочные нимфы? Этот вопрос  и стал темой моего проекта.

        Цель работы: ознакомиться более подробно с одним из видов клеточных птиц – кореллой.

        Задачи исследования:

1. Сбор информации о кореллах.

2. Знакомство с условиями содержания корелл.

3. Организация собственного наблюдения.

Объектом исследования послужили кореллы: самка Рита  – возраст 2 года и самец Рома – возраст 1 год.

Предмет исследования – поведение попугаев.

Гипотеза исследования  - легко ли приручить кореллу  в домашних условиях

Актуальность работы заключается в том, что попугаев в семьях можно встретить достаточно часто, но порой  из – за недостатка информации о правильном  содержании птицы, уходе питомцы заболевают, а порой погибают. Моя работа поможет мне и всем у кого живут кореллы узнать об особенностях их содержания, повадках, а так же вырастить их здоровыми.

Объектная область – окружающий мир (зоология).

Методы исследования –  наблюдение, анкетирование, анализ.

Практическая значимость – результаты данной работы могут быть использованы для подготовки сообщений по предмету «Окружающий мир», а также могут помочь владельцам попугаев.

Главная часть

1. Информация о кореллах

1.1

         В ходе исследования мною была изучена специальная литература, сайты Интернета, из которых  я узнала много интересного  о кореллах:

  1. Научное название корелл — Nymphicus hollandicus. Ещё их называют  нимфами  в честь древнегреческих богинь живительных и плодоносящих сил природы, вечно юных и очаровательных.
  2. Родина корелл   - Австралия. Живут они там большими стаями (10 - 50 птиц) в лесах, расположенных по берегам рек, в огромных эвкалиптовых рощах, в заросших кустарником саваннах и   травянистых степях Австралии.
  3. Кореллы вырастают до 30-35 см в длину, распахнутое крыло может достигать в длину 17-18 см, хвост – до 18 см. Весят эти попугаи до 150 граммов.
  4. Эти  птицы знамениты своим ярким большим хохолком на голове,  светлыми красновато-оранжевыми пятнами на щеках и длинным заострённым хвостом. Самцы окрашены намного ярче самок.

1.2 Содержание корелл.

        Кореллы очень чувствительны к перепадам температур и для них опасны сквозняки. Поэтому место для клетки следует выбирать очень внимательно, так, чтобы птица находилась вдали от отопительных батарей, открытых форточек. Клетка для корелл должна быть свободной, в которой размещаются по одной кормушке для сухого и влажного корма,  поилка, несколько жердочек (2-4), качели. Попугаи любят купаться,  поэтому в клетке должна стоять специальная купалка с чистой  водой комнатной температуры. Чистить клетку нужно ежедневно.

1.3 Питание корелл

        Кореллы очень нетребовательные к пище птицы, но их корм должен быть разнообразным. Взрослые птицы с удовольствием поедают разнообразные зерновые смеси, овощи, фрукты, каши. Круглый год  им нужно давать зеленые и сочные корма. В клетке должна быть всегда чистая питьевая вода.

2. Мои наблюдения

2.1. Самка Рита

         Чрезвычайно интересно оказалось наблюдать за кореллами. Рита - корелла  жемчужной  породы  с  характерной  окраской. До меня у неё уже был хозяин, так что людей она не  боялась. На адаптацию ей  понадобилось 3 дня. Вскоре она себя уже чувствовала как дома. «Непоседливые кореллы во многом напоминают детей: они чрезвычайно любопытны» - читаю я из книг про корелл. И это действительно так. Рита лазила по шкафам, по моим игрушкам, бегала за диваном, за холодильником, даже один раз заглянула в морозилку. Вскоре Рита изучила всю нашу квартиру! С едой у птички не было ни каких проблем, она ела всё, что едят представители этого вида, а также с удовольствием пробовала нашу пищу. Правда делала Рита это по-своему: забиралась лапками мне в тарелку, чашку, изучала  содержимое кастрюль и банок, забиралась на хлеб.

         Как и все птицы, моя птичка любит летать. Дверь её клетки не закрывалась. Рита свободно перелетала из одной комнаты в другую.

        «Еще одна особенность всех корелл – безграничная любовь к хозяину. Куда бы вы не отправились в пределах квартиры, птица будет целенаправленно лететь или идти за вами, садиться вам на голову и плечи, в общем, всячески демонстрировать свою безграничную симпатию» - цитата из книги, с которой  я полностью соглашаюсь. Рита ко мне быстро привыкла. Уже через неделю она садилась мне на руку, забиралась на плечо. Излюбленным местом попугая была моя голова. Рита часами могла на ней сидеть, иногда она перебирала мои волосы. Даже из комнаты в комнату она предпочитала перебираться на моей голове. Рита очень полюбила меня и всё время требовала, чтобы я была с ней рядом.

        «Корелла нимфа – создание чрезвычайно дружелюбное. Конечно, как и у людей, у попугаев попадаются особи с совершенно разным характером.»  Когда Рита совсем освоилась, стал проявляться её капризный характер. Она кричала, если ей что-нибудь не нравилось, требовала к себе большего внимания.

2.2. Самец Рома

         Вскоре у нас дома появился самец Рома. Он немного моложе Риты, красивый, правда, немного дикий. В отличие от Риты, у него не было хозяина. На адаптацию у него ушло около месяца.

Условия

Рита

Рома

1

Утро, часы пробуждения

Чирикает и машет крыльями

Спокоен, поскрипывает клювом и качает головой

2

Прием пищи

Нетерпеливо ходит по жердочке, а потом сразу приступает к еде

Внимательно наблюдает за Ритой, приступает к еде всегда после её

3

Уборка клетки

Забирается на верхушку клетки и спокойно наблюдает

Бегает по клетке и чирикает

4

Звуки за окном

Хохолок приподнят, громко чирикает

Машет крыльями и поет трели

5

Реакция на кличку

Смотрит, наклонив головку

Хохолок приподнят, пытается повторить

6

Появление в доме людей

Громко чирикает и активно движется по клетке

Качает головой и переступает с ноги на ногу, танцует

7

Вечернее время

Спокойно сидит, чистит перышки и поскрипывает клювом

Активно перемещается по клетке, поет трели

Общение с человеком

Садится на руку, голову человека

Не подходит к человеку, боится

  Проведя свои наблюдения, я убедилась в том, что Рита и Рома разные по характеру  и манерам поведения.

 Возможно на это повлияло:

  1. разница в возрасте (Рома моложе);
  2. жили и воспитывались до появления в моём  доме в разных условиях: Рита изолирована от стаи птиц с раннего возраста, Рома находился в общем вольере;
  3. они разного пола;

2.3 Создание пары

        Первые дни Рома сильно боялся всего вокруг: людей, обстановку и саму Риту. Рома сидел на жёрдочке и дрожал. Рите тоже не нравилось, что в её клетку посадили другого попугая. Она бегала по клетке и кричала. Крик у корелл очень громкий и неприятный.

     Через несколько дней попугайчики немного успокоились, притихли. Рома спокойно ел и спал, а Рита больше не возмущалась.

     Еще через неделю Рома стал проявлять знаки внимания к Рите. Но её это только злило. Как только Рома садился на ту же жёрдочку, что и Рита, она сразу  перелазила на другую. Так попугаи лазили по клетке некоторое время.

   Еще через неделю Рита всё - таки разрешила Роме сидеть с ней на одной жердочке. Но при приближении она его больно клевала. Рома не сдавался. Он танцевал ей свои ритуальные танцы и пел красивые песни.  Вскоре Рита приняла ухаживания Ромы,  и они стали мило ворковать. Иногда они перебирают друг другу пёрышки, целуются и прижимаются друг к другу головами. Если Рита пьёт, то Рома то же идёт пить. Если Рита моется - Рома тоже. Вот такая неразлучная пара у нас получилась. Но чем ближе становились друг к другу попугайчики, тем дальше отдалялась от меня Рита. Постепенно она отвыкала от меня, ей уже не была нужна дружба и внимание человека как раньше. Сейчас Рита только иногда идёт мне на руку. А Рома так и не смог привыкнуть к рукам человека.

 из литературы  я узнала, что легче это происходит, если птичка находится одна в клетке.  

Изменения в поведении Риты с появлением самца Рома

  1. стала реже садиться на руку, общаться с человеком

3. Анкетирование

        Цель анкеты: выявить  у взрослых и детей знания о кореллах.

        Количество респондентов – 30 человек.

Результаты анкетирования:

1. Есть ли у вас дома животные?                        

да – 24 чел., нет  - 6 чел.

2. Перечислите животных, которые у вас живут дома:

Кошки – 19 чел. собаки – 13 чел,, попугаи  - 8 чел, крысы  - 2 чел, черепахи – 5 чел., рыбки – 1 чел., хомячки – 3 чел.

3. Каких птиц можно содержать в домашних условиях?

Попугаев – 27 чел, канареек – 4 чел., кур – 3 чел.

3. Знакомо ли вам название  птицы «корелла»?

 да - 5 чел. (из них 4 взрослых, 1 ребёнок), нет – 25 чел.

4. Что вы можете о них рассказать?

2 человека дали краткое описание птицы, 28 человек не смогли  ответить на этот вопрос

Выводы анкетирования:

  1. большинство взрослых и детей имеют домашних животных
  2. самые распространенные животные, которых держат дома - это кошка, собака, попугаи
  3. из птиц, которых можно содержать дома, попугаи являются самыми распространёнными
  4. большинство взрослых и детей  не  знакомы с названием птицы «корелла», её особенностях поведения и содержания

         С целью восполнить пробел знаний по кореллам я сделала буклет «Корелла», раздала всем желающим ребятам и взрослым, поделилась своими впечатлениями об этих птицах, её содержании на классных часах.

Выводы:

        Выполнив данную работу, я убедилась в том, что кореллы – это  милые и дружелюбные создания, которых можно приручить  дома. Они могут стать настоящими друзьями  и скрасить одиночество. Каждая птица особенная – со своим характером, темпераментом и привычками. В доме могут уживаться кот и кореллы, но важно соблюдать меры предосторожности, не забывая, что коты – это хищные животные и отличные охотники.

        Теперь у нас появилась новая страничка дневника наблюдения за кореллами «Рита + Рома», а значит, и появление потомства, но это будет уже тема моего следующего исследовательского проекта.    

Список литературы:

  1. Гусев  В.Г.  «Певчие птицы дома», Москва «Цитадель  - Трейд» 2002
  2. Демячкин В.Т. «Как ухаживать за птицами» Минск «Литература» - 1998
  3. Курт Колар «Волнистые попугайчики», Москва «Аквариум», 2002
  4. Михайлов В. «Кореллы», Москва Дельта М - 2007
  5. Энциклопедия для детей «Птицы и звери» ООО «Мир энциклопедий Аванта +» 2006
  6. http://korella.org/help/taming-and-training.html
  7. http://www.nimfi.ru/category/nature


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Методическое пособие, составленное по информационным источникам...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...