Тема: "Лес и человек."
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Кутнякова Ольга Анатольевна

4 класс. Программа "Школа России".Знакомство с экологическими проблемами леса, возникшими по вине человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_i_chelovek.pptx2.31 МБ
Файл razrabotka_uroka_les_i_chelovek.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лес и человек МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 п. Родники Белореченский район Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ 31 п.Родники Кутнякова Ольга Анатольевна 2012 г.

Слайд 2

Цели: Ознакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельность людей в зоне лесов. Развивать познавательный интерес . Воспитывать любовь к природе.

Слайд 3

Цепи питания Кора олень Желудь мышь Желудь мышь

Слайд 4

Виды лесов Осины – осинник. Липы – липовый. Сосны – сосновый бор.

Слайд 5

Виды лесов Дубы – дубрава. Ель – ельник. Березы – березняк.

Слайд 6

Лесная аптека В медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе. Шиповник Применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле. Подорожник большой Применяют при возбуждении аппетита. Одуванчик лекарственный Применяется при простудных заболеваниях. Липа В медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе. Шиповник Применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле. Подорожник большой Применяют при возбуждении аппетита. Одуванчик лекарственный Применяется при простудных заболеваниях. Липа

Слайд 12

Подумай! Мы были соснами и пихтами, Теперь лежим, в коробку впихнуты, Мы были гордостью тайги, Ну а теперь мы ей – враги .

Слайд 13

Значения леса дом для растений и животных защитник воздуха, водоемов место отдыха для человека источник ягод, грибов, лекарственных растений источник древесины

Слайд 14

Лес и человек «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать». Н.И.Сладков.

Слайд 15

Ф И Т О НЦ И ДЫ - это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев.

Слайд 18

Интернет ресурсы: http : //russian-church.ru



Предварительный просмотр:

Тема : Лес и человек.          

Цели:1.Ознакомить с экологическими проблемами    

              леса, которые возникли по вине человека,    

              с охранной деятельностью людей в зоне        

               лесов.                                  

            2.Развивать познавательный интерес.      

            3.Воспитывать любовь к природе, культуру  

              поведения.      

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс

                            А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова,

                            мультимедийный проектор,

                            презентацмя к уроку.

                      Ход урока.      

I Организационный момент.    

II Введение в урок.  

Здравствуй, лес, дремучий лес,  

Полный сказок и чудес!    

Ты о чём шумишь листвою    

Ночью тёмной, грозовою    

Что там шепчешь на заре,    

Весь в росе как в серебре?  

Кто в глуши твоей таится?    

Что за зверь? Какая птица?  

Всё открой, не утаи:  

Ты же видишь-мы свои!  

                                    ( С. Погореловский)    

                                                                                                         

III. Сообщение темы и цели урока.    

- Тема нашего урока: «Лес и человек».    

- Сегодня вы познакомитесь с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.  

IV. Проверка знаний и умений.    

 

а) Блиц-турнир «Я знаю лес».  

    - Какой лес мы называем тайгой?  

    - Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».

    -Какое особое отличие есть у лиственницы?  

    -Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?  

    -Какое дерево является символом России?  

    -Это животное умеет не только прыгать, но и летать.  

    - У какого животного 5 чёрных полос на спине?  

    - Плодами какого дерева являются жёлуди?  

    -Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?  

б) Напишите 2-3 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.

Слайд 2.

в) Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

   Пихта                                     тайга    

   Берёза        

   Кедровая сосна  

   Липа                                       смешанный лес

   Ольха  

   Лиственница    

   Дуб      

   Клён                                        широколиственный лес  

   Слайд 2 - 3.                                                                                                            

V. Работа по теме урока.  

1. Беседа по вопросам.

- Чем является лес для человека?  ( Лес- это место отдыха человека).  

- А почему лес аптека?  ( В лесу много лекарственных растений.Лесной воздух тоже лечит.)  

Слайд 4.  

- А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)

Слайд 5.

- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

( Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят дома.)

- А что ждёт человека в лесу? (Рябина, орехи, цветы, грибы, чистые роднички.)

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)  

-Чем для них является лес? (Это их дом.)

- Для кого ещё лес является домом? (Для животных, насекомых.)

Слайд 6.

- Чем является лес для воздуха? ( Для воздуха лес- защитник. Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.)

-Чему ещё лес является защитником? ( Лес- защитник водоёмов и почв.)

  Слайд 7 - 9.

                                                                                                                                                                                               

                      Значение леса.

Место отдыха.

Аптека.

Источник чистой воды и пищи.

Источник древесины.

Источник топлива.

Дом для растений, животных, грибов.

Защитник воздуха, водоёмов, почв.

Слайд 10.

               

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

  Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы). Людям казалось, что лесов так много, что их не возможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!  

- Браконьерство- это тоже экологическая проблема леса. Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. В Красную книгу занесены:

жук-короед, дровосек реликтовый, жук- олень;                                                                                                        

женьшень, венерин башмачок;                                                            

зубр, амурский тигр.

Слайд 11.

VI Физкультминутка.

       Руки подняли и покачали-

        Это деревья в лесу.

        Руки согнули, кисти встряхнули-

        Ветер сбивает росу.

        В стороны руки, плавно помашем-

        Это к нам птицы летят.

        Как они тихо садятся, покажем-

        Крылья сложили назад.

VII Работа по теме.

    - Мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас.

    - Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед                

      соловушкой»

      Читает ученик:  

       Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые

       дорогой, сели отдохнуть и пообедать.  Вынули из сумки

       хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали

       обедать, недалеко от них запел соловей.   Очарованные

       прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться.

        Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и

       бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу

      и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

    - Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. –Брось под  

      куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

    - Стыд но перед соловушкой, -тихо ответила Лида.

    - Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?     

   - Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то  

      консервные банки, пластиковые бутылки и стеклянные ни в  

      коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых

      бутылок могут пораниться животные.

     

Ещё один поступок человека- разведение костров в лесу.

Уходя многие забывают погасить костёр. Это приводит к пожару.

 

2. Проблемы леса.

- Назовите экологические проблемы леса.

  Слайд 12 -13.

             Экологические проблемы леса.

Вырубка.

 

Незаконная охота- браконьерство.

Загрязнение лесов бытовыми отходами.

Разведение костров в лесу.

3. Работа по учебнику.

 - Используя текст учебника, сформулируйте определение.

   Что такое фитонциды? ( Фитонциды- это вещества, которые

    выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные

    бактерии.)

Слайд 14.

 

4. Работа в рабочей тетради.

    Стр. 35 №2, №3.

VIII Закрепление.

- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (Ответы детей.)

- Придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия? (Вырубка деревьев на  

берегах водоёмов. Вырубка деревьев и груды мусора. Костры .)        

 -О чём должны помнить люди, приходя в лес?

(коллективная работа)

  Лес- наше богатство.

   

 Лес- «лёгкие нашей планеты».

 Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

Слайд 15 – 16.

IX Выставление мотивированных оценок.

X Домашнее задание.

   - Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 106-  113).

      Выполнить задание в рабочей тетради (с.36) №4.

      Прочитать рассказы из книги «Великан на поляне».

XI Итог урока.

    - Назовите значение леса для человека.

XII Организация на перемену.

     - Наш урок закончен. Вы были внимательны и активны.

         Молодцы! Можете быть свободны.

                                                                   

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

Занятие по теме "Что помогает человеку стать человеком" (4 класс)

Занятие проводится в форме заседания клуба "Ключ и заря" с двумя четвёртыми классами. (УМК "Перспективная начальная школа"...

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.   4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".

На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...