Программа внеурочной деятельности "Вода - это жизнь".
методическая разработка по окружающему миру по теме

Чарнецкая Жанна Николаевна

Программа экологического воспитания для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_voda_-_eto_zhizn.doc881 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 Программа учебного курса

«Вода – это жизнь»

Автор программы:  зам. директора по УВР школы 1 ступени,

                                       учитель начальных классов

                                                       ГОУ СОШ  с углубленным изучением

                                    английского языка №1234

                                           Чарнецкая Жанна Николаевна

Москва

2011 год

Пояснительная записка

        Одной из самых актуальных, глобальных проблем современности, затрагивающей интересы  всех жителей планеты Земля, является  усиливающееся загрязнение окружающей среды, неразумное использование природных ресурсов, которые жители Земли все больше используют для удовлетворения своих потребностей, совершенно   не учитывая, что   природа не успевает возместить их за счёт круговорота веществ. Люди,  прагматично используя природу, стремительно приближаются к глобальному экологическому кризису. Перед мировым сообществом встал ключевой вопрос:  как жить, чтобы сохранить этот мир для настоящих и будущих поколений. Подрастающее поколение должно осознавать, что история возникновения и развития человечества неразрывно связана  с историей природы, и, если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе,  они прекратят существование человека на Земле.              Необходимо научить подрастающее поколение пониманию экологической ответственности, меры своей свободы в отношениях с окружающей средой, понимание ответственности перед будущими поколениями, необходимо формирование нового мировоззрения, основным содержанием которого является экологическое образование.  

          Формирование экологической компетентности наряду с общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, личностной компетентностями призваны обеспечить экологоориентированную социально-значимую деятельность,  способствующую развитию личностных качеств обучающихся  и позволяющую применять надпредметные знания для решения экологических проблем с учётом окружающей среды, экономики и общества. 

        В решении проблем  будущего развития и сохранения цивилизации решающую роль играет школа, которая является одним из звеньев непрерывного экологического образования, охватывающего все уровни жизни человека. Именно школа должна решать задачу формирования экологического системного мышления. Экологическое образование имеет самый высокий воспитательный потенциал, позволяет добиться высоких  личностных результатов, так как  человек и природа неразрывно связаны, природа  является источником познания мира, источником вдохновения, она заставляет нас задуматься об изменениях, происходящих в жизни, она влияет на наши мысли и чувства.  Надо воспитывать экологическую культуру и ответственность,  начиная экологическое образование с младшего школьного возраста, так как знания,  приобретенные именно в это время,  могут   в  будущем  стать прочными убеждениями.  

       Обучение в школе I ступени образования является не только важнейшим

этапом  интенсивного  накопления  знаний  об окружающем  мире, но и  период становлению  личности, формирования экологической культуры, ответственного отношения к природе. Чем раньше приступить к экологическому образованию учащихся, тем  выше результативность.  

  В 2009 году принят и утвержден   новый федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором   экологическому образованию   уделяется большое внимание.   В  федеральном  государственном образовательном  стандарте начального общего образования  подчеркивается, что необходимо развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. При освоении предметной области «Окружающий мир» обучающиеся должны получить возможность: расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире природы.

        В «Требованиях к реализации ФГОС» сказано, что  необходимо добиваться осознания школьниками целостности окружающего мира, освоения  ими  основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.    Необходимо системно и планомерно работать над тем, чтобы соблюдение правил поведения в окружающей среде  стало потребностью, чтобы подрастающее поколение контролировало свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и  предвидя  последствия для  окружающей  природы. Особенно сейчас, когда остро стоит проблема ресурсосбережения.

        Обучающиеся не всегда понимают, что ресурсы не безграничны, и даже такие огромные водные запасы, как в нашей стране, могут иссякнуть; не все знают, какую важнейшую роль играет, например, вода  в   жизни  любого живого  организма  на планете, для экономики города, государства, мирового сообщества, что это один из  самых дорогих природных ресурсов.

         Обучающиеся, конечно же, не могут контролировать загрязнение водоемов, но  они  не должны  бездействовать,   необходимо научить их пониманию того, что каждый  человек может сделать планету более чистой, необходимо просто выполнять элементарные правила поведения в природе, правильно расходовать воду, находясь в квартире.

      Один их важнейших принципов экологического образования – непрерывность, когда классно-урочные методы образования сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся, в том числе и в природной среде, когда теория подкрепляется практикой.  

        Неоценимую пользу в формировании надпредметных компетентностей и личностных достижений может сыграть внеурочная деятельность.

        Данная программа может быть использована как программа по  внеурочной деятельности.

Цель: способствуя формированию  экологического системного мышления,   привлечь внимание учащихся начальной школы к  проблеме ресурсосбережения, в частности,  бережному использованию питьевой воды.

 Задачи:

  1.  Способствовать формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, природным ресурсам на примере воды.      
  2. Дать представление обучающимся начальной школы о воде, как о важнейшем,  одном из  самых дорогих природных ресурсов Земли.
  3. Показать важность своевременного решения проблемы загрязнения воды.
  4. Научить обучающихся разумно  расходовать  воду, чтобы избежать потери   при  ее  использовании.
  5. Познакомить обучающихся начальной школы с работой городской системы водопровода и канализации.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны: 

  1. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту                   (экономия воды)   и природной среде;
  2. научиться определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  3. планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  4. освоить основы экологической культуры: научиться понимать и принимать  ценности природного мира, следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

 

тематическое планирование

1 класс (33 ч.)

  1. Введение.
  2. Поговорим о воде.
  3. Какая бывает вода.
  4. Какого цвета вода.
  5. Вода и здоровье.
  6. Для чего нужна вода.
  7. Вода осенью.
  8. Вода для большого города.
  9. Вода и растения.
  10. Вода в зоопарке.
  11. Вода на заводах и фабриках.
  12. Откуда вода приходит в дома?
  13. Откуда Москва получает воду?
  14. Какую воду пить?
  15. Какая вода самая вкусная?
  16. Как нечистая вода становится чистой.
  17. Может ли вода сама очищаться?
  18. Как вода становится питьевой.
  19. Вода зимой.
  20. Как рождаются реки.
  21. Откуда вода в реке?
  22. Сколько воды в реке.
  23. Зачем нужен лес на берегу реки или водохранилища?
  24. Реки Москвы.
  25. Сточные воды.
  26. Куда девается сточная вода?
  27. Вода весной.
  28. Вода в устном народном творчестве.
  29. Сказки о воде.
  30. Загадки о воде.
  31. Мы в ответе за то, что нас окружает.
  32. Вода летом.
  33. Викторина.

2 класс (34 ч.)

  1. Введение.
  2. Такая разная вода.
  3. Вода пресная и соленая.
  4. Профессии,  связанные с водой в древности.
  5. Современные профессии,  связанные с водой.
  6. Какие бывают водоемы.
  7. Родники.
  8. Нужна ли  родникам  забота?
  9. Голубые дороги.
  10. Голубые нити жизни.
  11. Реки и их имена.
  12. Реки и люди.
  13. Река прокладывает путь.
  14. Почему реки текут извиваясь.
  15. Как «читают» реки.
  16. Есть ли у рек руки и ноги.
  17. Куда река несет свои воды.
  18. Реки Москвы.
  19. Москва-река.
  20. Яуза: две реки с одним именем.
  21. Рукотворные реки. 
  22. Канал имени Москвы.
  23. Пруды Москвы.
  24. Водохранилища – моря, созданные человеком.
  25. Зачем нужны водохранилища.
  26. Какие функции у водохранилища?
  27. Водохранилища Москвы.
  28. Озера нашего края.
  29. Что такое подземные воды? 
  30. Здоровье  водоемов в наших руках.
  31. Сколько воды мы расходуем за один день?
  32. Вторая жизнь воды.
  33. Может ли вода быть опасной? 
  34. Конкурс рисунков и плакатов «Мир воды – мир человека».

3 класс (34 ч.)

  1. Введение.
  2. Вода – источник жизни.
  3. Зачем растениям вода.
  4. Нужна ли вода животным.
  5. Питьевая вода.
  6. Самоочищение водоемов.
  7. Охрана воды от загрязнения.
  8. Вода и космос.
  9. Три состояния воды.
  10. Зачем плавить снег?
  11. Почему льдины не тонут.
  12. Круговорот воды в природе.
  13. Путешествие облака.
  14. Какие бывают осадки.
  15. Вода – источник электричества.
  16. Появление первого водопровода.
  17. Водопроводные краны Древнего Рима и современные.
  18. Вода в истории Москвы.
  19. Водоснабжение Кремля.
  20. Московская вода – чья она?
  21. Откуда вода приходит в дома москвичей.
  22. Водопроводные станции  Москвы.
  23. Как вода доходит до крана?
  24. Надежно ли качество водопроводной воды?
  25. «Водяные» улицы Москвы.
  26. Вода в произведениях художников.
  27. «Речные» фамилии известных людей.
  28. Можно ли экономно использовать воду?
  29. Подумаем о воде вместе.
  30. Что такое канализация?
  31. Смотровой колодец.
  32. Коллектор.
  33. Мы в ответе за то, что нас окружает.
  34.  Брейн-ринг «Вода – это жизнь».

4 класс (34 ч.)

  1. Введение.
  2. Гидросфера – водная оболочка Земли.
  3. Мировой океан.
  4. Мировые запасы пресной воды.
  5. Человек и вода.
  6. Сколько воды мы расходуем.
  7. Мосводоканал.
  8. Источники водоснабжения Москвы.
  9. Зоны влияния водопроводных станций Москвы.
  10. Схема очистки воды.
  11. Сточные воды.
  12. Домовая канализация.
  13. Прошлое канализации.
  14. Реки как водоводы.
  15.  Проекты очистки города.  
  16. Водоотведение.
  17. Сточные воды.
  18. Зачем плавить снег?
  19. Куда девается сточная вода?
  20. Насосная станция.
  21. История биологической очистки.
  22. Поля орошения.
  23. Современные фабрики очистки.
  24. Очистка воды: шаг за шагом.
  25. Механическая очистка.
  26.  Живая сила природы.
  27. Отстойники.
  28. Будущее очистки.
  29. Что такое артезианская вода?
  30. Централизованное снабжение Москвы водой.
  31. Какую воду пьют москвичи
  32. Что такое нормативы качества воды?
  33. Почему водопроводная вода пахнет хлором.
  34. Как сохранить водные богатства.

Литература 

  1. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”,                       4 февраля 2010 г., Пр-271
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010 - 41 с.    
  3. Михеев Н.Н. Вода – природный ресурс для сотрудничества и для жизни: журнал «Экология и жизнь» – М., 2010 г. – №7
  4.  Мосводоканал: вода и экология /спецвыпуск//Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков.
  5.  «Мы пьем московскую воду»/ Мосводоканал– М.  
  6. «Природа»:  журнал NATIONAL GEOGRAPHIC-Официальное издание национального географического общества, октябрь 2009 г.
  7. Реки России. Детская энциклопедия//Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – М., 2007 г. – №6
  8. Чарнецкая Ж.Н. Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики //  Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием (25 января 2011 г.).: В 2 т. Т. 2.– М., 2011. – 448 с.