программа внеурочной деятельности по ФГОС "Спорт - это жизнь"
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме

программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС по физической культуре в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sport-_eto_zhizn.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивно-оздоровительная программа внеурочной  деятельности

«Спорт - это жизнь»

Цель: Воспитать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и потребность к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Задачи: 

  1. Повышать физиологическую активность систем организма, содействовать оптимизации умственной и физической работоспособности.
  2. Повышать физическую подготовленность и развитие основных физических качеств.
  3. Обучить комплексам физических упражнений с оздоровительной и направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма.
  4. Развитие интереса у учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
  5. Знания о здоровье и здоровом образе жизни, культуре здоровья.

Категория учащихся: начальная  школа

Формы занятий: беседы, практические занятия, спортивные соревнования, праздники, викторины, досуги, конкурсы.

Объем программы: 64 часа

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитание бережного отношения к здоровью.
  2. Воспитание потребности к регулярным занятиям физической культуры и спортом.
  3. Владение навыками здорового образа жизни.
  4. Всестороннее развитие физических качеств.
  5. Укрепление здоровья.

Пояснительная записка

Спорт – это жизнь. Именно в движении должен расти ребенок. Все хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основы этих качеств закладываются в детстве. Только тот, кто активно занимается физическими упражнениями, может укрепить и сохранить свое здоровье на долгие годы. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.

Настоящая программа  «Спорт – это жизнь» для учащихся начальной   школы  в своих целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников. Как результат этого, предлагаемая программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

  • Повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
  • Повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, скорости;
  • Обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
  • Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.

Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:

  • Направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений;
  • Направленностью на включение в содержание уроков учебного материала с учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся; состояния их здоровья.

Требования к качеству освоения программного материала.

В результате освоения программного материала учащиеся начальных классов должны иметь представления:

  • О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
  • О правилах использования закаливающих процедур;
  • О разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих, соревновательных;
  • О физической нагрузке и способах ее регулирования(дозирования);
  • О профилактике травматизма.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
  • Выполнять закаливающие процедуры;
  • Выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки, корригирующей и дыхательной гимнастики, на улучшение зрения;
  • Вести дневник самонаблюдения;
  • Организовывать подвижные игры на переменах и в свободное время;
  • Оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, ушибах;
  • Выполнять приемы самомассажа.

Содержание программы:

1. Статистические упражнения(позы) – 6 час.

Позы применяются как общеизвестные статистические физические упражнения и как специфические виды статических упражнений типа асан, заимствованных из тысячелетней древнеиндийской системы хатха-йога. Асаны-“ лотос”, “кобра”, “собака”, “кошка”, “дерево”. Игры и игровые упражнения “Скульптор”, “Скульптурная группа”, “Рисуем телами”.

2. Физические упражнения сопряженного характера – 5 часа.

Игровые упражнения и игры : “Бабочки и стрекозы”, “Замри”, “Бег с флажками”, “Журавли и лягущки”,полоса препятствий, игровые упражнения с мячом; обручем; скакалкой; эстафеты.

3. Физические упражнения творческого характера – 5 часов.

Иммитационные движения(отгадать загадку и показать движением отгадку), прослушивание мелодии и показ упражнения, исценирование сказок, стихов, “Муравейник” (упражнения по желанию).

4. Мимические упражнения – 5 часа.

Упражнения на передачу выразительности жеста; удивления; радости; гнева; удовольствия; переживания и др.

5. Дыхательные упражнения – 10 часов.

Упражнения, игровые задания и игры с элементами дыхательной гимнастики, комплексы дыхательной гимнастики по системе Бутейко и Стрельниковой, звукотерапия, кричалки.

6.Упражнения на напряжение и расслабление мышц - 6 часа.

Упражнения и игровые задания “Качели”, “Насос и мяч”, “Пылесос и пылинки”, “Тряпичная кукла”, “Факир”, “Штанга”, упражнения в положении лежа, упражнения на сохранение и коррекцию осанки; предотвращения плоскостопия,коррекция зрения.

7. Ритмические упражнения и танцы – 10 часа.

Танцевальные движения, исценирование песен, танцы, ритмические упражнения “Барабан”, “Канон”, “Хлопай-топай”, “Слушай хлопки”.

8. Психогимнастика – 5 часов.

Этюды на выразительность жеста; отображения положительных и отрицательных черт характера; на выражение удовольствия и радости; сосредоточенности; внимания.

9. Игры(творческие, подвижные, спортивные) – 10 часов.

Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, спортивные игры(баскетбол, пионербол, футбол, лапта).

10. Основы самомассажа – 2 часа.

Самомассаж рук, ног, стоп, головы, ушных раковин.

Тематическое планирование

Тема. Раздел программы.

Содержание материала

Тип урока

Форма контроля знаний

Кол-во часов

1

Средство физического воспитания

Туризм. Танцы. Закаливание.

Беседа

1

2

Игры.

Подвижные игры по желанию.

Вводный

Выполнение правил игры

2

3

Игры.

Футбол. Игры с мячом.

Совершенствование

Выполнение правил

4

4

Личная гигиена

Подбор одежды и обуви.

Беседа

1

5

Дыхательная гимнастика. Психогимнастика.

Звукотерапия Коррекция настроения.

Совершенствование

Правильность дыхания.

1

6

Упражнения творческого характера

Загадки и движения. Игры.

Ознакомление с новым материалом.

Правильность выполнения.

3

7

Хатха-йога. Дыхательная гимнастика.

Поза «Собака», «Дерево».Игра «Скульптор». Кричалки.

Смешанный

Правильность выполнения.

1

8

Ритмические упражнения и танцы. Самомассаж.

Танец «Чунга-Чанга», «Хлопай-Топай». Массаж кистей.

Вводный

Контроль за правильным выполнением.

2

9

Игры и упражнения сопряженного характера. Психогимнастика.

«Воробьи и вороны»,полоса препятствий. Воплощение в образ.

Смешанный

Выполнение правил.

1

 10

Напряжение и расслабление мышц.

Упражнения на коррекцию осанки. Упражнения лежа. Измерение ЧСС.

Вводный

Контроль за правильностью выполнения.

1

11

Стройная спина

Значение правильной осанки

Беседа

1

12

Стройная спина 2

Упражнения для сохранения и исправления осанки

Практическое занятие

Правильность выполнения

1

13

Упражнения творческого характера. Дыхательные упражнения.

«Муравейник». Игры с элементами дыхательной гимнастики.

Совершенствование.

Правильность дыхания. Выполнение правил.

1

14

Танцы. Напряжение и расслабление мышц.

Импровизация танцевальных движений. Упражнения на предотвращение плоскостопия.

Смешанный

Корректировка движений.

3

15

Игры.

«Борьба за мяч»

Совершенствование.

Выполнение правил.

2

16

Мимические упражнения. Позы.

«Скульптурная группа». «Лотос» «Собака».Удивление,радость,веселье. Признаки утомления.

Учетный

Правильное сочетание движений

1

17

Упражнения сопряженного характера. Коррекция зрения.

Игровые упражнения с предметом. Комплекс для коррекции зрения.

Вводный

Ознакомление с новым материалом.

1

18

Физическая культура и спорт

Значение физкультуры и спорта для здоровья человека

Беседа

1

19

Игры.

«Мяч в воздухе». Игры на внимание.

Совершенствование.

Выполнение правил

1

20

Сюжетно-ролевые игры. Позы.

«Мы идем в поход». Рисунок телами.

Учетный.

Фиксирование результатов.

1

21

Напряжение и расслабление мышц. Самомассаж.

«Качели», «Насос», «Штанга», Самомассаж стоп.

Совершенствование.

Корректировка движений.

1

22

Развитие физических качеств

Физические упражнения активные и пассивные

Практическое занятие

Правильность выполнения

2

23

Мимические упражнения. Дыхательные упражнения.

«Круглые глаза».

«Спелое яблоко». Дыхательная гимнастика по Бутейко.

Вводный

Сочетание дыхания с движениями.

1

24

Игры. Самомассаж.

Подвижные игры с бегом и прыжками. Самомассаж ушных раковин.

Совершенствование.

Учет умений.

1

25

Дыхательные упражнения.Упражнения сопряженного  характера.

Полоса препятствий. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Вводный

Сочетание дыхания с движениями.

1

26

Напряжение и расслабление мышц. Психогимнастика.

Коррекция и осанки предотвращение плоскостопия.Этюды на отображение черт характера.

Совершенствование.

Корректировка действий.

1

27

Ритмические упражнения и танцы.

Дискотека.

Учет умений.

Фиксирование результатов.

2

28

Упражнения творческого характера. Психогимнастика.

«Муравейник», исценирование стихов по выбору. Этюды на внушение хорошего поведения.

Совершенствование.

Корректировка действий.

1

29

Игры.

«Борьба за мяч», «Мяч в воздухе»

Учет умений.

Выполнение правил

2

30

Ритмические упражнения и танцы. Дыхательная гимнастика.

Импровизация движений с лентой и обручем. Игры с элементами дыхательной гимнастики.

Совершенствование.

Правильность дыхания.

3

31

Позы. Самомассаж.

Игровые задания с элементами йоги. Точечный массаж головы. Измерение роста и веса.

Ознакомление с новым материалом.

Контроль над правильностью выполнения

1

32

Упражнения творческого характера.

Сюжетно-игровой урок «Сказочное путешествие».

Смешанный.

Корректировка действий.

1

33

Напряжение и расслабление мышц. Мимические упражнения.

Упражнения лежа. Корректировка зрения. Мимические загадки.

Смешанный

Оценка результатов.

1

34

Танцы. Психогимнастика.

Русская пляска. Этюды на согласованность действий.

Смешанный

Страховка.

1

35

Спортивные мероприятия

Веселые старты

Практическое занятие

Правильность выполнения

2

36

Игры.

Баскетбол.

Учетный.

Выполнение правил игры.

1

37

Дыхательная гимнастика. Позы.

Упражнения и игровые задания с воздушным шаром. Рисунок телами.

Смешанный.

Сочетание дыхания с движением.

1

38

Мой режим дня

Составление режима дня

Смешанный

Опрос

1

39

Упражнения творческого характера.

Инсценирование песен, стихов. Кричалки.

Учетный.

Корректировка действий.

1

40

Конкурс

Я рисую спорт

Практическое занятие

Оценка результатов

1

41

Напряжение и расслабление мышц. Самомассаж.

Игровые задания и игры на напряжение и расслабление мышц. Массаж.

Учетный.

Опрос.

1

42

Игры.

Лапта. Футбол.

Совершенствование.

Выполнение правил.

1

43

Викторина

Олимпийцы среди нас

Практическое занятие

Оценка результата

1

44

Игры.

Игры по желанию.

Совершенствование.

Выполнение правил.

1

45

Игры

Управление эмоциями

Практическое занятие

Оценка результатов

1

46

Питание

Правильное питание

Беседа

Опрос

1

47

Питание 2

Пища и ее значение

Беседа

Опрос

1

48

Игры

Разучивание новых игр

Практическое занятий

Выполнение правил

1

Список литературы.

  1. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-11-е классы. А.П.Матвеев, Т.В Петрова, Л.В Каверкина. ДРОФА. Москва 2005 год. Министерство образования Российской Федерации.
  2. Лечебная физкультура и массаж. Практическое пособие. Г.В Каштанова. АРКТИ, 2006 год.
  3. Психогимнастика. М.И Чистякова. Просвещение. Москва. 1990 год.
  4. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры. В.А Родионов. Москва. Педагогический университет “Первое сентября”. 2006 год.
  5. Йога для маленьких. М.И Буянов. 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Вода - это жизнь".

Программа экологического воспитания для начальной школы...

Дополнительная программа по внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни".

Программа внеурочной деятельности. Содержание программы предпологает изучение вопросов этики, морали, психологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обуче...

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 класс) поможет провести занятия интересно и познавательно....