календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по окружющему миру для 3 класса "Школа России" А. А. Плешаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по Окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования с учетом авторской программы «окружающий мир» А. А. Плешакова.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Структура документа

Рабочая  программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Место предмета в   учебном плане школы

В соответствии с   учебным планом школы на учебный курс «Окружающий мир» выделено 2 часа из федерального компонента в неделю: 68 часов в год.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Содержание рабочей программы

 

 3 класс  (68 ч)

Как устроен мир

      Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
      Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
      Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
      Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
      
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
      
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа

      Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
      Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
      Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
      Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
      Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
      Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
      Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
      Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
      Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
      
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье

      Организм человека. Органы и системы органов.
      Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
      Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
      Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
      Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
      Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
      Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
      
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

      Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
      Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
      Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
      Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
      Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
      
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
      
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика

      Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
      Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
      Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
      Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
      Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
      Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
      Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
      Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
      
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам

      Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
      Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
      Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
      Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
      Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
      
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

     К концу 3 класса учащиеся должны знать:
      
человек — часть природы и общества;
      что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
      основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
      основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
      взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
      взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
      строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
      правила гигиены; основы здорового образа жизни;
      правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
      потребности людей; товары и услуги;
      роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
      некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
      
Учащиеся должны уметь:
      
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
      проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
      объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
      выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
      выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
      владеть элементарными приемами чтения карты;
      приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

8

4

Наша безопасность

9

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по городам и странам

13

Итого:

68

  1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  1. что такое тела, вещества, частицы;
  2. компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
  3. компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;
  4. группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвой ные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
  5. группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
  6. основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране, в т.ч в Амурской области;
  7. некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  8. взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
  9. строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
  10. основные  полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Амурской области, и их назначение;
  11. элементарные экономические понятия;
  12. названия государств, граничащих с Россией  и их главные достопримечательности;
  13. основных представителей флоры и фауны Заполярья;
  14. основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
  15. основные дорожные знаки и их назначение;
  16. номера телефонов экстренных служб;
  17. основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.

Обучающиеся должны уметь:

  1. различать наиболее распространенные в Амурской области растения, животных;
  2. устно описывать объекты природы;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнитель ных источников;
  5. проводить самостоятельные наблюдения в природе; вы полнять простейшие опыты;
  6. оперировать с моделями, указанными в программе;
  7. изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  8. выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  9. в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  10. выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
  11. соблюдать правила пожарной безопасности;
  12. соблюдать правила дорожного движения;
  13. соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
  14. определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
  15. составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне,  отраслях экономики Амурской области (по плану или опорным словам);
  16. «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
  17. участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Амурской области;
  18. использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

  1. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Программа

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.

Учебник

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2008, 144 с.

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2008, 144 с.

Дидактические средства для учащихся

Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010, 48 с.

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010

Методическая литература

Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3класс. М.: ВАКО, 2010, 368 с.

Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)

Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. (Учебный год)

Материалы для проведения проверочных работ

Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 3 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007, 255 с. (Учебно-методический комплект)

Яценко И. Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. М.: ВАКО, 2010, 96 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»

  1. Наука о растениях называется _______________________.

  1. Соедини название растения с группой, к которой оно относится:

водоросли

        яблоня

мхи

              сосна

папоротники

             клевер

хвойные

             морская капуста

цветковые

             можжевельник

  1. Что растения получают из почвы? Подчеркни правильный ответ:

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) кислород воздуха, воду, минеральные  соли.

  1. При дыхании растения поглощают _________________, а выделяют ________________.

5. Что необходимо растениям для питания? Подчеркни:

     а) почва и воздух;

     б) вода и  углекислый газ;

    в) свет, вода с растворёнными солями и углекислый газ.

6. Для питания растения «готовят еду» - питательные вещества  ________________ и _______________. При этом растения выделяют ___________________.

Тест по теме «Разнообразие и жизнь животных»

  1. Наука о животных называется ____________________.
  2. К какой группе животных относятся:

ёжик _____________________     лягушка _________________

ящерица __________________     бабочка __________________

  1. Подчеркни животных, которые не относятся к рыбам:

карп          бегемот          камбала          дельфин          краб          тюлень

  1. Какие из указанных животных относятся к растительноядным? Подчеркни.

а) коровы, бегемоты, жирафы;

б) волки, лисы, кабаны;

в) лоси, тюлени, киты.

5.  Составь цепь питания:

пшеница

                 

волк

        

  1. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат всех лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;

в) ничего не изменится.

Тест по теме «Охрана животных и растений»

  1.  Многие растения ________________, они применяются в медицине.

красивые          лекарственные         высокие

  1.  Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся ………  .

а) в заповедниках;

б) на приусадебных участках;

в) на бульварах и скверах.

3. Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

                   в парках         в скверах         в ботанических садах

4. Перечисли известных тебе животных, занесённых в Красную книгу.

______________      ______________      ______________      _______________

            5. Некоторые виды животных уже спасены. Подчеркни их:

а) белка, заяц, кабан;

б) бобр, соболь, куница;

в) лось, лиса, волк.

6. Что делают люди для охраны животных? ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тест по теме «Организм человека»

  1. Наука, которая изучает строение тела человека называется ________________________.
  2. Наука, которая изучает работу органов человека называется _______________________.
  3. Организм человека состоит из органов. Подчеркни их:

головной мозг

кровь

желудок

слюна

почки

сердце

голова

лёгкие

  1. У человека 5 органов чувств. Допиши нужные слова:

1)язык – орган _________________

3)______________ - орган слуха

2)кожа – орган ________________

4)______________ - орган обоняния

5)_____________ - орган ____________

  1. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а) без кишечника;

б) без головного мозга;

      в) без селезёнки.

6. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека:

а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

в) стройный, сильный, ловкий, статный.

Тест по теме «Кожа и опорно-двигательная система»

  1. Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод? Подчеркни:

осязание         обоняние         вкус

  1. Какую роль играет жир, который выделят кожа?

а) жир делает кожу крепкой и сильной;

б) жир делает кожу мягкой и упругой;

в) жир делает кожу ловкой и стройной.

3. Перечислите предметы ухода за кожей:

_______________      _______________      _______________      _______________      

4. Какова роль скелета человека:

а) скелет защищает внутренние органы от повреждений;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в действие мышцы;

в) скелет является опорой тела.

5. Назови орган, расположенный внутри черепа: ___________________.

6. От чего зависит осанка человека:

а) от хрящей и костей;

б) от связок и сухожилий;

в) от скелета и мышц.

Тест по теме «Органы пищеварения. Кровеносная система»

1. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает воду и витамины;

б) с пищей человек получает питательные вещества;

в) с пищей человек получает кислород.

2. Перечисли известные тебе питательные вещества:

______________      ______________      ______________      ______________      

3. Пищеварение начинается (где?) во _________, когда мы пережёвываем пищу (чем?) __________ и смачиваем её (чем?) ____________. Затем через глотку и пищевод пища попадает  (куда?) ______________, где её переваривает (какой?) _____________________ сок. Из желудка пища попадает (куда?) в ___________________.

4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

5. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью? Подчеркни:

                             в носу         в бронхах         в лёгких

Тест по теме «Огонь, вода и газ»

  1. Соедини номера телефонов и названия срочных служб:

01

газовая служба

02

скорая помощь

03

пожарная охрана

04

милиция

  1. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно?

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь взрослых;

в) вызвать пожарную охрану.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) выйти и посмотреть, что там горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать, прежде всего?

а) оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

б) выйти из квартиры;

в) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям.

5. Что нужно сделать сразу, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть все окна;

б) сразу из своей квартиры позвонить в газовую службу 04;

в) зажечь спичку.

Тест по теме «Правила поведения на дорогах»

  1. Переходя улицу, необходимо быть:

а) сильным, смелым, стройным;

б) сообразительным, внимательным, осторожным;

в) умным, красивым, радостным.

2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

с 10 лет         с 14 лет          с 18 лет

3. Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.

4. Знаки в виде красного треугольника, это:

а) запрещающие знаки;

б) информационно-указательные знаки;

в) предупреждающие знаки.

5. Соедини дорожные знаки с их названием:

                                                                     

Подземный переход

Движение на велосипеде запрещено

Остановка автобуса

Внимание, дети!

Дорожка

для велосипедистов

Тест по теме «Полезные ископаемые»

  1. Люди какой профессии отыскиваю месторождения полезных ископаемых? _____________

  1. Приведи примеры:

__________________ - твёрдое полезное ископаемое,

________________ - жидкое полезное ископаемое,

___________________ - газообразное полезное ископаемое.

  1. Подчеркни полезные ископаемые, которые используются для строительства?

песок      железная руда      гранит      глина      каменный уголь       природный  газ

  1. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

каменный уголь     гранит      природный газ      торф      глина

5.       Полезные ископаемые добывают по-разному:

   в открытых котлованах - _______________,

   под землёй – в _______________.

   чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ люди строят _____________________________.

6.      Узнай полезное ископаемое по описанию:

         твёрдое, чёрного цвета, притягивает металлические предметы.

      Это ___________________________________.

Тест по теме «Растениеводство»

  1. Подчеркни строчку, в которой правильно указаны отрасли растениеводства:

а) полеводство, овцеводство, капустоводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, овощеводство, оленеводство.

2.    Перечисли основные зерновые культуры:

_________________      _________________     _________________     _________________    

3.     Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

а) картофель, капуста, лён, овёс;

б) лук, чеснок, перец, апельсин;

в) яблоня, груша, вишня, малина.

4.      Подчеркни названия сельскохозяйственных профессий:

ткач

комбайнер

инженер

овощевод

геолог

агроном

  1. Какое растение даёт нам белый хлеб, манную крупу? ____________________
  2. Из семян какой культуры получают масло? Подчеркни:

из семян подсолнечника

из семян гречихи

из семян ячменя

Тест по теме «Животноводство»

  1. Что даёт животноводство людям? Подчеркни:

а) хлопок, лён, кормовые травы;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) мясо, шерсть, пух, кожу.

2.  Приведи примеры сельскохозяйственных животных:

птицы: _____________________________________________________________

звери: ______________________________________________________________

насекомые: _________________________________________________________

рыбы: ______________________________________________________________

3.  Пчёл разводят на __________________________.

4. Для корма домашних животных заготавливают:

а) василёк, подснежник, астра;

б) арбузы, дыни, тыкву;

в) тимофеевку, зерно, кормовая свёкла.

5. Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

_________________      _________________     _________________     _________________    

Тест по теме «Деньги. Бюджет»

1. Что такое «бартер»? Подчеркни:

а) процесс купли-продажи товара;

б) обмен одних товаров на другие;

в) один из видов дохода.

2. Что люди использовали раньше в качестве денег?

а) телевизоры и чайники;

б) морские раковины, шкурки пушных зверей;

в) рисунки на бумаге.

3. Из чего складывается бюджет:

а) из зарплаты и стипендии;

б) из денег;

в) из доходов и расходов.

4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?

а) из заработной платы граждан;

б) из доходов предприятий и фирм;

в) из налогов граждан и организаций.

5. Что такое «гонорар»?

а) бюджет;

б) расход;

в) доход.

6. Выигрыш по лотерейному билету – это…

а) доход;

б) расход;

в) не является ни доходом, ни расходом, потому что не может быть запланирован.

Тест по теме «Путешествие по городам и странам»

1. Какие древние русские города входят в Золотое кольцо России? Перечисли: _____________________________________________________________________________

2. С какими странами Россия имеет морские границы? ___________ и _______________.

3. Подчеркни названия Скандинавских стран:

Италия

Дания

Финляндия

Швеция

Норвегия

Великобритания

Франция

Украина

4. Соедини названия стран и её столицей:

Франция

Киев

Великобритания

Париж

Германия

Лондон

Украина

Берлин

5. Напиши названия стран, где находятся эти знаменитые места:

мавзолей Тадж - Махал _______________;

статуя Свободы ____________________;

Колизей ____________________;

Эйфелева башня ___________________;

пирамиды __________________;

часы Биг-Бен _____________________.

Проверочная работа по теме «Размножение и развитие животных»

  1. Перечисли основные группы животных:

___________      ___________      ___________      ___________      __________

2. Как происходит развитие насекомых? Вставь пропущенные слова:

бабочка

яйцо

3. Как происходит развитие рыб? Вставь попущенные слова:

взрослая рыба

4. Вставь пропущенные слова в схему развития животного:

головастик

5. Какие животные рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком? _________________

6. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки? Подчеркни правильный ответ:

а) у всех насекомых бывают куколки;

б) у кузнечиков нет стадии куколки;

в) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

7. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены? Подчеркни:

весной          осенью          зимой          летом

Объясни, почему? ____________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа»

  1. Раздел биологии, который изучает животных называется _______________________.

2.  Царство растений делится на 5 групп. Перечисли их:

                  ______________      ______________      ______________      ______________      ______________      

3.   Соедини животных с группой, к которой они относятся:

дельфин

пресмыкающиеся

страус

птицы

кузнечик

земноводные

жаба

звери

крокодил

насекомые

4. Подчеркни названия растений, которые рассеивают свои плоды при помощи ветра:

берёза

одуванчик

репейник

рябина

клён

липа

5. Вставь пропущенные слова в цепи питания:

кора берёзы

6. Вставь пропущенное звено в фазах развития:

лягушка

            7. Перечисли известные тебе растения Красной книги: ___________________________________

         ________________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье»

  1. Строение тела человека изучает наука ___________________, а работу его органов – наука ____________________.

  1. Подчеркни, какие органы образуют пищеварительную систему человека:

нервы

ротовая полость

пищевод

глаза

почки

глотка

лёгкие

желудок

кишечник

кожа

  1. Соедини стрелками:

система кровообращения

носовая полость, бронхи, лёгкие

дыхательная система

сердце и кровеносные сосуды

органы выделения

скелет, мышцы

опорно-двигательная система

мочевой пузырь, потовые железы

4.  Допиши: Огромную роль в организме играет кровь! Она приносит ко всем органам ___________________ и ___________________, а  

                      уносит от них __________________.

5.  Закалённый человек почти никогда не болеет. Закаливать свой организм нужно при помощи _____________________,  

      _____________________ и _____________________.

            6. С пищей человек получает необходимые питательные вещества. Какие? ____________________

                __________________________________________________________________________________

7. Способность человека чувствовать запахи называется _________________.

          Способность человека различать вкус пищи называется _________________.

         Способность человека чувствовать прикосновения называется _______________.

Проверочная работа по теме «Наша безопасность»

  1. Напиши номера телефонов срочных служб:

милиция

скорая помощь

служба газа

пожарная охрана

  1. Закончи предложение: Когда чувствуешь запах газа нельзя ______________________________

                _________________________________________________________________________________

  1. На проезжей части улицы нельзя ____________________________________________________

                _________________________________________________________________________________

4. Что обозначает этот дорожный знак: _________________________________________________

                                                       

5. Перечисли ядовитые растения: _______________________________________________________

                 _________________________________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ. Подчеркни:

        Во время грозы можно спрятаться …

в реке

под деревом

рядом с трансформаторной будкой

в яме

7. Гадюку от других змей можно отличить по ______________________________________________ вдоль всей спины.

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика»

  1. В составе экономики 5 отраслей:

                  сельское хозяйство      промышленность      ______________     _____________      ___________

  1. «Три кита экономики» это - _________________________________________________________

  1. Приведи примеры услуг: ____________________________________________________________

                 ________________________________________________________________________________

  1. Вычеркни лишнее: Природные богатства – это почва, продукты питания, вода, воздух, капитал, растения, животные, машины,  

      полезные    ископаемые.

5. Соедини стрелками, допиши по одному названию растений в каждой группе:

Кормовые культуры

картофель, _______________

Овощные культуры

тимофеевка, ______________

Плодовые культуры

яблоня, ___________________

Зерновые культуры

хлопчатник,_______________

Технические

(прядильные) культуры

рожь, ____________________

6.Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, которые они производят:

машиностроение

футболка

химическая промышленность

консервы

лёгкая промышленность

стиральный порошок

пищевая промышленность

подъёмный кран

7.Вставь нужные слова:    Деньги, это особый ________________, который можно _________________ на любые другие __________________

Проверочная работа по теме «Наш край»

     1. Перечисли синонимы к названию нашего края: _________________________________________

            __________________________________________________________________________________

          2.  Кольский полуостров омывается водами _____________________ и ______________ морей.

            3. Какое озеро в наше крае самое большое? ______________________________________

            4. Как называются горы, расположенные в центральной части полуострова? ___________________

            5. Перечисли реки Мурманской области: __________________________________________________

            6.  Охрана животного и растительного мира морских побережий и морского дна, защита птицы гаги  – главная задача            

                 _________________________ заповедника. Сохранение северной тайги и горной тундры, защита дикого северного оленя – задача      

                 ____________________________ заповедника.

                       7.  Перечисли не менее пяти северных животных, обитающих в нашем крае: __________________

                            _________________________________________________________________________________        

       8.  Отметь основные климатические особенности Мурманской области:

полярная ночь

короткая зима

повышенная влажность воздуха

частые ветра

жаркое лето

северное сияние

частая засуха

частые ливневые дожди и грозы

        9. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? ____________________________________

     __________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа за курс 3 класса

1 вариант

1. Человек отличается от животных тем, что он ________________________________________.

2. Вставь нужные слова: Символами государства являются ________________, _______________ и ________________.

3. Живую природу изучает наука ____________________.

4. При дыхании живые существа поглощают __________________, а выделяют ________________________.

5. Приведи примеры растений разных групп:

   водоросли ____________________________________________________________________

хвойные _____________________________________________________________________

цветковые ____________________________________________________________________

      6. Соедини стрелками, дополни каждую группу животными:

птицы

черепаха, ____________

пресмыкающиеся

цапля, _____________

земноводные

жаба, _______________

насекомые

ёж, _____________

звери

пчела, _____________

7. В опорно-двигательную систему человека входят: ___________________________________

8. При переходе улицы сначала посмотри ________________, потом ____________________.

9. Перечисли не менее пяти полезных ископаемых:_____________________________________

     _______________________________________________________________________________

10. Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, дополни список товаров:

пищевая промышленность

удобрения, _________________

химическая промышленность

сталь, _________________

металлургия

сахарный песок, _______________

2 вариант

1. Вставь нужные слова: Символами государства являются ________________, _______________ и ________________.

2. Царство растений  изучает наука ____________________.

3. Человек отличается от животных тем, что он ________________________________________.

4. При дыхании живые существа поглощают __________________, а выделяют ________________________.

5. Приведи примеры растений разных групп:

   цветковые ____________________________________________________________________

хвойные _____________________________________________________________________

водоросли ____________________________________________________________________

6. Соедини стрелками, дополни каждую группу животными:

звери

пингвин, ____________

птицы

кит, _____________

земноводные

жаба, _______________

пресмыкающиеся

божья коровка, _____________

насекомые

змея, _____________

7. Перечисли не менее пяти полезных ископаемых:_____________________________________

             _______________________________________________________________________________

8.    В дыхательную систему человека входят: __________________________________________

9. При переходе улицы сначала посмотри ________________, потом _______________________

10. Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, дополни список товаров:

пищевая промышленность

шампунь, _________________

химическая промышленность

самолёт, _________________

машиностроение

кефир, ___________________

Календарно – тематический план

п\п

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности

учащихся

Вид

контроля

Домашнее  задание

Дата проведения

Как устроен мир

1

Природа

Комбинированный

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно

Учащиеся должны знать\понимать:
– название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– государственную символику России

Фронтальный;  индивидуальный

С. 4-6, вопросы с. 7

2

Человек.

Изучение нового материала

Фронтальный;  индивидуальный

С. 10–15, проверь себя

3

Общество

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 16–20,

Задание 1. 2

4

Мир глазами эколога

Комбинированный

Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества

Фронтальный;  индивидуальный

С. 22–26, задания 1, 2

5

Природа в опасности. Охрана природы

Комбинированный

Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

С. 27–32, вопросы «Проверь себя»

6

Проверочная работа по разделу «Как устроен мир»

обобщающий

Эта удивительная природа

7

Тела, вещества, частицы

Изучение нового материала

Соль, сахар как примеры твердых веществ.

Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко

сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека

(на дорогах, водоемах, в школе).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

Фронтальный

С. 34–38

8

Разнообразие веществ

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 39–43

9

Воздух и его охрана. Состав, свойства

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха

Фронтальный;  индивидуальный

С. 44–48, схема

10

Вода и жизнь

Комбинированный

Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды

Учащиеся должны знать/понимать:
– основные свойства воды.
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

Фронтальный; индивидуальный

С. 49–52, задание № 2

11

Превращения

и круговорот воды

Изучение нового материала

Фронтальный;  индивидуальный

С. 53–56, задание № 2

 12

Берегите воду

Комбинированный

решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

С. 57–61, задание 1

13

Как разрушаются камни

Изучение нового материала

Формы земной поверхности

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения

Фронтальный;  индивидуальный

С. 62–64, задание 2

14

Что такое

почва

Изучение нового материала

Почва, ее значение для живой природы

в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

С. 65–70

15

Формирование и разрушение почвы

в рабочей тетради задание 3, с. 28.

16

Разнообразие растений

Комбинированный

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3);

– раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Фронтальный; индивидуальный

С. 71–75, сообщение

17

Солнце, растения и мы с вами

Комбинированный

С. 76–79, схема, с. 77

 18

Размножение

и развитие растений

Изучение нового материала

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Учащиеся должны уметь:
– использовать знания и умения для ухода за растениями;

Фронтальный; индивидуальный

С. 80–83, ответить на вопросы

19

Охрана

растений

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

– определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

С. 84–87, рассказ «Берегите растения!»

20

Разнообразие животных

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

Фронтальный; индивидуальный

С. 89–95, задание 2, с. 95

21

Кто что ест. Цепи питания

Изучение нового материала

С. 96–99, модель цепи питания

22

Невидимая сеть и невидимые пирамиды

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения

Фронтальный; индивидуальный

С. 100–104, схемы цепи питания

23

Размножение

и развитие

животных

Изучение нового материала

С. 105–106, сообщение

 24

Размножение

и развитие

животных (птицы и звери)

Комбинированный

познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

С. 106–111, рассказ «Берегите животных!», задание 3

25

Охрана

животных

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными

Фронтальный;  индивидуальный

С. 112–117, нарис плакат

26

В царстве

грибов

Изучение нового материала

Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

С. 118–123,

сообщение

27

Великий

круговорот жизни

Изучение нового материала

Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями

и животными

Фронтальный;  индивидуальный

С. 124–126, проверь себя

28

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

Человек  и природа

 29

Организм

человека

Изучение нового материала

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

С. 128–131, задание 2

30

Органы чувств

Комбинированный

дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный

С. 132–135, задание 3

31

Надежная защита организма

Комбинированный

Фронтальный;  индивидуальный

С. 136–139, задания 1, 2

32

Опора тела

и движение

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный

С. 140–143, проверь себя

33

Наше питание. Пищеварительная система

Комбинированный

Система органов, их роль в жизнедеятельности организма

Учащиеся должны знать/понимать:
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Фронтальный;  индивидуальный

С. 144–147, задание 2

34

Дыхание

Система органов

С. 148–149, проверь себя

35

Кровообращение

Изучение нового материала

С. 149-150, проверь себя в. 2

36

Это зависит от тебя

Комбинированный

Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный

С. 151–153, проверь себя

37

Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье»

Комбинированный

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

Инд задание

Наша безопасность

38

Огонь, вода

и газ

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Учащиеся должны знать/понимать:
– основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах,

в школе);
– использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Фронтальный;  индивидуальный

С. 4–7, задание № 2

39

Чтобы путь был счастливым

Комбинированный

С. 8–13, задание 2

40

Дорожные

знаки

Комбинированный

Правила безопасного поведения на дорогах

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

С. 14–17, задание № 2,

 41

Опасные места

Комбинированный

Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Фронтальный; индивидуальный

С. 18–22, задание № 2

42

О молниях, змеях, собаках и прочем

Комбинированный

С. 23–28, проверь себя

43

Экологическая безопасность

Комбинированный

Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

С. 29–34, проверь себя

44

Обобщение по разделу «Наша безопасность»

Чему учит экономика

45

Для чего нужна экономика?

Изучение нового материала

Экономика

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный

С. 36–39, проверь себя

46

Три кита экономики

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 40–47, задание № 3

47

Полезные ископаемые

Изучение нового материала

Полезные

ископаемые

Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Фронтальный;  индивидуальный

С. 48–52, сообщение

48

Полезные ископаемые

49

Растениеводство

Изучение нового материала

Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

Фронтальный;  индивидуальный

С. 53–59 в. 4

50

Животноводство

Изучение нового материала

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

Индивидуальный

С. 60–63, проверь себя

51

Какая бывает промышленность?

Изучение нового материала

Промышленность

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

Фронтальный;  индивидуальный

С. 64–67, сообщение

 52

Что такое деньги?

Изучение нового материала

Деньги

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный;  индивидуальный

С. 68–72, задание № 3

53

Государственный бюджет

Изучение нового материала

Бюджет

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный;  индивидуальный

С. 73–76, задание № 4

54

Семейный бюджет

Изучение нового материала

Семья – первый коллектив ребенка

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный;  индивидуальный

С. 77–80, задание № 3

55

Экономика

и экология

Изучение нового материала

Правила поведения в природе

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный; индивидуальный

С. 81–86, вопросы

56

Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика»

Комбинированный

Экономика

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный;  индивидуальный

Инд задание

Путешествие по городам и странам

57

Золотое кольцо России

Изучение нового материала

Москва – столица России.

Города России. Санкт-Петербург

Учащиеся должны знать\понимать:
– название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– показывать на карте границы России,

некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города);
– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

Фронтальный;  индивидуальный

С. 88–93,

с. 94–99, сообщение

58

Золотое кольцо России

59

Наши ближайшие соседи

Изучение нового материала

Страны и народы

мира

Инд опрос

карта

60

Наши ближайшие соседи

Изучение нового материала

Страны и народы

мира

Инд опрос

61

На севере

Европы

С. 110–119, карта

62

Что такое Бенилюкс?

Изучение нового материала

Страны и народы

мира

Фронтальный

С. 120–126, карта

63

В центре

Европы

Изучение нового материала

Учащиеся должны

уметь: 

– показывать на карте изученные страны мира;

Фронтальный; индивидуальный

С. 127–133, карта

 64

Путешествие по Франции

и Великобритании

Изучение нового материала

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

– использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

С. 134–143, карта

65

На юге Европы

Изучение нового материала

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

С. 144–150

66

По знаменитым местам мира

Изучение нового материала

С. 151–155, карта

67

По знаменитым местам мира

68

Обобщение. Путешествие по городам

и странам

Повторение, обобщение изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир", "Школа России", 3 класс

Контрольно-тематическое планирование предмета "Окружающий мир". ОС "Школа России". 3 класс....

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....