календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по окружющему миру для 3 класса "Школа России" А. А. Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_shkola_rossii.doc | 573 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по Окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования с учетом авторской программы «окружающий мир» А. А. Плешакова.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Место предмета в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом школы на учебный курс «Окружающий мир» выделено 2 часа из федерального компонента в неделю: 68 часов в год.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Содержание рабочей программы
3 класс (68 ч)
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 7 |
2 | Эта удивительная природа | 19 |
3 | Мы и наше здоровье | 8 |
4 | Наша безопасность | 9 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
6 | Путешествия по городам и странам | 13 |
Итого: | 68 |
- ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- что такое тела, вещества, частицы;
- компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
- компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвой ные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
- группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
- основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране, в т.ч в Амурской области;
- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
- строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
- основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Амурской области, и их назначение;
- элементарные экономические понятия;
- названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности;
- основных представителей флоры и фауны Заполярья;
- основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
- основные дорожные знаки и их назначение;
- номера телефонов экстренных служб;
- основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.
Обучающиеся должны уметь:
- различать наиболее распространенные в Амурской области растения, животных;
- устно описывать объекты природы;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнитель ных источников;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе; вы полнять простейшие опыты;
- оперировать с моделями, указанными в программе;
- изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила дорожного движения;
- соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
- определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
- составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики Амурской области (по плану или опорным словам);
- «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
- участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Амурской области;
- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
- ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Программа | Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с. |
Учебник | Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2008, 144 с. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2008, 144 с. |
Дидактические средства для учащихся | Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010, 48 с. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010 Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010 |
Методическая литература | Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3класс. М.: ВАКО, 2010, 368 с. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя) Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. (Учебный год) |
Материалы для проведения проверочных работ | Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 3 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007, 255 с. (Учебно-методический комплект) Яценко И. Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. М.: ВАКО, 2010, 96 с. |
КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»
- Наука о растениях называется _______________________.
- Соедини название растения с группой, к которой оно относится:
водоросли | яблоня |
мхи | сосна |
папоротники | клевер |
хвойные | морская капуста |
цветковые | можжевельник |
- Что растения получают из почвы? Подчеркни правильный ответ:
а) перегной, песок, глину;
б) остатки растений и животных;
в) кислород воздуха, воду, минеральные соли.
- При дыхании растения поглощают _________________, а выделяют ________________.
5. Что необходимо растениям для питания? Подчеркни:
а) почва и воздух;
б) вода и углекислый газ;
в) свет, вода с растворёнными солями и углекислый газ.
6. Для питания растения «готовят еду» - питательные вещества ________________ и _______________. При этом растения выделяют ___________________.
Тест по теме «Разнообразие и жизнь животных»
- Наука о животных называется ____________________.
- К какой группе животных относятся:
ёжик _____________________ лягушка _________________
ящерица __________________ бабочка __________________
- Подчеркни животных, которые не относятся к рыбам:
карп бегемот камбала дельфин краб тюлень
- Какие из указанных животных относятся к растительноядным? Подчеркни.
а) коровы, бегемоты, жирафы;
б) волки, лисы, кабаны;
в) лоси, тюлени, киты.
5. Составь цепь питания:
пшеница
волк
- Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат всех лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;
в) ничего не изменится.
Тест по теме «Охрана животных и растений»
- Многие растения ________________, они применяются в медицине.
красивые лекарственные высокие
- Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся ……… .
а) в заповедниках;
б) на приусадебных участках;
в) на бульварах и скверах.
3. Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?
в парках в скверах в ботанических садах
4. Перечисли известных тебе животных, занесённых в Красную книгу.
______________ ______________ ______________ _______________
5. Некоторые виды животных уже спасены. Подчеркни их:
а) белка, заяц, кабан;
б) бобр, соболь, куница;
в) лось, лиса, волк.
6. Что делают люди для охраны животных? ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тест по теме «Организм человека»
- Наука, которая изучает строение тела человека называется ________________________.
- Наука, которая изучает работу органов человека называется _______________________.
- Организм человека состоит из органов. Подчеркни их:
головной мозг | кровь | желудок | слюна |
почки | сердце | голова | лёгкие |
- У человека 5 органов чувств. Допиши нужные слова:
1)язык – орган _________________ | 3)______________ - орган слуха |
2)кожа – орган ________________ | 4)______________ - орган обоняния |
5)_____________ - орган ____________ |
- Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
а) без кишечника;
б) без головного мозга;
в) без селезёнки.
6. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека:
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
Тест по теме «Кожа и опорно-двигательная система»
- Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод? Подчеркни:
осязание обоняние вкус
- Какую роль играет жир, который выделят кожа?
а) жир делает кожу крепкой и сильной;
б) жир делает кожу мягкой и упругой;
в) жир делает кожу ловкой и стройной.
3. Перечислите предметы ухода за кожей:
_______________ _______________ _______________ _______________
4. Какова роль скелета человека:
а) скелет защищает внутренние органы от повреждений;
б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в действие мышцы;
в) скелет является опорой тела.
5. Назови орган, расположенный внутри черепа: ___________________.
6. От чего зависит осанка человека:
а) от хрящей и костей;
б) от связок и сухожилий;
в) от скелета и мышц.
Тест по теме «Органы пищеварения. Кровеносная система»
1. Для чего человеку нужна пища?
а) с пищей человек получает воду и витамины;
б) с пищей человек получает питательные вещества;
в) с пищей человек получает кислород.
2. Перечисли известные тебе питательные вещества:
______________ ______________ ______________ ______________
3. Пищеварение начинается (где?) во _________, когда мы пережёвываем пищу (чем?) __________ и смачиваем её (чем?) ____________. Затем через глотку и пищевод пища попадает (куда?) ______________, где её переваривает (какой?) _____________________ сок. Из желудка пища попадает (куда?) в ___________________.
4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
а) благодаря крови;
б) благодаря нервным волокнам;
в) благодаря мышцам.
5. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью? Подчеркни:
в носу в бронхах в лёгких
Тест по теме «Огонь, вода и газ»
- Соедини номера телефонов и названия срочных служб:
01 | газовая служба |
02 | скорая помощь |
03 | пожарная охрана |
04 | милиция |
- Что необходимо сделать прежде всего, если в доме начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь взрослых;
в) вызвать пожарную охрану.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) выйти и посмотреть, что там горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.
4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать, прежде всего?
а) оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;
б) выйти из квартиры;
в) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям.
5. Что нужно сделать сразу, если ты почувствовал в квартире запах газа?
а) открыть все окна;
б) сразу из своей квартиры позвонить в газовую службу 04;
в) зажечь спичку.
Тест по теме «Правила поведения на дорогах»
- Переходя улицу, необходимо быть:
а) сильным, смелым, стройным;
б) сообразительным, внимательным, осторожным;
в) умным, красивым, радостным.
2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?
с 10 лет с 14 лет с 18 лет
3. Как выглядят запрещающие знаки?
а) знак в виде красного треугольника;
б) знак в виде красного круга;
в) знак в виде синего круга.
4. Знаки в виде красного треугольника, это:
а) запрещающие знаки;
б) информационно-указательные знаки;
в) предупреждающие знаки.
5. Соедини дорожные знаки с их названием:
Подземный переход | Движение на велосипеде запрещено | Остановка автобуса | Внимание, дети! | Дорожка для велосипедистов |
Тест по теме «Полезные ископаемые»
- Люди какой профессии отыскиваю месторождения полезных ископаемых? _____________
- Приведи примеры:
__________________ - твёрдое полезное ископаемое,
________________ - жидкое полезное ископаемое,
___________________ - газообразное полезное ископаемое.
- Подчеркни полезные ископаемые, которые используются для строительства?
песок железная руда гранит глина каменный уголь природный газ
- Какие из полезных ископаемых служат топливом?
каменный уголь гранит природный газ торф глина
5. Полезные ископаемые добывают по-разному:
в открытых котлованах - _______________,
под землёй – в _______________.
чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ люди строят _____________________________.
6. Узнай полезное ископаемое по описанию:
твёрдое, чёрного цвета, притягивает металлические предметы.
Это ___________________________________.
Тест по теме «Растениеводство»
- Подчеркни строчку, в которой правильно указаны отрасли растениеводства:
а) полеводство, овцеводство, капустоводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в) полеводство, овощеводство, оленеводство.
2. Перечисли основные зерновые культуры:
_________________ _________________ _________________ _________________
3. Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:
а) картофель, капуста, лён, овёс;
б) лук, чеснок, перец, апельсин;
в) яблоня, груша, вишня, малина.
4. Подчеркни названия сельскохозяйственных профессий:
ткач | комбайнер | инженер | овощевод | геолог | агроном |
- Какое растение даёт нам белый хлеб, манную крупу? ____________________
- Из семян какой культуры получают масло? Подчеркни:
из семян подсолнечника | из семян гречихи | из семян ячменя |
Тест по теме «Животноводство»
- Что даёт животноводство людям? Подчеркни:
а) хлопок, лён, кормовые травы;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) мясо, шерсть, пух, кожу.
2. Приведи примеры сельскохозяйственных животных:
птицы: _____________________________________________________________
звери: ______________________________________________________________
насекомые: _________________________________________________________
рыбы: ______________________________________________________________
3. Пчёл разводят на __________________________.
4. Для корма домашних животных заготавливают:
а) василёк, подснежник, астра;
б) арбузы, дыни, тыкву;
в) тимофеевку, зерно, кормовая свёкла.
5. Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?
_________________ _________________ _________________ _________________
Тест по теме «Деньги. Бюджет»
1. Что такое «бартер»? Подчеркни:
а) процесс купли-продажи товара;
б) обмен одних товаров на другие;
в) один из видов дохода.
2. Что люди использовали раньше в качестве денег?
а) телевизоры и чайники;
б) морские раковины, шкурки пушных зверей;
в) рисунки на бумаге.
3. Из чего складывается бюджет:
а) из зарплаты и стипендии;
б) из денег;
в) из доходов и расходов.
4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?
а) из заработной платы граждан;
б) из доходов предприятий и фирм;
в) из налогов граждан и организаций.
5. Что такое «гонорар»?
а) бюджет;
б) расход;
в) доход.
6. Выигрыш по лотерейному билету – это…
а) доход;
б) расход;
в) не является ни доходом, ни расходом, потому что не может быть запланирован.
Тест по теме «Путешествие по городам и странам»
1. Какие древние русские города входят в Золотое кольцо России? Перечисли: _____________________________________________________________________________
2. С какими странами Россия имеет морские границы? ___________ и _______________.
3. Подчеркни названия Скандинавских стран:
Италия | Дания | Финляндия | Швеция |
Норвегия | Великобритания | Франция | Украина |
4. Соедини названия стран и её столицей:
Франция | Киев |
Великобритания | Париж |
Германия | Лондон |
Украина | Берлин |
5. Напиши названия стран, где находятся эти знаменитые места:
мавзолей Тадж - Махал _______________; | статуя Свободы ____________________; |
Колизей ____________________; | Эйфелева башня ___________________; |
пирамиды __________________; | часы Биг-Бен _____________________. |
Проверочная работа по теме «Размножение и развитие животных»
- Перечисли основные группы животных:
___________ ___________ ___________ ___________ __________
2. Как происходит развитие насекомых? Вставь пропущенные слова:
бабочка
яйцо
3. Как происходит развитие рыб? Вставь попущенные слова:
взрослая рыба
4. Вставь пропущенные слова в схему развития животного:
головастик
5. Какие животные рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком? _________________
6. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки? Подчеркни правильный ответ:
а) у всех насекомых бывают куколки;
б) у кузнечиков нет стадии куколки;
в) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.
7. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены? Подчеркни:
весной осенью зимой летом
Объясни, почему? ____________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа»
- Раздел биологии, который изучает животных называется _______________________.
2. Царство растений делится на 5 групп. Перечисли их:
______________ ______________ ______________ ______________ ______________
3. Соедини животных с группой, к которой они относятся:
дельфин | пресмыкающиеся |
страус | птицы |
кузнечик | земноводные |
жаба | звери |
крокодил | насекомые |
4. Подчеркни названия растений, которые рассеивают свои плоды при помощи ветра:
берёза | одуванчик | репейник | рябина | клён | липа |
5. Вставь пропущенные слова в цепи питания:
кора берёзы
6. Вставь пропущенное звено в фазах развития:
лягушка
7. Перечисли известные тебе растения Красной книги: ___________________________________
________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье»
- Строение тела человека изучает наука ___________________, а работу его органов – наука ____________________.
- Подчеркни, какие органы образуют пищеварительную систему человека:
нервы | ротовая полость | пищевод | глаза | почки |
глотка | лёгкие | желудок | кишечник | кожа |
- Соедини стрелками:
система кровообращения | носовая полость, бронхи, лёгкие |
дыхательная система | сердце и кровеносные сосуды |
органы выделения | скелет, мышцы |
опорно-двигательная система | мочевой пузырь, потовые железы |
4. Допиши: Огромную роль в организме играет кровь! Она приносит ко всем органам ___________________ и ___________________, а
уносит от них __________________.
5. Закалённый человек почти никогда не болеет. Закаливать свой организм нужно при помощи _____________________,
_____________________ и _____________________.
6. С пищей человек получает необходимые питательные вещества. Какие? ____________________
__________________________________________________________________________________
7. Способность человека чувствовать запахи называется _________________.
Способность человека различать вкус пищи называется _________________.
Способность человека чувствовать прикосновения называется _______________.
Проверочная работа по теме «Наша безопасность»
- Напиши номера телефонов срочных служб:
милиция | скорая помощь | служба газа | пожарная охрана |
- Закончи предложение: Когда чувствуешь запах газа нельзя ______________________________
_________________________________________________________________________________
- На проезжей части улицы нельзя ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
4. Что обозначает этот дорожный знак: _________________________________________________
5. Перечисли ядовитые растения: _______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Выбери правильный ответ. Подчеркни:
Во время грозы можно спрятаться … | в реке |
под деревом | |
рядом с трансформаторной будкой | |
в яме |
7. Гадюку от других змей можно отличить по ______________________________________________ вдоль всей спины.
Проверочная работа по теме «Чему учит экономика»
- В составе экономики 5 отраслей:
сельское хозяйство промышленность ______________ _____________ ___________
- «Три кита экономики» это - _________________________________________________________
- Приведи примеры услуг: ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Вычеркни лишнее: Природные богатства – это почва, продукты питания, вода, воздух, капитал, растения, животные, машины,
полезные ископаемые.
5. Соедини стрелками, допиши по одному названию растений в каждой группе:
Кормовые культуры | картофель, _______________ |
Овощные культуры | тимофеевка, ______________ |
Плодовые культуры | яблоня, ___________________ |
Зерновые культуры | хлопчатник,_______________ |
Технические (прядильные) культуры | рожь, ____________________ |
6.Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, которые они производят:
машиностроение | футболка |
химическая промышленность | консервы |
лёгкая промышленность | стиральный порошок |
пищевая промышленность | подъёмный кран |
7.Вставь нужные слова: Деньги, это особый ________________, который можно _________________ на любые другие __________________
Проверочная работа по теме «Наш край»
1. Перечисли синонимы к названию нашего края: _________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Кольский полуостров омывается водами _____________________ и ______________ морей.
3. Какое озеро в наше крае самое большое? ______________________________________
4. Как называются горы, расположенные в центральной части полуострова? ___________________
5. Перечисли реки Мурманской области: __________________________________________________
6. Охрана животного и растительного мира морских побережий и морского дна, защита птицы гаги – главная задача
_________________________ заповедника. Сохранение северной тайги и горной тундры, защита дикого северного оленя – задача
____________________________ заповедника.
7. Перечисли не менее пяти северных животных, обитающих в нашем крае: __________________
_________________________________________________________________________________
8. Отметь основные климатические особенности Мурманской области:
полярная ночь | короткая зима | повышенная влажность воздуха | частые ветра | |
жаркое лето | северное сияние | частая засуха | частые ливневые дожди и грозы |
9. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? ____________________________________
__________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа за курс 3 класса
1 вариант
1. Человек отличается от животных тем, что он ________________________________________.
2. Вставь нужные слова: Символами государства являются ________________, _______________ и ________________.
3. Живую природу изучает наука ____________________.
4. При дыхании живые существа поглощают __________________, а выделяют ________________________.
5. Приведи примеры растений разных групп:
водоросли ____________________________________________________________________
хвойные _____________________________________________________________________
цветковые ____________________________________________________________________
6. Соедини стрелками, дополни каждую группу животными:
птицы | черепаха, ____________ |
пресмыкающиеся | цапля, _____________ |
земноводные | жаба, _______________ |
насекомые | ёж, _____________ |
звери | пчела, _____________ |
7. В опорно-двигательную систему человека входят: ___________________________________
8. При переходе улицы сначала посмотри ________________, потом ____________________.
9. Перечисли не менее пяти полезных ископаемых:_____________________________________
_______________________________________________________________________________
10. Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, дополни список товаров:
пищевая промышленность | удобрения, _________________ |
химическая промышленность | сталь, _________________ |
металлургия | сахарный песок, _______________ |
2 вариант
1. Вставь нужные слова: Символами государства являются ________________, _______________ и ________________.
2. Царство растений изучает наука ____________________.
3. Человек отличается от животных тем, что он ________________________________________.
4. При дыхании живые существа поглощают __________________, а выделяют ________________________.
5. Приведи примеры растений разных групп:
цветковые ____________________________________________________________________
хвойные _____________________________________________________________________
водоросли ____________________________________________________________________
6. Соедини стрелками, дополни каждую группу животными:
звери | пингвин, ____________ |
птицы | кит, _____________ |
земноводные | жаба, _______________ |
пресмыкающиеся | божья коровка, _____________ |
насекомые | змея, _____________ |
7. Перечисли не менее пяти полезных ископаемых:_____________________________________
_______________________________________________________________________________
8. В дыхательную систему человека входят: __________________________________________
9. При переходе улицы сначала посмотри ________________, потом _______________________
10. Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, дополни список товаров:
пищевая промышленность | шампунь, _________________ |
химическая промышленность | самолёт, _________________ |
машиностроение | кефир, ___________________ |
Календарно – тематический план
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||
Как устроен мир | |||||||||||||
1 | Природа | Комбинированный | Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно | Учащиеся должны знать\понимать: | Фронтальный; индивидуальный | С. 4-6, вопросы с. 7 | |||||||
2 | Человек. | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | С. 10–15, проверь себя | |||||||||
3 | Общество | Изучение нового материала | Фронтальный | С. 16–20, Задание 1. 2 | |||||||||
4 | Мир глазами эколога | Комбинированный | Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества | Фронтальный; индивидуальный | С. 22–26, задания 1, 2 | ||||||||
5 | Природа в опасности. Охрана природы | Комбинированный | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. | Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде | Фронтальный; индивидуальный (тест) | С. 27–32, вопросы «Проверь себя» | |||||||
6 | Проверочная работа по разделу «Как устроен мир» | обобщающий | |||||||||||
Эта удивительная природа | |||||||||||||
7 | Тела, вещества, частицы | Изучение нового материала | Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека | (на дорогах, водоемах, в школе). Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения | Фронтальный | С. 34–38 | |||||||
8 | Разнообразие веществ | Изучение нового материала | Фронтальный | С. 39–43 | |||||||||
9 | Воздух и его охрана. Состав, свойства | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха | Фронтальный; индивидуальный | С. 44–48, схема | ||||||||
10 | Вода и жизнь | Комбинированный | Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды | Учащиеся должны знать/понимать: | Фронтальный; индивидуальный | С. 49–52, задание № 2 | |||||||
11 | Превращения и круговорот воды | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | С. 53–56, задание № 2 | |||||||||
12 | Берегите воду | Комбинированный | решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения. | Фронтальный; индивидуальный (тест) | С. 57–61, задание 1 | ||||||||
13 | Как разрушаются камни | Изучение нового материала | Формы земной поверхности | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения | Фронтальный; индивидуальный | С. 62–64, задание 2 | |||||||
14 | Что такое почва | Изучение нового материала | Почва, ее значение для живой природы | в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | С. 65–70 | |||||||
15 | Формирование и разрушение почвы | в рабочей тетради задание 3, с. 28. | |||||||||||
16 | Разнообразие растений | Комбинированный | Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Учащиеся должны уметь: – приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); – раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Фронтальный; индивидуальный | С. 71–75, сообщение | |||||||
17 | Солнце, растения и мы с вами | Комбинированный | С. 76–79, схема, с. 77 | ||||||||||
18 | Размножение и развитие растений | Изучение нового материала | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Учащиеся должны уметь: | Фронтальный; индивидуальный | С. 80–83, ответить на вопросы | |||||||
19 | Охрана растений | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | – определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | С. 84–87, рассказ «Берегите растения!» | ||||||||
20 | Разнообразие животных | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных | Фронтальный; индивидуальный | С. 89–95, задание 2, с. 95 | |||||||
21 | Кто что ест. Цепи питания | Изучение нового материала | С. 96–99, модель цепи питания | ||||||||||
22 | Невидимая сеть и невидимые пирамиды | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения | Фронтальный; индивидуальный | С. 100–104, схемы цепи питания | ||||||||
23 | Размножение и развитие животных | Изучение нового материала | С. 105–106, сообщение | ||||||||||
24 | Размножение и развитие животных (птицы и звери) | Комбинированный | познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | С. 106–111, рассказ «Берегите животных!», задание 3 | |||||||||
25 | Охрана животных | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными | Фронтальный; индивидуальный | С. 112–117, нарис плакат | |||||||
26 | В царстве грибов | Изучение нового материала | Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | С. 118–123, сообщение | |||||||
27 | Великий круговорот жизни | Изучение нового материала | Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными | Фронтальный; индивидуальный | С. 124–126, проверь себя | |||||||
28 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» | ||||||||||||
Человек и природа | |||||||||||||
29 | Организм человека | Изучение нового материала | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | С. 128–131, задание 2 | |||||||
30 | Органы чувств | Комбинированный | дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный | С. 132–135, задание 3 | |||||||
31 | Надежная защита организма | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | С. 136–139, задания 1, 2 | |||||||||
32 | Опора тела и движение | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный | С. 140–143, проверь себя | ||||||||
33 | Наше питание. Пищеварительная система | Комбинированный | Система органов, их роль в жизнедеятельности организма | Учащиеся должны знать/понимать: | Фронтальный; индивидуальный | С. 144–147, задание 2 | |||||||
34 | Дыхание | Система органов | С. 148–149, проверь себя | ||||||||||
35 | Кровообращение | Изучение нового материала | С. 149-150, проверь себя в. 2 | ||||||||||
36 | Это зависит от тебя | Комбинированный | Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный | С. 151–153, проверь себя | ||||||||
37 | Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье» | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Инд задание | |||||||||
Наша безопасность | |||||||||||||
38 | Огонь, вода и газ | Комбинированный | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Учащиеся должны знать/понимать: в школе); | Фронтальный; индивидуальный | С. 4–7, задание № 2 | |||||||
39 | Чтобы путь был счастливым | Комбинированный | С. 8–13, задание 2 | ||||||||||
40 | Дорожные знаки | Комбинированный | Правила безопасного поведения на дорогах | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | С. 14–17, задание № 2, | |||||||
41 | Опасные места | Комбинированный | Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года | Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | Фронтальный; индивидуальный | С. 18–22, задание № 2 | |||||||
42 | О молниях, змеях, собаках и прочем | Комбинированный | С. 23–28, проверь себя | ||||||||||
43 | Экологическая безопасность | Комбинированный | Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | С. 29–34, проверь себя | ||||||||
44 | Обобщение по разделу «Наша безопасность» | ||||||||||||
Чему учит экономика | |||||||||||||
45 | Для чего нужна экономика? | Изучение нового материала | Экономика | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный | С. 36–39, проверь себя | |||||||
46 | Три кита экономики | Изучение нового материала | Фронтальный | С. 40–47, задание № 3 | |||||||||
47 | Полезные ископаемые | Изучение нового материала | Полезные ископаемые | Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | Фронтальный; индивидуальный | С. 48–52, сообщение | |||||||
48 | Полезные ископаемые | ||||||||||||
49 | Растениеводство | Изучение нового материала | Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края | Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы | Фронтальный; индивидуальный | С. 53–59 в. 4 | |||||||
50 | Животноводство | Изучение нового материала | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными | Индивидуальный | С. 60–63, проверь себя | |||||||
51 | Какая бывает промышленность? | Изучение нового материала | Промышленность | Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком | Фронтальный; индивидуальный | С. 64–67, сообщение | |||||||
52 | Что такое деньги? | Изучение нового материала | Деньги | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный; индивидуальный | С. 68–72, задание № 3 | |||||||
53 | Государственный бюджет | Изучение нового материала | Бюджет | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный; индивидуальный | С. 73–76, задание № 4 | |||||||
54 | Семейный бюджет | Изучение нового материала | Семья – первый коллектив ребенка | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный; индивидуальный | С. 77–80, задание № 3 | |||||||
55 | Экономика и экология | Изучение нового материала | Правила поведения в природе | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | С. 81–86, вопросы | |||||||
56 | Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика» | Комбинированный | Экономика | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный; индивидуальный | Инд задание | |||||||
Путешествие по городам и странам | |||||||||||||
57 | Золотое кольцо России | Изучение нового материала | Москва – столица России. Города России. Санкт-Петербург | Учащиеся должны знать\понимать: некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города); | Фронтальный; индивидуальный | С. 88–93, с. 94–99, сообщение | |||||||
58 | Золотое кольцо России | ||||||||||||
59 | Наши ближайшие соседи | Изучение нового материала | Страны и народы мира | Инд опрос | карта | ||||||||
60 | Наши ближайшие соседи | Изучение нового материала | Страны и народы мира | Инд опрос | |||||||||
61 | На севере Европы | С. 110–119, карта | |||||||||||
62 | Что такое Бенилюкс? | Изучение нового материала | Страны и народы мира | Фронтальный | С. 120–126, карта | ||||||||
63 | В центре Европы | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь: – показывать на карте изученные страны мира; | Фронтальный; индивидуальный | С. 127–133, карта | ||||||||
64 | Путешествие по Франции и Великобритании | Изучение нового материала | – использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; – использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | С. 134–143, карта | |||||||||
65 | На юге Европы | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете | С. 144–150 | |||||||||
66 | По знаменитым местам мира | Изучение нового материала | С. 151–155, карта | ||||||||||
67 | По знаменитым местам мира | ||||||||||||
68 | Обобщение. Путешествие по городам и странам | Повторение, обобщение изученного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир", "Школа России", 3 класс
Контрольно-тематическое планирование предмета "Окружающий мир". ОС "Школа России". 3 класс....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....