Главные вкладки

    Открытый урок "Птичьи голоса"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Яханова Лариса Александровна

    Урок проводился по здоровьесберегающим технологиям. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_okruzh._miru_2_kl..doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ Студенецкая основная общеобразовательная школа

    Методическое объединение учителей начальных классов Хворостянского района «Игровая технология как здоровьесберегающий  фактор в обучении и развитии младших школьников».

    Окружающий мир. Н.Ф.Виноградова

    Открытый урок

    Тема:  Птичьи голоса.

    2 класс

    Провела: Яханова Л.А.

    Тема:  Птичьи голоса.

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели:

    Образовательная

    -  Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения; уточнить и дополнить знания учащихся о многообразии природы,

    сравнивать, проводить простые наблюдения; уметь работать с учебным текстом;

    Развивающая

    - Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения;

    Воспитательная

    - Воспитывать любовь к природе  и бережное отношение ко всему живому.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

    Оборудование: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир». Учебник для 2 класса;

    Дидактические материалы: рисунки птиц, иллюстрации сказочных героев, звуковая запись голосов птиц, карточки.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

    Тут зверюшки и пичужки.

    Игры, песни, все для вас!

    Пожелаем всем удачи –

    За работу! В добрый час!

    II. Сообщения синоптиков. (3 мин.)

    -  Как всегда в начале урока – сообщения синоптиков. Пожалуйста, сделайте прогноз погоды на сегодняшний день.

    - Сегодня погода ясная, температура воздуха + 4 0 С, осадков нет, ветер слабый.

    - Март зиму кончает – весну начинает.

    III. Актуализация.

    - Сегодня мне почтальон принёс письмо от кого же оно может быть? Узнаете?

    - Старичок-Лесовичок.

    - Что же он нам пишет?

    - Письмо.Дорогие ребята! Я очень обеспокоен, что не все знают животных. Я прислал вам игру «Узнай кто это?»

    Загадки:

    1. Шёл он узкой дорожкой,

    Не шевелил не одной ножкой.

    Он шевелил бы, если бы мог,

    Но у него не было ног.

     (Уж)

    2. Из куста шипуля, за ногу цапуля.( змея)

    3. Кто копает под землёй, маленький зверёк слепой? ( крот)

    - Чем отличаются ужи от других животных?

    - Кто такие пресмыкающие?

    - Как они передвигаются?

    - Чем они питаются?

    -Как вести себя  при встрече со змеей?

    Вывод: животные – наши друзья.

    IV. Целеполагание и мотивация.

    Иллюстрация этажей леса.

    1 этаж – травы, грибы, цветы, ягоды.

    2 этаж – кустарники.

    3 этаж – хвойные и лиственные деревья.

    - Красив лес?

    - Все ли вам нравится в лесу? Давайте помолчим и послушаем. Лес молчит.

    - А сейчас что вы слышите? ( запись голосов птиц леса)

    - Кто догадался какая тема нашего урока?

    (учитель открывает тему на доске)

    - Что нам нужно сегодня узнать?

    (Учитель называет цели урока)

    V. Изучение нового материала.

    - Мы сегодня отправимся в гости в Простоквашино к Матроскину и Шарику, которые уже давно приглашают детей в лес. Пойдем?

    - Пойдем.

    (музыка леса)

    -Ребята, чьи чудесные голоса вы слышали?

    - Поют птицы.

    - Как вы думаете, зачем поют птицы?

    - Чтобы было весело, радостно.

    Сообщение знатока птиц.

    - Когда птицы весной возвращаются домой, пение для них – очень серьёзное и важное дело. Надо сказать, поют только самцы. Возвращаясь домой из тёплых стран, маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет поблизости селиться, иначе получит взбучку!»

    - Кстати, лесные птицы занимают свои квартиры на разных этажах леса. Давайте заглянем в птичьи квартиры и узнаем кто где живёт.

    ( По ходу урока учитель прикрепляет птиц на плакат  с изображением трав, кустарников, деревьев)

    - В нашем лесу птицы разлетелись в разные стороны. Их нужно собрать. Шарик нам предлагает игру: «Собери птиц».

    Загадка

    Очень грузный и большой

    С красными бровями

    От рожденья он глухой

    Отгадайте сами. (глухарь)

    Сообщение

    Глухарь немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит он очень быстро, а вот полёт у него тяжёлый и шумный. Весь день глухари проводят на лесных полянках. Здесь им проще отыскать траву, почки, ягоды. Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, очень часто вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах.

    На каком этаже живет глухарь?

    (Запись дятла).

    Не дровосек, не плотник,

    А первый в лесу работник.

    - Чей голос вы слышали?

    - Дятел. Где он?

    - Почему вы так решили?

    - Он стучит по дереву.

    Сообщение

    - Дятел  издаёт звук «Тук-тук».Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдет дятел в лесу дерево с расщелинкой – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну шишку – летит за другой.

    Как называют в народе дятла? (Лесной доктор)

    - Почему его так называют?

    - Он лечит деревья.

    - В народе считают, что стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

    - Дятел живёт на вторых и третьих этажах. (прикрепляет птицу)

     ( запись кукушки)

    Не ворона, не синица.

    Как зовётся эта птица?

    Примостилась на суку-

    Раздалось в лесу: «ку-ку».

    Чей голос вы услышали?

    - Кукушки.

    - Почему её так называют?

    - Она кукует.

    Прочитаем по учебнику про кукушку.с. 112

    Она живёт на третьих этажах. (прикрепляет птицу)

    Угадайте загадку:( запись)

    Ночью летает и прохожих пугает. Сова. Где она?

    Работа по учебнику с. 112.

    - Что ещё вы знаете о сове? Как её можно назвать.

    - Кроме хищных птиц на верхних этажах обитает одна из красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов. (запись)

    - Ребята, кто догадался кому принадлежит этот голос?

    Это иволга. Где она?

    Сообщение.

    Её голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой и лесной кошкой.

    VI. Физминутка.

    Птички в гнёздышке сидят

    И на улицу глядят.

    Погулять они хотят

    И тихонько все летят.

    VII. Осознание и осмысление учебного материала.

    Кот Матроскин и Шарик для вас, ребята приготовили карточки с заданием.

    (Работа в парах).

    - Рассмотрите птичку. Кто это? Почему вы догадались? Чем птицы отличаются от других животных?

    VIII. Закрепление учебного материала.

    Работа по учебнику. С. 113. Чтение стихотворений. Где эти птицы?

    IX. Применение знаний и умений полученных на уроке.

    Матроскин предлагает игру «Чей голосок?» (запись голосов птиц: ворона, воробьи, синичка, соловей)

    Игра «Дорисуй птичку».

    - Шарик предлагает нам разгадать кроссворд:

    1. Кто сегодня пел для нас?

    2.  К какому царству относятся птицы?

    3. Кто из птиц охотится ночью?

    4. Кого мы называем «лесным доктором»?

    5. Какая птица вьёт гнездо на тропинке?

    6. Какую птицу мы называем «плохая мать»?

    Наши герои Матроскин и Шарик обеспокоены в последнее время тем, что люди не знают правил поведения в лесу. А вы знаете?

    - Называют правила.

    X. Рефлексия.

    Перечислите, какие жители леса нам сегодня повстречались? Что нового вы узнали?

    - На уроке работали очень активно, все молодцы.

    XI. Домашнее задание. С. 112-114 читать и пересказ.

    Урок окончен, у вас есть жетоны. Когда вы будете выходить, то положите в тот кармашек, который считаете нужным.

    МОУ Студенецкая общеобразовательная школа

    Методическое объединение учителей начальных классов Хворостянского района «Игровая технология как здоровьесберегающий  фактор в обучении и развитии младших школьников».

    Окружающий мир. Н.Ф.Виноградова

    Открытый урок

    Тема: «Птичьи голоса»

    Провела: Яханова Л.А.

    2009 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Голоса леса

    Познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения....

    Урок окружающего мира во 2 классе "Голоса леса"

    Познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения....

    Голоса леса

                                                          ...

    Программа дополнительного образования "Звонкие голоса"

    Программа "Звонкие голоса" разработана для учащихся начальных классов, рассчитана на 3 года.Главной целью является формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся, как одной из составных обще...

    Презентация к уроку мызыка по теме:"Великие наши современники:певческие мужские голоса.С.Я.Лемешев".

    Учитель:Силина Вера Александровна.Учебный  предмет: музыка.Тема:"Выдающиеся исполнители музыки: певческие мужские голоса. С.Я.Лемешев."Вид урока: Презентация.Методы и приемы: ТРКМ...

    ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА В. В. ЕМЕЛЬЯНОВА

    Данный материал поможет руководителям хоровых коллективов, учителям музыки в работе  над развитием детского голоса....

    Развитие устной речи и окружающий мир Тема «Звукоподражание голосам животных. Соотнесение голосов с животными»

    Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности по предмету "Развитие устной рчи и окружающий мир"Тема "Звукоподражание голосам животных....