Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру составлена для 3 класса по программе А.А. Плешакова. Программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, хар-ки деятельности уч-ся, требований  к уровню подготовки учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_okr3.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 3А КЛАССА НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

                             (А,А,Плешаков. Окружающий мир.

                                       Москва :Просвещение ,2010

                      Рекомендовано  Министерством образования и науки РФ)

 

Разработчик программы
учитель начальных классов

МБОУ «Кингисеппская гимназия»

                                                                                                             Писмарева Н.В.,

высшая квалификационная категория

2011-2012 уч.год


                                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования , авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования .

Цели курса:

  1. развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  1. Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  2. Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  3. Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  4. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

Основные содержательные линии курса:

  1. обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многооб разии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
  2. изучение воздуха, воды и других компонен тов природы через по лученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, га зообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассмат риваются его особенности, значение в природе и жизни челове ка, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в при роде: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и челове ком;
  3. формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
  4. изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
  5. получение элементарных экономических знаний;
  6. формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы, экскурсии

1

Как устроен мир?

6

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц

2

Эта удивительная природа

18

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах; изучение св-в воды; очистка за -грязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений,определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

3

Мы и наше здоровье

10

Практические работы: зн-во с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковке); подсчёт ударов пульса.

4

Наша безопасность

7

Экскурсия: зн-во с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: зн-во с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды

5

Чему учит экономика?

12

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; зн-во с культурными растениями, составление устного описания рассмотренного растения; зн-во с современными российскими монетами.

6

Путешествия по городам и странам

15

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Итого:

68

Виды и формы организации учебного процесса

  1. Уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.
  2. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Проверка и оценка усвоения программы

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практиче ские работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Требования к уровню подготовки обучающихся: 

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

        человек — часть природы и общества;

        что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

        основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

        основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

        взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

        взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздей ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

        строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

        правила гигиены; основы здорового образа жизни;

        правила безопасного поведения в быту и на улице, основ ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос ти, основы экологической безопасности;

        потребности людей; товары и услуги;

        роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо мике, основы семейного бюджета;

        некоторые города России, их главные достопримечатель ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

        распознавать природные объекты с помощью атласа-опре делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

        проводить наблюдения природных тел и явлений, прос тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре зультаты;

        объяснять в пределах требований программы взаимосвя зи в природе и между природой и человеком;

        выполнять правила личного поведения в природе, обос новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

        выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

        владеть элементарными приемами чтения карты;

        приводить примеры городов России, стран – соседей Рос сии, стран зарубежной Европы и их столиц.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Учебник

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010

Методическая литература

Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету  «Окружающий мир»: 3 класс. М.:Экзамен, 2007

Материалы для проведения проверочных работ

Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. В двух частях.. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010

3 класс (68 ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Как устроен мир» (6 ч)

    1 Природа

Разнообразие природы. Как классифи цируют                                                объекты   природы.   Биоло гия — наука о живой                 природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей

        Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

        понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

        работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необхо димую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по извест ным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

2 Человек

Человек — часть природы. Отличия че ловека от других живых существ. Вну тренний мир человека. Ступеньки по знания человеком окружающего мира

        Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить;

        находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

        различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявле ния внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

        работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

        моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе роле вых игр;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во-просы и оценивать достижения на уроке                                                                    

3 Проект «Богатства, отданные лю дям»

Подготовка  к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение   заданий,   обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:                                                                

        определять цель проекта;                                                                            

        распределять обязанности по проекту в группах;                                        

        собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

        подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изго тавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

        презентовать проект;

        оценивать результаты работы

4 Общество

Человек как член общества. Человече ство. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие на родов Земли.  Страна (государство). Символы государства. Глава государ ства.   Представление  о  гражданстве. Мы — граждане России

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        определять место человека в мире;

        характеризовать семью, народ, государство как части общества;

        обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

        сопоставлять формы правления в государствах мира;

        работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходи мой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку: рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

5 Что такое экология

Экология как наука о связях между жи выми существами и окружающей сре дой, её роль в жизни человека и обще ства. Экологические связи, их разно образие

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в при роде, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаи мосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

        работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью класси фицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

6 Природа в опасности!

Положительное и отрицательное влия ние человека на природу. Морская ко рова,  странствующий   голубь — при меры животных, исчезнувших по вине

человека. Охрана природы. Заповедни ки и национальные парки — особо ох раняемые природные территории

        Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

        устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и нацио нальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

        работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

        моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

        обсуждать, как каждый может помочь природе;

        работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и националь ных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

Раздел «ЭТА  удивительная природа» (18 ч)

1  Тела, вещества, частицы

Знакомство с целями и задачами раз дела. Тела, вещества, частицы. Есте ственные и искусственные тела. Твёр дые, жидкие, газообразные вещества

        Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

        характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и

искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

        наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

        работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведен ных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; мо делировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жид ком и газообразном веществах;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

2  Разнообразие веществ

Разнообразие веществ в окружающем мире.   Химия — наука   о   веществах. Наиболее распространённые в быту ве щества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. ^Кислотные дожди.

        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

        наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

        практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продук тах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;                                                                

        работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

        работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным   признакам;                                                                                                        

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке                                                        

3  Воздух и его охрана

Воздух как смесь газов. Свойства воз духа. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

        анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

        исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

        работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в со ответствии с заданием;

        работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чисто ты воздуха в родном городе;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

4  Вода

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

        практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, форму лировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

        работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, ис пользуя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как раство рителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

        работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

5  Превращения и круговорот воды

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

        высказывать предположения о состояниях водьг в природе; различать три состояния воды;

        наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлажде нии пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

        работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте водьг в природе, осуществлять  взаимопроверку; моделировать кругооборот водьг в природе, осуществлять самопроверку;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

6  Берегите воду!

Использование воды человеком. Вы сказывать    Источники    загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

        работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведе ния с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источни ки загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

        работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чи стоты воды в родном городе (селе);

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

7  Как разрушаются камни

Процесс разрушения  горных  пород в природе, его причины и последствия

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в при роде;

        наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении;

        характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;

        работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе прояв ления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

8  Что такое почва

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодо родия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разруше ние почвы. Охрана почвы

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и во просам;

        высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

        практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного экеперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

        анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделиро вать связи почвы и растений;

        обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

        характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризо вать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о де ятельности В. В.Докучаева);

        обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевою червя» из книги «Великан на поляне»;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

9  Разнообразие растений

Группы растений: водоросли, мхи, па поротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о расте ниях

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

        знакомиться с группами растений по материалам учебника;

        работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их от веты; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

        приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-опре делителя;

—        используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

10  Солнце, растения и мы с вами

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей сре дой. Роль растений в жизни животных и человека

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыха ния растений;

        моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

        выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

        доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

11  Размножение и развитие растений

Опыление. Роль насекомых в опыле нии растений. Приспособленность рас тений к разным способам распростра нения плодов и семян. Развитие рас тений из семян

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их рас пространения;

        наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

        выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

        характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

12  Охрана растений

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в при роде

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать сведения, полученные в 12 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

        характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир рас тений;

        обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

        оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

13  Разнообразие животных

Многообразие животного мира. Класси фикация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообраз ные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды живот ных. Зоология — наука о животных

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

        классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

        приводить примеры животных разных групп;

—        с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

        обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

        работать с электронным приложением к учебнику;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

14  Кто что ест? Проект «Разнообразие  природы родного края»

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.

Цепи питания. Приспособление животных к до быванию пищи, к защите от врагов. Подготовка  к  выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение   заданий,  обсуждение способов и сроков работы

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать животных по типу питания;                                            

        приводить примеры животных по типу питания;                                          

        анализировать схемы цепей питания;                                                              

        характеризовать защитные приспособления растений и животных;

-        обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;

-        обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

        определять цель и этапы работы;

        распределять обязанности;

—        совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя расте ния, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

        находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

        составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

15   Размножение и развитие животных

Размножение   и   развитие  животных разных групп

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать животных разных групп по способу размножения;

        моделировать стадии размножения животных разных групп;

        рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

        обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

16  Охрана животных

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезаю щие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила по ведения в природе. Меры по охране животного мира

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Красной книге России, полученные в 12 классах;

        характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на живот ный мир;

—        с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;

        обсуждать меры по охране животных;

        обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

        формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

—        с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

        создать книжку-малышку «Береги животных»;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

17  В царстве грибов

Разнообразие грибов. Строение шля почных грибов.  Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишай ники

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать строение шляпочных грибов;

—        с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедоб ные, несъедобные и ядовитые грибы;

        обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

        моделировать различие грибов-двойников;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

18  Великий круговорот жизни

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и ор ганизм ы-разруш ител и;

        обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи кругово рота веществ в природе;

        моделировать круговорот веществ в природе;

        рассказывать о круговороте веществ на Земле;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

1  Организм человека

Анатомия, физиология, гигиена как на уки. Понятие об органах и системе ор ганов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровенос ная система

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организ ма, полученные во 2 классе;

        характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

        обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

        анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показы вать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

        практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рас сказы по предложенному плану;

        распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного  эксперимента;

2  Органы чувств

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии \ мира. Гигиена органов чувств

        формулировать правила гигиены органов чувств;                                        

—        работать с терминологическим словариком

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3  Надёжная защита организма

Кожа как орган защиты от поврежде ний и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Пер вая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмо раживание)

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        практическая работа: изучить свойства кожи;

        характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

        характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

        работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреж дениях кожи;

        подготовить рассказ об уходе за кожей;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

4  Опора тела и движение

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важ ность выработки и сохранения пра вильной   осанки.   Роль   физической культуры в поддержании тонуса мышц

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

        раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

        следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

        выполнять физкультминутки;

        работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

5  Наше питание. Проект «Школа ку линаров»

Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, ви тамины), продукты, в которых они со держатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Ги гиена питания.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий,  обсуждение способов и сроков работы

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

        моделировать строение пищеварительной системы;

        характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пере варивания;

        обсуждать правила рационального питания;

        составлять меню здорового питания;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке;

        готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

6  Дыхание и кровообращение

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь ды хательной   и   кровеносной   систем. Пульс, его частота

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

        характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

        моделировать строение дыхательной системы;

        характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровенос ной системы в организме;

        моделировать строение кровеносной системы;

        обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

        практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

        работать с терминологическим словариком;

        работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

7  Умей предупреждать болезни

Закаливание как фактор предупрежде ния заболеваний. Способы закалива ния организма. Предупреждение ин фекционных   болезней   и   аллергии. Правила поведения в случае заболева ния

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать факторы закаливания;

        формулировать правила закаливания;

        составлять памятку по закаливанию;

        составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

        работать с терминологическим словариком;

—        регулярно проводить закаливание своего организма;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

8  Здоровый образ жизни

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

        обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

9  Проверим себя и оценим свои до-стижения за первое полугодие

(проверка знаний и умений. Формиро вание адекватной оценки своих дости жжений)

        Выполнять тесты с выбором ответа;                                                        

        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;                  

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами    

10  Презентация проектов «Богатства, отданные   людям»,   «Разнообразие природы родного края», «Школа ку линаров»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений

        Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами;

        обсуждать выступления учащихся;

        оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Наша безопасность» (7 ч)

1  Огонь, вода и газ

Знакомство с целями и задачами раз дела. Действия при пожаре, аварии во допровода, утечке газа

        Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выпол нить;

        актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;

        характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

        моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

        называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

        работать с терминологическим словариком;

        анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

2  Чтобы путь был счастливым

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипе де, езде в автомобиле, общественном транспорте

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 12 классах;

        работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

        обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

        выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

        моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать постижения ия unnw                                                            •

3  Дорожные знаки

Дорожные знаки. Знаки предупрежда ющие, запрещающие, предписываю щие,   информационно-указательные, знаки сервиса

-        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-        актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;

-        анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

-        выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков,

-        моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имею щихся дорожных знаков;

-        работать с терминологическим словариком;

-        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

4  Проект «Кто нас защищает»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий,  обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-        находить в Интернете и других источниках информации сведения о Воору жённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

-        интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужа щих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

        оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;

        презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

5  Опасные места

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

-        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-        актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

-        обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

-        работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

-        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

6  Природа и наша безопасность

Опасности природного характера (гро за, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)

-        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-        характеризовать опасности природного характера;

-        находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

-        обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»;

-        характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

-        отличать гадюку от ужа;

-        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке                                                          

7  Экологическая безопасность.

 Цепь загрязнения. Правила экологической без- опасности.

-        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-                      

        анализировать по схеме цепь загрязнения;                                              

        приводить примеры цепей загрязнения

-        моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм и меры по охране окружающей среды; выполнять правила личной безопасности; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.

        работать с терминологическим словариком;

-        формулировать выводы йз изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке                                    

Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

1  Для чего нужна экономика

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги

-        Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары» «услуги™

-        различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг

-        характеризовать роль труда в создании товаров и услуг

-        работать с терминологическим словариком-

-        работать со взрослыми, прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;                                                                            

-        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке                                  

2  Природные богатства и труд лю дей — основа экономики

Использование   природных  богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физи ческий. Роль образования в экономике

-        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-

-        прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий-

-        раскрывать роль науки в экономическом развитии-

- Работать со взрослыми: выяснять роль профессии родителей в экономике

-        работать с терминологическим словариком-                              

-        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  оценивать достижения на уроке                                  

3  Полезные ископаемые

Понятие о полезных ископаемых. Наи более важные в экономике полезные

-  Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить--актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I-2 классе

ископаемые. Значение, способы добы чи и охрана полезных ископаемых

  -определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

        выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

        характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

—        с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

        работать с терминологическим словариком;

        работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

4  Растениеводство

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как от расль сельского хозяйства.  Исполь зование культурных растений для про изводства продуктов питания и про мышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кор мовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, получен ные в 1—2 классах;

        практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяй ственное растение и описывать его по плану;

        обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

        различать и классифицировать культурные растения;

        определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

        характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

        выявлять связь растениеводства и промышленности;

        работать с терминологическим словариком;

        исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в тече ние дня;

        работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

5  Животноводство

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.   Домашние   сельскохозяй ственные животные: млекопитающие.

/ птицы, рыбы, насекомые. Содержание / и разведение домашних сельскохозяй ственных животных, их роль в эконо мике. Труд животноводов

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах;                                                                                              

        классифицировать домашних сельскохозяйственных животных.                                                                                

—        характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в эконо- ' мике и труд животноводов;

        выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

        работать с терминологическим словариком;

        исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

        работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

6  Какая бывает промышленность

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, ме таллургия, машиностроение, электрон ная, химическая, лёгкая, пищевая про мышленность

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве това ров;

        соотносить продукцию и отрасли промышленности;

        выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

        характеризовать труд работников отраслей промышленности;

        работать с терминологическим словариком;

        работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить

у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные пред приятия есть в регионе;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

7  Проект «Экономика родного края»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение   заданий,  обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

        собирать информацию об экономике своего края (города, села);

        оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

—        коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

        презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

8  Что такое деньги

Обмен товарами: бартер, купля — про дажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моде лировать ситуации бартера и купли-продажи;

        раскрывать роль денег в экономике;

        различать денежные единицы разных стран;

        практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

9  Государственный бюджет

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

        определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

        выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

        моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

10  Семейный бюджет

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

        выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

        определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

        обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — ме нее важными;

        моделировать семейный бюджет;

        работать с терминологическим словариком;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

11- 12 Экономика и экология (2 ч)

Положительное и отрицательное воз действие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полу ченные в I—2 классах;

        характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

        раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

        обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в на стоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

        приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием эко логов;

        моделировать экологические прогнозы;

        работать с терминологическим словариком;

        работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;                                                                              

I —  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч)

1-3  Золотое кольцо России (3 ч)

Золотое кольцо России — слава и гор дость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад,     Переславль-Залес-ский,  Ростов, Ярославль,  Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их до стопримечательности

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте

России;

рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

        узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото графиям;

        составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

        моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопри мечательностей, сувениры и т. д.;

        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

4  Проект «Музей путешествий»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение   заданий,   обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

        собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), со ставлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

        оформлять экспозицию музея;

        готовить сообщения (экскурсии по музею);

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

5  Наши ближайшие соседи

Государства, граничащие с Россией, их столицы

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их сто лицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

        обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

        работать с терминологическим словариком;

- с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, гра ничащих с Россией;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

6  На севере Европы

Страны   севера   Европы   (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Ислан дия),   их   столицы,   государственное устройство,   государственные   языки, флаги, достопримечательности, знаме нитые люди

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом место положения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

        соотносить государства и их флаги;

        узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её за мечательных людей;

        составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

7  Что такое Бенилюкс

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидер ланды, Люксембург), их столицы, госу дарственное устройство, флаги, досто примечательности

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каж дой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из пред ставителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

        составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

        описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

        выполнять задания электронного приложения к учебнику;

—        используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фак тов по изучаемым странам;

        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

8  В центре Европы

Страны центра Европы: Германия, Ав стрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности,   знаменитые люди

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнит!,;

        работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположе ния страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному иЭЧ, представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;        

        узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;                

        выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

        моделировать достопримечательности из пластилина;

        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

9  По   Франции   и   Великобритании (Франция)

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопри мечательности, знаменитые люди

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подгото вить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политиче ской карте Европы; выступать одному из представителей группы или распреде лять материал на несколько сообщений;

        описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

        составлять вопросы для викторины о Франции;

        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

        работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

10  По Франции и Великобритании (Ве ликобритания)

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устрой ство, государственные символы, досто примечательности, знаменитые люди

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на по литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

        описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

        составлять вопросы для викторины о Великобритании;

        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Вели кобритании;

        работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке                                                      |

11  На юге Европы

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на по литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

        составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

        описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

        выполнять задания электронного приложения к учебнику;

—        используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изуча емых странах;

        работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

12  По знаменитым местам мира

Отдельные памятники архитектуры и искусства,   являющиеся   символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сид нейской оперы)

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

        соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

        обсуждать цели международного туризма;

        работать с картой;

        описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

        находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопри мечательностях разных стран, готовить сообщения;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

13  Проверим себя и оценим свои до стижения за второе полугодие

Проверка знаний и умений. Формирова ние адекватной оценки своих достижений

        Выполнять тесты с выбором ответа;

        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

—        адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

14-15   Презентация проектов «Кто нас за щищает»,     «Экономика    родного края», «Музей путешествий» (2 ч)

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений

        Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами;

        обсуждать выступления учащихся;

        оценивать свои достижения и достижения других учащихся

                                           ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе (Плешаков)

№ п/п

Тема урока

Новые понятия

в словарик

п/т «Про-

верь себя»

М-л учебника

                 

Дата

1

1 четверть – 18 часов        

Как устроен мир (6 часов)

 Природа. Разнообразие природы. Экскурсия

Организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп

4

1 часть

Стр3-9;

2

Человек. Человек — часть природы.

Психология,восприятие, память, мышление, воображение

Стр6

стр10-15;

3

Проект «Богатства, отданные лю дям»

Стр6

4

Общество

Человек как член общества.

Общество, семья, народ, гоударство

Стр7

16-21;

5

Что такое экология

Окружающая среда, экология

Стр8

22-26;

6

Природа в опасности!

Заповедник, национальный парк

Стр9-10

27-32;

7/1

Эта удивительная природа (18 часов)

Тела, вещества, частицы. Опыт

Тело, вещество, частица

Стр12-13

34-38;

8/2

Разнообразие веществ. Практ/раб

Химия, поваренная соль, крахмал, кислота

Стр14

39-43;

9/3

Воздух и его охрана

кислород

Стр15

44-48;

10/4

Вода. Свойства воды. Практ/раб

фильтр

Стр16

49-52

11/5

Превращения и круговорот воды.

Состояние, испарение, круговорот

Стр 17

53-56;

12/6

Берегите воду!

Стр18

57-61;

13/7

Как разрушаются  камни?    *

Стр19

62-64;

14/8

Что такое почва? Практ/раб

Почва, плодородие

Стр20

65-70;

15/9

Разнообразие растений

ботаника

Стр21-22

71-75;

16/10

Солнце, растения и мы с вами. *Связь между растениями и окружающей средой

Стр23

76-79;

17/11

Размножение и развитие растений

Практ/раб

опыление    

Стр24

80-83;

18/12

Охрана растений

Стр25

84-88;

1/13

2 четверть – 14 часов

Разнообразие животного мира.

Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Стр26

89-95;

2/14

Кто что ест? 

Проект «Разнообразие  природы родного края»

Стр27

96-99;

3/15

Размножение и развитие животных

Личинка, куколка, малёк, головастик

Стр28-29

100-111;

4/16

Охрана животных

Стр30

112-117;

5/17

В царстве грибов

Грибница, съедобные, несъёдобные грибы

Стр31

118-123;

6/18

Великий круговорот жизни * 

Изучение нового материала

Стр32

124-126;

7/1

Мы и наше здоровье (10 часов)

Организм человека

Система органов

Стр34

127-131;

8/2

Органы чувств

Обоняние, осязание

Стр35

132 – 135;

9/3

Надёжная защита организма Практ/р

Ушиб, ожог, обмораживание

Стр36

Стр47

136-139;

10/4

Опора тела и движение

Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка

Стр37

140-143;

11/5

Наше питание. Проект «Школа кулинаров"

Практ/раб

Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система

Стр38

144-147;

12/6

Дыхание и кровообращение

Практ/раб

Дыхательная система, кровеносная система  

Стр39

148-150;

13/7

Умей предупреждать болезни.

Закаливание, инфекционные болезни, аллергия

Стр40

151-153;

14/8

Здоровый образ жизни.

3 четверть – 20 часов

Здоровый образ жизни 

Стр41

154-157;

1|9

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Стр42-48

2|10

Презентация проектов «Богатства, отданные   людям»,   «Разнообразие природы родного края», «Школа ку линаров»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений

3/1

Наша безопасность (7 часов)

Огонь, вода и газ

диспетчер

2 часть

Стр4

3-7;

4/2

Чтобы путь был счастливым

Стр5

8-13;

5/3

Дорожные знаки.  Экскурсия

сервис

Стр6

14-17;

6/4

Проект «Кто нас защищает»

7/5

Опасные места

Стр7

18-22;

8/6

Природа и наша безопасность

Стр8-9

23-28;

9/7

Экологическая безопасность

Практ/раб

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

Стр10

29-34;

Чему учит экономика? (12 часов)

10/1

Для чего нужна экономика?

Потребности, товары, услуги

Стр12

35-39;

11/2

Природные богатства и труд лю дей — основа экономики

Природные богатства, капитал, труд

Стр13

40-47;

12/3

Полезные ископаемые.  Практ/раб

Месторождение, геолог

Стр14

48-52;

13/4

Растениеводство Практ/раб

Отрасль, растениеводство

Стр15

53-59;

14/5

Животноводство

животноводство

Стр16

60-63;

15/6

Какая бывает промышленность?

Добывающая, электроэнергетика, металлургия,

машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая

Стр17-18

64-67;

16/7

Проект «Экономика родного края»

Деньги, рубль, заработная плата

17/8

Что такое деньги? Практ/раб

Стр19

68-72;

18/9

Государственный бюджет

Бюджет, доходы, расходы, налоги

Стр20

73-76;

19/10

Семейный бюджет

Стипендия, пенсия

     Стр21

77-80

20/

11

Экономика и экология

Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз

Стр22

81-86;

1/12

4 четверть – 16 часов

Экономика и экология

Стр42-44

2/1

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России

финифть

Стр24-25

87-99;

3/2

4/3

5/4

Проект «Музей путешествий»

6/5

Наши ближайшие соседи *

Сухопутные границы, морские границы

Стр26-27

100-109;

7/6

На севере Европы

Скандинавские страны, фьорд, аквапарк, гейзер

Стр28-29

110-119;

8/7

Что такое Бенилюкс? *

дамба

Стр30-31

120-126;

9/8

В центре Европы

фиакр

Стр32-33

127-133;

10/9

Путешествие по Франции и Великобритании

Стр34-35

134-143;

11/10

12/11

На юге Европы

Стр36-37

144-150;

13/12

По знаменитым местам мира

38-39

45-47

151-155;

14/13

Проверим себя и оценим свои до стижения за второе полугодие

15/14-16/15

Презентация проектов «Кто нас за щищает»,     «Экономика    родного края», «Музей путешествий» (2 ч)

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...