Главные вкладки

    " Жизнь древних славян" конспект открытого урока с презентацией. Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков " Школа России."
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Материал содержит конспект  в который включены  сообщения учащихся и итоговый тест по теме урока.  Весь излагаемый учителем материал и сообщения учащихся опираются на презентацию. Урок был дан в рамках Международных Образовательных Рождественских чтений. К сожалению из презентации удалены видеоролики в связи с их большим объёмом. Но в материалах конспекта есть пометки, в каком месте урока и какой именно фрагмент должен быть представлен.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhizn_drevnih_slavyan._okruzhayushchiy_m1.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ЦО №1861 « Загорье « г Москвы

    учитель начальных классов

    Насирова Елена Васильевна

    Окружающий мир 4 класс

    « Школа России»

                                 Тема: «Жизнь древних славян».

    Цель: Познакомить учащихся с расселением славянских племён  в середине

    первого   тысячелетия нашей эры  и их верованиями.

    Задачи.

    Образовательные:

    1. Формировать представления учащихся о жизни древних славян.
    2. Обогащать словарный запас учащихся.

    Развивающие:

    1. Способствовать развитию внимания, мышления, воображения.
    2. Развивать эмоциональную сферу.
    3. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать уважение к древней культуре своего народа.
    2. Воспитывать интерес к историческому прошлому Родины.

    Структура урока.

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение цели урока.
    3. Работа над новым материалом.
    4. Физкультминутка.
    5.  Верования древних славян.  Доклады учащихся.
    6. Итог урока.
    7. Домашнее задание.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение цели урока.

    ( Слайд 1)

    Тема нашего урока: « Жизнь древних славян».

    У. - Сегодня вы узнаете, как жили наши предки. Как вы считаете, кто такие предки?

    Уч-ся -  Предки – это люди, которые жили перед нами, раньше нас.

    ( Слайд 2 -  с объяснением лексического значения слова предки)

    У.- Цель нашего урока познакомиться с расселением славянских племён в середине первого тысячелетия нашей эры.

    -Вспомните, с какого события ведёт отсчёт лет наша эра?

    Уч-ся – Наша эра ведёт отсчёт от Рождества Христова.

    У.- Верно. Наша задача на уроке найти ответ на ряд вопросов. ( Слайд 3).

    III. Работа над новым материалом.

    У. – Итак, начнём нашу работу. Для этого обратимся к « Повести временных лет».

    Что представляет из себя  «Повесть временных лет»?

    Уч-ся – Это летопись.

    У. – А что такое летопись?

    Уч–ся  – Погодовая запись событий. ( Слайд 4).

      У. – Кто был автором « Повести временных лет»?

    Уч-ся – монах Нестор.( Слайд 5)

    У. – Что же говорит нам летопись? ( чтение текста слайда).

    Все эти племена относились в ту пору к восточным славянам.

    ( Слайд 6)

    Рассмотрим карту. ( повторяем названия племён, населявших указанные территории). Именно из этих племён позднее образовались русские, украинцы и белорусы. Стрелочками показываем на карте территориальное расселение народов.

    Жильём служили землянки, выкопанные в земле ( Слайд 7)

     Вдоль стен шли скамьи, В центре находился очаг, топившийся по-чёрному. Это означает, что у землянок не было трубы, и дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло, но от этого же все стены были в саже. Сверху землянку выстилали жердями, покрытыми для тепла пластами дёрна. ( Дёрн – земля с травой). Снаружи жилище было похоже на холм. Посмотрите, какие предметы быта были в жилище.

    Уч-ся – Посуда, гребень…

    У.- Времена тогда были беспокойные: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом, непроходимыми болотами. На крутых мысах, образованных притоками рек и оврагами, создавались укреплённые поселения, объединяющие несколько семей, состоящих в родстве между собой. Такие объединения назывались племенем. (Слайд 8).

    Поселения славян образовывали обширные гнездовья, в составе которых были «грады» или «кромы» с поселениями вокруг них. Вокруг этих поселений возводились  земляные валы, копали глубокие рвы и обносили жилища деревянным тыном. ( На доске: Тын – деревянный частокол, который делался из брёвен, поставленных вверх остро отёсанными концами, как карандаши).

    Чем же могли заниматься люди? Посмотрите на картинку ( Слайд  9).

    Уч-ся: Охотиться, ловить рыбу, разводить скот.

    У. – Каким оружием могли  пользоваться охотники?

    Уч-ся – Ножи, топоры, рогатины.

    У. - Правильно. А зачем охотнику ведёрко? В лесу попадались деревья,  в дуплах которых жили пчёлы и люди могли собирать оттуда мёд. Пчеловодства тогда ещё не знали и ульи не делали.

    А для земледелия в густом лесу редко встречались открытые поляны пригодные для земледелия. Людям приходилось вырубать и выжигать леса. Таким участком можно было пользоваться 2-3 года. Потом его плодородность падала. Приходилось начинать всё сначала.

    Чем занимались женщины?

    Уч-ся – Готовили еду, пряли, ткали, носили воду.

    У.- Из чего славяне могли изготавливать себе одежду?

    Уч-ся – Из льна, шерсти, кожи.

    У. - Верно.  Вот так выглядели славяне.  Что они носили?

    Уч-ся – Рубахи, сарафаны, передники, платки, штаны, на ногах – лапти.

    У. - Женщины не только шили одежду, но и украшали её различным орнаментом. Рисунок являлся оберегом от разных злых сил.

    IV.  Физкультминутка.

    Мы шагаем, мы шагаем. ( ходьба на месте)

    Руки выше поднимаем, ( Руки вверх)

    Голову не опускаем, ( руки через стороны вниз)

    Дышим ровно, глубоко.

    Вдруг мы видим из куста ( голову вверх)

    Выпал птенчик из гнезда ( голову вниз)

    Тихо птенчика берём ( наклон вперёд)

    И назад его кладём ( выпрямились)

    Впереди из за куста( руки вперёд)

    Смотрит хитрая лиса

    Мы лисицу обхитрим

    На носочках побежим. ( бег на носочках).

    V.Верования древних славян. Продолжение работы по теме.

    Учитель. - У древних славян, как и у всех народов,  были религиозные верования. Они чтили своих предков и поклонялись им, устраивали в их честь праздники, поминали усопших. Жизнь славян – земледельцев, охотников и рыболовов – целиком зависела от природы. Поэтому с древнейших времён у них сформировался культ земли, солнца, неба, дождя, рек, грома и молнии, ветра, т.е. всего того, что в значительной мере определяло деятельность земледельца. Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.  Таким образом, восточные славяне были язычники, т.е. последователи религии, основанной на многобожии. ( Слайд 10)

    Эта  религия и  связанные с ней представления, мифы, верования, нравы и обычаи сформировали у восточных славян строгие правила чести, нормы поведения и принципы справедливости, которые в совокупности получили название «правь». От этого понятия произошли русские слова «право» и «правда».  Особое место в славянском пантеоне богов занимало поклонение Роду. По представлениям славян, Род, находясь на небе, давал жизнь всему живому на земле. Отсюда и происхождение слов: народ, родня, родители, природа и др.

    Главнейшими из богов  считались Перун – бог грома и молнии, Велес – покровитель скота,  Ярило и др.( Слайд 11).

    Уч-ся – сообщение о Перуне.

    Перун.

    Во главе славянских богов стоял Перун - бога грозовых туч, грома и молнии.
    Перун за порядком на земле, средь людей, наблюдает.  И если кто не по Правде, которую он охраняет, живет, того строго наказывает. Как и любому богу, люди, издревле поклонялись Перуну, строили посвященные ему святилища. Возводились они под открытым небом имели форму шестилистного цветка. Посередине стояло вырезанное из дерева изображение Перуна, вокруг него выкапывались ямки. В них горели священные костры. Перед идолом стоял алтарь, на который складывали жертвенные приношения – животных. Священным животным Перуна считался тур - огромный лесной бык. Победить тура считалось большим подвигом.  День Перуна на Руси отмечался с большими почестями. На праздник все мужчины должны были являться с оружием.  Зажигались священные костры, вокруг них устраивались обрядовые пляски.
    Перуну было посвящено и дерево. Догадаться, конечно, несложно какое - могучий, развесистый
    дуб. У наших предков рубить дуб было большим грехом. За это строго наказывали.
    Громовой знак Перуна - колесо с шестью спицами - в древней Руси было вырезано на каждом доме. Таким образом наши предки защищались от гнева Перуна, от грозы.
    С приходом христианства и разрушения язычества черты Перуна были перенесены на христианского Илью-Пророка. Сколько времени прошло, а до сих пор люди, услышав гром, в страхе смотрят на небо и задаются вопросом: а не прогневили ли они чем великого Перуна?

    ( Слайд 12).

    Уч-ся – Сообщение о Велесе.

    Велес— славянский бог богатства, "скотий бог", покровитель стад. Велес (сын Рода, брат Хорса) Покровитель домашнего скота и богатства,  торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев.. Он воплощал силу золота. Святилища Велеса устраивались обычно в низинах и оврагах или рощах. Велесов день - Комоедицы, 23 марта. В этот день медведь из берлоги выходит.  Начинался новый год.

    ( Слайд 13).

    Уч-ся -  Сообщение о Масленице.

    Праздник Масленицу на Руси отмечали и тогда, когда ещё не было христианства. В те времена этот  праздник назывался иначе. Как и многие другие языческие народы, древние славяне отмечали праздник, связанный с проводами зимы и встречи весны. Он был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса. Этот праздник олицетворял  пробуждение  природы от зимнего сна, означал начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный, сытый, поэтому она была и остаётся обильной и очень сытной. После принятия христианства на Руси этот праздник остался. Причём, его считают народным праздником, а не праздником Христианской Церкви, поскольку христианского переосмысления Масленица не получила. Он в XVI веке стал называться Масленицей. Масленицу отмечают за семь недель до Пасхи. Сразу после Масленицы начинается Великий пост. Интересно отметить, что уже во время самой Масленицы, продолжающейся семь дней, мясо не едят. Главное угощение на Масленицу - блины.

    Масленица была праздником весёлым, её ждали с большим нетерпением. Неслучайно её называли честная, широкая, весёлая, жирная, объедуха, сырная неделя  Масленица продолжается семь дней, и каждый день этой праздничной недели имел своё название и свой смысл, и об этом стоит поговорить отдельно.


              - Видеоклип  Фрагмент из фильма Снегурочка «Масленица»   ( Из презентации удалён из-за большого объёма)

    ( Слайд 14).

    Уч-ся – Сообщение о Яриле .

    Совсем иным было яркое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это бог Ярило – древний бог весны, бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярило  был у древних славян так же богом плодородия.   Ярование - пение веснянок в старину, когда еще не была утрачена языческая обрядовая сторона богослужения: танцы, пляска, состязания, гадание, пение, игра на музыкальных инструментах: дудках и гуслях, принесение жертвы в лесу, обычно на белом камне. Приносили чаще всего ягненка, который и был символом единения людей с Небом..  «Ярилин венок», надетый на шею возлюбленной, означал предложение. Влюбленные клялись именем Ярилы в вечной верности друг другу, ходили трижды вокруг цветущего куста и считались с этого дня женихом и невестой. Отсюда и поговорка «Вокруг куста венчаны», ибо оба надевали на головы венки и были таким образом «увенчаны». Ярила был, кроме того, богом весеннего сева.  В народе считали, что на Ярилу все цветы расцветали особенно пышно, а рожь колосилась обильно. В честь его празднуют время первых посевов.

    Ярилин день, что приходится на 4 июня.  В Православием. На этот день приходится  праздник Святой Троицы). ( Слайд 15)

     

    - Видеоклип  Фрагмент из фильма «Снегурочка» -  Поклонение Солнцу ( удалён из презентации из-за большого объёма).

    ( Слайд 16)

    Уч-ся – Сообщение о Празднике Иван Купала.

    Традиции праздника Ивана  Купала

    Июль – месяц летнего солнцестояния. 7 июля многие народы отмечали один из самых древних праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население.
    Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются как лечебные. Считалось, что в этот день они в самую силу входят.
    Повсеместно в Купальскую ночь жгли костры. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. Этот  день заполнен обрядами, связанными с водой..
    По древнему поверью,  Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Девушки гадали. Они плели венки и пускали их по реке. Если венок зацепится за что-то недалеко – значит, девушка выйдет замуж на родной стороне. Если уплывёт – значит, жених будет издалека. В день Купалы купались в росе и воде. Считалось, что в этот  вода обладает чудодейственной силой.  

    Видеоклип  Фрагмент из фильма «Финист – ясный сокол» -  Праздник Иван Купала ( удалён из презентации  в связи с большим объёмом).

    VI. Итог урока.

    1. Компьютерное тестирование для высокомотивированных учащихся.
    2.  Тестирование учащихся на карточках с использованием материалов  слайда 17.
    3. Взаимопроверка. ( Слайд 18).
    4. Фронтальный опрос.

    -Назовите тему урока.

    - Кто были наши предки?

    - На какие народы разделились племена восточных славян?

    - Чем занимались наши предки?

    - Что означает слово « язычники»?

    - В каких богов верили?

    VII.  Домашнее задание. Учебник стр. 34-36. Тетрадь стр. 15  - раскрасить карту поселения восточных славян.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру, 2 класс А. Плешаков ,«Школа России» Тема: «Какие бывают животные»

    Конспект урока с использование технологии критического мышления.Презентация к уроку....

    Тест по окружающему миру (А.А.Плешаков. Школа России. I класс)

    Тест предназначен для проверки знаний обучающихся I класса по окружающему миру  по теме: " Где и когда? " В тесте содержится 10 вопросов. К каждому вопросу предложено 3 варианта ответов....

    Проверочные карточкипо окружающему миру 2 класс А. Плешаков "школа России"

    Карточки используются для проверки знаний учащихся по окружающему миру по разным темам....

    И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

    Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Обучение грамоте (азбука) 1 КЛАСС по программе «Школа России» на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАОбучение грамоте (азбука)1 КЛАССпо программе «Школа России»на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс А.Плешаков «Школа России» Тема: «Какие бывают животные»

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс А.Плешаков «Школа России»Тема: «Какие бывают животные»Цели урока: обобщить знания о животных, научить разделять  животных н...