Рабочая программа по окружающему миру для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Маркина Елена Ивановна

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_moyo.docx72.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая    учебная    программа

Окружающий мир

составлена на основе авторской программы

Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова  по курсу «Окружающий мир»,

 утверждённой Министерством образования Российской Федерации

(сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова»,

Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009)

в соответствии с требованиями федерального компонента

Государственного стандарта начального общего образования.

 

(Занятия проводятся интегрировано

с уроками ОПК )

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов за год: 68 часов

Пояснительная записка

        В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения написано, что «…с одной стороны, предмет «Окружающий мир» создает фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. С другой стороны - это первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира». Именно такое понимание учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.
        Основная цель изучения курса: ознакомить учащихся с окружающим миром, каким он существует сегодня, и на основе этого развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру, экологическую грамотность и духовно-нравственную культуру.
Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников.

В системе развивающего обучения Л.В. Занкова курс окружающего мира (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков) является интегрированным. В нём для изучения и исследования детям предлагаются явления как природной, так и социальной жизни в тесной взаимосвязи.

        Одной из задач развивающего обучения по системе Л.В. Занкова является создание целостной картины мира в сознании ребёнка. Современный учащийся младших классов благодаря развитию СМИ и информационных технологий знает о разнообразных фактах и явлениях, происходящих вдали от его дома, значительно больше, чем о том, что его непосредственно окружает. Знания эти раздроблены и не систематизированы. Кроме того, окружающий мир не только является объектом познания, но и таит в себе определённые опасности. Чтобы обеспечить осознание ребёнком образных отношений между объектами и явлениями окружающего мира, необходимо установить межпредметные связи. Этим объясняется необходимость разработки интегрированного курса «Окружающий мир», включающий в качестве неотъемлемой части курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, т.е. реализовать одно из требований стандарта начального образования: «Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Способность человека защитить себя формируется на основе двух аспектов системы знаний об опасности, риске и овладении навыками и средствами защиты. Эти знания, умения и навыки необходимы для обеспечивания собственной безопасности и правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, т.е для формирования новой компетенции учащихся. Практическая направленность курса позволяет детям осознать собственный жизненный опыт и найти ответ на вопросы: «Как строить отношения «человек – природа» и «человек – общество»? – на основе сохранения экологического пространства, вживания в экосистему, а не её разрушения; на основе формирования толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к положению и мнению многих людей.

        Таким образом, интегрированный курс «Окружающий мир», погружая в разнообразную природу и общественную среду, пробуждает в детях интерес к своей Земле и родному краю, к окружающим людям, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

        На уроках окружающего мира интегрировано проводится курс «Основы православной культуры».

Планирование  ОПК  разработано на основе  программы А. В. Бородиной:   История   религиозной  культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2009. – 64 с.

 Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г.  Курс  используется  как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Реферативное описание тем

Человек и окружающий мир

        Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

        Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

        Человек познает самого себя. Клетка-  основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Экскурсии: в планетарий, в политехнический музей.

Преобразования в России

        Россия при Петре I. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

        Развитие русского военного  искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.

        План местности.

        Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых, работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); составление плана школьного или садового участка.

        Экскурсии: в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.

Мир человека в Новое время

        Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

        События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

        Великая Отечественная война (1941-1945г). Судьба родного края в этот период.

        Развитие науки и техники.

        Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

        Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

        Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.

        Практические работы: сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержание необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке.

        Экскурсии: в политехнический, зоологический музее, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.

Современная Россия

        Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

        Краеведение. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

        Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

        Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.


Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса

Обучающие должны:

устанавливать связи:

- между производственной деятельностью человека и природой;

- между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;

- систематизировать изученные в 1-4 классах естественнонаучные и исторические понятия;

- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;

- пользоваться учебной и дополнительной литературой;

знать:

- название основных органов человека и их значение;

- некоторые правила предупреждения травм;

- нормы здорового образа жизни;

- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;

- основные этапы истории России;

- государственную символику;

- даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

- народы, населяющие Россию (не менее трех);

- название Основного закона страны;

- достопримечательности родного края;

- название наиболее крупных стран мира и их столицы;

уметь:

- находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;

- различать полезные ископаемые;

- иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

- соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;

- оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде;

- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

- соблюдать правила охраны природы;

- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

- кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

- описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;

- соотносить год с веком;

- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России.


Учебники (автор, название,

год издания,

кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Мы и окружающий мир. Учебник. 4класс, 2011 г.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Входит в комплект учебников, отражающих содержание интегрированного курса "Мы и окружающий мир", для четырехлетней начальной школы. Построение курса исходит из логики исторического развития природы, Земли, человека и общества.

Окружающий мир. Методика. 4 класс, 2011 г.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Методические рекомендации разработаны авторами курса "Окружающий мир" для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

CD  «Поурочные планы по окружающему миру»

( содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по окружающему миру

 в 4 классе)

Окружающий мир. Мы и окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс, 2012 г.

Н. Я. Дмитриева

Компьютерные презентации и тесты.

Перфокарты.

Мы и окружающий мир. Учебник. 4 класс, 2011 г.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Входит в комплект учебников, отражающих содержание интегрированного курса "Мы и окружающий мир", для четырехлетней начальной школы. Построение курса исходит из логики исторического развития природы, Земли, человека и общества.

Учебно-методическое обеспечение курса «Окружающий мир 4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсу ОПК (4 класс)

Рабочая программа  по Основам православной культуры составлена на основе авторской программы А. В. Бородиной  4 классы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

—    изучение православной религиозной традиции;

—    изучение истории христианства;

—    изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

—    изучение православной этики;

—    ознакомление с православным календарём;

—    знакомство с агиографией;

—    ознакомление с особенностями церковного искусства;

—    изучение устроения православного храма;

—    ознакомление с особенностями православного богослужения;

—    изучение церковнославянского языка;

—    ознакомление с мировыми религиями и сектами;

—    ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

—    ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

—    ознакомление с основными видами православного богослужения;

—    формирование целостного восприятия мира;

—    воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—    формирование культуры общения;

—    предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—    воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—    выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

—    предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

—    воспитание патриотизма;

—    формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—    духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—    приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—    расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—    оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

—    возрождение православных основ семьи;

—    пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—    творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—    формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—    учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

—    педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

—    педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

—    необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—    необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—    учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

—    используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

—    основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

—    теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•    приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•    единства образовательного и воспитательного процессов;

•    рефлексивного обучения;

•    принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов

Реферативное описание тем

РАЗДЕЛ 3. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» — 34 часа

Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь.

Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч.

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.

Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.

Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.

День памяти святого князя Владимира.

Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».

Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения.

Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.

Виды и названия колоколов.

Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.

Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Колокололитейное искусство.

Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.

Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.

Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч.

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.

Легенда о граде Китеже.

Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.

Образы Святой Руси в русской художественной культуре.Учебно-методическое обеспечение курса

«Основы православной культуры»:  

Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры»

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

         Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2009. Допущено Министерством образования и науки России.

Календарно – тематическое планирование 4 класс

№ П\П

Наименование

разделов и тем

Кол – во часов

Дата

Корректировка

даты

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

(учебник, таблицы…)

Компетенции

Учебно-познавательная

Информа-

ционная

Базовый уровень

Повышенный уровень

Человек и мир, созданный им – 5 часов

Экскурсия.  Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

1

Учащиеся должны иметь представление о первых жилищах человека.

Знать историю предметов домашнего обихода

Уметь видеть взаимосвязи между древним человеком и природой

Работа с энциклопедиями, справочниками, таблицей

Таблица-циклограмма распределения периодов истории человечества С.

Первопроходцы в науке.  Техника и человек.

ОПК. Драгоценное и неделимое наследство.

1

Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс

Уметь передать свои впечатления о достижениях техники в устных рассказах, рисунках

Работа с энциклопедиями, справочниками

Лента времени

Клетка – основа строения и роста живых организмов.

Пр.р. №1 «Рассматривание строения клетки под микроскопом».

1

Уметь видеть общее

и отличительное в строении разных клеток

Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс

Работа с энциклопедиями, таблицей

Таблицы:
«Строение клетки», «Разновидности клетки»

Режим в жизни человека.

Пр.р.№2 «Составление режима дня ».

ОПК. Величайшее сокровище русский язык.

1

Иметь представление 
о режиме и его благотворном влиянии на здоровье человека.

Уметь составить свой режим дня

Иметь представление о здоровом образе жизни семьи

Работа с энциклопедиями, справочниками, наблюдение

Составление индивидуаль-ного распорядка дня

Лекарственные растения.

Пр.р.№3 «Знакомство с гербарными экземплярами лекарственных растений края»

1

Узнавать лекарственные растения

Гербарий «Лекарствен-ные растения»

Наши соседи на Западе – 16 часов

Где и как жили рыцари.

ОПК. Религия – неотъемлемая часть культуры и жизни людей.

1

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества

Иметь представление об образе жизни

Работа с дополнительной литературой, описание жизни людей в Средневековье

Иллюстрации: «Замки»; «Краеведческий музей»; «Рыцарские доспехи»

Почему осанка выделяла рыцаря.

ОПК. Посещение русских земель первым апостолом.

1

Знать упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения

Работа с таблицей

Составить комплекс упражнений для правильной осанки

Тело человека: опорно-двигательная система.

Пр.р.№4 «Определение своего роста и веса».

1

Иметь представление о строении скелета человека, его назначении

Знать, от чего зависит состав костей скелета

Работа с таблицей

«Костно-мышечная система человека»

Позвоночник. Череп. Грудная клетка.

ОПК.  Почитание на Руси Андрея Первозванного.

1

Иметь общее представление о строении позвоночника, черепа.

Иметь представление о грудной клетке как части опорно-двигательной системы человека

Знать строение и значение позвоночника.

Знать о способе крепления костей черепа.

Знать, какие части скелета образуют грудную клетку; какие органы защищает грудная клетка

Работа с таблицами: «Позвоночник», «Череп», «Грудная клетка».

Рисунки «Что обеспечивает гибкость позвоночника»

Живые рычаги.

Пр.р.№5 « Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью». 

ОПК.  Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

1

Знать общее строение рук и ног, правила сохранения и укрепления здоровья

Работа с таблицей

Таблица

Мышцы и движение.

Пр.р. №6 «Осенние работы на пришкольном участке».

1

Иметь представление о разнообразии мышц
по величине и форме

Работа с энциклопеди-ями,

справочниками

Таблицы: «Мышцы-сгибатели»; «Мышцы-разгибатели»

«Черная смерть».

ОПК.  Восточные славяне до принятия христианства.

1

Знать о причинах, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья

Работа с дополнительной литературой

Сообщения учащихся

На подступах к новому времени.

Пр.р №6 «Работа с физической картой».

ОПК.  Святая равноапостольная княгиня Ольга.

1

Иметь представление о развитии науки и культуры в XIV веке

Работа с энциклопедии-ями

Географичес-кая карта

Расширение знаний о Земле.

Пр.р. № 8 «Работа с контурной картой».

1

Иметь представление о жизни в средние века; об исследовании Земли

Рабочая тетрадь с контурной картой.

Великие мореплаватели. Кругосветное плавание Магеллана.

ОПК.  Святой равноапостольный князь Владимир.

1

Иметь представление
о путешествиях и открытиях Х. Колумба и Ф. Магеллана

Уметь показывать на карте пути продвижения путешественников

Работа с энциклопеди-ями, иллюстраци-ями

Сообщения

о Х. Колумбе, Ф. Магеллане

Контроль знаний за 1 четверть.

1

Уметь применять полученные знания на практике.

Выявить  пробелы в  знаниях.

Карточки с заданиями

Природа Нового Света.

ОПК.  Святой равноапостольный князь Владимир.

1

Знать природу Нового Света

Развитие науки. Устройство Вселенной.

1

Знать доказательство шарообразной формы Земли

Иметь представление об учении Н. Коперника, Г. Галилея

Работа с картой

Карта полушарий. Глобус. Портрет

Н. Коперника

Открытие невидимого мира.

ОПК.  Крещение Руси.

1

Знать о существовании на Земле микроорганизмов и их значении в жизни человека

Работа с дополнитель-ной литературой

Подготовить сообщения об изобретениях

Победа над эпидемиями. Гигиена.

Пр.р. № 9 «Составление комплекса упражнений утренней гимнастики».

1

Знать о значении прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями

Работа с дополнитель-ной литературой

Особенности кожного покрова.

ОПК.  Русская Православная Церковь.

1

Знать о строении кожного покрова

Знать основные функции кожи

Работа с дополнитель-ной литературой

Таблица «Строение кожи»

Преобразования в России – 10 часов

Россия при Петре I.

1

Иметь представление о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России.

Уметь описывать отдельные события из истории

Учащиеся должны попытаться оценить деятельность Петра I.

Уметь описывать

отдельные события

из истории

Работа с историческими картами (границы России  в конце XVII века)

Портрет Петра I; рабочая тетрадь

Выход к морю. 

ОПК.  Что такое Церковь.

1

Петр  I, царь и человек.

1

Становление российской науки.

М. Ломоносов.

ОПК.  Государственная и культурообразующая религия в России.

1

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить исторические события с датами; иметь представление о преобразованиях в России

Горные породы. Полезные ископаемые.

Пр.р. №10 «Определение состава и свойств полезных ископаемых».

1

Уметь определять состав и свойства гранита и известняка, оформлять работу

Работа с дополнитель-ной литературой

Кусочки гранита, известняка, лупа, молоток, металлическая пластинка

Каменное царство. Происхождение полезных ископаемых, их свойства. Пр.р. №11 «Работа с физической картой»

Знать о значении каменной поваренной соли

Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края

Работа с картой, иллюстраци-ями

Рабочая тетрадь

Руды металлов. Горючие полезные ископаемые.  Геологи.

Пр.р.№12 «Работа с коллекциями горных пород и минералов».

1

Знать о значении горючих полезных ископаемых

Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края

Работа с картой, иллюстраци-ями

Рабочая тетрадь

Контрольная работа за I полугодие.

ОПК.  Как устроен храм

1

Уметь применять полученные знания на практике.

Выявить  пробелы в  знаниях.

Карточки с заданиями

Ни разу не побежденный. Отечественная война 1812 года.

ОПК.  Икона и иконостас.

1

Иметь представление о жизни и деятельности А. В. Суворова

Работа с энциклопеди-ями, иллюстраци-ями

Портрет
А. В. Суворова

План местности.

 Пр.р. №13 «Составление плана школьного участка».

1

Уметь читать и составлять план местности

Работа с планом

Составление плана пришкольного участка

Разнообразие природы Земли – 7 часов

Северные земли России.

ОПК.  Таинства Православной Церкви.

1

Иметь представление о природных условиях,

в которых происходила Северная экспедиция

Работа с картой

Карта полушарий, рабочая тетрадь

Самый маленький материк.

1

Иметь представление
о природных условиях Австралии

Уметь сопоставлять природные условия Австралии и России

Работа с видеофильмом «Береги природу»

Географичес-кая карта природных зон

Русские на шестом континенте.

ОПК.  Как возникло богослужение.

1

Знать об открытии
в 1820 г. неизвестного материка Земли – Антарктиды.

Уметь показать на карте

Уметь найти отличия между Арктикой и Антарктидой

Работа с дополнитель-ной литературой

Работа с географичес-кой картой

Дальний Восток России.

ОПК.  Богослужение в Православной Церкви.

1

Знать растительный и жи-вотный мир Уссурийского края.

Уметь показать на карте

Работа с картой

Физическая карта России

Природные зоны гор.

1

Иметь представление об особенности жизни

и занятий людей в горах

Работа с дополнитель-ной литературой, CD «Электронная энциклопедия»

Рабочая тетрадь

Человеческие расы.

ОПК.  Молитва в русской культуре.

1

Иметь представление
о признаках разных рас

Иметь представление о многообразии стран, народов

Работа с книгой,
с иллюстраци-ями

Работа с таблицей

Проверочная работа по теме: «Разнообразие природы Земли».

1

Уметь применять полученные знания на практике.

Выявить  пробелы в  знаниях.

Карточки с заданиями

События XIX – XX веков – 10 часов

Развитие науки и техники.

ОПК.  Какие бывают колокола?

1

Иметь представление
о достижениях науки
и техники

Работа с энциклопеди-ями

CD «Электронная энциклопедия»

Новые знания о человеке.

ОПК.  Откуда пришли колокола?

1

Иметь представление о строении человека.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Работа с таблицей

Рабочая тетрадь

Строение и работа нервной системы.

ОПК.  О колокололитейном искусстве.

1

Иметь представление
о строении человека. Знать, как сохранить крепкую нервную систему

Работа с таблицей

Таблица «Нервная система че-ловека»

Значение кровеносной системы.

Пр.р №14  «Подсчет ударов пульса».

1

Иметь представление о значении кровеносной системы

Уметь оказывать первую помощь при травмах, потери крови

Работа с дополнитель-ной литературой

Таблица «Кровеносная система человека»

Путь крови.

Пр.р.№15 «Оказание первой помощи при легких травмах».

1

Россия в ХХ веке. События начала века.

ОПК.  О чём поют колокола?

1

Иметь представление об основных событиях начала ХХ века

Работа с лентой времени

Лента времени

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Судьба Брянска в этот период. Экскурсия в исторический музей.

1

Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом.

Экскурсия в исторический музей

Страны – участники Второй мировой войны.

Пр. р. № 16 «Сбор материала о судьбе края в годы войны».

1

Век научных открытий.

ОПК.  О монашеском подвиге.

1

Иметь представление об основных научных открытиях ХХ века

Знать правила безопасного пользования электроприборами

Работа с иллюстрации-ями

Самостоятельная работа по теме «Россия в ХХ веке»

1

Уметь применять полученные знания на практике.

Выявить пробелы в  знаниях.

Карточки с заданиями

Человек и природа – 10 часов

Охрана природы.

Пр.р.№17  «Весенние работы на пришкольном участке».

1

Иметь представление о природоохранных мерах

Работа на пришкольном участке

Заповедники России.

ОПК.  Монастыри – стражи духовности и земли Русской.

1

Понимать необходимость бережного отношения к природе

Компьютерная презентация

Контрольная работа  за III четверть

1

Уметь применять полученные знания на практике.

Выявить  пробелы в  знаниях.

Карточки с заданиями

Заповедники России.

ОПК.  Дом и семья в православной традиции.

1

Понимать необходимость бережного отношения к природе

Компьютерная презентация

Дыхание человека.

Пр.р №18 «Определение количества дыхательных движений в минуту».

1

Иметь представление о системе дыхания человека

Знать путь прохождения воздуха в организме человека

Работа с таблицей

«Органы дыхания человека»

Сельское хозяйство. Животноводство.

ОПК.  Святые образы семейного благочестия.

1

Иметь представление о некоторых отраслях животноводства и использовании продуктов животноводства

Работа с энциклопеди-ями

Рабочая тетрадь

Растениеводство.

Экскурсия в опытное хозяйство поселка Добрунь.

1

Иметь представление о некоторых отраслях растениеводства и использовании продуктов растениеводства

Уметь устанавливать связи между городом

и деревней, промышленностью и сельским хозяйством

Экскурсия в поселок Добрунь

Зачем человек ест.

ОПК.  О семейной святости святой Императорской семьи.

1

Иметь представление о пищеварительной системе человека.

Знать правила ухода

за зубами.

Рабочая тетрадь

Органы пищеварения.

Пр.р. №19  «Составление меню с учетом количества необходимых веществ».

1

Работа с таблицей

«Органы пищеварения человека»

Составление меню

Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни.

1

Современная Россия – 10 ч

Человек и общество.

ОПК.  Дом Богородицы.

1

Знать, как человек познает природу, общество, самого себя

Работа с дополнитель-ной литературой

Работа в рабочей тетради

Россия – наша Родина.

ОПК.  Защитница земли Русской.

1

Уметь находить на карте мира свою страну, столицу, свой город и область

Компьютерные презентации, подготовлен-ные учениками

Москва – столица России.

1

Устройство государственной власти. ОПК. Государственный герб России.

1

Иметь элементарное представление об устройстве государственной власти страны

Работа с дополнительной литературой

Символы и праздники России.

ОПК. Флаг России.

1

Знать символику Российского государства

Компьютерная презентация

Герб, флаг, гимн

Итоговая контрольная работа за год.

Итоговое занятие по ОПК.

1

Уметь применять знания, полученные в течение учебного   на практике.

Выявить  пробелы в  знаниях.

Карточки с заданиями

Наши национальные праздники.

1

Уметь оценивать характер взаимоотношений людей в различных соц. группах; проявлять уважение к народам, их истории.

Человек в современных условиях.

1

Работа с дополнитель-ной литературой

Нравственные нормы жизни.

1

Знать основные правила поведения в обществе

Сообщения учащихся, компьютерные презентации

Экскурсия в краеведческий музей «Особенности быта и культуры»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего об...

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс(система Л.В.Занкова)

Рабочая программа  2 вида по учебному курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образов...

рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова

рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа по окружающему миру 4 класс Система Л.В. Занкова

Рабочая программа предназначена для работы по ФГОС в 4 классе основной общеобразовательной школы....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" включает Пояснительную записку и КТП. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметн...