Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okr_mir_2_klass.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждено на заседании

Методического                                                                                                                                      Утверждаю

Совета                                                                                                                                                    директор гимназии

протокол №   от                                                                                                                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Матиевской Натальи Владимировны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории

по окружающему миру, для 2 «А» класса

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  •  формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  •  в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  •  воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.

В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени,

возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

         

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

– устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное

оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

– характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

– ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

– различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

– различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

– определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

– определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

– различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

– правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;

– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

– определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

– показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

– понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

– выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

– определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012

3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2012г.

4. Кашо В. Путешествие на дно моря. М.: «Детская литература», 1989г.

5. Кривич М. Про огонь, ветер и воду. М.: «Малыш», 1989г.

6. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения. Новокузнецк, 1997г.

7. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Новокузнецк, 1999г.

8. Никитский Н.Б. Насекомые Красной книги. М.: «Педагогика», 1987г.

9. Ривина Е.К. Герб и флаг России. М.: «Аркти», 2003г.

10. Тарабарина Т.М. Детям о времени. Ярославль, «Академия развития», 1996г.

11. Черкасова М.В. Они должны жить (Птицы) М.: «Лесная промышленность», 1994г.

12. Черненко.Г.Т. Как человек полетел в космос, Ленинград «Художник РСФСР», 1997г

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород;

- комплект таблиц по темам;

- физический глобус Земли;  атлас Кемеровской области;

- настенные карты:  «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Физическая карта Кемеровской области»

Тематическое планирование

по окружающему миру

Класс 2 «А»

Учитель  Матиевская Н. В.

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Административных контрольных уроков         _______ ч.

Планирование составлено на основе Программы  Окружающий мир, авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

УМК    

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»:

 Издательский дом «Федоров»,2012 г.

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4

четверть

Итого

Административный контроль ЗУНов

 плановых проверочных работ

1

1

2

практических работ

4

1

5

экскурсий

1

1

1

3

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

Примечание

Наша Родина – Россия

Символы государства

С.3-7

Настоящее и прошлое Земли

С.8-11, Т.1-4

Россия – родина космонавтики

С.12-14, Т.6

Презентация «Освоение космоса»

Материки и океаны

Материк, океан

С.14-20,Т. 7-8

Презентация «Материки и океаны»

Северный Ледовитый океан

Моря и океаны

С.20-24, Т.9

Органы чувств: зрение, слух

Органы чувств

С.25-29, Т.10-11

Органы чувств: обоняние, вкус, осязание

Органы чувств

С.29-32, Т.12-14

Наблюдения, рассуждения, выводы

Наблюдения, рассуждения, выводы

С.33-35, Т.15-16

Инструменты и приборы

Инструменты, приборы

С.40-43, Т.17-18

Книги и другие источники информации

Источник информации

С.43-47, Т.5

Тела и вещества

Тело, вещество

С.47-49. Т.19- 20

Презентация «Тела и вещества»

Свойства веществ

Тело, вещество

С.49-52. Т.21-22

Человек и природа. Обобщающий урок

Экология

С.52-54, Т.23

Звезда - Солнце

Звезда

С.55-59, пересказ

Планеты Солнечной системы

Солнечная система

С.60-61, Т.24-25

Презентация «Вселенная»

Звёзды и созвездия

Звезда, созвездие

С.62-64, Т.26-27

Луна-спутник Земли

Спутник

С.64-68, Т.28-29

Презентация «Луна – спутник Земли»

Экскурсия в планетарий «Планеты солнечной системы»

Экскурсия

Наука о Земле

География

С.69-70, вопросы

Горизонт

Горизонт

С.71-74, Т.31-32


Строение Земли

Оболочки Земли

С.75-77, Т.30

Презентация «Строение Земли»

Стороны горизонта

Стороны горизонта

С.77-80, Т.34 2)

Ориентирование по компасу

Ориентирование

С.80-82, пересказ

Определение сторон горизонта по народным приметам

Стороны горизонта

С.82-83,народные приметы

Презентация  «Ориентирование»

Экскурсия «Ориентирование на местности»

Экскурсия

Глобус и географическая карта

Глобус, карта

С.84-86, Т.37-38

Рельеф Земли

Рельеф

С.87-89, Т.42-43

Презентация «Формы рельефа»

Ландшафт Земли

Ландшафт

С.90-91, Т.44

Презентация «Ландшафт»

Тепловые пояса Земли

Тепловые пояса

С.92-94, Т.45-46

Смена времён года

Времена года

С.94-97. Т.47-49

Проверочная работа за 1 полугодие

П.р.

Особенности Земли как Планеты. Обобщающий урок

Планета Земля

С.98-101

Внутренняя сила Земли

С.102-104, пересказ

Значение и свойства воды

Гидросфера

С.3-7, Т.51

Презентация «Про воду»

Три состояния воды. Практическая работа «Свойства воды»

Свойства воды

С7-10, вопросы

Практ.р.

Снег и лёд

Свойства воды

С.10-13,Т.63

Презентация «Айсберг»

Жизнь животных и растений зимой

С.16-17, Т.62

 Практическая работа «Вода-растворитель»

Свойства воды

С.18-20, Т.59-62

Практ.р.

Источники воды в нашей местности. Подземные воды

Источники воды

С.21-23, сообщение об источнике воды

Атмосфера Земли: состав и значение воздуха

Атмосфера

С.24-26, Т.65

Презентация «Про воздух»

Практическая работа «Свойства воздуха»

С.26-29, таблица

Практ.р

Движение воздуха. Грозные ветры

Воздух

С.30-35, Т.66-67

Круговорот воды в природе

Круговорот воды в природе

С.35-38, Т.69

Презентация «Круговорот воды в природе»

Человек и неживая природа. Обобщающий урок

Экология

С.38-41, Т.70

Жизнь – особенность нашей планеты

Царства живой природы

С.42-44, Т.73


Древние группы растений

Группы растений

С.45-51, Т.74

Презентация «Группы растений часть1»

Хвойные и цветковые растения

Группы растений

С.52-57, Т.75

Дикорастущие и культурные растения

Группы  растений

С.57 – 60, таблица

Презентация «Группы растений часть2»

Условия для прорастания и роста растений.

Практическая работа «Проращивание семян»

С.60-62, сообщение о культурном растении

Практ.раб

Что мы едим

Корнеплод, зерновые культуры

С.62-66, Т.79

Растения-путешественники

Группы растений

С.67-69,Т.80

Грибы. Практическая работа «Выращивание хлебной плесени»

Царство грибов

С.70-73, сообщение о животном

Практ.раб

Значение растений и животных на Земле. Обобщающий урок

Животные, растение

С.73-74, вопросы

Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные

Группы животных

С.75-78,Т.86-87

Презентация «Группы животных»

Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

Группы животных

С.78-81, описать строение рыбы

Группы животных: птицы и млекопитающие

Группы животных

С.82-83, Т.90

Особенности размножения разных животных

Группы животных

С.84-86, вопросы



Животные и среда их обитания

Среда обитания

С.86-89, описание животного

Питание животных

Цепь питания

С.89-91, Т.92

Дикие и домашние животные

Группы животных

С.92-95, Т.93-94

Экскурсия в экоцентр «Наблюдение за дикими и домашними животными»

Экскурсия

Бактерии: невидимые организмы

Бактерии

С.96-97, пересказ

Обобщающий урок по теме «Живая природа»

Гигиена – наука о чистоте и здоровье

Гигиена

С.98-100

Проверочная работа за 2 полугодие

П.р.

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...

Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...

Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...

Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...