Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okr_mir_2_klass.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Обсуждено на заседании
Методического Утверждаю
Совета директор гимназии
протокол № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Матиевской Натальи Владимировны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
по окружающему миру, для 2 «А» класса
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени,
возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
– ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
– различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
– различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
– определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
– определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
– различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
– правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
– показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
– понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
– выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
– определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2012г.
4. Кашо В. Путешествие на дно моря. М.: «Детская литература», 1989г.
5. Кривич М. Про огонь, ветер и воду. М.: «Малыш», 1989г.
6. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения. Новокузнецк, 1997г.
7. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Новокузнецк, 1999г.
8. Никитский Н.Б. Насекомые Красной книги. М.: «Педагогика», 1987г.
9. Ривина Е.К. Герб и флаг России. М.: «Аркти», 2003г.
10. Тарабарина Т.М. Детям о времени. Ярославль, «Академия развития», 1996г.
11. Черкасова М.В. Они должны жить (Птицы) М.: «Лесная промышленность», 1994г.
12. Черненко.Г.Т. Как человек полетел в космос, Ленинград «Художник РСФСР», 1997г
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород;
- комплект таблиц по темам;
- физический глобус Земли; атлас Кемеровской области;
- настенные карты: «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Физическая карта Кемеровской области»
Тематическое планирование
по окружающему миру
Класс 2 «А»
Учитель Матиевская Н. В.
Количество часов
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе Программы Окружающий мир, авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
УМК
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров»,2012 г.
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Административный контроль ЗУНов | |||||
плановых проверочных работ | 1 | 1 | 2 | ||
практических работ | 4 | 1 | 5 | ||
экскурсий | 1 | 1 | 1 | 3 |
№ урока | Тема урока | Основные понятия | Домашнее задание | Примечание |
Наша Родина – Россия | Символы государства | С.3-7 | ||
Настоящее и прошлое Земли | С.8-11, Т.1-4 | |||
Россия – родина космонавтики | С.12-14, Т.6 | Презентация «Освоение космоса» | ||
Материки и океаны | Материк, океан | С.14-20,Т. 7-8 | Презентация «Материки и океаны» | |
Северный Ледовитый океан | Моря и океаны | С.20-24, Т.9 | ||
Органы чувств: зрение, слух | Органы чувств | С.25-29, Т.10-11 | ||
Органы чувств: обоняние, вкус, осязание | Органы чувств | С.29-32, Т.12-14 | ||
Наблюдения, рассуждения, выводы | Наблюдения, рассуждения, выводы | С.33-35, Т.15-16 | ||
Инструменты и приборы | Инструменты, приборы | С.40-43, Т.17-18 | ||
Книги и другие источники информации | Источник информации | С.43-47, Т.5 | ||
Тела и вещества | Тело, вещество | С.47-49. Т.19- 20 | Презентация «Тела и вещества» | |
Свойства веществ | Тело, вещество | С.49-52. Т.21-22 | ||
Человек и природа. Обобщающий урок | Экология | С.52-54, Т.23 | ||
Звезда - Солнце | Звезда | С.55-59, пересказ | ||
Планеты Солнечной системы | Солнечная система | С.60-61, Т.24-25 | Презентация «Вселенная» | |
Звёзды и созвездия | Звезда, созвездие | С.62-64, Т.26-27 | ||
Луна-спутник Земли | Спутник | С.64-68, Т.28-29 | Презентация «Луна – спутник Земли» | |
Экскурсия в планетарий «Планеты солнечной системы» | Экскурсия | |||
Наука о Земле | География | С.69-70, вопросы | ||
Горизонт | Горизонт | С.71-74, Т.31-32 | ||
Строение Земли | Оболочки Земли | С.75-77, Т.30 | Презентация «Строение Земли» | |
Стороны горизонта | Стороны горизонта | С.77-80, Т.34 2) | ||
Ориентирование по компасу | Ориентирование | С.80-82, пересказ | ||
Определение сторон горизонта по народным приметам | Стороны горизонта | С.82-83,народные приметы | Презентация «Ориентирование» | |
Экскурсия «Ориентирование на местности» | Экскурсия | |||
Глобус и географическая карта | Глобус, карта | С.84-86, Т.37-38 | ||
Рельеф Земли | Рельеф | С.87-89, Т.42-43 | Презентация «Формы рельефа» | |
Ландшафт Земли | Ландшафт | С.90-91, Т.44 | Презентация «Ландшафт» | |
Тепловые пояса Земли | Тепловые пояса | С.92-94, Т.45-46 | ||
Смена времён года | Времена года | С.94-97. Т.47-49 | ||
Проверочная работа за 1 полугодие | П.р. | |||
Особенности Земли как Планеты. Обобщающий урок | Планета Земля | С.98-101 | ||
Внутренняя сила Земли | С.102-104, пересказ | |||
Значение и свойства воды | Гидросфера | С.3-7, Т.51 | Презентация «Про воду» | |
Три состояния воды. Практическая работа «Свойства воды» | Свойства воды | С7-10, вопросы | Практ.р. | |
Снег и лёд | Свойства воды | С.10-13,Т.63 | Презентация «Айсберг» | |
Жизнь животных и растений зимой | С.16-17, Т.62 | |||
Практическая работа «Вода-растворитель» | Свойства воды | С.18-20, Т.59-62 | Практ.р. | |
Источники воды в нашей местности. Подземные воды | Источники воды | С.21-23, сообщение об источнике воды | ||
Атмосфера Земли: состав и значение воздуха | Атмосфера | С.24-26, Т.65 | Презентация «Про воздух» | |
Практическая работа «Свойства воздуха» | С.26-29, таблица | Практ.р | ||
Движение воздуха. Грозные ветры | Воздух | С.30-35, Т.66-67 | ||
Круговорот воды в природе | Круговорот воды в природе | С.35-38, Т.69 | Презентация «Круговорот воды в природе» | |
Человек и неживая природа. Обобщающий урок | Экология | С.38-41, Т.70 | ||
Жизнь – особенность нашей планеты | Царства живой природы | С.42-44, Т.73 | ||
Древние группы растений | Группы растений | С.45-51, Т.74 | Презентация «Группы растений часть1» | |
Хвойные и цветковые растения | Группы растений | С.52-57, Т.75 | ||
Дикорастущие и культурные растения | Группы растений | С.57 – 60, таблица | Презентация «Группы растений часть2» | |
Условия для прорастания и роста растений. Практическая работа «Проращивание семян» | С.60-62, сообщение о культурном растении | Практ.раб | ||
Что мы едим | Корнеплод, зерновые культуры | С.62-66, Т.79 | ||
Растения-путешественники | Группы растений | С.67-69,Т.80 | ||
Грибы. Практическая работа «Выращивание хлебной плесени» | Царство грибов | С.70-73, сообщение о животном | Практ.раб | |
Значение растений и животных на Земле. Обобщающий урок | Животные, растение | С.73-74, вопросы | ||
Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные | Группы животных | С.75-78,Т.86-87 | Презентация «Группы животных» | |
Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся | Группы животных | С.78-81, описать строение рыбы | ||
Группы животных: птицы и млекопитающие | Группы животных | С.82-83, Т.90 | ||
Особенности размножения разных животных | Группы животных | С.84-86, вопросы | ||
Животные и среда их обитания | Среда обитания | С.86-89, описание животного | ||
Питание животных | Цепь питания | С.89-91, Т.92 | ||
Дикие и домашние животные | Группы животных | С.92-95, Т.93-94 | ||
Экскурсия в экоцентр «Наблюдение за дикими и домашними животными» | Экскурсия | |||
Бактерии: невидимые организмы | Бактерии | С.96-97, пересказ | ||
Обобщающий урок по теме «Живая природа» | ||||
Гигиена – наука о чистоте и здоровье | Гигиена | С.98-100 | ||
Проверочная работа за 2 полугодие | П.р. | |||
Резервные уроки | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...