Урок окружающего мира во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Материки и океаны" (ОС "Школа 2100"), автор учебника - Вахрушев А. А.    

 Проблемная ситуация этого урока создаётся в деятельности детей, где они сталкиваются с географическими объектами, название и особенности которых они не знают. Затруднение порождает мотивацию к усвоению новой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh_mira.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2-м классе.

Тема: "Части света, материки и океаны"

Цель урока: познакомить детей с понятиями «части света», «материки» и «океаны».

Задачи урока:

1. Обучающие: - научить определять и показывать на карте части света,     материки и океаны,

                           - умение обобщать знания о материках, частях света, океанах,

                            - умение делать выводы

2. Развивающие: - развивать мышление, кругозор, творческие способности, внимание, речь,

                              - развитие воображения

3. Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру;

                                  - воспитывать внимательное, сознательное и бережное отношение к природе.

Планируемый результат:

- применять практически (на карте, глобусе) новые понятия.

Методы обучения: проблемный, деятельностный.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: 

 Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»),

 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,

 мультимедийный проектор,

 карта полушарий,

 глобус,

 карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

-С давних времён из века в век

 Узнать стремился человек

 Как труден путь, что там вдали?

 И снаряжал он корабли,

 И опускался до глубин,

 И поднимался до вершин.

 Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.

 За знанья жизнь отдать он мог…

 А мы начнём урок.

             -Прежде, чем мы определим тему и цели урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали   раньше. Он пригодится сегодня на уроке.

2. Актуализация знаний.

   1. Индивидуальная работа по карточкам. (5 – 7 уч-ся.)

(Проверочная работа к темам № 12 и 13.)См. Приложение.

 2. Фронтальная работа.

-За правильный ответ дети берут жетон.

- Что  такое глобус?

- Глобус – это модель Земли.

- Что такое карта?

=Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

- Что можно увидеть на глобусе и карте?

- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.

- Что на глобусе и карте изображено голубым цветом?

- Океаны, моря, реки, озера

- Каким цветом на глобусе и карте показаны участки суши?

- Зеленым, желтым, коричневым.

- Молодцы! Мы повторили тему прошлого урока.

- Мы с вами были  космонавтами  и наблюдали Землю из космоса. Слайд 2.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?

= Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.

- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)

- Что удобнее взять в дорогу?

= Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.

-Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!

Слайд 3

-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?

= Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).

Учебник – стр.128-129 – карта полушарий.

- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне будете помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.

= Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

- Теперь двигаемся по Южному тропику.

= Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

3. Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

=Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

=Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)

- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

=Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Раньше они были предметом нашего обсуждения?

= Нет.

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

= Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?

= Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».

Слайд 4.

- А теперь давайте поставим цель урока.

= Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.

Слайд 5. (Появляются цели урока.)

4. Совместное «открытие» знаний.

- Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

=Материки.

Работа по карте.

- Сколько всего материков?

= Всего материков шесть.

- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них.

(Показ на карте)Слайд 6

Рассмотрим материки и попробуем сравнить их.

- Все ли материки повстречались нам в пути?

= Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)

(Слайд 6)

Рабочая тетрадь стр. 31, №1.

- Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка и заполните таблицу в РТ. (Работа в парах)

Делаем выводы по одному материку и заполняем таблицу.

Проверка (Слайд 7)

- Мы узнали, как называются  материки нашей планеты.

5. Первичное применение нового знания.

-Попробуйте ответить на мои вопросы.

- Какой материк самый маленький?

- Это Австралия. (Ученик показывает на карте).

Слайд 8.

Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Гроза морей и океанов Австралии  - акула.

Слайд 9, 10.                                               

- Какой материк самый большой?

- Евразия. (Ученик показывает на карте).

Слайд 11 .

Действительно Евразия – самый большой материк. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.

Слайд 12, 13.                  

- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?

= Африка. (Ученик показывает на карте).

Слайд 14.

Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

Слайд 15-19. 

- Какие материки находятся в западном полушарии?

-Северная Америка и Южная Америка. (Ученик показывает на карте).

Слайд 20,21.

Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина самого высокого дерева мира – секвойи.

Слайд 22.

-А какой материк самый холодный? (Ученик показывает на карте).

-Антарктида.

Слайд 23-25. 

-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.

6. Первичное закрепление нового материала.

- На каком материке находится наша Республика Башкортостан?

- На каких материках много равнин?

= Это Южная Америка и Евразия.

- Где самые высокие горы?

= В Евразии. (Гималаи)

Физкультминутка.

Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти
(Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево,
(Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: "Где мы?"
(Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют
(Машут руками)
Деревья - великаны
Ветками качают.
Через ручьи и кочки
Мы перепрыгнем ловко,
Для первооткрывателей
Всегда нужна сноровка.
(Прыжки)
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся
(Повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся.
(Садятся за парты)

7. Изучение нового материала.

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов? ( 4) (Слайд 26)

- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?

= Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)

-А с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический,

(Название появляется на доске)

- Назовите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)

=Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый.

Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.

Дополнительно

- Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

- Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)

- Какой океан омывает все материки кроме Австралии?

- Атлантический.

- Какой океан омывает сразу четыре материка?

- Индийский. (Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду)

- А какой океан омывает сразу пять материков?

- Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию)

- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

- Это Восточное и Северное.

- А кто знает, какая вода в океанах и морях?

- Солёная.

Ученик читает наизусть

Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад с голубой бежит волной.
Океан
Индийский к Югу занимает синий угол.
А для
Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский

-Мы познакомились с океанами нашей планеты.

 

-Только ли материки встречаются  на океанском просторе?

=Нет, ещё есть острова.

-Далеко ли от материков располагаются острова?

= Чаще всего находятся рядом.

-Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите ответ в учебник на стр. 97. Сколько таких частей существует?

=Такие участки называются частями света.(Слайд 27)

-А теперь давайте совершим полет в прошлое.(См. учебник) В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. Вот эти части земли и стали называть части света. Эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно.

А вот Америка, Австралия, Антарктида. Это части нового света.

 Именно в данной последовательности люди открывали эти земли. (Табл. ЧАСТИ СВЕТА)(Слайд 28)

 Работа с таблицей.

- Какая часть света состоит из двух материков?

- Америка. (Северная и Южная)

- Какие части света находятся на одном материке?

- Европа и Азия на материке Евразия.

8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

Установки по работе в группах:

Работать дружно.

Не забывать о том, что всем нужно высказать своё мнение.

Выработать общее мнение.

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.

Правила работы с клеем.

Правила работы с клеем.

1. Клей – опасное вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.

            2. Нанеси клей на наклеиваемую деталь.
           3.  Нанеси клей равномерно тонким слоем.
 4.Положи деталь на определённое место.
           5. Накрой приклеенную деталь чистым листом бумаги и тщательно притри.

6.При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. По окончании тщательно вымойте руки с мылом.

-Проверка.

9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

– Чем отличаются части света от материков?

– Назовите части света, материки, океаны.

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? (Оценивание, жетоны)

- Как работал ты? Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.

10. Домашнее задание.

Слайд 29

-Закончить наше путешествие я хочу стихотворением.(Слайд 30.)

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

-Ребята, берегите нашу Землю.

-Урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...