Главные вкладки

    Проект "Наша малая Родина"
    рабочая программа по окружающему миру по теме

     

    Инновационный проект обновления образовательной программы

     

     

     

     

     

     

     

    «НАША МАЛАЯ РОДИНА»

     

     

     

    Возраст детей: 7-10 лет.

    Срок реализации: 3 года.

     

    Автор: А.А.Сотникова –учитель начальных классов

    Учебный предмет, в рамках которого проводится работа:

    «Мир вокруг нас»

     

    Учебные дисциплины, близкие к теме предмета:

    Рисование, чтение, классные часы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Г. Мирный, Саха


    СОДЕРЖАНИЕ

     

     

    Паспорт инновационного проекта обновления образовательной программы

    3

     

    Аргументация необходимости создания и реализации проекта

    6

    1.

    «МОЙ  ГОРОД  И  МОЯ  СТРАНА»

    8

    1.1.

    Неразрывная связь истории родного города с историей страны

    8

    1.2.

    Достопримечательности города, музеи, историко-культурные, экологические ценности

    8

    1.3.

    Герб, гимн, флаг страны, республики, города

    8

    1.4.

    Жизнь и быт русского и якутского народов, их праздники и обычаи

    8

    1.5.

    Промышленные предприятия города и их выпускаемая продукция

    9

    1.6.

    Ориентирование детей в районе около школы и выбор наиболее безопасного пути в школу и из школы домой

    9

    2.

    «ПРИРОДА  РОДНОГО  КРАЯ»

    10

    2.1.

    Природа, растительный и животный мир республики

    10

    2.2.

    Лекарственные растения, редкие виды животных и птиц, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), природные ресурсы Мирнинского района, их использовании и значении для всей страны

    10

    2.3.

    Охрана природы

    10

    3.

    Продуктная оформленность результатов проекта

     

    11

    4.

    Субъекты реализации проекта

     

    14

    5.

    Эффективность проекта

    15

     

     


    ПАСПОРТ  ИННОВАЦИОННОГО  ПРОЕКТА

    ОБНОВЛЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

     

    Наименование проекта

    «Наша малая родина»

    Инновационная составляющая проекта

    Инновационный проект обновления образовательной программы разработан в соответствии с:

    - Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года;

    - Конвенцией о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступившей в силу 02.09.1990 года;

    - Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1;

     - проектом Национальная образовательная инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» в части создания системы поддержки талантливых детей как специальной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, так и стимулирования и выявления достижений детей;

    - содержанием проектов Федеральных государственных образовательных стандартов в части требований к структуре образовательных программ, предполагающих установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

    - Муниципальная целевая программа «Развитие системы образования муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг.».

    Сроки реализации проекта

    Проект реализуется в течение учебного года.

    Цель проекта

    - Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;

    - Воспитывать гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края и города.

    Основные направления и задачи проекта

    1.«Мой город и моя страна»:

    1.1.Способствовать осознанию неразрывной связи истории родного города с историей страны;

    1.2.Познакомить с достопримечательностями города, музеями, историко-культурными, экологическими ценностями;

    1.3.Дать понятие о гербе, гимне, флаге страны, республики, города;

    1.4.Ознакомить с жизнью и бытом русского и якутского народов, с их праздниками и обычаями;

    1.5.Знакомить с промышленными предприятиями города и выпускаемой продукцией;

    1.6.Учить ориентироваться в районе около школы и выбирать наиболее безопасный путь в школу и из школы домой.

    2.«Природа родного края»:

    2.1.Расширять знания о природе, растительном и животном мире республики, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

    2.2.Знакомить с лекарственными растениями, редкими видами животных и птиц, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), расширять знания о природных ресурсах Мирнинского района, их использовании и значении для всей страны;

    2.3.Побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранение ее уникальности.

    Ожидаемые конечные результаты, реализации инновационного проекта

    1.Познания учащимися истории, культуры своей малой родины и страны, оформленные в виде методических рекомендаций; выпуска фотоальбома; оформление выставки; проведением экскурсий по городу, посещение музеев и историко-культурных ценностей с детьми начальных классов; разработка проектов и защита их учащимися на научно-практической конференции «Шаг в будущее»; размещением статей на сайте лицейской газеты.

    2.Познания учащимися природы, растительного и животного мира республики, оформленные в виде выпуска брошюр, которые будут служить дополнительными источниками для педагогов при изучении природы, растительного и животного мира Республики Саха (Якутия); выпуск фотоальбома; размещение статей на сайте лицейской газеты; методических рекомендаций.

    Разработчики инновационного проекта

    Рабочая группа: учитель, учащиеся и их родители.

     

     


    АРГУМЕНТАЦИЯ  НЕОБХОДИМОСТИ

    СОЗДАНИЯ  И  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

     

    В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность. Проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

    При разработке своего проекта я учла, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе. Я считаю, что в проектной деятельности детей развиваются важнейшие умения и навыки, а именно:

    1.Рефлексивные умения – осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

    2.Поисковые (исследовательские) умения – самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, родителей, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причины следственной связи.

    3.Оценочные умения.

    4.Умения и навыки работы в сотрудничестве – коллективного планирования, взаимопомощи в классе в решении общих задач.

    5.Мененджерские умения и навыки – проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.

    6.Коммуникативные умения – вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, проводить устный опрос и т.д.

    7.Презентационные умения и навыки – навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

    При этом не нужно забывать, что проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Поэтому я считаю, что выбор формы продукта проектной деятельности – важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита презентабельной и убедительной, а предложенные решения – применимыми к выбранной, значимой проблеме.

    Моя работа является попыткой практической реализации краеведческого образования для младших школьников. В настоящее время учащиеся моего класса не обладают достаточными знаниями об истории, культуре, а также природе, растительном и животном мире своей Родины, например, при изучении предмета «Мир вокруг нас» не могут объяснить происхождение названий улиц, на которых они живут, таких как Аммосова, Ленина, Солдатова и т.д.; не знают названия животных, обитающих в Мирнинском районе, о назначении растений, в том числе лекарственных; не имеют представления об охране и экологии окружающей среды, в том числе своего города. Однако я считаю, что каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоящим, будущим и прошлым своего города и своей страны. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким и родным. Я построила свою работу так, чтобы дети хорошо изучили свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, растительный и животный мир своей малой родины.

    Весь материал я разбила на два цикла – «Мой город и моя страна» и «Природа родного края» - с определенными задачами. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Я считаю, что данный материал поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет близок к ребенку и личностно значим для него.


    МОЯ  РОДИНА  И  МОЯ  СТРАНА

     

    1.1.НЕРАЗРЫВНАЯ  СВЯЗЬ  ИСТОРИИ  РОДНОГО  ГОРОДА

    С  ИСТОРИЕЙ  СТРАНЫ

     

     

    Темы:

     

    1.История названия города Мирный как столицы алмазного края.

    2.Значение города Мирного в истории страны.

    3.С чего начинается Родина……

     

     

    1.2.ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ГОРОДА,  МУЗЕИ,

    ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ,  ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ЦЕННОСТИ

     

    Темы:

     

    1.Краеведческий музей города Мирного.

    2.Историко-культурные, экологические ценности города Мирного.

    3.Улицы города Мирного и люди, в честь которых они названы.

     

     

    1.3.ГЕРБ,  ГИМН,  ФЛАГ  СТРАНЫ,  РЕСПУБЛИКИ,  ГОРОДА

     

    Темы:

     

    1.Герб, гимн, флаг Российской Федерации.

    2.Герб, гимн, флаг Республики Саха (Якутия).

    3.Герб города Мирного, история его создания.

     

     

    1.4.ЖИЗНЬ  И  БЫТ  РУССКОГО  И  ЯКУТСКОГО  НАРОДОВ,

    ИХ  ПРАЗДНИКИ  И  ОБЫЧАИ

     

    Темы:

     

    1.Жизнь и быт русского народа.

    2.Жизнь и быт якутского народа.

    3.Праздники и обычаи русского народа.

    4.Праздники и обычаи якутского народа.

     

     

    5.ПРОМЫШЛЕННЫЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ  ГОРОДА

    И  ИХ  ВЫПУСКАЕМАЯ  ПРОДУКЦИЯ

     

    Темы:

     

    1.Вилюйская гидроэлектростанция.

    2.Акционерная компания «АЛРОСА» (ЗАО) – прошлое и настоящее.

    3.Развитие пищевой промышленности в городе Мирный.

     

     

    6.ОРИЕНТИРОВАНИЕ  ДЕТЕЙ  В  РАЙОНЕ  ОКОЛО  ШКОЛЫ  И  ВЫБОР  НАИБОЛЕЕ БЕЗОПАСНОГО  ПУТИ  В  ШКОЛУ  И  ИЗ  ШКОЛЫ ДОМОЙ.

     

    Темы:

     

    1.Красный, желтый, зеленый……

    2.Мы идем в школу..…..

    3.Транспорт и правила поведения в нем.

    4.Где можно и где нельзя играть.


    ПРИРОДА  РОДНОГО  КРАЯ

     

    2.1.ПРИРОДА,  РАСТИТЕЛЬНЫЙ  И  ЖИВОТНЫЙ  МИР  РЕСПУБЛИКИ

     

    Темы:

    1.Растительный мир Республики Саха (Якутия).

    2.Животный мир Республики Саха (Якутия).

    3.Как прекрасен этот «мир».

    4.Заглянем в кладовые земли.

     

     

    2.2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ  РАСТЕНИЯ,  РЕДКИЕ  ВИДЫ  ЖИВОТНЫХ  И  ПТИЦ,  ЗАНЕСЕННЫХ  В  КРАСНУЮ  КНИГУ  РЕСПУБЛИКИ  САХА  (ЯКУТИЯ),  ПРИРОДНЫЕ  РЕСУРСЫ  МИРНИНСКОГО  РАЙОНА,  ИХ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  И  ЗНАЧЕНИЕ  ДЛЯ  ВСЕЙ  СТРАНЫ

     

    Темы:

    1.Природные ресурсы Республики Саха (Якутия), их использование и значение для всей страны.

    2.Лекарственные растения Мирнинского района.

    3.Редкие виды животных и птиц, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия).

    4.Растения, занесенные в Красную книгу Республики Саха (Якутия).

     

     

    2.3.ОХРАНА  ПРИРОДЫ

     

    Темы:

     

    1.Как помочь животным пережить суровую зиму Крайнего Севера.

    2.Экологические проблемы природы Мирнинского района и способы ее защиты.

    3.Для чего нужна урна?

    4.Как построить скворечник? (теория и практика построения).

    5.Озеленение родного города (теория и практика).


    3. ПРОДУКТНАЯ  ОФОРМЛЕННОСТЬ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ПРОЕКТА

     

    Цикл: «МОЯ  РОДИНА  И  МОЯ  СТРАНА»

    1.1.Неразрывная связь истории родного города с историей страны

    1.История названия города Мирный как столицы алмазного края – размещение статьи на сайте лицейской газеты.

    2.Значение города Мирного в истории страны – оформление методических рекомендаций, путем проведения классных часов.

    3.С чего начинается Родина…… - выпуск фотоальбома.

     

    1.2.Достопримечательности города, музеи,

    историко-культурные, экологические ценности

    1.Краеведческий музей города Мирного – посещение музеев и историко-культурных ценностей с детьми начальных классов.

    2.Историко-культурные, экологические ценности города Мирного – проведение экскурсий по городу для учащихся класса.

    3.Улицы города Мирного и люди, в честь которых они названы – оформление методических рекомендаций, путем проведения классных часов.

     

    1.3.Герб, гимн, флаг страны, республики, города

    1.Герб, гимн, флаг Российской Федерации – оформление методических рекомендаций, путем проведения классных часов в начальных классах.

    2.Герб, гимн, флаг Республики Саха (Якутия) – оформление методических рекомендаций, путем проведения классных часов в других классах.

    3.Герб города Мирного, история его создания – размещение статьи на сайте лицейской газеты.

    1.4.Жизнь и быт русского и якутского народов, их праздники и обычаи

    1.Жизнь и быт русского народа – оформление выставки.

    2.Жизнь и быт якутского народа – размещение статьи на сайте лицейской газеты.

    3.Праздники и обычаи русского народа – оформление методических рекомендаций, путем проведения классных часов в начальных классах.

    4.Праздники и обычаи якутского народа – разработка и защита проекта учащимися на научно-практической конференции «Шаг в будущее».

     

    5.Промышленные предприятия города и их выпускаемая продукция

    1.Вилюйская гидроэлектростанция – размещение статьи на сайте лицейской газеты.

    2.Акционерная компания «АЛРОСА» (ЗАО) – прошлое и настоящее – оформление выставки.

    3.Развитие пищевой промышленности в городе Мирный – оформление методических рекомендаций, путем проведения классных часов.

     

    6.Ориентирование детей в районе около школы и выбор наиболее безопасного пути

    в школу и из школы домой

    1.Красный, желтый, зеленый…… – оформление методических рекомендаций, путем проведения классных часов в виде викторины между начальными классами.

    2.Мы идем в школу..….. – оформление методических рекомендаций, путем создание дидактической игры.

    3.Транспорт и правила поведения в нем – размещение статьи на сайте лицейской газеты.

    4.Где можно и где нельзя играть – оформление методических рекомендаций, путем проведения классных часов в начальных классах.

     

    Цикл: «ПРИРОДА  РОДНОГО  КРАЯ»

    2.1.Природа, растительный и животный мир республики

    1.Растительный мир Республики Саха (Якутия) – выпуск брошюры.

    2.Животный мир Республики Саха (Якутия) – выпуск фотоальбома.

    3.Как прекрасен этот «мир» – оформление методических рекомендаций, путем проведения конкурс рисунков.

    4.Заглянем в кладовые земли – размещение статьи на сайте лицейской газеты.

     

    2.2.Лекарственные  растения,  редкие  виды  животных  и  птиц,  занесенных  в  красную  книгу  Республики  Саха  (Якутия),  природные  ресурсы  Мирнинского  района,  их  использование  и  значение  для  всей  страны

    1.Природные ресурсы Республики Саха (Якутия), их использование и значение для всей страны – размещение статьи на сайте лицейской газеты.

    2.Лекарственные растения Мирнинского района – выпуск брошюры.

    3.Редкие виды животных и птиц, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия) – выпуск брошюры.

    4.Растения, занесенные в Красную книгу Республики Саха (Якутия) – оформление выставки в виде книжки-раскладушки.

     

    2.3.ОХРАНА  ПРИРОДЫ

    1.Как помочь животным пережить суровую зиму Крайнего Севера – оформление методических рекомендаций, путем проведения конкурса на лучшее предложение (результат конкурса – публикация победителя и его предложения на сайте лицея).

    2.Экологические проблемы природы Мирнинского района и способы ее защиты – оформление методических рекомендаций, путем выпуска стенгазеты.

    3.Для чего нужна урна? – размещение статьи на сайте лицейской газеты.

    4.Как построить скворечник? (теория и практика построения) – оформление методических рекомендаций, путем проведения родительского лектория.

    5.Озеленение родного города (теория и практика) – организация посадки деревьев с привлечением детей и родителей (результат – оформление фотовыставки).

     

     

     

     

     


    4.СУБЪЕКТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

     

    Реализация темы инновационного проекта предполагает вовлечение широкого круга заинтересованных участников и исполнителей. В первую очередь основной целевой группой субъектов реализации проекта выступают учащиеся класса, с которыми будет проведена необходимая психолого-педагогическая работа по их подготовке к организации самостоятельной работы в различных сферах жизнедеятельности, ориентации на индивидуальные достижения и участие в конкурсах, викторинах, публичных выступлениях, собрании необходимых материалов и т.д.

    Также большая роль отводится учителю, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях: энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения цели); специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»; координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

    Связующим звеном между учителем и учащимися в реализации проекта будут выступают родители. Их задачей станет не только поддержка ребенка и учителя в реализации проекта, но и распространение идеи проекта по выявлению и поддержке своих детей в домашней среде и собственных взаимоотношениях с ребенком.

    Сетевая модель образования невозможна без вовлечения в проект в качестве целевых групп руководителей учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, местных музеев, библиотек, детских центров. Обеспечить это социальное партнерство лицея и других учреждений будет невозможно без помощи органов местного самоуправления, районной администрации, а также поддержки администраций Управления образования Мирнинского района и МОУ «Политехнический лицей».

     

     


    5.ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПРОЕКТА

     

    Проект в значительной мере предоставляет возможность для развития учащихся, так как в процессе работы с историческим материалом у детей формируются умения и навыки интеллектуального труда, развивается наглядно-образное мышление, воображение, память, речь, элементы теоретического мышления.

    Включение данного проекта в содержание образования способствует воспитанию любви к Родине, чувство гордости за героические свершения и созидательный труд своих земляков, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры, а также способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

    Таким образом, внедрение моего проекта способствует:

    1.формированию представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории республики, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

    2.осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях республики, города; воспитание гражданственности и патриотизма;

    3.развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображение и эмоций в процессе исторической реконструкций местных сюжетов; формирование ключевых компетенций.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

    Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

    Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"

    Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....

    Проектная работа о Малой Родине

    Проектная работа ученицы начальных классов о Малой Родине "Найди свою Гиперборею"...

    "Моя малая родина" Проектно-поисковая деятельность воспитанников

    Познание Родины начинается с малого... Семья, дом, район,город в котором ты живешь. В 2011 году мы отмечали юбилей Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В районе к этой дате в школе №302 ...

    Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

    Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

    Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

    Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

    Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

    На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...