Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Школа России
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 3 класс) на тему

Фирсова Ирина Александровна

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010.

 Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_okruzhayushchiy_mi1.rar58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

2 часа в неделю – 68  часов в год ( ОБЖ-18 ч)

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010.

 Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010

Пояснительная записка

     Планирование составлено на основе концепции и программы общеобразовательных учреждений начальные классов и программы «Школа России» 2009 года, под редакцией Плешакова А.А., в соответствии с обязательным минимумом содержания образования для начальной школы по образовательной области окружающий мир.

Стандарт начального общего образования по окружающему миру

     Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

 - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 - освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

 - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

  Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.

 Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданскиориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

 Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

 Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.

 Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

 В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

 - распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

 - моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

 - эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В структуру планирования включён материал краеведческого характера.

Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, мастер-класс специалистов, заочное путешествие. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям, практическим работам, демонстрации опытов, организации учебного диалога в ходе урока, созданию долгосрочных и краткосрочных проектов, презентаций.

Структура курса.

  №

Тема раздела.

Количество часов.

1

Как устроен мир

7 ч

2

Эта удивительная природа

19 ч

3

Мы и наше здоровье

8 ч

4

Наша безопасность

8 ч

5

Чему учит экономика

12 ч

6

Путешествие по городам и странам

14 ч

                                                      Формирование ключевых компетенций к концу года.

       К концу III класса учащиеся должны знать:

  1. что такое тела, вещества, частицы;
  2. компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства;
  3. компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
  4. группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
  5. группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
  6. некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  7. взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
  8. строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

  Учащиеся должны уметь:

  1. различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
  2. устно описывать объекты природы;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  5. измерять температуру воздуха с помощью термометра;
  6. проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
  7. оперировать с моделями, указанными в программе;
  8. изготовлять кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  9. выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  10. в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  11. выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

                                                        Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по окружающему миру

(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

        Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4»  ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Формирование ключевых компетенций по окружающему миру в конце 3 класса.

-Коммуникативные

-Регулятивные

-Личностные

-Познавательные

Тема

Количество часов

Формирование ключевых компетенций (характеристика деятельности)

     1.  Как устроен мир

           7 ч

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Сравнивать различные природные зоны, описывать природную зону.

Находить и показывать на карте нашу страну и ее столицу; регион, где живут учащиеся, родной город.

Устанавливать взаимосвязи в природе(между живой и неживой природой),  значение природы для человека, её классификации.

 Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром России, рассказывать по рисунку об экологических связях в природе, роли экологии в сохранении природного дома человечества, воздействия людей на природу.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 2. Эта удивительная природа

    19 ч

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Разграничивать понятия «тело», «вещество», «частица» ,уметь пользоваться этими веществами.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника со свойствами воды и воздуха, значением воздуха и воды  для живых организмов, источниками загрязнения воды и воздуха.

Обсуждать меры, необходимые для  охраны воды и воздуха.

Устанавливать основные классификации растений.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

3.Мы и наше здоровье.

8 ч

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

 Знакомиться с правилами сохранения и укрепления здоровья, строением тела человека.

 Различать системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная,

дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

 Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

     

4.Наша безопасность.

          8 ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Знакомиться с правилами техники безопасности, правилами поведения в общественных местах, правилами дорожного движения.

Использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта, для предотвращения несчастных случаев.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5.Чему учит экономика

     12 ч

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Сравнивать различные отрасли: сельского хозяйства, промышленности, экономики.

 Находить экологические последствия хозяйственной деятельности людей, устанавливать экологические прогнозы, их сущность и значение.

  Работать с терминологическим словариком.

  Использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

 Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6.Путешествие по городам и странам.

14 ч

Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами нашей страны, странами, граничащими с Россией, странами зарубежной Европы, их многообразием, культурой, экономикой, достопримечательностями.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, Европы, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

  Показывать на карте изученные страны мира.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах ,городах, странах.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете, для обогащения жизненного опыта.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Практических  работ – 14

Проверочных работ – 6

Тестовых работ – 6

Экскурсий – 4

Проектов - 4

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Дата

Тем

Тема урока

Элементы содержания

Формирование ЗУН на уроке

Методическое оснащение.

Дополнительная

информация

Вид контроля

Как устроен мир (7 ч)

                          Часть 1

1.

2.

1.ОБЖ.Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Природа. Разнообразие природы.

Значение природы для людей.

2.ОБЖ. Безопасное поведение на природе.

Разграничение понятий «живая природа» - «неживая природа», их характерные признаки; работа со схемами; наблюдение над многообразием природы; обучение классификации; способы познания окружающего мира

Учащиеся должны знать:

Разнообразие природы и её классификации, взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Выяснить в ходе экскурсии, что природа важнейшее средство жизни человека.

Презентация «Разнообразие природы.»

Фронтально, индивидуальный.

Экскурсия в ближайшее природное окружение.

3.

Человек – разумное существо.

Человек – часть природы; внутренний мир человека; влияние внешних раздражителей на внутренний мир (музыка, живопись и др.), постановка эксперимента

Знать: отличие человека от других объектов живой природы.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Презентация «Человек»

Фронтально, индивидуальный.

4.

Общество. Государство.

Человек – часть общества; работа над понятиями «народ», «государством»; семья как ячейка государства (работа с фотографиями); символы государства; характеристика государства Россия

Учащиеся должны знать/понимать:
– название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– государственную символику России.

Государственная символика, символы Астраханской области, древо нашего класса, карта.

Презентация.

Фронтально, индивидуальный.

5.

Мир глазами эколога.

Установление и наблюдение   взаимосвязей в природе; работа над понятиями «окружающая среда», «экологические связи»; создание эмоционального настроя на следующий урок

Учащиеся должны знать/понимать: основные экологические проблемы природы и современного общества .Что такое окружающая среда, экология. Роль экологии в сохранении природного дома человечества..

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Презентация «Мир глазами эколога.»

Фронтально, индивидуальный.

Тест №1.

6.

Природа в опасности. Охрана природы.

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу; организация учебного диалога; разработка проектов «Спасение царства Природы»

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде, как человек влияет на природу, с какой целью создана Красная книга.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Презентация «Природа в опасности».

Красная книга.

Фронтально, индивидуальный.Проверочная работа !№1

7.

Обобщение и систематизация изученного материала. Пр.р.

Обобщение знаний; работа со схемами; (групповая работа)

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде, как человек влияет на природу, с какой целью создана Красная книга.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Деревья, кустарники, лопаты.

Пр.р. №1Посадка дерева (кустарника).

Эта удивительная природа (19 ч)

1.

Тела, вещества, частицы.

Разнообразие веществ в окр.мире; работа над разграничением понятий «тело», «вещество», «частица»; постановка опыта

Должны знать: тела и их состав.

Уметь: разграничивать понятия «тело», «вещество», «частица».

Карточки опоры.

Презентация.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/------q--q.html

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/telavechestvachast.html

Фронтально, индивидуальный

2.

Разнообразие веществ. Пр.р.

Практическое знакомство с некоторыми веществами их свойствами (табл. Р.Т.); обнаружение крахмала в продуктах с помощью йода

Знать: разнообразные вещества.

Уметь: пользоваться этими веществами.

Вещества: соль, сахар. Крахмал, кислота, уксус, йод, пипетка.

Фронтально, индивидуальный Пр.р.№2

Обнаружение крахмала в продуктах питания.

3.

Воздух и его охрана.

Особенности газообразного состояния; состав    воздуха; организация опытов по изучению свойств воздуха; продолжение работы над проектами «Спасение царства Природы»

Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха.

Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Таблица «Воздух и его охрана».

Для опыта: спички, спиртовка, колба, трубка, влажная тряпка, полиэтиленовый пакет, шприц без иглы.

Фронтально, индивидуальный.

Пр.р.№3

Свойства воздуха.

4.

5.

Вода и жизнь. Свойства воды. Пр.р..

3.ОБЖ. Безопасное поведение на воде.

Превращения и круговорот воды.

Вода как главное условие существования жизни на Земле;   изучение свойств воды при помощи опытов.

Три состояния воды; демонстрация опыта «Преобразование воды»; работа с таблицей

Учащиеся должны знать/понимать:
– основные свойства воды;
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/---q---q.html

Презентация «Круговорот воды»

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/---q------q.html

Пр.р.№4

 Очистка воды с помощью фильтра.

Фронтально, индивидуальный.

Опыт

«Преобразование воды»

6.

Берегите воду!

Организация  учебного диалога по проблеме охраны и экономии воды; продолжение работы над проектом «Спасение царства Природы»; контроль знаний по изученному разделу  

Знать: причины загрязнения водоемов, меры охраны водоемов от загрязнения.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Б.Заходер «Течёт река»; Н.А.Рыжов «Жила-была река» (экологическая сказка)

Презентация «Берегите воду»

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/-------q-q.html

 

Берегите воду! Тест№2

7.

8.

Как разрушаются камни.

Что такое почва.

Постановка опыта «Расширение твёрдых тел при нагревании»; составление опорных схем на основе   текста учебника.

Работа с таблицей «Почвенное обнажение»; постановка опытов с целью выявления свойств почвы; работа над понятием «плодородие»

Знать: о разрушении в природе твердых пород под воздействием определенных факторов; состав и свойства почвы.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Схема «Разрушение камней».

Таблицей «Почвенное обнажение»

Фронтально, индивидуальный.

Опыт «Выявления свойств почвы»

9.

Разнообразие растений.

Особенности дыхания растений.  Солнце, растения и мы с вами.

Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений; выяснение их представительства в нашей области.

Знать: основные классификации растений.

Учащиеся должны

уметь:

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3);

– раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Презентация «Разнообразие растений», таблица «Царство живой природы».

Таблица «Питание и дыхание растений»

Фронтально, индивидуальный

11.

Размножение и развитие растений. Пр.р.

В ходе организации учебного диалога выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений

Знать: размножение и развитие растений. Роль растений в природе, влияние человека на растительный мир.

Учащиеся должны уметь:
– использовать знания и умения для ухода за растениями;

– определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

 Презентация «Размножение и развитие растений».

Образцы семян растений.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrdidact/---l-r.html

Пр.р. №5

Приспособленность плодов и семян к распространению.

12.

Охрана растений.

Работа с Красной книгой Астраханской области; презентация «Растения – врачи»; викторина «Лекарственные растения»; работа над проектом «Спасение царства Природы»

Знать: основные экологические правила.

Учащиеся должны уметь:
– использовать знания и умения для ухода за растениями;

– определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Фронтально, индивидуальный

13.

14.

Разнообразие животных.

Особенности питания животных. Цепи питания

Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями.

Игра «Каждому своё»; классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания.

Учащиеся должны знать: разнообразие животных, группы животных. Общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

Уметь: раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

Презентация «Разнообразие животных»

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrdidact/q-q.html

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrdidact/raznoobrazie.html

Таблица «Цепи питания»

Фронтально, индивидуальный

15.

16.

Экологическая пирамида. С кем дружит дуб?  

Размножение и развитие животных.

Работа с опорными схемами и таблицами;  построение сети питания и модели экологической пирамиды

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Таблица «Экологическая пирамида»

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrdidact/---q-q.html

Фронтально, индивидуальный

17.

Охрана животных. Заседание Друзей природы.

Организация заседания Друзей природы (проблемы, причины и условия охраны); работа с Красной книгой Курской области; работа над проектом «Спасение царства Природы»

Знать: животных, занесенных в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными

Красная книга.

Презентация «Охрана животных»

Фронтально, индивидуальный.

Тест № 3

Охрана животных

18.

В царстве грибов.

4.ОБЖ. Первая медицинская помощь при отравлении грибами.

Работа с текстом учебника: строение гриба, особенности жизни, значение; классификация грибов; правила сбора.

Знать: грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Презентация «В царстве грибов»

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/-q----q--q-q-3-.html

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrdidact/------q--q.html

Фронтально, индивидуальный.

Проверочная работа №2

 по теме

 «Эта удивительная природа»

19.

Великий круговорот жизни.

Работа со схемой; составление рассказа на основе изученного материала; обобщение изученного материала; проверочная работа.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными.

Презентация «Спасение царства Природы», проекты учащихся.

Защита проекта

«Спасение царства Природы»

Мы и наше здоровье

(8 ч)

1.

2.

Организм человека. Пр.р.

5.ОБЖ.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Органы чувств.

6.ОБЖ.Вредные привычки, их влияние на здоровье.

Работа с таблицей и  сборным макетом «Организм человека»; знакомство с понятием «система органов»; измерение роста, веса, температуры человека; обсуждение понятия «здоровье».

Работа над проектом «Здоровый образ жизни».

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья, представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,

дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

Таблица «Организм человека»

Презентация «Органы чувств»

Фронтально, индивидуальный Пр.р. №6

Измерение физических параметров организма.

3.

Надёжная защита организма. Пр.р.

7.ОБЖ .Основы личной гигиены.

Путём наблюдения установить свойства  кожи; обучение обобщению наблюдений, возможности делать выводы;  практическая работа по оказанию первой помощи при повреждении кожи

Знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов.

Презентация.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/--q----q.html

лупа, зеркальце (у каждого)

Фронтально, индивидуальный Пр.р.№7 Знакомство с внешним строением кожи. Первая помощь при поражениях кожи.

4.

Опора тела и движение.

8.ОБЖ. Основные виды травм, первая медицинская помощь.

Работа с макетом «Скелет человека», с таблицей «Мышцы тела»; обсуждение правильной осанки и её значении в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения

Презентация «Строение тела человека»

Фронтально, индивидуальный

5.

Наше питание. Пр.р.

9.ОБЖ.Первая медицинская помощ при пищевых отравлениях.

Работа с таблицей «Пищеварительная система»; роль органов в процессе усвоения пищи; значение белков, жиров и углеводов в функционировании организма; работа с этикетками от продуктов с целью изучения состава продуктов

Учащиеся должны знать/понимать:
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения

http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200404002

Таблица

«Пищеварительная система»

Фронтально, индивидуальный Пр.р.№8 Изучение содержания в продуктах питательных веществ (по информации на упаковке).

6.

Дыхание и кровообращение. Пр.р.

Работа с таблицами, опорными схемами; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физ.нагрузки, выводы; обсуждение вреда курения, рассматривание рентгенограммы здоровых лёгких и больных

Учащиеся должны знать/понимать:
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения

Презентация.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrdidact/------qq.html

Фронтально, индивидуальный Пр.р. №9

Подсчёт ударов пульса.

7.

Предупреждение болезней. Закаливание.  

10.ОБЖ. Пути укрепления здоровья.

Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; изготовление знаков- «закаляек»

Презентация.

http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200402605

Фронтально, индивидуальный .

Проверочная работа №3. «Здоровый образ жизни.»

8.

 Здоровый образ жизни. Обобщение и систематизация знаний.

11.ОБЖ. Основы здорового образа жизни.

Обсуждение условий здорового образа жизни.

Знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов.

Проекты и рисунки учащихся.

Защита проекта

« Мы – за здоровый образ жизни»

Наша безопасность (8 ч)

Часть 2

1.

Огонь, вода и газ.

12.ОБЖ. Первая медицинская помощь при отравлении газами.

Обсуждение опасностей и их причин; работа по таблицам; приём театрализации ( с игрушечными телефонами); работа со схемой эвакуации из класса (школы); составление знаков безопасности

Учащиеся должны знать/понимать:
– основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
– использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, при утечке газа.

уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Презентация .

«Огонь, вода и газ».

Рисунки «Опасность игры с огнем»

Фронтально, индивидуальный

2.

Правила безопасного поведения на дорогах.

13.ОБЖ. Безопасное поведение на дорогах.

Работа с учебником; дополнение сведений из др.источников; обучение рецензированию ответов товарищей; работа с мини-тестами

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения пешехода на улице.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Таблица «Дорожные знаки»

DVD фильм «Чтобы путь был счастливым»

Фронтально, индивидуальный

3.

Дорожные знаки.

14.ОБЖ. Мы- пассажиры.

Классификация знаков; формирование умения читать знаки; обнаружение знаков различных категорий в окрестностях школы

Знать: Дорожные знаки , их роль в обеспечении безопасного движения.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения

Таблица «Дорожные знаки»

Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

4.

Опасные места.

15.ОБЖ. Опасные ситуации.

Знакомство с преподавателем ОБЖ (урок двух педагогов); групповая работа, обмен мнениями; создание знаков безопасности

Учащиеся должны знать/понимать опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила поведения в опасных местах.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения

Презентация «Опасные места в доме».

Фронтально, индивидуальный

5-6

Опасности окружающего мира.

16.ОБЖ. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

Организация групповой работы; работа с текстом учебника, справочной литературой, энциклопедией; обобщение и выводы по теме урока, тестовая работа

Учащиеся должны знать/понимать ядовитые грибы и растения. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасных животных. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения.

Презентация.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrdidact/--qq-.html

http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200402607

Фронтально, индивидуальный Тест №4.

Экскурсия

 в музей противопожарной безопасности

7.

8.

Экологическая безопасность. Пр.р.

17.ОБЖ. Экологическая безопасность.

Обобщение изученного материала.

18.ОБЖ. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера.

Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды

Учащиеся должны знать/понимать: как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнённой воды. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта, своей безопасности.

Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья.

уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта, своей безопасности.

Таблица «Цепь загрязнения»

Презентация «Экологическая безопасность»,

Бытовой фильтр.

Презентация.

Пр.р. №10

Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Фронтально, индивидуальный.

Проверочная работа №4. «Наша безопасность»

Чему учит экономика

(12 ч)

1.

Для чего нужна экономика.

Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий

Знать: значение слова «экономика», какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Уметь: анализировать.

Презентация «Для чего нужна экономика?»

Фронтально, индивидуальный

2.

Три кита экономики.

Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения; Составление иллюстраций по теме

Знать: три кита экономики.

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Презентация «Три кита экономики»

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrprorect/trikitaecon.html

Фронтальный.

3.

Полезные ископаемые. Пр.р

Знакомство с видами полезных ископаемых; характеристика основных свойств на основе рассматривания, работа с таблицей; способы добычи (презентация)

Знать: Полезные ископаемые, их разнообразие. Свойства полезных ископаемых, профессии людей, добывающих полезные ископаемые, способы добычи полезных ископаемых.

Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы
(цвет, форму, сравнительные размеры)

Полезные ископаемые.

Фронтально, индивидуальный Пр.р. №11.

Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых.

4.

Растениеводство. Пр.р.

Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями; развитие монологической речи (составление устного описания)

Знать: отрасли сельского хозяйства.

Учащиеся должны уметь различать объекты природы
и изделия; объекты
живой и неживой
природы.

Таблица «Растениеводство»

Пр.р. №12

Знакомство с культурными растениями.

5.

Животноводство.

Знакомство с отраслями животноводства; работа на ферме; развитие в нашей области

Знать : особенности разведения и содержания домашних животных.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

Таблица «Животноводство.»

Фронтально, индивидуальный

6.

Промышленность. Виды промышленности.

Работа над классификацией видов промышленности; работа с опорными схемами; промышленность нашей области

Знать: Отрасли промышленности.

Уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

Презентация «Какая бывает промышленность?»

Фронтально, индивидуальный

7.

Что такое деньги? Пр.р.

Беседа об истории возникновения денег; знакомство с понятиями «бартер», «купля-продажа», «цена»; ознакомление с денежными единицами разных стран; рассматривание монет, определение лицевой и оборотной сторон

Знать: историю возникновения денег. Роль денег в экономике, денежные единицы разных стран.

Уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Презентация «Деньги»,

Монеты разного образца.

Фронтально, индивидуальный Пр.р.№13 Знакомство с современными российскими монетами.

8.

Государственный бюджет.

Элементарное знакомство с  функционировании-ем гос.бюджета; игра «Сказочная страна» (составление бюджета)

Знать: что такое «бюджет», «расход», «доход», «налоги».На что государство тратит деньги.

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Презентация «Государственный бюджет»

Фронтально, индивидуальный

9.

Семейный бюджет.

Практическая работа по составлению семейного бюджета; работа с пословицами

Знать: семейный бюджет. Расходы и доходы семьи.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

 Презентация.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/okrmir.html

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrdidact/prezent-3--.html

http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200802304

Фронтально, индивидуальный

10.

Экономика и экология. Урок-сказка.

Материал изучается при помощи феи Экологии и гнома Эконома; решении проблемных задач; постановка опытов; поиск доказательств; завершение работы над проектом «Спасём царство Природы»

Знать: экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Экологические прогнозы, их сущность и значение.

Уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Презентация http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200601304  (экологические задачи)

11.

Обобщение и систематизация знаний.

 Защита творческих проектов; организация дискуссии, обучение умению выдвигать доказательства и участвовать в споре с оппонентом.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтально, индивидуальный Тест.№5

«Чему учит экономика»

12.

Обобщение и систематизация знаний.  

Организация групповой работы (промышленники и экологи); проверка знаний по изученной теме

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Презентация.

Проверочная работа №5. «Чему учит экономика»

Путешествие по городам и странам (14 ч)

1.

2.

3.

4-5

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Золотое кольцо России. Урок - заочное путешествие.

Золотое кольцо России. Закрепление изученного материала.

Москва – столица России.

Наши ближайшие соседи.

На севере Европы.

Что такое Бенилюкс?

В центре Европы.

Путешествие по Франции и Великобритании. Интегрированный урок.

На юге Европы.

По знаменитым местам мира.

Европа. Обобщение изученного материала.  

Путешествие по Астрахани.

Закрепление изученного материала.

Знакомство с понятием «Золотое кольцо России»; работа с физической картой; организация путешествия (актовый зал), гиды – подготовленные ребята.

Работа над проектом «Путешествие по городам и странам».

Знакомство с   достопримечатель-ностями Москвы, организация коллективной игры – путешествия.

Знакомство с соседями нашей страны; работа с картой, соотнесение страны и её столицы; работа над понятиями «Европа» и «Азия».

Знакомство со Скандинавскими странами, их особенностями, достопримечатель-ностями.

Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом.

Знакомство с Германией, Австрией и Швейцарией (групповая работа); великие композиторы и художники европейских стран.

Урок окр.мира и иностранного языка; великие композиторы и художники европейских стран.

Знакомство с Грецией и Италией, их архитектурным своеобразием.

Ознакомление с мировыми достопримечатель-ностями.

Обобщение и систематизация материала при помощи организации различных видов работы; итоговая проверочная работа

Учащиеся должны знать/понимать:

-Города Золотого кольца России, их прошлое и настоящее, основные достопримечательности и памятники.
-Название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села)

-Страны, граничащие с Россией.

-Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности культуры, экономики, основные достопримечатель-ности, знаменитых людей.

-Знаменитые места мира: историю и культуру разных стран.

Уметь: 

– показывать
на карте изученные страны мира; границы России,

некоторые города
России (родной
город, столицу, еще 1–2 города).

Использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете, для обогащения жизненного опыта.

Презентация «Золотое кольцо России»

Презентация «Москва. Красная площадь».

Физическая карта.

Презентация.

Презентация «На севере Европы».

Презентация.

Презентация «В центре Европы».

Презентация.

http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_3_mir/1645-puteshestvie-po-francii-i-velikobritanii.html

Презентация «На юге Европы».

Презентация.

Презентация «Европа»

Презентация. Проекты учащихся.

Фронтально, индивидуальный

Фронтально, индивидуальный

Фронтально, индивидуальный

Фронтально, индивидуальный

Пр.р. №14

Показ на карте изучаемых объектов.

Фронтально, индивидуальный.

Фронтальный.

Фронтальный.

Фронтально, индивидуальный

Итоговый тест.№6

Итоговая проверочная работа №6.

Экскурсия.

Защита проекта по теме «Путешествие по городам и странам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России

Общая характеристика учебного предмета    Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....