рабочая программа по Окружающему миру 1 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Клушева Жанат Сагантаевна
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_1kl.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:  Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального  общего образования по окружающему миру и авторской  программы  Н. Ф. Виноградова Окружающий мир Класс:1–М: Вентана-Граф, 2011,  

Учебники:

Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч М.: «Вентана – Граф», 2011).

Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь; - М.: Вентана-Граф, 2011

Дополнительная литература:

Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методические комментарии - М.: Вентана-Граф, 2011

Электронный образовательный ресурс 1 класс Окружающий мир - М.: Вентана-Граф, 2011

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  1. уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  2. необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  3. зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  4. преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

Особенности содержательных линий

  1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс)

  1. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

  1. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
  2. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
  3. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного

учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:

«Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  4. Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  5. Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  6. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  7. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  8. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  9. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  10. Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  11. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  12. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  13. ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  14. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место учебного предмета в учебном плане

 Согласно  базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе- 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2.3,4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)

Результаты изучения учебного предмета

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  2. достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  1. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  1. воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  2. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  3. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  1. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  2. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  3. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  1. интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  2. регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  3. коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Содержание курса

1 класс

Ты — первоклассник

Универсальные учебные действия:

  1. определять время по часам с точностью до часа;

  1. анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
  1. воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
  2. различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  3. описывать назначение различных школьных помещений;
  4. конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
  1. реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье

Универсальные учебные действия:

  1. демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи

Универсальные учебные действия:

  1. классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.);
  2. ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.

Родная природа

Универсальные учебные действия:

  1. описывать сезонные изменения в природе;
  2. определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  1. устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  2. описывать внешние признаки растения;
  3. характеризовать условия роста растения;
  4. выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
  5. различать животных по классам (без термина);
  6. сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных, различать животных по месту обитания.

Родная страна

Универсальные учебные действия:

  1. составлять небольшой рассказ о своей семье;
  2. взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
  3. различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
  4. называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  5. различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
  6. реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

  1. воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  2. различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
  3. ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  4. различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  5. различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  6. определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
  7. устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  8. описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  9. сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:

  1. анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  2. различать основные нравственно-этические понятия;
  3. рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  4. участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка

природы.

Содержание курса

 

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Авторская линия (возможность углуб

ления)

Универсальные учебные дейчтвия

Предметные

Знать

Уметь

1. Ты перво

классник

  Школьник,  ученик,  правило,  опасная  и  безопасная  дорога,  дорожный  знак,  

4 ч

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  школьник,  ученик,  правило,  опасная  и  безопасная  дорога,  дорожный  знак,  

  1. выполнять правила поведения;
  2. применять правила дорожного движения;

2.Твои друзья-взрослые и дети

    Правила общения,   дружеские  отношения

6 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:    правило,   дружеские  отношения.

  1. использовать в процессе общения основные правила этикета;
  2. строить диалог со взрослыми и сверстниками;

2. Твоё  здоровьё  

Здоровье, органы чувств,  время,  час,  день  недели,  гигиена, способы закаливания,  гимнастика.

7 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах :здоровье,  время,  час,  день  недели,  гигиена,  гимнастика.

  1. выполнять режим дня;
  2. соблюдать правила гигиены;

3.Мы  и  вещи

Мир профессий, предметы труда, уважение  к  труду,  экономное  отношение

4 ч

  Ориентировка в  понятиях  и  терминах:  труд,  уважение  к  труду,  экономное  отношение,  одежда,  обувь,  мебель,  безопасность.

  1. выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда

4.Родная природа

Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.),  способы охраны природы, Красная книга

25 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  природа  (живая,  неживая ),  время  года,  сезон,  растение  (открытого  грунта,  комнатное),  животное  (домашнее,  дикое),  теплица,  заповедник,  Красная книга.

 

  1. различать живую и неживую природу;
  2. различать сезонные изменения в природе;
  3. ухаживать за комнатными растениями;
  4. различать виды животных

5. Родная  страна

Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество

20 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  семья,  родители,  город,  село,  страна,  памятное  место,  транспорт,  фольклор,  народное  творчество,  профессия.

  1. рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
  2. знать название своего города, страны, столицы;
  3. знать символику страны;

знать полное имя, домашний адрес;

Итого

66ч

Календарно-тематическое планирование

 урока

Название разделов, количество часов

Тема урока

Содержание урока

Знания и умения учащихся

ИКТ

Домашнее задание

Дата

план

Факт

1

Родная природа

Этот удивительный мир

Восприятие красоты окружающей природы. Связь живой и неживой природы. Бережное отношение к природе.

Знать своё полное имя, домашний адрес; основные помещения школы, их расположение; названия улиц вблизи школы и дома; правила поведения в школе.

Уметь ориентироваться  в здании школы, на территории, прилегающей к школе и дому.

4-5уч

4-5тет

2

Ты - первоклассник

Давай познакомимся

Твои новые друзья: кто они, как их зовут, есть ли у них любимые занятия. Понятия: одноклассник, сверстники, классный коллектив

6-7уч

6 тет

3

Мы – школьники

Знакомство со школой: класс, столовая, спортзал, комнаты гигиены.

Школьник и его жизнь. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

8-12уч

7-8тет

4

Правила поведения в школе

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке, перемене, в столовой. Обращение к учителю. Роль и значение школы в жизни школьника.

Уметь соблюдать правила поведения в школе

13-14уч

5

Родная природа

Сентябрь – первый месяц осени

Природа родного края. Красота природы, сезонные изменения. Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5). Растения пришкольного участка.

Знать названия времен года.

Уметь различать времена года; называть основных представителей растительного мира ближайшего окружения

15-17уч

9-10 тет

6

Что нам осень подарила

Грибы: название, окраска, форма, размер (4–5). Грибы съедобные и несъедобные

Уметь различать признаки живой и неживой природы; классифицировать овощи и фрукты

18-20уч

11тет

7

Грибная пора

Знать названия грибов.

Уметь различать грибы

21-22уч

12 тет

8

Родная страна

Семья. Взаимоотношения в семье.

Семья  - самое близкое окружение человека. Семья и ее состав. Взаимоотношения в семье.

Знать членов своей семьи.

Уметь составлять рассказ о своей семье.

23уч

13-14тет

9

О маме

Семья.  Члены семьи. Семейные традиции.

Знать членов своей семьи.  Уметь различать основные нравственно-этические понятия(сочувствие, трудолюбие, леность, послушание-непослушание, равнодушие); составлять рассказ о своей семье.

24-25уч

10

Любимые занятия.

Занятия членов семьи

26-30уч

15-16тет

11

Воскресный день.

Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Труд и отдых в семье.

29-30уч

12

Родная природа

Как из зерна получилась булка

Трудовая деятельность людей. Особенности труда тракториста, мельника, пекаря

Знать названия профессий, связанных с сельским хозяйством; основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность).

Уметь рассказать
о профессиях хлебороба, механизатора; оценивать результат своей и чужой работы, отношение к ней

31-32уч

17 тет

13

Человек и домашние животные

Домашние животные. Профессии людей, ухаживающих за животными

33-34уч

18-19 тет

14

Октябрь уж наступил

Сезонные изменения в природе в октябре. Перелётные птицы. Как животные готовятся к зиме

Знать и называть перелётных птиц.

Уметь различать времена года; называть основные условия жизни растений и животных

35,38-39уч

15

Птицы осенью

Наблюдение за птицами. Перелетные птицы. Птицы водоемов

Знать названия перелетных птиц.

Уметь называть птиц

36-37уч

20 тет

16

Явления природы.

Явления природы разных времён года
(дождь, листопад, снегопад, таяние снега и др.)

Знать сезонные явления природы

40-43уч

21 тет

17

Родная страна

Где ты живешь. Памятные места города

Родной город (село). Трудовая деятельность людей в городе (селе)

Знать различия города, села; особенности построек, дорог, труда жителей сельских и городских.

Уметь назвать домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома

44-45уч

22 тет

18

Правила поведения на дорогах.

Безопасный путь из дома в школу. Правила перехода улицы и перекрёстка

Уметь различать знаки светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях

46-49уч

23 тет

19

Мы и вещи

Ты и вещи

Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Бережное отношение к вещам, уход за ними

Знать профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью и т. д.

50-53уч

24 тет

20

Кто работает ночью

Уметь оценивать результаты своей и чужой работы

54-55уч

21

Твоё  здоровье 

Что такое здоровье

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Личная гигиена, режим дня, охрана и укрепление здоровья.

Знать и выполнять основные правила здорового образа жизни;

правила оказания помощи при несчастных случаях.

56уч

25 тет

22

Твои помощники – органы чувств

Система органов чувств, роль в жизнедеятельности организма.

57-58уч

23

Правила гигиены

Предметы личной гигиены. Обсуждение проблемы: что дает человеку знание и соблюдение правил гигиены?

Знать предметы личной гигиены.

Уметь пользоваться предметами личной гигиены

59-60уч

24

О режиме дня

О времени и часах

Распорядок работы, отдыха, сна, питания

Знать о режиме дня школьника.

Уметь соблюдать режим дня

61-62уч

26-27 тет

25

Урок в спортивном зале.

Закаливание. Обсуждение: почему закаливание полезно организму?

Знать о преимуществе закаливающих процедур

63-65уч

26

Родная природа

Ноябрь – зиме родной брат.

Сезонные изменения в природе, характеристика времени года

Знать названия времен года, животных; правила поведения (безопасности) на экскурсии.

Уметь различать времена года, животных, объединять их в группы; рассказывать о птицах: строение, питание и т. д

66-67уч

28 тет

27

Дикие животные

Животные вокруг нас: звери, птицы, млекопитающие. Разнообразие мира животных.

Птицы – наши друзья

68-69уч

29тет

28

Звери - млекопитающие

70-71уч

30тет

29

Что мы знаем о птицах

72-76уч

30

Родная страна

Родной край

Достопримечательности родного города (села). Описание жилого дома, его архитектурных особенностей

Знать название города, в котором живёшь.

Уметь называть основные учреждения быта, образования, культуры

77-79уч

31тет

31

Дом, в котором ты живешь

80-83уч

32тет

32

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.

Произведения народного творчества: песни, танцы, сказки, игрушки. Выразительное чтение фольклорных произведений

Знать, почему, в каких случаях руки, голову называют золотыми.

Уметь выразительно читать фольклорные произведения

84-86уч

33 тет

33

Родная природа

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Сезонные изменения в природе. Характеристика времени года

Уметь различать представителей животного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.)

87уч

34-35тет

34

Какая бывает вода

Наблюдение разных состояний воды

Уметь различать состояние воды

88-89уч

36 тет

35

Твои друзья – взрослые и дети

О дружбе. Как нужно относиться к друзьям.

Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям

Уметь различать основные нравственно-этические понятия;  выполнять трудовые поручения взрослых

90-91уч

37-38тет

36

Идем в гости

92уч

39тет

37

С Новым годом!

Участие в праздничном шоу (ролевая игра, инсценированное действие)

Уметь рассказать новогоднюю историю от имени выбранной роли

93уч

40тет

38

Родная природа

Январь – году начало, зиме середина

Сезонные изменения в природе. Виды деревьев, растущих в твоём краю

Знать виды деревьев родного края, сезонные изменения в природе.

Уметь делать выводы по итогам наблюдений за природой

4-6уч

41-42тет

39

Хвойные деревья. Названия, внешний вид.

Ель, сосна и лиственница (сравнительная характеристика)

Знать хвойные деревья.

Уметь различать хвойные деревья

7-8уч

43тет

40

Жизнь птиц.

Разнообразие животных, птиц

Знать основных представителей животного мира ближайшего окружения; основные условия благополучной жизни животных и птиц.

Уметь различать животных и птиц по видам

9-12уч

44-45тет

41

Родная страна

Наша страна – Россия

Россия – наша Родина. Москва. Красная площадь. Кремль. Государственная символика

Знать свою страну, главный город страны; символику РФ; чем богата и знаменита родная страна.

Уметь объяснить, почему гражданин любит свою Родину

13-17уч

46-47тет

42

Богата природа России

Животные, обитающие на территории России. Природа России

18-24уч

48-51 тет

43

Мы – россияне

Народы России. Национальные костюмы

25-28уч

52-54тет

44

Народная сказка

Русские народные сказки, загадки, потешки, скороговорки, прибаутки, песни

Уметь пересказывать сказки; выразительно читать фольклорные произведения

29уч

55тет

45

Родная природа

Февраль – месяц метелей и вьюг

Зимние явления природы. Жизнь животных зимой

Знать о питании, передвижении зверей, из жизни в зимний период

30-31уч

56-57тет

46

Звери - млекопитающие

Насекомоядные, растительноядные, хищные

и всеядные звери

Знать отличия в питании и передвижении зверей разных видов

32-35уч

58тет

47

Наш уголок природы

Комнатные растения: название, внешний вид, условия роста. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Оформление уголка природы. Подведение итогов и запись выводов по теме в дневнике наблюдений

Знать основные условия благополучного роста растений.

Уметь выполнять основные поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки

36-42уч

59-61тет

48

49

Родная страна

Мы – граждане России

Россия – наша Родина. Наши права и обязанности

Знать основные конституционные права и обязанности гражданина России

43-48уч

62-63тет

50

Твои друзья-взрослые и дети 

О правилах поведения

Разговор по телефону. Поздравление друга с днём рождения. Настоящий друг

Знать о правилах поведения при общении с друзьями, во время разговора по телефону

49-51уч

51

23 февраля – День защитника Отечества

8 Марта – праздник всех женщин

Опыт общения со сверстниками и взрослыми, освоение правил поведения в обществе

Уметь различать основные нравственно-этические понятия

52-54уч

64тет

52

Родная природа

Март - капельник

Сезонные изменения природы (весна)

Знать об изменениях в природе весной; названия перелетных птиц

55-56уч

65-66тет

53

Птичьи разговоры

Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры»

Знать правила отношения к птичьим гнездам

57-60уч

54

Твоё  здоровье 

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Закаливание. Принципы закаливания

Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры.

Уметь различать основные нравственно-этические понятия

61-62уч

67тет

55

Здоровая пища. Режим питания.

Режим питания. Культура поведения за столом. Полезные и вредные привычки

Знать основные правила здорового образа жизни (ЗОЖ), что значит режим питания для организма человека

63-64уч

68-69тет

56

Какое бывает настроение

Опыт общения со сверстниками и взрослыми, освоение правил поведения в обществе

Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры.

Уметь различать основные нравственно-этические понятия

65уч

70тет

57

Родная природа

Апрель – водолей.

Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы. Сезонные изменения в разгар весны

Знать условия благополучной жизни растений и животных.

Уметь объяснить взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных

66-68уч

71тет

58

Жизнь насекомых

Календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др.

Уметь объяснять появление насекомых весной, описывать внешний вид насекомых

68-71уч

72-73тет

59

Весенние работы

Труд людей весной

(на полях, в цветниках, в парках)

Уметь рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках

72-74уч

60

Кто работает на транспорте

Виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, общественный, личный

Знать виды транспортных средств и профессии людей, которые трудятся на транспорте

75-77уч

74-75тет

61

Родная страна

День космонавтики

Ознакомление с информацией по освоению космоса

Уметь называть важные события общественной жизни

78-79уч

62

Родная природа

Май весну завершает, лето начинает.

Сезонные изменения в природе. Домашние и дикие животные

Уметь различать и называть явления природы
(2–3)

80-82уч

76-79тет

63

Жизнь земноводных весной

Земноводные. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы

Знать условия благополучной жизни растений и животных.

Уметь объяснить их зависимость и взаимосвязь

83-84уч

80-81тет

64

Животное – живое существо

Признаки живого. Отличие живого от неживого

Знать отличительные признаки живого и неживого

85-90уч

82-87тет

65

Скоро лето

Особенности времени года (лето)

Знать времена года

90уч

88тет

66

Твоё  здоровье 

Ты - пешеход

Безопасное поведение на дорогах. Обращение с бытовыми электроприборами. Противопожарная безопасность

Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях.

Уметь различать знаки дорожного движения

91-93уч

89-94тет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...